ПУСТЫНИ И МОНАСТЫРИ
ПУСТЫНИ И МОНАСТЫРИ, на территории Симбирского края на
протяжении 17—20 вв. существовало значительное количество
пустыней и монастырей Русской православной церкви. Большинство
по различным причинам прекратили свою деятельность, некоторые
возникли вновь.
Богородицкий женский монастырь, находился в г. Сызрани. Основан
в 1695 с благословения митрополита Маркела. В пожаре 1728 сгорели
две монастырские церкви (Казанская, Радонежская) и кельи. В 1742
на средства местных купцов вновь была построена Казанская
церковь, 16 келий и монастырская ограда. Закрыт в 1764, насельниц
перевели в Симбирский Спасский женский монастырь.
Борковская Николаевская мужская пустынь, находилась при с.
Барышская Слобода быв. Алатырского у. (ныне Сурского р-на).
Основана на левом берегу р. Барыш в 1717. До упразднения
монастыря (в 1764) монахи жили преимущественно на средства
местного помещика графа
М.К. Скавронского.
Вознесенский мужской монастырь, находится в г. Сызрани. Основан
в 1685 старцем Кириллом. Первыми послушниками были солдаты,
сержанты из Казани, Тетюшей, Чебоксар, строившие город Сызрань и
в «старости усердно желающие постричься в монашеский чин». М.
имел 825 десятин пахотной земли. Первоначально монахи жили в
землянках. С 1691 по 1694 был выстроен деревянный храм во имя
Вознесения Господня, колокольня с трапезной, четыре кельи. В 1738
на месте старой деревянной церкви сооружен каменный Вознесенский
храм (в 1855 переименован и освящен в честь иконы Феодоровской
Божьей Матери). В храме хранилась чудотворная Феодоровская
икона, по преданию явленная на Кашпирском источнике. Среди
реликвий монастыря было два уникальных Евангелия — рукописное
(от 1677) и второе, обложенное серебряными «досками» с позолотой
весом в
24 фунта (9,6 кг). В 1832 сюда были переведены монахи Покровского
мужского
монастыря Симбирска. В 1844 в монастыре был погребен первый
архиепископ
Симбирский и Сызранский Анатолий.
Особенно интенсивно велось строительство на территории
монастыря со 2-й пол. 19 в. Возведена каменная ограда в окружности
162 сажени, выстроены настоятельский дом, богадельня, братский
корпус с
трапезной, корпус наместника. В 1851—1852 по проекту симбирского
архитектора Бенземана сооружен летний собор Вознесения Господня.
В 1854 монастырь из третьеклассного возвели в степень
первоклассного. Монастырское хозяйство включало в себя: водяные
мельницы (водяная мельница на р. Сызранке с 27-ю поставами была
самой крупной в Симб. губ. в кон. 19 в.), корпуса торговых лавок,
магазины, кузницы, хлебопекарни. В кон. 1920-х был
закрыт, территория входила в состав завода пищевых концентратов. В
нач. 1990-х на территории бывшего монастыря начались
реставрационные работы. Церковь Феодоровской Божьей Матери
после передачи православной общине была восстановлена.
Городищенская Николаевская мужская пустынь, находилась при с.
Промзино-Городище быв. Алатырского у. (ныне р.п. Сурское Сурского
р-на). Основана, вероятно, в нач. 18 в. на берегу Суры у подножия
Белой (Николиной) горы. Прекратила существование в 1764.
Гуляевская Преображенская мужская пустынь, находилась при с.
Гуляево быв. Алатырского у. Основана на берегу р. Алатырь до 1656.
Существовала в основном на средства помещиков Анненковых.
Упразднена в 1764.
Духовская мужская пустынь, находилась близ г. Алатыря. Основана
около 1714, в 1764 была закрыта, но в 1796 восстановлена как
загородная резиденция настоятелей Алатырского Троицкого
монастыря, к которому она была приписана. Закрыта после 1917.
