Руководитель экспедиции, Герой России Михаил Георгиевич Малахов передает по спутниковому телефону:
«Остров Атту очень трудно найти на безбрежных просторах Тихого океана и Баренцева моря. Это – конечная точка нашего маршрута среди всех Алеутских островов. Это не значит – последняя, здесь мы должны повернуть на восток и вернуться в ближайший аэропорт, который расположен на острове Адак. Туда более 400 морских миль или 700 километров только по прямой. Мы сделали серьезный бросок до этого острова за 3 ночи и 2 дня без остановки, поскольку ветер был попутный, и тем самым мы сделали себе запас на несколько дней. Ведь эта зона, в которой мы сейчас находимся, очень трудно прогнозируема в погодном плане. Часто бывают ветра, шторм. Острова называются Ближние (по отношению к России) и не имеют достаточного количества бухт, в которых судно может отстояться во время шторма. Поэтому приходится делать такие длинные переходы. На обратном пути к острову Адак мы должны завершить обследование еще нескольких островов, и тем самым будет поставлена точка в напряженной программе изучения наследия Русской Америки на Алеутских островах.
Эта слегка рискованная, но уже оправдавшая себя стратегия действий «по погоде». Но команда уже имеет опыт. На судне, которое мы используем, яхте SAUVAGE, опытный капитан Дидье Ватеркотт, человек, который более 30 лет живет в море, на яхте, и знает морские условия лучше, чем городскую суету. Во многом опираясь на его опыт, нам удается выполнять практически на 100% свой очень сложный график посещения различных островов, связанных так или иначе с историей Русской Америки. В этом плане, если сравнивать со стрельбой, то мы сейчас практически всегда попадаем в «десятку». Хотя для остальной команды многое дается непросто. Бушуют Баренцево море и Тихий океан. Когда судно идет ночью, спать крайне сложно, поскольку перекатываешься с боку на бок. Плюс ко всему – укачивание. К моему удивлению, большинство команды не использует специальных средств. Чтобы избежать морской болезни. Наверное, адаптировались, а может быть, просто хороший подбор команды.
Сейчас нас на судне шестеро. Кроме пяти основных участников (трех Малаховых, Дмитрия Старцева из Ульяновска и Сергея Карпова из Рязани)к нам прибавился профессиональный ученый-историк Иван Савельев из Архангельска. На Адаке улетели домой рязанцы Лев Сафонов, Никита Сафонов и Олег Наумов. Оставшись вшестером, мы будем завершать нашу экспедицию. Хотя впереди еще сложная двухнедельная дорога до острова Адак.
Экспедиционная яхта Savauge
Несколько бытовых подробностей нашей экспедиции. Мы спим по два человека в одной каюте. На яхте тепло, хотя, как только выходишь на верхнюю палубу, то обязательно попадаешь под ветер. Ветра здесь практически постоянно. Еда здесь по расписанию, как это и принято в морской жизни, практически в одно и то же время, с небольшими изменениями в зависимости от графика движения или работ на берегу. На еду жаловаться не приходится. Сами мы не готовим, в отличие от предыдущих экспедиций. Первый помощник капитана, жена Дидье Софии – замечательный кулинар. После приема пищи мы стараемся помочь в плане уборки и мытья посуды. На этом основные дела по камбузу у нас завершаются. Приходится убираться в своих каютах, хотя общий порядок, опять же, за первым помощником капитана.
Капитан и его первый помощник – Дидье и Софии Ватеркотт
На судне порядки строгие. Надо следить за состоянием своей обуви после возвращения с берега, поскольку приносится и песок, и галька, а все это судно потихонечку разрушает. Обязательно, прежде чем ступить на борт судна, надо мыть ноги и проверять подошвы сапог друг у друга. В плане работ мы используем такую тактику. Обычно делаем одну, максимум две, высадки в день, поскольку каждая высадка – это 2-3 часа работы. Иногда, если погода не позволяет пристать в интересующей нас бухте, мы можем расположиться на другой стороне острова или в более удобной бухте по соседству. И тогда мы совершаем пешие броски. Здесь как раз общая туристическая, экспедиционная подготовка очень помогает. Расстояние пеших переходов иногда достигает 15 километров. В ближайшие день-два нам предстоит вот такой бросок с севера на южную оконечность острова Атту. Очень непросто идти в местных условиях. Дорог нет, только тундра и горы, трава по пояс или даже по грудь – вот условия, в которых приходится передвигаться.
У нас есть общее удовлетворение от работы. Практически все, что запланировано, удается осуществить. И это результат слаженной работы команды судна и нас. участников экспедиции. Парни в хорошей физической форме. Много шуток. Предыдущий вечер у нас был музыкальный. Дмитрий Старцев хорошо играет на гитаре, Алексей и Михаил Малаховы используют уникальные инструменты северных народов, а Иван Савельев профессионально занимался хоровым пением. Плюс ко всему, иногда наша каюта в перерывах между высадками на берег напоминает избу-читальню. Я, в основном, читаю историческую литературу, связанную с историей Алеутских островов. А парни читают бумажные книги от классики (Достоевского, Тургенева) до иностранной литературы. Книги переходят из рук в руки, хотя запас книг на электронных носителях большой. Музыку не слушаем – как-то не до этого. Предпочитаем музыку ветра, шум волны. Такова жизнь на экспедиционной яхте SAUVAGE».
Карта пройденного маршрута: