ПАРОХОДСТВА НА ВОЛГЕ
ПАРОХОДСТВА НА ВОЛГЕ, речные пароходства в Волжско-Камском
бассейне появились в сер. 19 в. Занимались перевозкой грузов и
пассажиров вверх и вниз по течению реки Волги, а также по
основным ее притокам. Пассажирские пароходы и грузовые суда этих
компаний регулярно причаливали к пристаням, имевшимся в Симб.
губ., что оказывало весьма существенное влияние на жизнь многих
симбирян, которые пользовались их услугами.
Наиболее значительными на Волге во 2-й пол. 19 в. были
пароходства:
Пароходное общество «ПО ВОЛГЕ», учреждено в 1843
предпринимателем
Д.И. Кэйли и купцами 1 гильдии М.П. Кирилловым и Д.М.
Полежаевым.
Владело 18 однопалубными (однодечными) пароходами
американского типа и обеспечивало сообщение между Рыбинском,
Нижним Новгородом и Астраханью. Эта первая старейшая на Волге
пароходная компания просуществовала до национализации всего
речного флота в 1918, но бывшие суда компании под новыми
названиями ходили по Волге до кон. 1960-х. Так, пароход «Роза
Люксембург» (до национализации «Дворянка») был списан лишь в
1962, а пароход «Виктор Хользунов» (прежние названия
«Императрица Александра», «Заря», «Вячеслав Молотов») ходил по
Волге еще в навигацию 1969.
Пароходное общество «ДРУЖИНА», основано в 1858 владельцами
механического з-да костромскими купцами братьями Александром,
Дмитрием и Николаем Шиповыми. В 1876 оно состояло из 24
пароходов, в т.ч. 18 буксирных и 6 пассажирских и обеспечивало
сообщение по Волге от Рыбинска до Астрахани (имея гавань в
Криушенском затоне), по Каме — до Перми и по Белой — до Уфы.
Прекратило деятельность в 1900-х.
Акционерное общество «САМОЛЕТ», учреждено Владимиром
Александровичем фон Глазенапом — отставным капитаном
Российского флота и титулярным советником Максимилианом
Густавичем Бехагель фон Адлескроном в 1853. АО «Самолет»
заказало заводу «Коккериль» в Бельгии постройку трех пароходов. В
янв. 1854 пароходы в разобранном виде были доставлены в Тверь,
собраны в мастерских затона, которые были арендованы для этого
случая, и весной этого года вышли в плавание. Это были длинные (22
сажени) паровые лодки с железными корпусами и огромными
двигательными колесами по бокам. Их надпалубные надстройки
состояли лишь из капитанского мостика и нескольких небольших
кожуховых кают для служащих парохода. Пассажирские каюты 1 и 2
классов размещались в трюме парохода. В каждом классе было по
две общих каюты — одна мужская и одна женская. Пассажиры 3
класса размещались на палубе, а команда парохода — матросы и
кочегары — в носовой и кормовой частях трюма на общих нарах. В
1860 АО «Самолет» открыло регулярное пассажирское сообщение от
Твери до Астрахани и по Каме — до Перми. Для обслуживания этих
линий использовалось 28 пароходов.
К нач. 1880-х флот «Самолета» оказался довольно отсталым.
Пароходы АО имели недостаточную грузоподъемность и
комфортабельность, а в условиях развития волжского грузооборота
становились экономически не выгодными. В связи с этим «Самолет»
приступил к реформированию своего флота и постройке новых
пароходов на заводе «Коккериль». Новые пароходы общества
представляли собой суда 252 футов длиной, 28 футов шириной и
грузоподъемностью от 20 до 24 тыс. пудов. Имели скорость хода до
22
верст против течения (до 25 верст в час по течению) и отличались
большим комфортом и изяществом отделки. С выпуском новых судов,
старые распродавались или переделывались в буксирные. В
результате обновления флота АО «Самолет» уже к середине 1890-х
заняло первое место среди волжских пароходств по количеству
паровых судов. К 1900 их в составе флота было уже 35. В первом
десятилетии 20 в. «Самолет» построил на заводе «Коккериль» еще 13
пассажирских пароходов и, завершив обновление своего флота, в
дальнейшем свои заказы делал на Сормовском з-де. В 1913 на этом
заводе были построены: пароход «Император Александр
Благословленный» (назв. после 1918 — «Короленко»), «Царь Михаил
Федорович» (после 1918 – «Красная звезда»), «Тургенев» (после
1918 — сохранил наименование), в 1914 — «Князь Серебряный»
(после 1918 — «Белинский»), «Великая княжна Ольга Николаевна»
(после 1918 — «Алеша Попович», «Володарский»), «Великая княжна
Татьяна Николаевна» (после 1918 — «Добрыня Никитич»,
«Спартак»).
Перед национализацией флот «Самолета» состоял из 45 паровых
судов, в т.ч.
