ЖМАКИН АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВИЧ

ЖМАКИН АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВИЧ (15 октября 1780 г. – 19 ноября 1850 г., Санкт-Петербург)  
  Симбирский гражданский губернатор, статский советник, действительный статский советник. [1]
  Происходил из старинного, известного с конца XVII столетия, дворянского рода Казанской губернии, став самым известным его представителем.
Родился 15 октября 1780г.
  18 марта 1796 г. А.Я. Жмакин вступил на службу в полк генерала от инфантерии князя Мещерского. В 1801г. уволился из армии “для определения к статским делам” с чином коллежского асессора. В 1802 г. служил в Казани дворянским казначеем. Указом Департамента уделов от 22 июня 1803 г. “находящийся не у дел коллежский асессор Александр Жмакин” был определён на вакансию кассира, а 27 июля 1803 г. – на должность товарища советника Казанской удельной экспедиции. В марте-августе 1804г. в его подчинении состоял младший брат С.Я. Жмакин, канцелярский служитель данной экспедиции. В 1808 г. занимал пост помощника управляющего Костромской, в 1811 г. – управляющего Вятской удельных контор.
  С 22 августа 1817 г. по 29 июля 1821 г. А.Я. Жмакин служил Вятским вице-губернатором, при губернаторе действительном статском советнике П.М. Добринском. Перемещён на должность Казанского вице-губернатора, при Казанском губернаторе действительном статском советнике П.А.Нилове. С 1823 г. по 1 мая 1826 г., до назначения Казанским губернатором статского советника барона О.Ф. фон Розена, исполнял должность Казанского губернатора. [2]
  Высочайшим указом от 28 августа 1826 г. А.Я. Жмакин был назначен Симбирским гражданским губернатором. Вступил в исполнение должности 19 октября 1826 г. [3]
  25 июня 1827 г. в Симбирске началось строительство кафедрального Свято-Троицкого собора.
  7 февраля 1828 г. А.Я. Жмакин был пожалован в чин действительного статского советника. 27 ноября 1828г. губернатору было объявлено Высочайшее благоволение “за понижение расхода на почтовую гоньбу и другие земские повинности”.
  В том же 1828 г. А.Я. Жмакин взялся за «весьма серьезные заботы» о Карсунской ярмарке, самой крупной и широко известной на тот момент ярмарки в Симбирской губернии. В ответ на жалобы на тесноту и ветхость существовавших ярмарочных помещений, А.Я. Жмакин сделал представление в столицу, и в начале 1829 г.“состоялся Высочайший указ о возведении в Корсуне новых каменных ярмарочных рядов, во исполнение которого 1 июня этого же года в присутствии симбирского губернатора Александра Яковлевича Жмакина и городских властей состоялась закладка гостиного двора по плану, выработанному архитектором Коринфским”.
  6 января 1829 г. А.Я. Жмакину было объявлено Высочайшее благоволение «за безнедоимочный сбор рекрут по 92-ой набор». В том же году, официально находившемуся в отпуске в Санкт-Петербурге А.Я Жмакину императором Николаем I было поручено рассмотрение проекта рекрутского устава, “каковое занятие окончил 7 февраля 1830 г.”. 31 марта 1830 г. Симбирский гражданский губернатор А.Я. Жмакин писал Сенгилеевскому Городовому Магистрату: «Возвратясь в Высочайше вверенную мне Губернию и вступя в управлению оною нашел я, что от Сенгилеевского Городового Магистрата до ныне не представлено за минувший Февраль месяц общей о делах ведомости, чрез что лишаюсь возможности видеть настоящее количество по тому Магистрату нерешенных дел.
  Встречая таковое упущение Сенгилеевского Городового Магистрата и относя сие к совершенной небрежности онаго в исполнении существенных обязанностей по службе, я вынужден строжайше подтвердить Магистрату доставить ко мне помянутую ведомость о делах, с первою почтою непременно, впредь же исполнять сие неупустительно в свое время, под опасением за противное тому неизбежного взыскания по законам». [4]
  Важным внутриполитическим событием этого периода стала ссылка в Симбирск в 1829 г. (по другим источникам, 1830 г.), “после открытого в Тифлисе заговора грузинских князей”, Грузинской царевны Тамары, бывшей фрейлины императрицы Александры Федоровны.
  5 июля 1830г. министр внутренних дел граф А.А. Закревский циркулярно предписал  губернаторам совместно с предводителями дворянства, директорами учебных заведений, “любителями полезных знаний из дворян и купечества” определить “приличное здание для помещения в городах публичных библиотек”. Весной 1831 г. А.Я. Жмакин вёл с губернским предводителем дворянства князем М.П. Баратаевым переписку по предмету открытия библиотеки в Симбирске, “о скорая на все полезное готовность… князя Баратаева… осталась…без всякого внимания и последствий”. Публичные библиотеки открылись в уездных городах Алатыре и Сызране открылись, а в Курмыше – бесплатная читальня.
  По постановлению Симбирского губернского правления от 24 мая 1830 г. в уездном городе Буинске в сентябре-октябре стала проводиться Покровская ярмарка. По некоторым сведениям, именно при А.Я. Жмакине была “переведена за мост”, на обширную территорию будущей Ярмарочной площади сборная ярмарка Симбирска, что способствовало её росту и значению в экономической жизни губернии.