Жадовская Казанско-Богородицкая пустынь, мужской монастырь,
основан в нач. 18 в. в 4 км от с. Жадовка ( ныне р.п. Жадовка
Барышского р-на Ульян. обл.) у р. Самородки. Основание связано с
обретением здесь в 1690-х крестьянином Тихоном Казанской иконы
Божьей Матери. На месте её обретения были построены часовня и
келья. В 1714 на месте явления иконы игуменом Сызранского
Спасо-Вознесенского монастыря Михаилом была основана Жадовская
П., первоначально здесь был построен деревянный храм во имя
Казанской иконы Божьей Матери с приделом во имя святого
преподобного Тихона Амерунтского, в 1739—1846 вместо него был
построен каменный храм. В 1764 пустынь была упразднена, но в 1846
восстановлена. С 1847 было разрешено совершать крестные ходы с
Казанской иконой Божьей Матери в Симбирск (продолжались до
1917). В 1856 на источнике, где явилась икона, был построен
деревянный однопрестольный храм во имя Божьей Матери
«Живоносный Источник», при этом престол был устроен над самым
источником, а вода вытекала из него через храм. В пустыни имелись:
братский корпус с настоятельскими покоями, трапезная, гостиница
для паломников. В нач. 20 в. здесь находилось около 40 чел. братии.
Монастырь был закрыт в 1927. Большинство построек были
разрушены. Вновь восстановительные работы начались в апр. 1996.
2 мая 1997 произошло новое обретение Жадовской Казанской иконы
Божьей Матери, которая 21 июля была перенесена в монастырь. День
2 мая установлен как праздник второго обретения чудотворной иконы.
В 2000 в пустыни было 30 чел. братии, деревянный храм во имя
Казанской иконы Божьей Матери. Управляет монастырём игумен
Агафангел. См. также ЖАДОВСКАЯ КАЗАНСКО-БОГОРОДИЦКАЯ
МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ.
Иваньковская Покровская мужская пустынь, находилась при с.
Кудеиха (вблизи с. Порецкое быв. Алатырского у.). Основана до 1715.
Имела значительные угодья и денежную поддержку от графов
Салтыковых, П.И. Шувалова и др. Закрыта в 1764.
Кашпирский Благовещенский (Симеонов) мужской монастырь,
находился вблизи с. Кашпир в 21 версте от Сызрани и в 154 верстах
от Симбирска. Основан в 1711 стольником С.К. Дмитриевым (был
воеводой в Сызрани, Симбирске, провёл в монастыре свои последние
годы и здесь был погребен). На территории монастыря находился
каменный Благовещенский храм (1730). Упразднен в 1764, братия
переведена в Симбирский Покровский мужской монастырь.
Киево-Николаевский женский монастырь, находился в г. Алатыре.
Основан в 1639 монахинями Ладинского Покровского монастыря,
«бежавшими от гонений на православную веру» из-под г. Прилуцка.
До 1668—1669 обитель находилась под горой на берегу Суры, затем
была перенесена на гору, где в те времена стояла крепость.
Монашествующих в монастыре на нач. 20 в. было около 200 чел. С
1898 при монастыре существовала церковная школа грамоты. Закрыт
после 1917.
Ключевская Казанская мужская пустынь, находилась при с.
Четвертаково Алатырского, затем Ардатовского у. Основана при
ключе (роднике) в 1708, когда здесь была построена первая
деревянная церковь. В 1764 пустынь была приписана к Алатырскому
Троицкому монастырю, при котором оставалась до 1917.
Медянская Николаевская мужская пустынь, находилась при дер.
Чукалы вблизи с. Медяны быв. Курмышского у. Основана в нач. 17 в.,
затем была упразднена, но вскоре восстановлена при содействии
дворян Пасмуровых. В 1688 пустынь была приписана к
Нижегородскому патриаршему Благовещенскому монастырю, но
оставалась в числе самых бедных обителей. Закрыта в 1764.