40 товаро-пассажирских, 4 буксирных и
1 парового баркаса.
Пароходное общество «ИВАН ЛЮБИМОВ и К°», образовано в 1855
Иваном Филипповичем Любимовым — потомственным судостроителем
и судовладельцем, осуществлявшим товаро-пассажирские перевозки
по Каме. В 1877 сын Любимова — Иван Иванович построил два
первых пассажирских парохода американского типа и открыл
пассажирское сообщение по Каме. В 1894 появился самый большой и
совершенный товаро-пассажирский пароход на Каме
грузоподъемностью до 20 тыс. пудов груза и 600 пассажирами со
скоростью хода до 19 верст/ч против течения и до 26 верст/ч по
течению. В последующие годы Любимовым были построены еще семь
пароходов, в т.ч. один пассажирский, два товаро-пассажирских и
четыре буксирных. После смерти И.И. Любимова пароходство было
акционировано. АО «Иван Любимов и К°» обеспечивало
товаро-пассажирские линии: Нижний Новгород—Казань—Пермь;
Нижний Новгород—Иссады; Пермь—Усолье и товарное движение по
Волге, Каме, Вятке, Белой, Оке, Москве и Шексне. Кроме
транспортных операций АО «Иван Любимов и К°» вело торговлю
солью и имело свыше 60 пароходов и около 400 непаровых судов.
«ТОВАРИЩЕСТВО Ф. и Г. Бр. КАМЕНСКИЕ», основано пермскими
купцами братьями Федором и Григорием Каменскими, занималось
перевозкой товаров между Москвой и Сибирью. В 1857 Федор
Кузьмич
купил для перевозки грузов буксирный пароход «Работник», который
использовал совместно с братом Григорием Кузьмичем. Пароходство
братьев Каменских быстро росло и вскоре стало крупным
предприятием. В 1865 Каменские организовали пассажирские
перевозки между Нижним Новгородом и Пермью. В 1871
«Товарищество Ф. и Г. Бр. Каменские» стало господствующим на
Каме
и было преобразовано в Торговый Дом «Ф. и Г. Бр. Каменские». К
этому времени фирма владела 16 пароходами и десятками непаровых
судов – баржами и дебаркадерами, но флот нуждался в обновлении.
В связи с этим на Сормовском з-де были построены девять новых
пароходов. В 1900 флот Торгового Дома «Ф. и Г. Бр. Каменские»
состоял уже из 22 пароходов, в т.ч. 12 пассажирских и
товаро-пассажирских, а также 10 буксирных. В 1910 Торговый Дом
«Ф. и Г. Бр. Каменские» был преобразован в Товарищество
пароходства и транспортирования грузов «Ф. и Г. Бр. Каменские».
«ПАРОХОДСТВО М.К. КАШИНОЙ», основано в 1869 Михаилом
Матвеевичем Кашиным — мужем Марии Капитоновны Кашиной. Оно
было первым на Волге предприятием районного типа,
обеспечивающим перевоз на небольших (до 100 верст) участках реки
между Нижним Новгородом и Пучежем. Построив пароход «Анюта» и
арендовав у Любимова пароход «Пермяк», Кашин открыл срочную
регулярную линию Нижний Новгород—Казань, преобразовав ее
позднее в пассажирскую линию с использованием пароходов
американского типа. В 1890 (после смерти М.М. Кашина) пароходство
перешло во владение его жены, которая расширила сферу
деятельности своего пароходства до крупного общеволжского
масштаба, распространив деятельность по Волге от Рыбинска до
Казани и на Каме — до Перми. Флот «Пароходства М.К. Кашиной» к
1900 состоял из 2 пассажирских, 5 товаро-пассажирских и одного
буксирно-пассажирского пароходов. Увеличив флот на четыре
крупных и несколько мелких судов для коротких линий местного
сообщения, пароходство открыло линию Рыбинск—Казань,
Казань—Пермь (четыре отправления в неделю) и ежедневные линии
Нижний Новгород—Кострома, Нижний Новгород—Исары—Лысково и
Рыбинск—Тверь. Фрахт и такса на проезд на судах «Пароходство М.К.
Кашиной» были самыми дешевыми среди всех крупных пароходных
компаний. В 1913 «Пароходство М.К. Кашиной» было продано вновь
организованному обществу «Кавказ и Меркурий».
«ПАРОХОДСТВО А.А. ЗЕВЕКЕ», было образовано в 1876 Альфоном
Александровичем Зевеке. Обслуживало товаро-пассажирскую линию
Нижний Новгород—Астрахань, имея для этого 5 пароходов
американского типа и 7 заднеколесных плоскодонных деревянных
пароходов, представлявших собой легкие, с небольшой осадкой суда,
пригодные для плавания по мелководью. В 1890 «Пароходство А.А.
Зевеке» было преобразовано в АО «Пароходство и торговля А.А.
Зевеке». Оно обслуживало товаро-пассажирскую линию на Волге:
Рыбинск—Нижний Новгород—Пермь и по Каме: Нижний
Новгород—Пермь, имея для этого 12 пароходов американского типа и
13 заднеколесных пароходов. В 1900 АО «Пароходство и торговля
А.А. Зевеке» было преобразовано в пароходную компанию
«Надежда», которая обслуживала товаро-пассажирские линии на
Волге, Каме и Оке и имело для этого уже 37 пароходов. В 1908
пароходная компания «Надежда» была преобразована в акционерное
пароходное общество «Русь», которое обслуживало срочную
пассажирскую линию Рыбинск—Нижний Новгород—Астрахань, имея
на
этой линии 20 пароходов, и товаро-пассажирскую линию
Казань—Пермь с 10 заднеколесными пароходами. Акционерное
пароходство «Русь» просуществовало до его национализации в 1918.
«КУПЕЧЕСКОЕ ПАРОХОДСТВО», основано в 1887 коммерсантом
Иваном Ивановичем Прянишниковым и братьями Иваном и Василием
Польскими, открывшими двумя небольшими пароходами «Аскольд» и
«Дир» товаро-пассажирскую линию Саратов—Балаково. В 1890
компания арендовала еще два парохода, с которыми продлили линию
до Камышина, а затем и вверх по Волге до Казани. Особой заслугой
пароходства был глубокий захват районов Волжского бассейна, в
которые пароходы других компаний не заходили. В 1891 пароходство,
увеличив свой флот еще на три парохода, продлило свою линию от
Астрахани до Самары, а в 1893, построив в Вольске на заводе
Гильденбрендта два новых парохода, продлило ее до Симбирска. В
1896 «Купеческое пароходство» построило новые суда на Самарском
з-де Журавлева и на Пермском з-де Любимова и, объединившись с
пароходовладельцами Кунчиными, открыло беспересадочное
сообщение между Астраханью и Казанью. В 1913 «Купеческое
пароходство» было преобразовано в акционерное общество
«Волжско-Камского коммерческого пароходства», которое
впоследствии объединилось с пароходством Ивана Кондратьевича
Савина, располагавшим 13 товаро-пассажирскими пароходами. После
приобретения нескольких пароходов у других пароходо-владельцев
(у
О.П. Карповой и др.) пароходство продлило свою
товаро-пассажирскую линию Астрахань—Казань до Нижнего
Новгорода и открыло товаро-пассажирские линии по Каме до
Набережных Челнов и по Оке. Флот АО «Волжско-Камского
коммерческого пароходства» после реформирования составляли
40 товаро-пассажирских пароходов и более 70 дебаркадеров.
Пароходное общество «КАВКАЗ и МЕРКУРИЙ», образовано в 1858
объединением обществ «Кавказ» и «Меркурий», обслуживало скорую
почтовую линию Нижний Новгород — Астрахань с ежедневным
движением 19 скорых пароходов и теплоходов. Кроме этого
обеспечивало движение пассажирских пароходов на этой линии (4
раза в неделю), используя для этого еще 8 пароходов. Весь флот
общества состоял из 30 пароходов и теплоходов, в том числе самый
быстроходный пароход на Волге «Фельдмаршал Суворов»,
«Император
Александр II», «Александр Невский», «Владимир Мономах»,
построенные в Спасском затоне.
«ПАРОХОДСТВО И. К. САВИНА», образовано им в 1890, имело 6
товаро-пассажирских пароходов и осуществляло перевозки между
Казанью и Чистополем. В 1913 речной флот «Пароходство И.К.
Савина» вошел в состав «Волжско-Камского коммерческого
пароходства».
Пароходная компания «ВОСТОЧНОЕ ОБЩЕСТВО ТОВАРНЫХ
СКЛАДОВ», учреждена в 1893 отставным подполковником Андреем
Александровичем Померанцевым и отставным губернским секретарем
Владимиром Павловичем Зуровым. Компания организовала крупное
пароходство по Каспийскому морю и буксирное пароходство по
Волге.
В 1896 она открыла срочную буксирную линию Нижний
Новгород—Астрахань и имела на ней 20 буксирных пароходов, 120
товарных и наливных баржей и много других мелких судов. К 1900
флот компании пополнился 3 товаро-пассажирскими и 2
буксирно-пассажирскими пароходами, были организованы
пассажирские перевозки на Каспийском море. В 1913 «Восточное
общество» построило на Коломенском з-де 5 однотипных
товаро-пассажирских теплоходов («Байрам-Али», «Андижан»,
«Маргелан», «Наманган» и «Ташкент»), которые предназначались для
перевозки пассажиров только 3 и 4 классом, но обладали большой
грузоподъемностью и высокой экономичностью. С вводом в
эксплуатацию этих судов флот компании «Восточное общество
товарных складов» увеличился до 45 паротепловых пароходов, в т.ч.
