Памятник 24 советским лётчикам, военным и авиастроителям, погибшим при воздушной катастрофе в октябре 1941 года у Белого озера

Памятник 24 советским лётчикам, военным и авиастроителям,
погибшим при воздушной катастрофе в октябре 1941 года у Белого озера

Памятник истории и культуры регионального значения – «Братская могила 24 советских лётчиков, погибших при воздушной катастрофе в октябре 1941 года», установлен на кладбище посёлка Белое озеро Николаевском районе Ульяновской области.
Координаты памятника: 53°02' с.ш. 46°59' в.д.


Памятник в 2012 году

Содержание:
1. Нормативно-правовые документы.
2. Авиакатастрофа 29 октября 1941 г.
3. Пассажиры самолёта ПС-84 №1841608».
4. Причины катастрофы.
5. Самолёт ПС-84.
6. Пилоты самолёта ПС-84 №1841608.
7. История памятника.
8. Литература.

Памятник поставлен на государственный учёт и охрану как объект культурного наследия (памятник истории и культуры) Решением Ульяновского облисполкома от 16.03.57 № 223/5 и Распоряжением главы администрации Ульяновской области от 29.07.99. № 959-р.

Катастрофа двухмоторного самолёта ПС-84 №1841608 произошла в период битвы за Москву 29 октября 1941 года в 16 часов 20 минут в 25 км восточнее города Кузнецк Куйбышевского края около села Голодяевка (сейчас это село Дубровка Николаевского района Ульяновской области). При этом погибли 24 человека, в том числе командующий 43-й армией генерал-лейтенант Степан Дмитриевич Акимов, авиаконструктор Всеволод Константинович Таиров, а также военные лётчики-испытатели, инженеры-авиастроители, другие советские люди.
Крушение самолёта произошло в Белозерском лесу неподалёку от Поганого болота, в условиях плохой видимости – при тумане и моросящем дожде. Первым на месте катастрофы самолёта оказался лесник Пётр Иванович Вирясов, возвращавшийся на кордон из своего лесничества, расположенного на берегу Белого озера. Среди упавших и расщепленных деревьев он увидел разбросанные по лесу горящие обломки самолёта: куски фюзеляжа, сломанные крылья, моторы, и погибших в катастрофе людей – многие тела были охвачены огнём. Упавший самолёт сначала задел фюзеляжем, крыльями и пропеллерами верхушки деревьев, потом прорубил просеку в осиннике, и развалился на части от ударов о стволы вековых берёз и сосен.
Пётр Вирясов быстро добежал до ближайшего села Голодяевка и рассказал о катастрофе председателю сельсовета Николаю Егоровичу Конакову, а тот по телефону сообщил о происшествии в райцентр – в Барановку.
Утром 30 октября на место катастрофы прибыли представители власти и милиция, и увидели такую картину: хвост самолёта лежал в 100 метрах от места падения фюзеляжа, моторы в 30 метрах друг от друга, крылья разбросаны в разные стороны. На месте крушения нашли много чертежей и клише конструкций самолёта. Среди обломков самолёта были тела 24 мёртвых и частью обгоревших людей, многие из которых были в форме военных лётчиков командного состава. Один висел на большой сосне. Среди погибших был человек в генеральской форме. Начальник милиции Батин, осмотрев найденные при нём документы, назвал его фамилию – генерал-лейтенант Акимов. В самолете было оружие: пулемёт, револьверы и боеприпасы к ним. Патроны ещё продолжали рваться в тлеющих обломках.
На следующий день на трёх нанятых у колхозников подводах тела всех погибших были перевезены в посёлок Белое Озеро, и захоронены в братской могиле на поселковом кладбище. Крупные части самолёта на тракторе отвезли в Николаевку на МТС, а найденные на месте катастрофы чертежи, армейское имущество в тюках и личные вещи погибших отправили в Барановку – в райотдел милиции.

Обстоятельства авиакатастрофы долго были засекречены. И только в 1986 году, когда было рассекречено «Дело о катастрофе самолёта ПС-84 №1841608», многое в этой истории прояснилось. Как определила специальная военная комиссия, самолёт принадлежал военному представительству Государственного авиационного завода №1. Этот пассажирский самолёт, вылетел из Москвы в Куйбышев 29 октября 1941 года для эвакуации сотрудников Наркомата авиационной промышленности и налаживания на новом месте производства истребителей и потерпел крушение.

Пассажиры самолёта
Степан Дмитриевич Акимов родился 11 января 1896 года в деревне Ханцевка Псковской губернии в крестьянской семье. С 1915 года служил в царской армии. В Красную Армию вступил в октябре 1918 года, в составе которой воевал против войск генерала Н.Н. Юденича и А.И. Деникина.
В 1929 году С.Д. Акимов окончил Стрелково-тактические курсы усовершенствования комсостава РККА «Выстрел» им. Коминтерна и прошел все ступени командирской лестницы, получая воинские звания ежегодно и даже дважды в год: в 1938 году – полковник, комбриг, в 1939 году – комдив, в 1940 году – комкор и 4 июня 1940 года – генерал-лейтенант. За участие в советско-финляндской войне был награжден орденом Ленина – высшей наградой СССР, а за прошлые заслуги имел два ордена Красного Знамени, орден Красной Звезды и медаль «ХХ лет РККА». Он был одним из наиболее подготовленных командиров Красной армии.


