ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ
ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ. В древности, когда сухопутных дорог не было,
единственными путями сообщения на терр. края были р. Волга и ее
притоки. Уже в 8 в. Волга стала великим водным путем, соединяющим
Вост. Европу с Азией. В 965 на ней появились ладьи киевского князя
Святослава, направлявшиеся в устье реки, где находилась столица
Хазарского каганата — Белая Вежа. Во времена татаро-монгольского
ига по Волге следовали суда в Золотую Орду, Булгар Великий,
который был ц. торговли Востока и Запада. Московская Русь
вывозила, кроме дани, меха, хлеб, продукты рыболовства (клей,
сушеную рыбу), мед, воск. В.Т. в Москву, Новгород, Псков, а далее в
города Ганзейского союза и Зап. Европу шли ткани, ковры, оружие и
т. д. В 15 в. составлялись дважды в год судовые караваны до 30 тыс.
пуд. Под охраной стрельцов, детей боярских при Иване Грозном по
Волге следовали до 500 больших судов. Но меры предосторожности
не всегда спасали караваны от разграбления волжскими
разбойниками, о чем свидетельствуют многочисленные челобитные
купцов московским царям на «воровских людишек».
Заметной судоходной артерией была р. Сура. По ней сплавлялись во
время завоевания Казанского ханства сборные деревянные
конструкции, из которых в считанные недели была построена
крепость Свияжск (1550). После заселения края русскими людьми
значительное судоходство возникло на Суре, просуществовавшее до
начала 20 в. Вывозились продукты, изделия нар. промыслов,
пушнина, хмель, строевой лес и т. д. На Волге использовались суда
различного класса. Самыми большими были досчаники (до 10 саж. и
более), поднимавшие до 80 тыс. пуд. груза. Насады и струги — от 6
до 8 саж. в длину. Меньшие по размеру суда — кладные, барки,
кладнушки, ботники. До появления пароходов суда передвигались с
помощью парусов, весел, на бечеве (см. БУРЛАКИ) и завозне. В нач.
19 в. появились коноводки. 30 лошадей, запряженных в ворот,
подтягивали суда к завезенному против течения якорю. Скорость
движения составляла ок. 2 верст в час. Вскоре появились кабестаны
— паровые вороты вместо коноводок.
Во втор. пол. 19 в. на Волге стала стремительно развиваться
деятельность пароходных компаний. По переписи 1895 по Волге
ходило 1191 судно (92 пас., 83 тов.-пас., 19 тов., 844 буксира и т.
д.). Их общий тоннаж — 6778300 пуд. Число пароходных служащих —
18830. Стоимость судов — 55 млн. руб. Барж, барок, белян и др.
насчитывалось до 5,5 тыс. Главнейшими пароходными компаниями
были: «Общество на Волге», «Самолет», «Кавказ и Меркурий»,
которым в 1912 принадлежало 2099 пароходов и теплоходов.
Базировались общества в Н. Новгороде. Кроме этого, почти каждый
крупный хлеботорговец имел свою флотилию, но такие об-ва быстро
прогорали, т. к. не имели больших страховочных сумм на случай
аварий.
Крупных пароходных обществ в Симбирске не было. Город имел две
пристани: Симбирскую и Часовню (Лев. берег). В Часовенской
воложке и в затоне на Чувиче в нач. 20 в. зимовало до 450 судов. В
1913 из Симбирска В. Т. отправлено 6941 тыс. пуд. грузов, а прибыло
15444 пуд. В 1910 через Симбирск прошло груженых судов с плотами
— 6044, вверх и вниз. Непосредственно из Симб. губ. со всех
пристаней (Сызрань, Сенгилей и др.) в 1913 было отправлено 23,5
млн. пуд. груза (хлеб, фрукты, лес и др.).
До 1934 все погрузочно-разгрузочные работы в Ульяновском порту
выполнялись вручную. Особой напряженностью отличался труд
речников в годы Вел. Отеч. войны. Наряду с другими грузами они
отправляли защитникам Сталинграда много боеприпасов и
снаряжения.
Дальнейшее развитие В.Т. в обл. связано с превращением
Ульяновска в крупный промышленный ц. В 1965 был построен
современный с высоким уровнем механизации (до 99,4%) речной
порт, обслуживающий суда всех классов. Ныне область отправляет по
волжскому пути судами Н. Новгор. пароходства продукцию
машиностроения, цемент, с.-х. продукты и т. д. К речному порту на
период навигации приписаны пас. теплоходы «Крылов» и
«Димитров», обслуживающие туристские маршруты. Суда типа «ОМ» и
на подводных крыльях «Метеор» и «Комета» обслуживают местные
линии.