включал 30 буксирных, 8 товаро-пассажирских пароходов и 6
паровых баркасов.
ПАРОХОДСТВО «ДРУЖБА», образовано Флегонтом Михайловичем
Баукиным в 1903 в Сенгилее Симбирской губернии и располагало 4
небольшими двухпалубными пассажирскими пароходами: «Казань»,
«Симбирск», «Самара» и «Сенгилей», совершавшими рейсы между
Казанью и Самарой. На этой линии пароходство имело свыше 15
дебаркадеров. Пароходы «Казань» (после 1918 — «Свирь-строй») и
«Симбирск» (после 1918 – «Ян Фабрициус») были построены в 1903, а
«Самара» (после 1918 — «Владимир Маяковский») и «Сенгилей»
(после 1918 — «Красный текстильщик») — в 1904 на
з-де Калашникова в Нижнем Новгороде.
Кроме перечисленных волжских пароходств в Волжско-Камском
бассейне имелось большое количество камских пароходств. Наиболее
крупные из них: пароходство Устина Саввича Курбатова, возникшее
на Каме в 1875. Позднее перешло во владение его племянницы
Ольги
Петровны Карповой; пароходство купца 1 гильдии Николая
Васильевича Мешкова, образованное им 1890-х на Каме и занявшее
в
дальнейшем одно из первых мест среди камских судоходных
предприятий; пароходство Торгового Дома братьев Якимовых;
Верхнекамское пароходство Ржевина; Бельские пароходства
Сорокина, Тупицына и пароходства мелких судовладельцев:
Беклемишева, Кирьянова, Черных и др.
Из волжских компаний, возникших позднее, наиболее
значительными были:
Пароходное общество «Русь», созданное в 1910 на базе
одноименного товарищества и приобретенного пароходства компании
«Надежда».
Торгово-промышленное и пароходное общество «Волга», создано в
1910.
Общество «Кавказ и Меркурий» и «Восточное» («Камво», создано в
1913 объединением двух обществ и скупкой «Пароходства М. К.
Кашиной».
«Акционерное общество Волго-Камского коммерческого
пароходства», создано в 1914 из быв. «Купеческого пароходства» и
«Пароходства купца И. К. Савина».
После 1917 произошел процесс национализации пассажирских и
грузовых судов, впоследствии большинство из них было
переименовано и передано в различные государственные
пароходства, в т.ч. вновь образованные:
Волжское пароходство, создано
30 янв. 1923;
Горьковское (Нижегородское) пароходство, существует как
структурная часть Волжского пароходства;
Камское пароходство, учреждено 5 февр. 1931;
Московское пароходство, образовано в 1954 путем слияния
пароходств Московско-Окского и Москва – Волга канал;
Северо-Западное пароходство, создано 30 янв. 1823.
В разные годы по Волге и другим рекам ходили ранее и ходят
сейчас пароходы, теплоходы и иные суда, которые носят имена
людей, связанных с Ульяновским краем:
«Карамзин», буксирный пароход общества «Кавказ и Меркурий»,
построен в 1858.
«Карамзин», пассажирский пароход общества «Надежда», построен
в 1905, сгорел в 1919.
«Николай Карамзин», пассажирский теплоход Московского
пароходства, назван в 1991, к 225-летию историографа.
«Гончаров», пассажирский пароход общества «Самолет», построен
в 1896, списан в 1962.
«Денис Давыдов», пассажирский теплоход Волжского пароходства,
построен в 1959 (ГДР).
«Владимир Ульянов», пассажирский пароход общества «Русь»
(быв. «П.И. Харитоненко»), построен в 1913, переименован в 1918,
списан в 1965.
«Ленин», пассажирский теплоход общества «Кавказ и Меркурий»
(быв. «Великий князь Николай Николаевич»), построен в 1915,
переименован в 1918, сгорел в 1920.
«Ильич», пассажирский теплоход общества «Кавказ и Меркурий»
(быв. «Цесаревич Алексей», «Красная Латвия», «М. Томский»),
построен в 1915, переименован в 1936, затонул в 1942.
«Ленин», пассажирский дизель-электроход Волжского пароходства,
сгорел в 1984.
«Ильич», пассажирский теплоход Волжского пароходства, построен
в 1956 (ГДР).
«Владимир Ильич», пассажирский теплоход Северо-Западного
пароходства, построен в 1974 (ГДР), ныне «С.-Петербург».
«В.И. Ленин», пассажирский теплоход Главречфлота Украины,
построен в 1975 (ГДР).
«Мария Ульянова», пассажирский теплоход Северо-Западного
пароходства, построен в 1975 (ГДР), ныне «Петергоф».
«Александр Ульянов», пассажирский теплоход Северо-Западного
пароходства, построен в 1979 (ГДР), ныне «Кронштадт».
«Командующий Гай», пассажирский паром Ульяновской городской
переправы, назван в 1928, с 1936 именовался «Память Кузнецова».
