Еремеев Дмитрий Павлович

Еремеев Дмитрий Павлович (6 февраля 1830 г. - 11 января 1894 г., Санкт-Петербург)     Симбирский гражданский губернатор, камер-юнкер Высочайшего Двора, статский советник, действительный статский советник. [1]
Из потомственных дворян Казанской губернии.
Родился 6 февраля 1830 г.
Воспитание получил в школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. По окончании школы 30 июня 1848 г., в возрасте 18 лет, произведён в коллежские секретари. 17 марта 1849 г. определен в Канцелярию Московского гражданского губернатора И.В. Капниста. 21 июня 1853 г. уволен от службы в чине коллежского асессора.
24 марта 1855 г. Д.П. Еремеев определен поручиком в Стрелковый полк Императорской фамилии. С декабря 1855 г. по март 1856 г. находился в составе действующей армии, но участия в боевых действиях на финальном этапе Крымской войны не принимал. 15 ноября 1857 г. уволен из военной службы с чином штабс-капитана.
С 18 апреля 1858 г. по февраль 1860 г. Д.П. Еремеев исполнял обязанности почетного смотрителя Козьмодемьянского уездного училища Казанской губернии. С мая 1861 г. по декабрь 1862 г. служил мировым посредником 1-го участка Свияжского уезда Казанской губернии. 18 декабря 1862 г. утвержден в должности Тетюшского уездного предводителя дворянства.
17 декабря 1865 г. причислен к МВД. В апреле 1866 г. командировался в г. Новочеркасск для участия в работе Комитета для составления положений о земских учреждениях в земле Войска Донского, а 28 сентября назначен сверхштатным чиновником особых поручений VI класса при министре внутренних дел П.А. Валуеве. С июля по ноябрь 1867 г. приглашался наказным атаманом Войска Донского генерал-лейтенантом А.Л. Потаповым, впоследствии, в 1874 – 1876 гг. возглавлявшем систему политического сыска в Российской империи, во временный Комитет для принятия участия в составлении проекта применения по Войску Донскому оснований положений 29 сентября 1862 года преобразования судебной части.
30 августа 1867 г. Д.П. Еремеев был пожалован в звание камер-юнкера Высочайшего Двора.
В марте 1868 г. командирован в распоряжение генерал-губернатора Северо-Западного края генерал-адъютанта Э.Т. Баранова, где возглавил временную комиссию по крестьянским делам, состоящую при генерал-губернаторстве края. 22 ноября 1868 г. Д.П. Еремеев произведён “за отличие” в статские советники со старшинством. В декабре 1868 г.  избран почетным мировым судьей Свияжского судебного округа.
2 ноября 1869 г. Высочайшим приказом по МВД Д.П. Еремеев был назначен исправляющим должность Симбирского гражданского губернатора. Судя по журналам присутствия Симбирского губернского правления, приступил к исполнению обязанностей с 6 февраля 1870 г. 1 января 1871 г. был утверждён в должности Симбирского гражданского губернатора, с производством в действительные статские советники. По Высочайшему повелению с 1 мая 1870 г. Д.П. Еремееву назначено прибавочное жалование в 2000 рублей.
С деятельностью Еремеева Д.П. в Симбирской губернии связан целый ряд значительных преобразований и нововведений. В 1870 г. были ликвидированы уездные удельные конторы, функции которых передавались Симбирской удельной конторе. 15 ноября 1870 г. открылся Симбирский окружной суд. 25 февраля 1871 г. начал действовать первый состав Симбирской городской думы, избранной на основании Городской реформы 1870 г., которой устранялись сословные начала представительства и утвердившей буржуазный принцип имущественного ценза.
14 августа 1870 г. удостоен Высочайше учрежденного знака отличия 24 ноября 1866 г. за поземельное устройство государственных крестьян. 16 декабря 1870 г., по докладу Министра юстиции графа К.И. фон дер Палена, Д.П. Еремееву объявлено Высочайшее благоволение “за содействие успеху судебного преобразования при открытии в Симбирской губернии новых судебных установлений”.
