ВОЛЖСКИЕ МОСТЫ
ВОЛЖСКИЕ МОСТЫ. Первый мост через Волгу (в среднем течении
реки) был сооружен по проекту инженера Ник. Аппол. Белелюбского
в 1876—1880 на границе Симб. и Самар. губ. (недалеко от с. Старые
Костычи Сызран. у.). Затем (1912—1916) по проекту того же инж. был
сооружен ж. д. мост непосредственно под Симбирском. Стальные
конструкции В. М. изготавливались на Юзовском з-де (г. Донецк,
Украина) и собирались на месте. Гранит для облицовки «туфельных
опор» доставлялся с Урала, бутовый камень добывался в Симб. губ.
На стройке использовались кессоны и опускные колодцы,
применялись экскаваторы, компрессорные станции. 7 июля 1914
строящийся мост был сильно поврежден пожаром, а 29—31 мая 1915
произошел грандиозный оползень Симб. горы, разрушивший подходы
к мосту со стороны города. Мост был назван «Романовским», после
Февр. революции 1917 получил название моста «Свободы».
1953—1958 опоры ж. д. моста были расширены и приподняты. На них
был устроен автомобильный мостовой переход, в отличии от
заклепочного ж.д. моста он выполнен сварными соединениями.
В связи с бурным пром. и жил. стр-вом Левобережья возникла
потребность в новом мостовом переходе через р. Волгу. В 1988
создан «Ульяновскмостострой» — одно из крупнейших в России
мостостроительных объед., преобразованное в 1992 в АО
«Ульяновскмостострой». В наст. время (1994) АО имеет в своем
составе восемь структурных подразделений, подсобные х-ва,
насчитывает ок. трех тыс. специалистов по возведению фундаментов
опор, монтажу пролетных конструкций, эксплуатации
строймеханизмов и плавучих средств. На стр-ве применяется
новейшая технология. Освоены два типа фундаментов: один из
комбинированных столбов, состоящих в верхней части из стальных
оболочек, а в нижней — из буровых свай глубиной до 50 м. Второй
тип фундаментов — также комбинир. столбы со свободной величиной
до 28 м. Верх. часть столбов — стальная оболочка, нижняя —
(буровая) пробуривалась на глубину до 64 м. Коллектив освоил
единств. в России полностью автономную самоподъемную плавучую
платформу «Темп-1». Внедрен монтаж решетчатых пролетных
строений (до 154 м), монтаж неразрезного решетчатого пролетного
строения 2х220 с метал. ортотропной плитой в двух уровнях под
двухпутное ж. д. движение в ниж. части и автомоб. четырехполосное
— в верхнем ярусе. Аналогичная конструкция запроектирована в
качестве балки жесткости в вантовом пролетном строении с метал.
пилоном высотой 212 м. Применяется новейшая технология
монтажных соединений (болтовая, клеефрикционная, сварочная и
др.). Многие конструктивные решения при возведении В.М.
соответствуют мировому уровню мостостроения.
реки) был сооружен по проекту инженера Ник. Аппол. Белелюбского
в 1876—1880 на границе Симб. и Самар. губ. (недалеко от с. Старые
Костычи Сызран. у.). Затем (1912—1916) по проекту того же инж. был
сооружен ж. д. мост непосредственно под Симбирском. Стальные
конструкции В. М. изготавливались на Юзовском з-де (г. Донецк,
Украина) и собирались на месте. Гранит для облицовки «туфельных
опор» доставлялся с Урала, бутовый камень добывался в Симб. губ.
На стройке использовались кессоны и опускные колодцы,
применялись экскаваторы, компрессорные станции. 7 июля 1914
строящийся мост был сильно поврежден пожаром, а 29—31 мая 1915
произошел грандиозный оползень Симб. горы, разрушивший подходы
к мосту со стороны города. Мост был назван «Романовским», после
Февр. революции 1917 получил название моста «Свободы».
1953—1958 опоры ж. д. моста были расширены и приподняты. На них
был устроен автомобильный мостовой переход, в отличии от
заклепочного ж.д. моста он выполнен сварными соединениями.
В связи с бурным пром. и жил. стр-вом Левобережья возникла
потребность в новом мостовом переходе через р. Волгу. В 1988
создан «Ульяновскмостострой» — одно из крупнейших в России
мостостроительных объед., преобразованное в 1992 в АО
«Ульяновскмостострой». В наст. время (1994) АО имеет в своем
составе восемь структурных подразделений, подсобные х-ва,
насчитывает ок. трех тыс. специалистов по возведению фундаментов
опор, монтажу пролетных конструкций, эксплуатации
строймеханизмов и плавучих средств. На стр-ве применяется
новейшая технология. Освоены два типа фундаментов: один из
комбинированных столбов, состоящих в верхней части из стальных
оболочек, а в нижней — из буровых свай глубиной до 50 м. Второй
тип фундаментов — также комбинир. столбы со свободной величиной
до 28 м. Верх. часть столбов — стальная оболочка, нижняя —
(буровая) пробуривалась на глубину до 64 м. Коллектив освоил
единств. в России полностью автономную самоподъемную плавучую
платформу «Темп-1». Внедрен монтаж решетчатых пролетных
строений (до 154 м), монтаж неразрезного решетчатого пролетного
строения 2х220 с метал. ортотропной плитой в двух уровнях под
двухпутное ж. д. движение в ниж. части и автомоб. четырехполосное
— в верхнем ярусе. Аналогичная конструкция запроектирована в
качестве балки жесткости в вантовом пролетном строении с метал.
пилоном высотой 212 м. Применяется новейшая технология
монтажных соединений (болтовая, клеефрикционная, сварочная и
др.). Многие конструктивные решения при возведении В.М.
соответствуют мировому уровню мостостроения.