«Комдив Гай», пассажирский теплоход Волжского пароходства,
назван в 1977.
«Командарм Гай», транспортное судно Каспийского пароходства,
построено в
кон. 1970-х, ныне «Рашид Бейбутов».
бассейне появились в сер. 19 в. Занимались перевозкой грузов и
пассажиров вверх и вниз по течению реки Волги, а также по
основным ее притокам. Пассажирские пароходы и грузовые суда этих
компаний регулярно причаливали к пристаням, имевшимся в Симб.
губ., что оказывало весьма существенное влияние на жизнь многих
симбирян, которые пользовались их услугами.
Наиболее значительными на Волге во 2-й пол. 19 в. были
пароходства:
Пароходное общество «ПО ВОЛГЕ», учреждено в 1843
предпринимателем
Д.И. Кэйли и купцами 1 гильдии М.П. Кирилловым и Д.М.
Полежаевым.
Владело 18 однопалубными (однодечными) пароходами
американского типа и обеспечивало сообщение между Рыбинском,
Нижним Новгородом и Астраханью. Эта первая старейшая на Волге
пароходная компания просуществовала до национализации всего
речного флота в 1918, но бывшие суда компании под новыми
названиями ходили по Волге до кон. 1960-х. Так, пароход «Роза
Люксембург» (до национализации «Дворянка») был списан лишь в
1962, а пароход «Виктор Хользунов» (прежние названия
«Императрица Александра», «Заря», «Вячеслав Молотов») ходил по
Волге еще в навигацию 1969.
Пароходное общество «ДРУЖИНА», основано в 1858 владельцами
механического з-да костромскими купцами братьями Александром,
Дмитрием и Николаем Шиповыми. В 1876 оно состояло из 24
пароходов, в т.ч. 18 буксирных и 6 пассажирских и обеспечивало
сообщение по Волге от Рыбинска до Астрахани (имея гавань в
Криушенском затоне), по Каме — до Перми и по Белой — до Уфы.
Прекратило деятельность в 1900-х.
Акционерное общество «САМОЛЕТ», учреждено Владимиром
Александровичем фон Глазенапом — отставным капитаном
Российского флота и титулярным советником Максимилианом
Густавичем Бехагель фон Адлескроном в 1853. АО «Самолет»
заказало заводу «Коккериль» в Бельгии постройку трех пароходов. В
янв. 1854 пароходы в разобранном виде были доставлены в Тверь,
собраны в мастерских затона, которые были арендованы для этого
случая, и весной этого года вышли в плавание. Это были длинные (22
сажени) паровые лодки с железными корпусами и огромными
двигательными колесами по бокам. Их надпалубные надстройки
состояли лишь из капитанского мостика и нескольких небольших
кожуховых кают для служащих парохода. Пассажирские каюты 1 и 2
классов размещались в трюме парохода. В каждом классе было по
две общих каюты — одна мужская и одна женская. Пассажиры 3
класса размещались на палубе, а команда парохода — матросы и
кочегары — в носовой и кормовой частях трюма на общих нарах. В
1860 АО «Самолет» открыло регулярное пассажирское сообщение от
Твери до Астрахани и по Каме — до Перми. Для обслуживания этих
линий использовалось 28 пароходов.
К нач. 1880-х флот «Самолета» оказался довольно отсталым.
Пароходы АО имели недостаточную грузоподъемность и
комфортабельность, а в условиях развития волжского грузооборота
становились экономически не выгодными. В связи с этим «Самолет»
приступил к реформированию своего флота и постройке новых
пароходов на заводе «Коккериль». Новые пароходы общества
представляли собой суда 252 футов длиной, 28 футов шириной и
грузоподъемностью от 20 до 24 тыс. пудов. Имели скорость хода до
22
верст против течения (до 25 верст в час по течению) и отличались
большим комфортом и изяществом отделки. С выпуском новых судов,
старые распродавались или переделывались в буксирные. В
результате обновления флота АО «Самолет» уже к середине 1890-х
заняло первое место среди волжских пароходств по количеству
паровых судов. К 1900 их в составе флота было уже 35. В первом
десятилетии 20 в. «Самолет» построил на заводе «Коккериль» еще 13
пассажирских пароходов и, завершив обновление своего флота, в
дальнейшем свои заказы делал на Сормовском з-де. В 1913 на этом
заводе были построены: пароход «Император Александр
Благословленный» (назв. после 1918 — «Короленко»), «Царь Михаил
Федорович» (после 1918 – «Красная звезда»), «Тургенев» (после
1918 — сохранил наименование), в 1914 — «Князь Серебряный»
(после 1918 — «Белинский»), «Великая княжна Ольга Николаевна»
(после 1918 — «Алеша Попович», «Володарский»), «Великая княжна
Татьяна Николаевна» (после 1918 — «Добрыня Никитич»,
«Спартак»).
