Облако тегов
Последние комментарии

Остров Атту

Экспедиция близится к своему завершению. Путешественники, воспользовавшись попутным ветром, достигли самого дальнего от Аляски острова Алеутской гряды – острова Атту.

Руководитель экспедиции, Герой России Михаил Георгиевич Малахов передает по спутниковому телефону:
«Остров Атту очень трудно найти на безбрежных просторах Тихого океана и Баренцева моря. Это – конечная точка нашего маршрута среди всех Алеутских островов. Это не значит – последняя, здесь мы должны повернуть на восток и вернуться в ближайший аэропорт, который расположен на острове Адак. Туда более 400 морских миль или 700 километров только по прямой. Мы сделали серьезный бросок до этого острова за 3 ночи и 2 дня без остановки, поскольку ветер был попутный, и тем самым мы сделали себе запас на несколько дней. Ведь эта зона, в которой мы сейчас находимся, очень трудно прогнозируема в погодном плане. Часто бывают ветра, шторм. Острова называются Ближние (по отношению к России) и не имеют достаточного количества бухт, в которых судно может отстояться во время шторма. Поэтому приходится делать такие длинные переходы. На обратном пути к острову Адак мы должны завершить обследование еще нескольких островов, и тем самым будет поставлена точка в напряженной программе изучения наследия Русской Америки на Алеутских островах.


Эта слегка рискованная, но уже оправдавшая себя стратегия действий «по погоде». Но команда уже имеет опыт. На судне, которое мы используем, яхте SAUVAGE, опытный капитан Дидье Ватеркотт, человек, который более 30 лет живет в море, на яхте, и знает морские условия лучше, чем городскую суету. Во многом опираясь на его опыт, нам удается выполнять практически на 100% свой очень сложный график посещения различных островов, связанных так или иначе с историей Русской Америки. В этом плане, если сравнивать со стрельбой, то мы сейчас практически всегда попадаем в «десятку». Хотя для остальной команды многое дается непросто. Бушуют Баренцево море и Тихий океан. Когда судно идет ночью, спать крайне сложно, поскольку перекатываешься с боку на бок. Плюс ко всему – укачивание. К моему удивлению, большинство команды не использует специальных средств. Чтобы избежать морской болезни. Наверное, адаптировались, а может быть, просто хороший подбор команды.


Сейчас нас на судне шестеро. Кроме пяти основных участников (трех Малаховых, Дмитрия Старцева из Ульяновска и Сергея Карпова из Рязани)к нам прибавился профессиональный ученый-историк Иван Савельев из Архангельска. На Адаке улетели домой рязанцы Лев Сафонов, Никита Сафонов и Олег Наумов. Оставшись вшестером, мы будем завершать нашу экспедицию. Хотя впереди еще сложная двухнедельная дорога до острова Адак.


Экспедиционная яхта Savauge

Несколько бытовых подробностей нашей экспедиции. Мы спим по два человека в одной каюте. На яхте тепло, хотя, как только выходишь на верхнюю палубу, то обязательно попадаешь под ветер. Ветра здесь практически постоянно. Еда здесь по расписанию, как это и принято в морской жизни, практически в одно и то же время, с небольшими изменениями в зависимости от графика движения или работ на берегу. На еду жаловаться не приходится. Сами мы не готовим, в отличие от предыдущих экспедиций. Первый помощник капитана, жена Дидье Софии – замечательный кулинар. После приема пищи мы стараемся помочь в плане уборки и мытья посуды. На этом основные дела по камбузу у нас завершаются. Приходится убираться в своих каютах, хотя общий порядок, опять же, за первым помощником капитана.


Капитан и его первый помощник – Дидье и Софии Ватеркотт

На судне порядки строгие. Надо следить за состоянием своей обуви после возвращения с берега, поскольку приносится и песок, и галька, а все это судно потихонечку разрушает. Обязательно, прежде чем ступить на борт судна, надо мыть ноги и проверять подошвы сапог друг у друга. В плане работ мы используем такую тактику. Обычно делаем одну, максимум две, высадки в день, поскольку каждая высадка – это 2-3 часа работы. Иногда, если погода не позволяет пристать в интересующей нас бухте, мы можем расположиться на другой стороне острова или в более удобной бухте по соседству. И тогда мы совершаем пешие броски. Здесь как раз общая туристическая, экспедиционная подготовка очень помогает. Расстояние пеших переходов иногда достигает 15 километров. В ближайшие день-два нам предстоит вот такой бросок с севера на южную оконечность острова Атту. Очень непросто идти в местных условиях. Дорог нет, только тундра и горы, трава по пояс или даже по грудь – вот условия, в которых приходится передвигаться.