31 марта 1871 г. Губернское правление рассматривало записки, составленные Д.П. Еремеевым по итогам ревизии в августе – сентябре 1870 г. присутственных мест и должностных лиц Сызранского уезда и волостных правлений Сенгилеевского и Сызранского уездов. Большинство оценок и характеристик, данных губернатором, резко негативные. Особое внимание он обращал на сроки исполнения бумаг и тонкости делопроизводства, вплоть до правильности подписей под документами и составления описей бумаг. Подробно разбирал отдельные дела. Так, Д.П. Еремеев отмечал, что в Сызране «апатично действует Сиротский суд … по многим… имениям», «за нерадение в исполнении обязанностей и не исполнение законных требований Правительства следует предать опекуна суду». В с. Тереньга Сенгилеевского уезда предписывалось «…обратить внимание г. Мирового Посредника на все неудовлетворительное состояние делопроизводства Тереньгульского Волостного Правления и на безотрадное состояние Волостного Суда, прося его содействия к уничтожению найденных беспорядков, что особенно необходимо в волости торговой и при характере населения села Тереньги, не отличающегося нравственностию и спокойствием». В с. Кашпирское Сызранского уезда за «…беспорядки и злоупотребления, допущенные Волостным Старшиною Коноваловым, а также Кашпирским сельским старостою, из которых первый, сверх того, по дошедшим до Г. Начальника губернии сведениям, ведет не трезвую жизнь, Его Превосходительство… временно удалил старшину и старосту от должностей… О чем… сообщено Сызранскому Уездному Мировому Съезду и предложено об окончательном отрешении… от должностей и о предании Старшины суду войти с представлением в Губернское по крестьянским делам присутствие, а также… о предании суду и бывшего волостного писаря Калинина, за подложные росписки… и другие, найденные в делопроизводстве преступления».  [2] Возмущаясь, «что с 1 Августа и вначале Сентября, во время ревизии, не смотря на темные ночи, г. Сызран еще не был освещен», Д.П. Еремеев требовал объяснения от Сызранского полицмейстера, куда «употреблены… 85 ведер на сумму 363 руб. 80 коп.» осветительной «спирто-скапидарной жидкости».  [3] Летом 1871 г. в пределах губернии отмечались случаи заболевания и смерти от холеры. Д.П. Еремеев активно участвовал в принятии административных мер к предотвращению эпидемии.
“Получив сведения о появлении холеры…, я считаю долгом обратиться в духовную консисторию с покорнейшею просьбою сделать распоряжение, чтобы местные священники… разъяснили родственникам больных о необходимости дезинфекции извержений посредством железного купороса и указывали другие меры прекращения эпидемии…, а вместе с тем, сообщали тотчас ближайшим чинам Полиции без особых формальностей на клочке бумаги о заболевших холерою и каждодневно извещали полицию… о числе заболевших и умерших холерою”, - писал губернатор в отношении от 8 июля 1871 г.
28 августа 1871 г. проездом на Кавказ Симбирск посетил император Александр II. По воспоминаниям И.Я. Яковлева, “с государем были великие князья, свита. Он был все время не в духе…Одет был государь в сюртук. По городу разъезжал с губернатором Еремеевым. По дороге к приюту удельного ведомства, … коляску государя остановили, бросившись на колени, крестьяне села Кременки Симбирского уезда… – с нелепой, по мнению государя, просьбою… Государь рассердился на них, закричал. Им сказана была крестьянам знаменитая фраза: “Та рука, которая подписала вам освобождение, подпишет и новое закрепощение”. (Не помню хорошо, но что-то в этом роде)”.
17 сентября 1871 г. “Государь император, во время пребывания своего в гор. Симбирске, заметив в сем городе отличный порядок, чистоту и благоустройство, Высочайше повелеть соизволил объявить [Д.П. Еремееву] как Начальнику губернии Монаршее благоволение”.
