ПОСТЫ

ПОСТЫ, религиозные запреты или ограничения на употребление пищи
вообще или отдельных ее видов на какой-то определенный срок,
дополняемые, как правило, воздержанием духовным: от всякого рода
соблазнов, развлечений, создание «покаянного настроения». До 1-й
пол.
20 в. П. строго соблюдались практически всеми жителями края,
позже, в связи с атеистической пропагандой, количество верующих
значительно сократилось. К кон. 20 в. число верующих, и
соответственно соблюдающих П.,  несколько увеличилось, но многие
люди продолжают вести атеистический образ жизни. Верующие же
стремятся соблюдать  требования П.  В разных вероисповеданиях
установления на этот счет различны.
   В годовом календаре Русской православной церкви постам отдано
около 200 дней. Каждый верующий в течение всего года должен
поститься по средам и пятницам, исключением из правила являются
только «сплошные седмицы», которые бывают в году пять раз: святки
(с 7 по 19 янв.), неделя мытаря и фарисея, сырная седмица, или
масленица, Пасхальная и Троицкая недели. Не бывает также поста в
те среды и пятницы, на которые выпадают праздники Рождества
Христова и Богоявления (7 и 19 янв.). В другое время однодневные
посты бывают еще в Крещенский сочельник  (18 янв.), в день
Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сент.) и в праздник
Воздвижения Креста Господня (27 сент.). Кроме однодневных постов
установлено четыре многодневных поста: Великий (сроки меняются,
обычно в марте—апреле), Петров (сроки меняются, обычно в
июне—июле), Успенский (14—27 авг.) и Рождественский (28 нояб. —
6 янв.). Самый важный и продолжительный из них – Великий П.,
который начинается с понедельника после масленицы и длится семь
недель, вплоть до праздника Пасхи. Этот пост разделяется на две
части: святую четыредесятницу и страстную седмицу. Во время П.
запрещается употреблять продукты животного происхождения (так
называемую «скоромную» еду), востребуется «удаление от зла,
обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение
клеветы, лжи и клятвопреступления». В православии существует
также обряд говения, с помощью которого верующие готовятся  к
таинству причащения. Продолжается говение несколько дней и
обязательно включает в себя П. (причащаться, а следовательно,
говеть, православные должны не реже пяти раз в году).
   В исламе П. меньше, и не все они носят обязательный характер.
Самым продолжительным из них и обязательным для всех верующих
является П. ураза, который занимает все 30 дней месяца рамазан по
мусульманскому лунному календарю. Основное требование во время
П. — отказ от еды, питья, курения в светлое время
суток; воздержание от всего, что может
доставить удовольствие. Нарушением П. считается не только
намеренное введение в рот и горло малейшего кусочка пищи или
влаги, но даже случайное попадание туда пыли или дыма.
Недопустимыми считаются супружеская близость, употребление
спиртных напитков, лекарств. Все эти требования обязательны только
днем, с наступлением же темноты и до утра П. прерывается. Отступить
от П. могут также больные, престарелые, несовершеннолетние,
беременные женщины, кормящие матери, находящиеся в дороге
путешественники, воины во время боевых действий. Однако те, кто
был вынужден пропустить дни П., обязаны в дальнейшем его
возместить путем воздержания в другое время, или раздать беднякам
милостыню (исключение составляют лишь малолетние дети,
престарелые и тяжелобольные люди). Долг возмещения лежит также
и на тех, кто,
постясь, не выдержал и П. нарушил. Искупить такое нарушение можно
двойным П., или совершив богоугодные действия: кормить целый день
60 бедняков или 60 дней – одного бедняка. Кроме воздержания в
пище П. в исламе предписывает строгую нравственную
воздержанность: в течение этого месяца особенно предосудительно
браниться, лгать, клеветать. Каждый день до наступления рассвета
мусульманин должен произносить особую молитву, просить Аллаха
благословить и укрепить его в намерении поститься. Последние дни
П. принято посвящать генеральной уборке в доме и на дворе, ремонту
и обновлению жилища и одежды. Завершается П. праздником
Ураза-байрам.
   В иудаизме П. бывает 17 таммуза (обычно в июне—июле), когда
начинается трехдневный траур по погибшему Иерусалимскому храму.
В этот П. не едят и не пьют от восхода солнца до наступления
темноты. Следующие за ним три недели именуются «днями стеснения»
в память о многих тяжелых событиях, происходивших в прошлом в эти
дни. Завершаются эти три недели постом 9 ава, который начинается с
захода солнца и продолжается целые сутки до наступления темноты.
Все это время иудеи не едят и не пьют, стараются проводить время в
синагогах за чтением священных текстов.
   В протестантских культах, как правило, строго установленного
порядка и сроков соблюдения П. не бывает, хотя сами П. проводятся.
Религиозная община или сам верующий по своему усмотрению
принимают на себя ограничения, которые и соблюдают. В
лютеранской церкви установлено два П.: предрождественский —
длительностью в 4 недели и предпасхальный, который длится 40 дней.
В это время не проводятся некоторые церковные обряды (венчание,
крещение), в религиозных общинах ведется углубленное изучение
Библии, верующие воздерживаются от участия в развлекательных