У нас есть общее удовлетворение от работы. Практически все, что запланировано, удается осуществить. И это результат слаженной работы команды судна и нас. участников экспедиции. Парни в хорошей физической форме. Много шуток. Предыдущий вечер у нас был музыкальный. Дмитрий Старцев хорошо играет на гитаре, Алексей и Михаил Малаховы используют уникальные инструменты северных народов, а Иван Савельев профессионально занимался хоровым пением. Плюс ко всему, иногда наша каюта в перерывах между высадками на берег напоминает избу-читальню. Я, в основном, читаю историческую литературу, связанную с историей Алеутских островов. А парни читают бумажные книги от классики (Достоевского, Тургенева) до иностранной литературы. Книги переходят из рук в руки, хотя запас книг на электронных носителях большой. Музыку не слушаем – как-то не до этого. Предпочитаем музыку ветра, шум волны. Такова жизнь на экспедиционной яхте SAUVAGE».

Карта пройденного маршрута:

Атка: переплетение истории двух стран

Завершив исследования на острове Атка, российские путешественники достигли острова Адак. Здесь произошла завершающая смена экипажа. В Россию вылетели Лев и Никита Сафоновы, Олег Наумов. А к команде присоединился ученый-историк из Архангельска Иван Савельев. Сильный ветер, дожди и высокая волна затрудняют работу экспедиции, но основные пункты научной программы выполняются и в этих условиях.



Фауна Алеутских островов


Руководитель экспедиции, Герой России Михаил Георгиевич Малахов передает по спутниковому телефону:
«Первоначально мы не планировали посещать это место – залив Бичевина на юго-западной оконечности острова Атка. Но после изучения исторической литературы вспомнили, что сюда надо зайти обязательно, тем более, наш маршрут пролегал недалеко от этого места. И мы не ошиблись. История залива удивительна. В 1760 году русские мореходы открыли эту бухту. Они выяснили, что даже в плохую погоду это место позволяет высадиться и переждать плохие времена. Иван Бичевин не был на этом месте сам, но его рекомендациями воспользовались, как ни странно, почти 200 лет спустя американские пилоты. Во времена второй мировой войны, в декабре 1942 года, в этом заливе совершил вынужденную аварийную посадку после выполнения боевого задания американский бомбардировщик Б-24, которым управлял капитан Джон Эндрю. Американцам удалось спастись, приземлившись на прибрежную тундру. Самолет раскололся на 2 части. Четыре человека отделались легкими ушибами и одной поломанной ключицей. Как ни странно, капитан Эндрю 40 лет спустя после этой аварии смог вновь посетить памятное для него место, найти свой самолет. И с тех пор это место официально причислено к историческим местам Соединенных Штатов Америки. Так вот открытия россиян становятся ценными историческими местами других стран. Удивительная история. Конечно, нельзя было пройти мимо этого места. Мы нашли этот самолет, который сохранился очень неплохо. Последний раз здесь люди были лет 10 назад, но оставили записку о том что посетили это место, место, которое носит имя российского морехода. Удивительным образом переплетаются судьбы людей, которые пишут одну и ту же историю в разные времена и в разных странах.











Останки самолета Джона Эндрю


Кроме этого незапланированного мероприятия, мы очень довольны находками, которые сделали в другом месте этого же острова Атка. Обнаружили старое селение, основанное русскими промышленниками в конце XVIII столетия в так называемой Старой Гавани. Там было первое селение, которое называлось Никольское, а потом оно стало называться Атка. Рядом с селением мы обнаружили прямоугольники в виде земляных валов размером 30 на 40 метров. Объем выполненных здесь работ просто колоссальный. Кто и когда, в какие времена, с какой целью это сделал – совершенно непонятно. Странным образом здесь мы обнаружили такие же треугольники, как мы видели на острове Чугинадак. По мнению американского археолога Кена Пратта, они могли быть одним из способов захоронений, присущих древним алеутам. Здесь же, рядом обнаружили и округлые образования, которые по мнению Кена также могли быть древними захоронениями. Удивительные находки, окончательного объяснения которым пока еще нет. Это работа для архивов.




Загадочные треугольники






Интересные находки


Сегодня мы пришли в еще одно интересное место – на остров Адак, который осваивали русские промышленники во второй половине XVIII века. Когда причаливали в местном порту, то первое, что услышали – это совершенно четкое приветствие6 «Здравствуйте!». Нас приветствовал начальник местного порта, симпатичная и энергичная женщина с удивительным именем Елена Измаилова. История Русской Америки продолжается. ».