Медянский Покровский женский монастырь, находился при с.
Медяны быв. Курмышского у. Основан во 2-й пол. 19 в. Существовал
сначала как женская община, которой руководила Дарья Ольнева. В
монастыре был деревянный храм без колонн (1878). Закрыт после
1917.
Михайло-Архангельский женский монастырь, основан в 1994 при
храме Архангела Михаила в с. Комаровка Ульяновского р-на Ульян.
обл., освящён 19 сент. 1994. Имеет настоятельский и келейный
корпуса, трапезные, гаражи и другие хозяйственные постройки,
подсобное хозяйство, пруд, строится гостиница для паломников. В
2000 имелось 30 насельниц, настоятельница игуменья Магдалина.
Пичерская (Гнилецкая) Казанско-Богородицкая мужская пустынь,
находилась при дер. Полянки (вблизи с. Промзино-Городище быв.
Алатырского у.). Основана в 1642—1643 старцем Гурием Ивановым.
Название получила от церкви, озера Пичерки и поляны Гнильцы. В
кон. 17 — нач. 18 вв. пользовалась известностью проводимая здесь
Пичерская Казанская ярмарка, которая утратила своё значение ещё
до упразднения пустыни в 1764.
Покровский мужской монастырь,
см. ПОКРОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ.
Преображенский (Спасо-Преображенский) мужской монастырь,
находился в г. Карсуне. Основан между 1647 и 1664. К кон. 1720-х
здесь была построена каменная церковь. Закрыт в 1764.
Рождественский (Богородице-Рождественский) мужской монастырь,
находился в г. Курмыше. Основан ранее 1580-х. В 1657 был приписан
к Патриаршему дому, затем (с 1680) — к московскому Воскресенскому
(Ново-Иерусалимскому) монастырю. Упразднён в 1764.
Соловецкая (Спасская) мужская пустынь, находилась среди лесов в
15—20 верстах вверх по течению Волги от Симбирска. Была основана
до сер. 17 в., в 1670 была разорена сподвижниками
С. Разина, но вскоре (1671—1675) заново отстроена. В 1725 эту
пустынь, напоминавшую старообрядческий лесной скит, собирались
закрыть, в 1751 ее приписали к Симбирскому Покровскому мужскому
монастырю. Закрыт в 1764. В 1908 Симбирским архиереем было
решено восстановить этот монастырь. Велись строительные работы, но
после 1917 они были прекращены.
Спасский женский монастырь, см. СПАССКИЙ ЖЕНСКИЙ
МОНАСТЫРЬ.
Сретенский женский монастырь, находился в г. Сызрани. Основан в
1856 на средства купеческой вдовы Т.И. Извозчиковой. В 1858
возведен в третьеклассный монастырь. К 1902 в монастыре было три
церкви: каменный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы
(1862), каменная теплая Сретенская (1867), домовая деревянная во
имя Скорбящей Божьей Матери. Имел мастерскую для обучения
девочек-сирот рукоделию. Закрыт в 1923.
Старо-Костычевский Смоленский женский монастырь, находился при
с. Старые Костычи (Городище) быв. Сызранского у. Основан старцем
Пантелеймоном (П.С. Прохоровым) в кон. 1860-х. Первоначально
возникла небольшая женская община при сельской кладбищенской
церкви. В 1833, при содействии дворян Дурасовых, община была
зарегистрирована как монастырь. Закрыт после 1917.
Старо-Николаевский женский монастырь, находился в г. Алатыре.
Основан во 2-й пол. 16 в. До 1603 назывался Казанским, затем –
Николаевским. После 1639 переименован в Старо-Николаевский.
Упразднён в 1764.