Комдив Степан Дмитриевич Акимов в 1939 году. Комкор Акимов в 1940 году.

В начале Великой Отечественной войны С.Д. Акимов в должности помощника командующего Северо-Западного фронта участвовал в приграничных сражениях, организовывал оборону города Даугавпилс.
В августе 1941 года Акимов командовал 48-й армией на Лужском оборонительном рубеже под Ленинградом. 10 октября Акимова назначили командующим 43-й армии. Ему предстояло организовать оборону на рубеже Боровск–Малояровлавец–Калуга. 23 октября 1941 года (по другим сведениям 22 октября) на ближних подступах к Москве, в тяжёлых оборонительных боях на реке Нара в деревне Корсаково С.Д. Акимов был тяжело ранен.
29 октября 1941 года С.Д. Акимов, был отправлен из Москвы в тыловой госпиталь и погиб в авиакатастрофе.

Всеволод Константинович Таиров – выдающийся советский авиаконструктор. В 1933 году он окончил Московский авиационный институт, затем был первым заместителем у авиаконструктора Н.Н. Поликарпова в 1934-1935 годах. В августе 1935 года Всеволод Константинович переводится на киевский авиазавод № 43 (сейчас там КБ Антонова и авиазавод). Его опытно-конструкторский отдел (ОКО) за короткое время разработал в 1937 году ПП-1 (ОКО-1) — почтово-пассажирский шестиместный цельно-деревянный низкоплан с неубираемым шасси.


В.К. Таиров возле почтово-пассажирского самолёта ОКО-1. Тяжёлый истребитель Та-3

В соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) № 256 от 29.10.1938 г. Таирову (по его инициативе) поручили создание одноместного двухмоторного бронированного истребителя. Назначение самолёта, получившего обозначение Та-1 (ОКО-6), было двойным: истребитель сопровождения и штурмовик для борьбы с бронированными целями. Важнейшей особенностью Та-1 стало мощное наступательное вооружение из двух 7,62-мм пулемётов и четырёх 20-мм пушек. Вес секундного залпа Та-1 (113 пуль и снарядов) достигал 6 кг. В 1940 году вышла двухкилевая модификация — Та-3 (ОКО-6 бис). На испытаниях Та-3, проводимых с мая 1941 года летные данные самолета были оценены весьма высоко — официальное заключение было таким: «Рекомендовать Та-3 к серийному выпуску... с основным назначением — истребитель самолётов и танков». Однако в самый разгар испытаний началась война и серийное производство самолёта приостановили и отправили его на доработку.
Перебазирование авиапромышленности на восток и гибель главного конструктора В.К. Таирова резко затормозили подготовку Та-3 к серии. Скоро работы по самолету были прекращены.
В числе других погибших в авиакатастрофе еще значатся: Галицин Георгий Петрович, 1907 года рождения, уроженец Смоленской области, Монастыршинского района, деревня Цыкуловка, служил помощником военпреда завода, воентехник 1-го ранга; Зернов Александр Михайлович военинженер 2-го ранга, 1906 года рождения, уроженец города Тулы. Погибли в этой катастрофе и другие пассажиры, сотрудники Государственного авиационного завода № 1: Галкин Тимофей Иосифович, представитель ГУ ВВС КА на заводе, военинженер 2-го ранга; Ходак Залман Израилевич, начальник цеха; Цветов Василий Иванович, начальник цеха; Силаев Николай Иванович начальник техбюро; Илюшин Григорий Николаевич, технолог; Ермолаев Федор Дмитриевич, бортмеханик; Кривошапкин Николай Иванович, начальник цеха; Симонович Максим Никитович, начальник цеха; Комаров Алексей Прохорович, начальник цеха; Петров Сергей Дмитриевич, начальник цеха; Матвеев М. П., военфельдшер завода.
В акте исследования авиакатастрофы было отмечено, что в братской могиле кроме перечисленных фамилий, похоронены еще семь сгоревших человек, имена которых пока не установлены.

Причины катастрофы
Причины катастрофы самолёта ПС-84 №1841608 в военных условиях тех лет раскрыть не удалось. Сейчас основные версии крушения таковы:
– выход из строя навигационных приборов в условиях плохой видимости;
– повреждение самолёта при бомбёжке аэродрома или в воздушном бою – 29 октября 1941 года была самый крупный за всю войну налёт вражеской авиации на Москву;
– вражеская диверсия – Германии не нужен был такой истребитель как Та-3 (ОКО-6) Таирова на вооружении Красной армии.