Курс – на Адак




Побережье


Карта пройденного маршрута:


Острова Умнак, Амля и Атка

Экспедиция обследовала остров Умнак, преодолела бурные воды Берингова моря и вышла к островам Амля и Атка. Самочувствие путешественников нормальное.




Остров Умнак


Руководитель экспедиции, Герой России Михаил Георгиевич Малахов передает по спутниковому телефону:
«Последние несколько дней экспедиции были достаточно напряженными. Проделали большой объем работ. Посетили целый ряд островов, которые нас интересовали и посетить которые мы готовились. Но все по порядку.





Водопад на острове Умнак


Удалось проникнуть на когда-то секретный аэродром на острове Умнак. Аэродром армии Соединенных Штатов Америки, который был построен во времена второй мировой войны, он называется Форт Гленн. Целью нашей высадки было не только посмотреть на этот стратегический военный аэродром. В этом месте некогда находилось старорусское селение. К сожалению, место, где находилось селение, обнаружить не удалось, так как все было перестроено во времена второй мировой войны. На этом же острове у нас было интересное посещение селения Никольское. Мы не смогли подойти к нему на судне из-за плохой погоды и больших волн, поэтому яхту оставили в заливе Плавежном. Он назван так, поскольку в этом месте много плавающего леса и некогда русские колонисты использовали этот плавник для того, чтобы получить уголь. От залива Плавежный до Никольского — более 5 километров Нам пришлось вспомнить старые туристические навыки и в плохую погоду, при сильном ветре и дожде идти через остров Умнак. Во время похода мы опять чуть было не подверглись нападению диких коров, их тут ходит очень и очень многою Напомню, что одомашненный скот появился здесь вместе с русскими поселенцами. Зато встреча, которая была в деревне, оправдала все наши страдания. Замечательная встреча. Практически все жители носят русские фамилии. Встретились с президентом племени, посетили местную великолепную церковь — православная община здесь 18 человек.






Переход к Никольскому




Местность на Умнаке болотистая


А после Никольского был очень длинный, более 300 километров, переход по морю мимо Четырехсопочных островов. Красивы эти острова в хорошую погоду, на всех на них расположены вулканы, один из которых мы наблюдали. К сожалению, на остальных висел туман, и мы проходили, не увидев вулканов на этих островах. Зато мы посетили остров Чугинадак, где нас ждала большая удача. С большим трудом высадившись при большой волне на берег, мы обнаружили то, что до сих пор остается загадкой. Кроме прямоугольных фундаментов бывших строений, мы обнаружили и загадочные треугольники. Их несколько штук, размером от 13 до 25 метров по одному из лучей треугольника. Странным образом они смотрят на такую же треугольную вершину местного вулкана. По мнению нашего хорошего знакомого, археолога Кена Пратта, это места захоронений, которые характерны именно для алеутов и именно для этих островов.




Заготовка свежей пищи


Интересным оказалось посещение острова Амля. Остров был хорошо известен русским промышленникам, он богат морским зверем. Неслучайно, заходя на этот остров в бухту под названием Панков, мы потревожили большую стаю морского бобра. Птицы летали над нами. Касатки выпрыгивали прямо из-под носа яхты. В поисках остатков от зимовки экспедиции Панкова 1760 года или от селения алеутов мы нашли место: характерные канавы в земле, бараборы. Мы уже знаем, что это не случайно.  
А сегодня вечером мы прибыли в еще одну очень русскую деревню под названием Атка, расположенную на одноименном острове. Была замечательная встреча с директором школы, которая одновременно на общественных началах является старостой церкви в честь Святого Николая. Мы договорились с местными православными активистами о поддержании контактов.





Остров Умнак


Завтра рано утром вновь уходим на обследование острова Атка, и затем предстоит достаточно долгий переход до селения Адак, где мы произведем смену экипажа. Надо сказать, что после штормов и дождей последние два дня совершенно замечательная погода. Солнце, температура поднялась до 21-22 градусов в течение нескольких часов. Мы позволили себе даже выйти на палубу и принять солнечные ванны. Все мы стараемся поддерживать чистоту тела. А наиболее отчаянные участники нашей экспедиции Алексей и Михаил Малаховы обливаются морской водой, температура которой не превышает 6-7 градусов. Завтра их примеру, как обещано, последует самый молодой участник экспедиции Никита Сафонов. Экспедиция продолжается. ».


Карта пройденного маршрута:


1 ... 75 76 77 78 79 ... 107