Старцеугловская Преображенская мужская пустынь, находилась при
с. Большое Талызино Алатырского, затем Ардатовского у. Основана в
глухом лесном урочище Старцев Угол на реке Вачка (приток Мени)
помещиком Б.И. Топорниным в нач. 1640-х. С 1-й пол. 18 в. получила
известность проводимая здесь Преображенская ярмарка, которая
продолжала существовать и после закрытия пустыни
в 1764.
Троицкий (Свято-Троицкий) мужской монастырь, находился в г.
Алатыре. Основан во 2-й пол. 16 в. В 1615 был приписан к Троицкой
Сергиевской лавре, с 1764 – самостоятельный третьеклассный
монастырь. Закрыт после 1917.
Троицкий женский монастырь, находился в г. Курмыше. Основан до
1623 (по некоторым сведениям — до 1564). Упразднен в 1764.
Успенский мужской монастырь, находился в Симбирске под горой на
берегу Волги. Был основан одновременно с городом в 1648
иеромонахом Макарием. В 1670 сильно пострадал после осады
Симбирска отрядами С. Разина, но был вновь отстроен. В 1674 была
построена церковь Успения Пресвятой Богородицы. В кон. 17 в.
монастырь содержался на государственные средства. В нач. 18 в. с
возрастанием значения Покровского мужского монастыря Успенский
монастырь стал терять свое значение и в 1724 был закрыт. Братия
была переведена в Покровский монастырь. Успенская церковь стала
приходской для жителей Подгорья.
Шейн-Майданский Богородице-Отрадный женский монастырь,
находился при с. Шейн-Майдан быв. Ардатовского у. Основан во 2-й
пол. 19 в. «стараниями и иждивением» крестьянина И.П. Вершинина.
Монастырь первоначально существовал как община при храме во имя
икони Божьей Матери «Отрада и Утешение». Закрыт после 1917.
Существовал также Старообрядческий монастырь (раскольничий
женский скит), который находился при дер. Попова Мельница быв.
Карсунского у. Основан старцем Исааком в 1841 для
последовательниц старообрядческого течения, известного как
«Спасово согласие». Просуществовал недолго.
протяжении 17—20 вв. существовало значительное количество
пустыней и монастырей Русской православной церкви. Большинство
по различным причинам прекратили свою деятельность, некоторые
возникли вновь.
Богородицкий женский монастырь, находился в г. Сызрани. Основан
в 1695 с благословения митрополита Маркела. В пожаре 1728 сгорели
две монастырские церкви (Казанская, Радонежская) и кельи. В 1742
на средства местных купцов вновь была построена Казанская
церковь, 16 келий и монастырская ограда. Закрыт в 1764, насельниц
перевели в Симбирский Спасский женский монастырь.
Борковская Николаевская мужская пустынь, находилась при с.
Барышская Слобода быв. Алатырского у. (ныне Сурского р-на).
Основана на левом берегу р. Барыш в 1717. До упразднения
монастыря (в 1764) монахи жили преимущественно на средства
местного помещика графа
М.К. Скавронского.
Вознесенский мужской монастырь, находится в г. Сызрани. Основан
в 1685 старцем Кириллом. Первыми послушниками были солдаты,
сержанты из Казани, Тетюшей, Чебоксар, строившие город Сызрань и
в «старости усердно желающие постричься в монашеский чин». М.
имел 825 десятин пахотной земли. Первоначально монахи жили в
землянках. С 1691 по 1694 был выстроен деревянный храм во имя
Вознесения Господня, колокольня с трапезной, четыре кельи. В 1738
на месте старой деревянной церкви сооружен каменный Вознесенский
храм (в 1855 переименован и освящен в честь иконы Феодоровской
Божьей Матери). В храме хранилась чудотворная Феодоровская
икона, по преданию явленная на Кашпирском источнике. Среди
реликвий монастыря было два уникальных Евангелия — рукописное
(от 1677) и второе, обложенное серебряными «досками» с позолотой
весом в
24 фунта (9,6 кг). В 1832 сюда были переведены монахи Покровского
мужского
монастыря Симбирска. В 1844 в монастыре был погребен первый
архиепископ
Симбирский и Сызранский Анатолий.