Самолёт ПС-84
Самолёт ПС-84 был сделан на базе лицензионного производства американского Douglas DC-3. Первый самолёт был собран в конце 1938 года, из деталей, привезенных из США на Подмосковном заводе № 84 им. Чкалова в Химках. В 1939 году машина успешно прошла государственные испытания, и была рекомендована к выпуску. Машина получила обозначение ПС-84 (Пассажирский самолёт завода № 84).


Ли-2 – военная версия ПС-84

Основным вариантом самолёта был пассажирский ПС-84 (Ли-2П) с 14–28 сидячими местами. Самолёт представлял собой DS-3, конструкторская документация которого была переработана с переводом в метрическую систему мер, с учетом использования отечественных материалов. Двигатели не копировались, использовался существующий отечественный аналог АШ-62ИР мощностью 1000 л.с. (тот же, что до сих пор используется на Ан-2). С середины 1940 года началась активная эксплуатация ПС-84 в гражданском авиации. Он обслуживал внутренние авиарейсы, в основном дальние, такие как Москва-Иркутск. Самолёт считался комфортабельным.

Пилоты самолёта ПС-84 №1841608
Первым пилотом последнего рейса самолёта ПС-84 №1841608 был опытный лётчик – подполковник Николай Фегервари, вторым пилотом – полковник Михаил Марцелюк.

Николай Бертолонович Фегервари родился в городе Прессбург (сейчас – Братислава, Словакия) в 1903 году. В 1919 году участвовал в Венгерской революции и становлении Венгерской Советской Республики. После вторжения в Венгрию румынских войск и падения Венгерской Советской Республики, Фегервари был политзаключённым в Венгрии. Советское правительство вызволило его из тюрьмы, обменяв на арестованного в СССР хортистского шпиона. Николай Фегервари принял советское гражданство и в 1922 году вступил в Красную Армию.
В 1924 году он окончил Московскую высшую военную авиационную школу лётчиков, служил в строевых частях ВВС. Обучался в КУНС при военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. Затем был лётчиком-инструктором, лётчиком-испытателем. В 1936 году окончил высшие лётно-тактические курсы и продолжил службу в должности командующего ВВС Забайкальского военного округа. В 1938 году Фегервари был необоснованно репрессирован.
С декабря 1939 года он лётчик-испытатель военной приёмки Московского авиационного завода № 1, испытывал первые советские самолёты-невидимки АИР-4 и ПС, первый советский истребитель Ил-400, разведчик-бомбардировщик Як-4, истребители И-153, Миг-1 и Миг-3. Летом 1941 года подполковник Фегенвари участвовал в боевых вылетах в составе 401-го истребительного авиационного полка (Западный фронт) и сбил один самолёт противника. В сентябре 1941 года Фегервари был в составе военного представительства ГУ ВВС КА на авиазаводе № 1.


Николай Фегервари командир авиаотряда. 1920-е гг. Майор авиации. 1930-е гг.

По словам современников, Фегервари – венгр по национальности, был худощав, всегда ровен и вежлив в обращении. Небольшой акцент, с которым Фегервари произносил слова, придавал его речи особую привлекательность.
Впоследствии, в годы Великой Отечественной войны, его сына – несовершеннолетнего Бориса Фегервари, по просьбе вдовы Николая Бертолоновича, взяла к себе в полк командир авиационного 101-го полка Валентина Гризодубова – давняя знакомая семьи Фегенвари. Служа мотористом в лётно-подъёмном составе, Фегервари-младший прошёл всю войну, готовя самолёты к боевым вылетам.

Михаил Иванович Марцелюк родился в городе Кишиневе Бессарабской губернии в 1899 году. М.И. Марцелюк в должности старшего лётчика-испытателя принимал участие в испытаниях истребителя И-200 – прототипа истребителей Миг-1 и Миг-3.


Михаил Иванович Марцелюк в форме полковника авиации

В конце сентября 1941 года полковник М.И. Марцелюк был в составе военного представительства ГУ ВВС КА на Государственном авиационном заводе № 1.

История памятника
На месте братской могилы после войны поставили деревянный обелиск, который в 1959 году заменили монументом в виде усечённой пирамиды со звездой и памятной табличкой.


Памятник в 2006 году

В 2006 году около монумента была установлена мемориальная плита с фамилиями погибших в авиакатастрофе. В том же году, в день памятных мероприятий, приуроченные ко Дню Победы в Великой Отечественной войне, на Белом озере побывала дочь генерал-лейтенанта Степана Дмитриевича Акимова – Татьяна Степановна, посетившая могилу отца.


Памятник в 2007 году

В 2011 году прежний монумент был демонтирован, а на его место установлен новый – в виде вертикально стоящей чёрно-белой каменной плиты.


Литература:
Губайдуллов Р.З. Тайны последнего рейса самолёта ПС-84 №1841608. http://www.ul.aif.ru/crime/article/25182
Панков Д. Две недели октября из жизни командарма 43-й Степана Дмитриевича Акимова. – Подольский рабочий. – Подольск, 2006 – 10 октября.
Степанов В.В. 1941. На подступах к Лопасне. – М., 2010.
Яшкин Г. Тайна крушения самолёта. – Наш край. – Николаевка, 2006 – 21 января.