ВОДНЫЙ СПОРТ
ВОДНЫЙ СПОРТ, начал развиваться в Ульяновске на базе морского
клуба, созданного в 1949. Основателями его были С. Курзин, П.
Михайлов, Н. Козлов, А. Павлов, П. Кажанов, А. Агафонов, Б.
Гаврилов, В. Шорников. На Волге была построена водная станция с
плавательными дорожками, появились шлюпочные команды, секция
подводного плавания и судомодельная. В нач. 1960-х появилось
любительское судостроение (яхты, скутеры) и водно-моторный спорт.
Первой в водно-моторном спорте была группа работников з-да
малолитражных двигателей (позже Ульян. моторный з-д, ныне АО
«Волжские моторы»). После освоения здесь производства подвесных
лодочных моторов ежегодно на Волге стали проводиться заводские
соревнования на звание чемпиона з-да в нескольких классах на
моторах «Ветерок-8», «Ветерок-12», позже на моторах опытной
партии «Ветерок-14» и в неограниченном классе с моторами любой
мощности. В них принимали участие не только конструкторы и
испытатели, но и работники ряда отделов и цехов з-да.
В 1970-х на моторном з-де было разработано семейство
отечественных гоночных лодочных моторов (ГЛМ) «Ветерок», которые
составили серьезную конкуренцию немецким моторам известной
фирмы «Кениг». Они представляли четыре класса с объемом
двигателей 175, 250, 350 и 500 куб. см и имели мощность от 34 до
100 л. с. Эти спец. гоночные моторы развивали 10—12 тыс. об.мин. и
работали на смеси метилового спирта с касторовым маслом. На
моторе ГЛМ «Ветерок-34» м.с.м.к. Евгением Степановым было
установлено три мировых рекорда скорости в классе скутеров с
рабочим объемом двигателя до 175 куб. см; в 1971 на дистанции 1 км
— 111,72 км/час, в 1972 на дистанции 5 миль — 82,48 км/час, в 1973
на дистанции «фонд» (15 миль) — 98,75 км/час. Удачные выступления
Ульян. областной команды на зональных и республиканских
соревнованиях сделали ее сильнейшей в России и большей частью
своего состава она вошла в сборную РСФСР. С 1969 ульяновцы
принимали участие и в междунар. соревнованиях, чемпионатах
Европы и мира. В команде, возглавляемой засл. тренером Анатолием
Бариновым, более двадцати гонщиков получили звания мастеров
спорта, неоднократно завоевывали призовые места в соревнованиях
республиканского и всесоюзного масштаба. Наибольших успехов
добились спортсмены — многократные чемпионы страны: рекордсмен
мира в классе скутеров с двигателем 175 куб. см на моторе ГЛМ
«Ветерок-39» Евгений Степанов; рекордсмен мира в классе
глиссеров Р-4, выступавший на глиссере с автомобильным
двигателем Ульян. моторного з-да Константин Мартищенко; призер
междунар. соревнований в классе скутеров «ОВ» с двигателем ГЛМ
«Ветерок-70» Валентин Борисов.
Ульяновские многоборцы с 1972 лидировали во всех возрастных
группах во Всероссийских и Всесоюзных соревнованиях, успешно
выступали за рубежом. В Ульяновске проходили международные
соревнования «Дружба и братство» (1989), состязания Спартакиады
народов СССР и чемпионата СССР (1991).
клуба, созданного в 1949. Основателями его были С. Курзин, П.
Михайлов, Н. Козлов, А. Павлов, П. Кажанов, А. Агафонов, Б.
Гаврилов, В. Шорников. На Волге была построена водная станция с
плавательными дорожками, появились шлюпочные команды, секция
подводного плавания и судомодельная. В нач. 1960-х появилось
любительское судостроение (яхты, скутеры) и водно-моторный спорт.
Первой в водно-моторном спорте была группа работников з-да
малолитражных двигателей (позже Ульян. моторный з-д, ныне АО
«Волжские моторы»). После освоения здесь производства подвесных
лодочных моторов ежегодно на Волге стали проводиться заводские
соревнования на звание чемпиона з-да в нескольких классах на
моторах «Ветерок-8», «Ветерок-12», позже на моторах опытной
партии «Ветерок-14» и в неограниченном классе с моторами любой
мощности. В них принимали участие не только конструкторы и
испытатели, но и работники ряда отделов и цехов з-да.
В 1970-х на моторном з-де было разработано семейство
отечественных гоночных лодочных моторов (ГЛМ) «Ветерок», которые
составили серьезную конкуренцию немецким моторам известной
фирмы «Кениг». Они представляли четыре класса с объемом
двигателей 175, 250, 350 и 500 куб. см и имели мощность от 34 до
100 л. с. Эти спец. гоночные моторы развивали 10—12 тыс. об.мин. и
работали на смеси метилового спирта с касторовым маслом. На
моторе ГЛМ «Ветерок-34» м.с.м.к. Евгением Степановым было
установлено три мировых рекорда скорости в классе скутеров с
рабочим объемом двигателя до 175 куб. см; в 1971 на дистанции 1 км
— 111,72 км/час, в 1972 на дистанции 5 миль — 82,48 км/час, в 1973
на дистанции «фонд» (15 миль) — 98,75 км/час. Удачные выступления
Ульян. областной команды на зональных и республиканских
соревнованиях сделали ее сильнейшей в России и большей частью
своего состава она вошла в сборную РСФСР. С 1969 ульяновцы
принимали участие и в междунар. соревнованиях, чемпионатах
Европы и мира. В команде, возглавляемой засл. тренером Анатолием
Бариновым, более двадцати гонщиков получили звания мастеров
спорта, неоднократно завоевывали призовые места в соревнованиях
республиканского и всесоюзного масштаба. Наибольших успехов
добились спортсмены — многократные чемпионы страны: рекордсмен
мира в классе скутеров с двигателем 175 куб. см на моторе ГЛМ
«Ветерок-39» Евгений Степанов; рекордсмен мира в классе
глиссеров Р-4, выступавший на глиссере с автомобильным
двигателем Ульян. моторного з-да Константин Мартищенко; призер
междунар. соревнований в классе скутеров «ОВ» с двигателем ГЛМ
«Ветерок-70» Валентин Борисов.
Ульяновские многоборцы с 1972 лидировали во всех возрастных
группах во Всероссийских и Всесоюзных соревнованиях, успешно
выступали за рубежом. В Ульяновске проходили международные
соревнования «Дружба и братство» (1989), состязания Спартакиады
народов СССР и чемпионата СССР (1991).