Особенно интенсивно велось строительство на территории
монастыря со 2-й пол. 19 в. Возведена каменная ограда в окружности
162 сажени, выстроены настоятельский дом, богадельня, братский
корпус с
трапезной, корпус наместника. В 1851—1852 по проекту симбирского
архитектора Бенземана сооружен летний собор Вознесения Господня.
В 1854 монастырь из третьеклассного возвели в степень
первоклассного. Монастырское хозяйство включало в себя: водяные
мельницы (водяная мельница на р. Сызранке с 27-ю поставами была
самой крупной в Симб. губ. в кон. 19 в.), корпуса торговых лавок,
магазины, кузницы, хлебопекарни. В кон. 1920-х был
закрыт, территория входила в состав завода пищевых концентратов. В
нач. 1990-х на территории бывшего монастыря начались
реставрационные работы. Церковь Феодоровской Божьей Матери
после передачи православной общине была восстановлена.
Городищенская Николаевская мужская пустынь, находилась при с.
Промзино-Городище быв. Алатырского у. (ныне р.п. Сурское Сурского
р-на). Основана, вероятно, в нач. 18 в. на берегу Суры у подножия
Белой (Николиной) горы. Прекратила существование в 1764.
Гуляевская Преображенская мужская пустынь, находилась при с.
Гуляево быв. Алатырского у. Основана на берегу р. Алатырь до 1656.
Существовала в основном на средства помещиков Анненковых.
Упразднена в 1764.
Духовская мужская пустынь, находилась близ г. Алатыря. Основана
около 1714, в 1764 была закрыта, но в 1796 восстановлена как
загородная резиденция настоятелей Алатырского Троицкого
монастыря, к которому она была приписана. Закрыта после 1917.
Жадовская Казанско-Богородицкая пустынь, мужской монастырь,
основан в нач. 18 в. в 4 км от с. Жадовка ( ныне р.п. Жадовка
Барышского р-на Ульян. обл.) у р. Самородки. Основание связано с
обретением здесь в 1690-х крестьянином Тихоном Казанской иконы
Божьей Матери. На месте её обретения были построены часовня и
келья. В 1714 на месте явления иконы игуменом Сызранского
Спасо-Вознесенского монастыря Михаилом была основана Жадовская
П., первоначально здесь был построен деревянный храм во имя
Казанской иконы Божьей Матери с приделом во имя святого
преподобного Тихона Амерунтского, в 1739—1846 вместо него был
построен каменный храм. В 1764 пустынь была упразднена, но в 1846
восстановлена. С 1847 было разрешено совершать крестные ходы с
Казанской иконой Божьей Матери в Симбирск (продолжались до
1917). В 1856 на источнике, где явилась икона, был построен
деревянный однопрестольный храм во имя Божьей Матери
«Живоносный Источник», при этом престол был устроен над самым
источником, а вода вытекала из него через храм. В пустыни имелись:
братский корпус с настоятельскими покоями, трапезная, гостиница
для паломников. В нач. 20 в. здесь находилось около 40 чел. братии.
Монастырь был закрыт в 1927. Большинство построек были
разрушены. Вновь восстановительные работы начались в апр. 1996.
2 мая 1997 произошло новое обретение Жадовской Казанской иконы
Божьей Матери, которая 21 июля была перенесена в монастырь. День
2 мая установлен как праздник второго обретения чудотворной иконы.
В 2000 в пустыни было 30 чел. братии, деревянный храм во имя
Казанской иконы Божьей Матери. Управляет монастырём игумен
Агафангел. См. также ЖАДОВСКАЯ КАЗАНСКО-БОГОРОДИЦКАЯ
МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ.
Иваньковская Покровская мужская пустынь, находилась при с.