В ноябре 1871 г. утверждён в звании почетного мирового судьи по Буинскому уезду.
5 сентября 1872 г. на экстренном губернском земском собрании Д.П. Еремеев Д.П. выступил с речью против учреждения Симбирской прогимназии по финансовым соображениям.
19 января 1873 г. высочайшим указом Д.П. Еремеев уволен, согласно прошению, по домашним обстоятельствам от должности Симбирского губернатора, с причислением к МВД.
12 февраля 1873 г. откомандирован в распоряжение главного начальника III Отделения Собственной Его Величества Канцелярии графа Д.А. Шувалова.
9 августа 1873 г. последовало Высочайшее соизволение на присвоение Д.П. Еремееву звания почетного гражданина гг. Симбирска и Сызрана. “Желая выразить глубокое свое уважение… и сохранить память о трехлетнем управлении его губерниею”, при Симбирских мужской классической и Мариинской женской гимназиях были учреждены именные стипендии  Д.П. Еремеева.
В декабре 1876 г. с назначением нового начальника III Отделения Н.В. Мезенцева, Д.П. Еремеев был отозван из отделения. 19 апреля 1879 г. он командирован в распоряжение Санкт-Петербургского временного генерал-губернатора И.В. Гурко.. 29 февраля 1880 г. произведён “за отличие” в тайные советники.
Предположительно отошел от дел после гибели в марте 1881 г. императора Александра II и с воцарением императора Александра III. До конца жизни продолжал состоять по МВД, занимая выборные должности почетных мировых судей.
Имел ордена Св. Владимира 3-й степени и Св. Станислава 1-й степени. В октябре 1889 г. проживал в г. Симбирске.
Скончался 11 января 1894 г. в г. Санкт-Петербурге. Погребен на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры.
Был женат на Ольге Дмитриевне, урожденной Скуратовой. Супруги воспитали детей: сына Георгия (Юрия) (1857 г.р.); дочерей Марию (1854 г.р.), в замужестве за штабс-ротмистром А.Н. Терениным, братом М.Н. Теренина, и Татьяну (1865 г.р.).
А.П. Родионов так характеризовал Д.П. Еремеева в январе 1894 г.: “Умер этот бесстыжий и красивый человек; по душе – добрый и готовый помочь как хороший товарищ, но … промотавший огромное своё состояние и пустивший семью чуть ли [не] по миру! Умер он 65-ти, но еще красивый и готовый поволочиться за каждой юбкой!!!
Я знал Еремеева с 1854 г., когда он жил в Москве, женившись на Ольге Дм. Скуратовой. Жили они сначала хорошо, но он всегда был большим Дон-Жуаном. В 1855 г. … адъютант стрелкового батальона, направляющегося в Севастополь. После этого я вижу Еремеева уже Симбирским губернатором. Тут он сильно увлекся “Катеринищей” (Е.П. Бестужевой, ур. Кохановой), нажил скандал и должен был выйти в отставку.
Жена его жива. Сын – Юрий Дмитриевич – живет в Казанской губ. … и такой же кутила, как и отец. Старшая дочь замужем за Александром Ник. Терениным, а младшая – Татьяна – в девицах учится пению за границей. Жаль семьи. Из очень богатых людей – в разоренном состоянии”.
Д.П. Еремеев владел родовым и благоприобретенным имением: в Казанской губернии 3600 десятинами и в Симбирской губернии, при д. Новой Кульметевке Симбирского уезда и при с. Жукове Буинского уезда, 5500 десятинами. В 1874 г. на средства Д.П. Еремеева в с. Жуково был открыт медицинский приемный  покой.
 

 
1. Горбунов К.Е., Сивопляс И.Э., Шабалкин А.Ю. Симбирские гражданские губернаторы: Материалы к историко-биографическим очеркам. - Ульяновск: ИПКПРО, 2003. - с. 126 – 130.
2. ГАУО, Ф. 76, Оп. 8, Д. 269, Л. 30-30 об., 33 об., 39.
3. Там же, Л. 29 об.-30