  В 1830 г. европейскую часть Российской империи поразила эпидемия холеры. «…В Симбирске… не трусили, и болезни там… не было». Демонстрируя спокойствие и выдержку, А.Я. Жмакин и его семья на всём протяжении эпидемии оставались в Симбирске, где предполагалось «устройство центрального холерного комитета». Благодаря своевременно принятым мерам, заболевание зримо задело только Самарский и Ставропольский уезды губернии, где от холеры скончалось несколько сотен человек. Развитие болезни сопровождалось в некоторых случаях бунтами, вызванными нелепыми слухами об отравлении колодцев лекарями, для усмирения которых выдвигалась из Ставрополя команда Калмыцкого полка. В июле 1831 г. болезнь холера вновь открылась в Сенгилеевском, Самарском и Ставропольском уездах
  В 1827 – 1830 гг. в Симбирской губернии проходили массовые крещения татар и чувашей в православие.
  В декабре 1830 г. управлявший Министерством юстиции статс-секретарь Д.Н. Блудов  препроводил А.Я. Жмакину, с предписанием рассмотреть, полученную им от шефа Корпуса жандармов графа А.Х. Бенкендорфа “частную записку о секретаре Симбирского Магистрата Шевелеве”, который был назначен на должность в нарушение существующего порядка и «... поставил себе правилом занимаемое им ныне место считать не иначе, как надежным средством к обогащению, основывая действия свои на притеснениях разного рода и на превратном толковании законов…». Шевелев, сообщалось в записке, пользуется покровительством высоких губернских чиновников.
  3 февраля 1831 г. А.Я. Жмакин донёс Управляющему Министерством юстиции, что назначение Шевелева произошло в тот момент, когда сам он находился в Санкт-Петербурге, и что определением Симбирского губернского правления, сделанным ещё до получения предписания из Министрества юстиции Шевелев отдан под суд. В то же время, на основании предписания Министра юстиции от 22 мая 1831 г., определением Правительствующего Сената от 19 октября 1832 г., когда А.Я. Жмакин уже служил на новой должности, “заключено поставить Симбирскому Гражданскому Губернатору на вид безпечность его в исполнении предписания Правительствующаго Сената по прошению Коллежскаго Асессора Нечаева”.
  Высочайшим указом от 2 июля 1831 г. А.Я. Жмакину повелено быть директором Департамента государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел. В дальнейшем возглавлял Департамент общих дел МВД. Дослужился до чина тайного советника. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона А.Я. Жмакин назван “известным в свое время администратором”
  В “Записках” И.С. Жиркевича приводится характеристика, данная Жмакину А.Я. министром юстиции Д.В. Дашковым Д.В.: “… Он лет пять был симбирским губернатором, и хорошим губернатором, т. е. деловым. Прибавлю откровенно, что в пример … его не поставлю во всех отношениях! Между нами будь сказано: кто без греха! Но … губернию … он знает совершенно…”. “… Я должен отдать полную справедливость Жмакину, - писал Жиркевич И.С. , - Отметки его были так верны и так добросовестны, что впоследствии ни в одном из объяснений, мне данных, я не имел случая ошибиться. Это обнаруживает внимательный взгляд, проницательность и совершенное знание людей Жмакиным…”.
  Будучи Симбирским губернатором, А.Я. Жмакин имел орден Св. Анны 2-й ст.
А.Я. Жмакин скончался 19 ноября 1850 г. в Санкт-Петербурге. Надгробие А.Я. Жмакина, в виде гранитного алтаря близ Спасской церкви, сохранилось до нашего времени на Волковском православном кладбище. [5]
  Был женат дважды. Первым браком – на дочери гвардии фурьера, адъютанта Казанского ополчения против Е.И. Пугачева, Вере Яковлевне (ум. 1820 г.), урожденной Кудрявцевой. Вторым браком– на Марье Павловне Жмакиной. Имел сына Аполлона и четырёх дочерей, одна из которых, Прасковья (ум. в 1878 г.) была в замужестве за тайным советником, статс-секретарем Его Императорского Величества, директором канцелярии Министерства Императорского двора, литератором В.И. Панаевым.
  И.А. Второв , неоднократно гостивший в Симбирске в семействе Жмакиных, отмечал “их радушие” и “особенную любезность”. Они беседовали “о литературе…, об Оренбурге и соляных делах… Жмакины с любопытством слушали рассказы Второва о незнакомом им крае. Марья Павловна пожелала узнать, что такое манна, Иван Алексеевич обещал доставить ей это удовольствие и… писал к своим детям…, чтобы они поспешили исполнить желание губернаторши”. Эпидемию холеры в 1830г. самарец И.А. Второв пережидал в Симбирске, “где задержал его губернатор Жмакин, дружески к нему расположенный”.
  Когда посетивший в 1836 г. Симбирск император Николай I обратился к представлявшимся ему дворянам с вопросом:
-    Господа, скажите, - кто у вас был лучшим и любимым губернатором?
-    Жмакин! – ответили в один голос дворяне.
 

 
1. Горбунов К.Е., Сивопляс И.Э., Шабалкин А.Ю. Симбирские гражданские губернаторы: Материалы к историко-биографическим очеркам. - Ульяновск: ИПКПРО, 2003. - с. 54 – 58.
2.  Губернии Российской Империи. История и руководители. 1708-1917. – М., 2003. – С.97, 99, 120.
3. ГАУО; ф. 752, оп. 1 ед. хр. 20 л. 471.
4. ГАУО; ф. 746, оп. 1 ед. хр. 312 л. 69-69 об.
5.  Кудрявцев А.И., Шкода Г.Н. Волковское православное кладбище и некрополь-музей Литераторские мостки// Исторические кладбища Петербурга. Справочник-путеводитель. – СПб., 1996. – С.351.