Кудеиха (вблизи с. Порецкое быв. Алатырского у.). Основана до 1715.
Имела значительные угодья и денежную поддержку от графов
Салтыковых, П.И. Шувалова и др. Закрыта в 1764.
Кашпирский Благовещенский (Симеонов) мужской монастырь,
находился вблизи с. Кашпир в 21 версте от Сызрани и в 154 верстах
от Симбирска. Основан в 1711 стольником С.К. Дмитриевым (был
воеводой в Сызрани, Симбирске, провёл в монастыре свои последние
годы и здесь был погребен). На территории монастыря находился
каменный Благовещенский храм (1730). Упразднен в 1764, братия
переведена в Симбирский Покровский мужской монастырь.
Киево-Николаевский женский монастырь, находился в г. Алатыре.
Основан в 1639 монахинями Ладинского Покровского монастыря,
«бежавшими от гонений на православную веру» из-под г. Прилуцка.
До 1668—1669 обитель находилась под горой на берегу Суры, затем
была перенесена на гору, где в те времена стояла крепость.
Монашествующих в монастыре на нач. 20 в. было около 200 чел. С
1898 при монастыре существовала церковная школа грамоты. Закрыт
после 1917.
Ключевская Казанская мужская пустынь, находилась при с.
Четвертаково Алатырского, затем Ардатовского у. Основана при
ключе (роднике) в 1708, когда здесь была построена первая
деревянная церковь. В 1764 пустынь была приписана к Алатырскому
Троицкому монастырю, при котором оставалась до 1917.
Медянская Николаевская мужская пустынь, находилась при дер.
Чукалы вблизи с. Медяны быв. Курмышского у. Основана в нач. 17 в.,
затем была упразднена, но вскоре восстановлена при содействии
дворян Пасмуровых. В 1688 пустынь была приписана к
Нижегородскому патриаршему Благовещенскому монастырю, но
оставалась в числе самых бедных обителей. Закрыта в 1764.
Медянский Покровский женский монастырь, находился при с.
Медяны быв. Курмышского у. Основан во 2-й пол. 19 в. Существовал
сначала как женская община, которой руководила Дарья Ольнева. В
монастыре был деревянный храм без колонн (1878). Закрыт после
1917.
Михайло-Архангельский женский монастырь, основан в 1994 при
храме Архангела Михаила в с. Комаровка Ульяновского р-на Ульян.
обл., освящён 19 сент. 1994. Имеет настоятельский и келейный
корпуса, трапезные, гаражи и другие хозяйственные постройки,
подсобное хозяйство, пруд, строится гостиница для паломников. В
2000 имелось 30 насельниц, настоятельница игуменья Магдалина.
Пичерская (Гнилецкая) Казанско-Богородицкая мужская пустынь,
находилась при дер. Полянки (вблизи с. Промзино-Городище быв.
Алатырского у.). Основана в 1642—1643 старцем Гурием Ивановым.
Название получила от церкви, озера Пичерки и поляны Гнильцы. В
кон. 17 — нач. 18 вв. пользовалась известностью проводимая здесь
Пичерская Казанская ярмарка, которая утратила своё значение ещё
до упразднения пустыни в 1764.
Покровский мужской монастырь,
см. ПОКРОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ.
Преображенский (Спасо-Преображенский) мужской монастырь,
находился в г. Карсуне. Основан между 1647 и 1664. К кон. 1720-х
здесь была построена каменная церковь. Закрыт в 1764.
Рождественский (Богородице-Рождественский) мужской монастырь,
находился в г. Курмыше. Основан ранее 1580-х. В 1657 был приписан
к Патриаршему дому, затем (с 1680) — к московскому Воскресенскому
(Ново-Иерусалимскому) монастырю. Упразднён в 1764.