Перед национализацией флот «Самолета» состоял из 45 паровых
судов, в т.ч.
40 товаро-пассажирских, 4 буксирных и
1 парового баркаса.
Пароходное общество «ИВАН ЛЮБИМОВ и К°», образовано в 1855
Иваном Филипповичем Любимовым — потомственным судостроителем
и судовладельцем, осуществлявшим товаро-пассажирские перевозки
по Каме. В 1877 сын Любимова — Иван Иванович построил два
первых пассажирских парохода американского типа и открыл
пассажирское сообщение по Каме. В 1894 появился самый большой и
совершенный товаро-пассажирский пароход на Каме
грузоподъемностью до 20 тыс. пудов груза и 600 пассажирами со
скоростью хода до 19 верст/ч против течения и до 26 верст/ч по
течению. В последующие годы Любимовым были построены еще семь
пароходов, в т.ч. один пассажирский, два товаро-пассажирских и
четыре буксирных. После смерти И.И. Любимова пароходство было
акционировано. АО «Иван Любимов и К°» обеспечивало
товаро-пассажирские линии: Нижний Новгород—Казань—Пермь;
Нижний Новгород—Иссады; Пермь—Усолье и товарное движение по
Волге, Каме, Вятке, Белой, Оке, Москве и Шексне. Кроме
транспортных операций АО «Иван Любимов и К°» вело торговлю
солью и имело свыше 60 пароходов и около 400 непаровых судов.
«ТОВАРИЩЕСТВО Ф. и Г. Бр. КАМЕНСКИЕ», основано пермскими
купцами братьями Федором и Григорием Каменскими, занималось
перевозкой товаров между Москвой и Сибирью. В 1857 Федор
Кузьмич
купил для перевозки грузов буксирный пароход «Работник», который
использовал совместно с братом Григорием Кузьмичем. Пароходство
братьев Каменских быстро росло и вскоре стало крупным
предприятием. В 1865 Каменские организовали пассажирские
перевозки между Нижним Новгородом и Пермью. В 1871
«Товарищество Ф. и Г. Бр. Каменские» стало господствующим на
Каме
и было преобразовано в Торговый Дом «Ф. и Г. Бр. Каменские». К
этому времени фирма владела 16 пароходами и десятками непаровых
судов – баржами и дебаркадерами, но флот нуждался в обновлении.
В связи с этим на Сормовском з-де были построены девять новых
пароходов. В 1900 флот Торгового Дома «Ф. и Г. Бр. Каменские»
состоял уже из 22 пароходов, в т.ч. 12 пассажирских и
товаро-пассажирских, а также 10 буксирных. В 1910 Торговый Дом
«Ф. и Г. Бр. Каменские» был преобразован в Товарищество
пароходства и транспортирования грузов «Ф. и Г. Бр. Каменские».
«ПАРОХОДСТВО М.К. КАШИНОЙ», основано в 1869 Михаилом
Матвеевичем Кашиным — мужем Марии Капитоновны Кашиной. Оно
было первым на Волге предприятием районного типа,
обеспечивающим перевоз на небольших (до 100 верст) участках реки
между Нижним Новгородом и Пучежем. Построив пароход «Анюта» и
арендовав у Любимова пароход «Пермяк», Кашин открыл срочную
регулярную линию Нижний Новгород—Казань, преобразовав ее
позднее в пассажирскую линию с использованием пароходов
американского типа. В 1890 (после смерти М.М. Кашина) пароходство
перешло во владение его жены, которая расширила сферу
деятельности своего пароходства до крупного общеволжского
масштаба, распространив деятельность по Волге от Рыбинска до
Казани и на Каме — до Перми. Флот «Пароходства М.К. Кашиной» к
1900 состоял из 2 пассажирских, 5 товаро-пассажирских и одного
буксирно-пассажирского пароходов. Увеличив флот на четыре
крупных и несколько мелких судов для коротких линий местного
сообщения, пароходство открыло линию Рыбинск—Казань,
Казань—Пермь (четыре отправления в неделю) и ежедневные линии
Нижний Новгород—Кострома, Нижний Новгород—Исары—Лысково и
Рыбинск—Тверь. Фрахт и такса на проезд на судах «Пароходство М.К.
Кашиной» были самыми дешевыми среди всех крупных пароходных
компаний. В 1913 «Пароходство М.К. Кашиной» было продано вновь
организованному обществу «Кавказ и Меркурий».
«ПАРОХОДСТВО А.А. ЗЕВЕКЕ», было образовано в 1876 Альфоном
Александровичем Зевеке. Обслуживало товаро-пассажирскую линию
Нижний Новгород—Астрахань, имея для этого 5 пароходов
американского типа и 7 заднеколесных плоскодонных деревянных
пароходов, представлявших собой легкие, с небольшой осадкой суда,
пригодные для плавания по мелководью. В 1890 «Пароходство А.А.