единственными путями сообщения на терр. края были р. Волга и ее
притоки. Уже в 8 в. Волга стала великим водным путем, соединяющим
Вост. Европу с Азией. В 965 на ней появились ладьи киевского князя
Святослава, направлявшиеся в устье реки, где находилась столица
Хазарского каганата — Белая Вежа. Во времена татаро-монгольского
ига по Волге следовали суда в Золотую Орду, Булгар Великий,
который был ц. торговли Востока и Запада. Московская Русь
вывозила, кроме дани, меха, хлеб, продукты рыболовства (клей,
сушеную рыбу), мед, воск. В.Т. в Москву, Новгород, Псков, а далее в
города Ганзейского союза и Зап. Европу шли ткани, ковры, оружие и
т. д. В 15 в. составлялись дважды в год судовые караваны до 30 тыс.
пуд. Под охраной стрельцов, детей боярских при Иване Грозном по
Волге следовали до 500 больших судов. Но меры предосторожности
не всегда спасали караваны от разграбления волжскими
разбойниками, о чем свидетельствуют многочисленные челобитные
купцов московским царям на «воровских людишек».
Заметной судоходной артерией была р. Сура. По ней сплавлялись во
время завоевания Казанского ханства сборные деревянные
конструкции, из которых в считанные недели была построена
крепость Свияжск (1550). После заселения края русскими людьми
значительное судоходство возникло на Суре, просуществовавшее до
начала 20 в. Вывозились продукты, изделия нар. промыслов,
пушнина, хмель, строевой лес и т. д. На Волге использовались суда
различного класса. Самыми большими были досчаники (до 10 саж. и
более), поднимавшие до 80 тыс. пуд. груза. Насады и струги — от 6
до 8 саж. в длину. Меньшие по размеру суда — кладные, барки,
кладнушки, ботники. До появления пароходов суда передвигались с
помощью парусов, весел, на бечеве (см. БУРЛАКИ) и завозне. В нач.
19 в. появились коноводки. 30 лошадей, запряженных в ворот,
подтягивали суда к завезенному против течения якорю. Скорость
движения составляла ок. 2 верст в час. Вскоре появились кабестаны
— паровые вороты вместо коноводок.
Во втор. пол. 19 в. на Волге стала стремительно развиваться
деятельность пароходных компаний. По переписи 1895 по Волге
ходило 1191 судно (92 пас., 83 тов.-пас., 19 тов., 844 буксира и т.
д.). Их общий тоннаж — 6778300 пуд. Число пароходных служащих —
18830. Стоимость судов — 55 млн. руб. Барж, барок, белян и др.
насчитывалось до 5,5 тыс. Главнейшими пароходными компаниями
были: «Общество на Волге», «Самолет», «Кавказ и Меркурий»,
которым в 1912 принадлежало 2099 пароходов и теплоходов.
Базировались общества в Н. Новгороде. Кроме этого, почти каждый
крупный хлеботорговец имел свою флотилию, но такие об-ва быстро
прогорали, т. к. не имели больших страховочных сумм на случай
аварий.
Крупных пароходных обществ в Симбирске не было. Город имел две
пристани: Симбирскую и Часовню (Лев. берег). В Часовенской
воложке и в затоне на Чувиче в нач. 20 в. зимовало до 450 судов. В
1913 из Симбирска В. Т. отправлено 6941 тыс. пуд. грузов, а прибыло
15444 пуд. В 1910 через Симбирск прошло груженых судов с плотами
— 6044, вверх и вниз. Непосредственно из Симб. губ. со всех
пристаней (Сызрань, Сенгилей и др.) в 1913 было отправлено 23,5
млн. пуд. груза (хлеб, фрукты, лес и др.).
До 1934 все погрузочно-разгрузочные работы в Ульяновском порту
выполнялись вручную. Особой напряженностью отличался труд
речников в годы Вел. Отеч. войны. Наряду с другими грузами они
отправляли защитникам Сталинграда много боеприпасов и
снаряжения.
Дальнейшее развитие В.Т. в обл. связано с превращением
Ульяновска в крупный промышленный ц. В 1965 был построен
современный с высоким уровнем механизации (до 99,4%) речной
порт, обслуживающий суда всех классов. Ныне область отправляет по
волжскому пути судами Н. Новгор. пароходства продукцию
машиностроения, цемент, с.-х. продукты и т. д. К речному порту на
период навигации приписаны пас. теплоходы «Крылов» и
«Димитров», обслуживающие туристские маршруты. Суда типа «ОМ» и
на подводных крыльях «Метеор» и «Комета» обслуживают местные
линии.