Соловецкая (Спасская) мужская пустынь, находилась среди лесов в
15—20 верстах вверх по течению Волги от Симбирска. Была основана
до сер. 17 в., в 1670 была разорена сподвижниками
С. Разина, но вскоре (1671—1675) заново отстроена. В 1725 эту
пустынь, напоминавшую старообрядческий лесной скит, собирались
закрыть, в 1751 ее приписали к Симбирскому Покровскому мужскому
монастырю. Закрыт в 1764. В 1908 Симбирским архиереем было
решено восстановить этот монастырь. Велись строительные работы, но
после 1917 они были прекращены.
Спасский женский монастырь, см. СПАССКИЙ ЖЕНСКИЙ
МОНАСТЫРЬ.
Сретенский женский монастырь, находился в г. Сызрани. Основан в
1856 на средства купеческой вдовы Т.И. Извозчиковой. В 1858
возведен в третьеклассный монастырь. К 1902 в монастыре было три
церкви: каменный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы
(1862), каменная теплая Сретенская (1867), домовая деревянная во
имя Скорбящей Божьей Матери. Имел мастерскую для обучения
девочек-сирот рукоделию. Закрыт в 1923.
Старо-Костычевский Смоленский женский монастырь, находился при
с. Старые Костычи (Городище) быв. Сызранского у. Основан старцем
Пантелеймоном (П.С. Прохоровым) в кон. 1860-х. Первоначально
возникла небольшая женская община при сельской кладбищенской
церкви. В 1833, при содействии дворян Дурасовых, община была
зарегистрирована как монастырь. Закрыт после 1917.
Старо-Николаевский женский монастырь, находился в г. Алатыре.
Основан во 2-й пол. 16 в. До 1603 назывался Казанским, затем –
Николаевским. После 1639 переименован в Старо-Николаевский.
Упразднён в 1764.
Старцеугловская Преображенская мужская пустынь, находилась при
с. Большое Талызино Алатырского, затем Ардатовского у. Основана в
глухом лесном урочище Старцев Угол на реке Вачка (приток Мени)
помещиком Б.И. Топорниным в нач. 1640-х. С 1-й пол. 18 в. получила
известность проводимая здесь Преображенская ярмарка, которая
продолжала существовать и после закрытия пустыни
в 1764.
Троицкий (Свято-Троицкий) мужской монастырь, находился в г.
Алатыре. Основан во 2-й пол. 16 в. В 1615 был приписан к Троицкой
Сергиевской лавре, с 1764 – самостоятельный третьеклассный
монастырь. Закрыт после 1917.
Троицкий женский монастырь, находился в г. Курмыше. Основан до
1623 (по некоторым сведениям — до 1564). Упразднен в 1764.
Успенский мужской монастырь, находился в Симбирске под горой на
берегу Волги. Был основан одновременно с городом в 1648
иеромонахом Макарием. В 1670 сильно пострадал после осады
Симбирска отрядами С. Разина, но был вновь отстроен. В 1674 была
построена церковь Успения Пресвятой Богородицы. В кон. 17 в.
монастырь содержался на государственные средства. В нач. 18 в. с
возрастанием значения Покровского мужского монастыря Успенский
монастырь стал терять свое значение и в 1724 был закрыт. Братия
была переведена в Покровский монастырь. Успенская церковь стала
приходской для жителей Подгорья.
Шейн-Майданский Богородице-Отрадный женский монастырь,
находился при с. Шейн-Майдан быв. Ардатовского у. Основан во 2-й
пол. 19 в. «стараниями и иждивением» крестьянина И.П. Вершинина.
Монастырь первоначально существовал как община при храме во имя
икони Божьей Матери «Отрада и Утешение». Закрыт после 1917.
Существовал также Старообрядческий монастырь (раскольничий
женский скит), который находился при дер. Попова Мельница быв.
Карсунского у. Основан старцем Исааком в 1841 для
последовательниц старообрядческого течения, известного как
«Спасово согласие». Просуществовал недолго.