Зевеке» было преобразовано в АО «Пароходство и торговля А.А.
Зевеке». Оно обслуживало товаро-пассажирскую линию на Волге:
Рыбинск—Нижний Новгород—Пермь и по Каме: Нижний
Новгород—Пермь, имея для этого 12 пароходов американского типа и
13 заднеколесных пароходов. В 1900 АО «Пароходство и торговля
А.А. Зевеке» было преобразовано в пароходную компанию
«Надежда», которая обслуживала товаро-пассажирские линии на
Волге, Каме и Оке и имело для этого уже 37 пароходов. В 1908
пароходная компания «Надежда» была преобразована в акционерное
пароходное общество «Русь», которое обслуживало срочную
пассажирскую линию Рыбинск—Нижний Новгород—Астрахань, имея
на
этой линии 20 пароходов, и товаро-пассажирскую линию
Казань—Пермь с 10 заднеколесными пароходами. Акционерное
пароходство «Русь» просуществовало до его национализации в 1918.
«КУПЕЧЕСКОЕ ПАРОХОДСТВО», основано в 1887 коммерсантом
Иваном Ивановичем Прянишниковым и братьями Иваном и Василием
Польскими, открывшими двумя небольшими пароходами «Аскольд» и
«Дир» товаро-пассажирскую линию Саратов—Балаково. В 1890
компания арендовала еще два парохода, с которыми продлили линию
до Камышина, а затем и вверх по Волге до Казани. Особой заслугой
пароходства был глубокий захват районов Волжского бассейна, в
которые пароходы других компаний не заходили. В 1891 пароходство,
увеличив свой флот еще на три парохода, продлило свою линию от
Астрахани до Самары, а в 1893, построив в Вольске на заводе
Гильденбрендта два новых парохода, продлило ее до Симбирска. В
1896 «Купеческое пароходство» построило новые суда на Самарском
з-де Журавлева и на Пермском з-де Любимова и, объединившись с
пароходовладельцами Кунчиными, открыло беспересадочное
сообщение между Астраханью и Казанью. В 1913 «Купеческое
пароходство» было преобразовано в акционерное общество
«Волжско-Камского коммерческого пароходства», которое
впоследствии объединилось с пароходством Ивана Кондратьевича
Савина, располагавшим 13 товаро-пассажирскими пароходами. После
приобретения нескольких пароходов у других пароходо-владельцев
(у
О.П. Карповой и др.) пароходство продлило свою
товаро-пассажирскую линию Астрахань—Казань до Нижнего
Новгорода и открыло товаро-пассажирские линии по Каме до
Набережных Челнов и по Оке. Флот АО «Волжско-Камского
коммерческого пароходства» после реформирования составляли
40 товаро-пассажирских пароходов и более 70 дебаркадеров.
Пароходное общество «КАВКАЗ и МЕРКУРИЙ», образовано в 1858
объединением обществ «Кавказ» и «Меркурий», обслуживало скорую
почтовую линию Нижний Новгород — Астрахань с ежедневным
движением 19 скорых пароходов и теплоходов. Кроме этого
обеспечивало движение пассажирских пароходов на этой линии (4
раза в неделю), используя для этого еще 8 пароходов. Весь флот
общества состоял из 30 пароходов и теплоходов, в том числе самый
быстроходный пароход на Волге «Фельдмаршал Суворов»,
«Император
Александр II», «Александр Невский», «Владимир Мономах»,
построенные в Спасском затоне.
«ПАРОХОДСТВО И. К. САВИНА», образовано им в 1890, имело 6
товаро-пассажирских пароходов и осуществляло перевозки между
Казанью и Чистополем. В 1913 речной флот «Пароходство И.К.
Савина» вошел в состав «Волжско-Камского коммерческого
пароходства».
Пароходная компания «ВОСТОЧНОЕ ОБЩЕСТВО ТОВАРНЫХ
СКЛАДОВ», учреждена в 1893 отставным подполковником Андреем
Александровичем Померанцевым и отставным губернским секретарем
Владимиром Павловичем Зуровым. Компания организовала крупное
пароходство по Каспийскому морю и буксирное пароходство по
Волге.
В 1896 она открыла срочную буксирную линию Нижний
Новгород—Астрахань и имела на ней 20 буксирных пароходов, 120
товарных и наливных баржей и много других мелких судов. К 1900
флот компании пополнился 3 товаро-пассажирскими и 2
буксирно-пассажирскими пароходами, были организованы
пассажирские перевозки на Каспийском море. В 1913 «Восточное
общество» построило на Коломенском з-де 5 однотипных
товаро-пассажирских теплоходов («Байрам-Али», «Андижан»,
«Маргелан», «Наманган» и «Ташкент»), которые предназначались для
перевозки пассажиров только 3 и 4 классом, но обладали большой
грузоподъемностью и высокой экономичностью. С вводом в
эксплуатацию этих судов флот компании «Восточное общество
товарных складов» увеличился до 45 паротепловых пароходов, в т.ч.
включал 30 буксирных, 8 товаро-пассажирских пароходов и 6
паровых баркасов.
ПАРОХОДСТВО «ДРУЖБА», образовано Флегонтом Михайловичем
Баукиным в 1903 в Сенгилее Симбирской губернии и располагало 4
небольшими двухпалубными пассажирскими пароходами: «Казань»,
«Симбирск», «Самара» и «Сенгилей», совершавшими рейсы между
Казанью и Самарой. На этой линии пароходство имело свыше 15
дебаркадеров. Пароходы «Казань» (после 1918 — «Свирь-строй») и
«Симбирск» (после 1918 – «Ян Фабрициус») были построены в 1903, а
«Самара» (после 1918 — «Владимир Маяковский») и «Сенгилей»
(после 1918 — «Красный текстильщик») — в 1904 на
з-де Калашникова в Нижнем Новгороде.
Кроме перечисленных волжских пароходств в Волжско-Камском
бассейне имелось большое количество камских пароходств. Наиболее
крупные из них: пароходство Устина Саввича Курбатова, возникшее
на Каме в 1875. Позднее перешло во владение его племянницы
Ольги
Петровны Карповой; пароходство купца 1 гильдии Николая
Васильевича Мешкова, образованное им 1890-х на Каме и занявшее
в
дальнейшем одно из первых мест среди камских судоходных
предприятий; пароходство Торгового Дома братьев Якимовых;
Верхнекамское пароходство Ржевина; Бельские пароходства
Сорокина, Тупицына и пароходства мелких судовладельцев:
Беклемишева, Кирьянова, Черных и др.
Из волжских компаний, возникших позднее, наиболее
значительными были:
Пароходное общество «Русь», созданное в 1910 на базе
одноименного товарищества и приобретенного пароходства компании
«Надежда».
Торгово-промышленное и пароходное общество «Волга», создано в
1910.
Общество «Кавказ и Меркурий» и «Восточное» («Камво», создано в
1913 объединением двух обществ и скупкой «Пароходства М. К.
Кашиной».
«Акционерное общество Волго-Камского коммерческого
пароходства», создано в 1914 из быв. «Купеческого пароходства» и
«Пароходства купца И. К. Савина».
После 1917 произошел процесс национализации пассажирских и
грузовых судов, впоследствии большинство из них было
переименовано и передано в различные государственные
пароходства, в т.ч. вновь образованные:
Волжское пароходство, создано
30 янв. 1923;
Горьковское (Нижегородское) пароходство, существует как
структурная часть Волжского пароходства;
Камское пароходство, учреждено 5 февр. 1931;
Московское пароходство, образовано в 1954 путем слияния
пароходств Московско-Окского и Москва – Волга канал;
Северо-Западное пароходство, создано 30 янв. 1823.
В разные годы по Волге и другим рекам ходили ранее и ходят
сейчас пароходы, теплоходы и иные суда, которые носят имена
людей, связанных с Ульяновским краем:
«Карамзин», буксирный пароход общества «Кавказ и Меркурий»,
построен в 1858.
«Карамзин», пассажирский пароход общества «Надежда», построен
в 1905, сгорел в 1919.
«Николай Карамзин», пассажирский теплоход Московского
пароходства, назван в 1991, к 225-летию историографа.
«Гончаров», пассажирский пароход общества «Самолет», построен
в 1896, списан в 1962.
«Денис Давыдов», пассажирский теплоход Волжского пароходства,
построен в 1959 (ГДР).
«Владимир Ульянов», пассажирский пароход общества «Русь»
(быв. «П.И. Харитоненко»), построен в 1913, переименован в 1918,
списан в 1965.
«Ленин», пассажирский теплоход общества «Кавказ и Меркурий»
(быв. «Великий князь Николай Николаевич»), построен в 1915,
переименован в 1918, сгорел в 1920.
«Ильич», пассажирский теплоход общества «Кавказ и Меркурий»
(быв. «Цесаревич Алексей», «Красная Латвия», «М. Томский»),
построен в 1915, переименован в 1936, затонул в 1942.
«Ленин», пассажирский дизель-электроход Волжского пароходства,
сгорел в 1984.
«Ильич», пассажирский теплоход Волжского пароходства, построен
в 1956 (ГДР).
«Владимир Ильич», пассажирский теплоход Северо-Западного
пароходства, построен в 1974 (ГДР), ныне «С.-Петербург».
«В.И. Ленин», пассажирский теплоход Главречфлота Украины,
построен в 1975 (ГДР).
«Мария Ульянова», пассажирский теплоход Северо-Западного
пароходства, построен в 1975 (ГДР), ныне «Петергоф».
«Александр Ульянов», пассажирский теплоход Северо-Западного
пароходства, построен в 1979 (ГДР), ныне «Кронштадт».
«Командующий Гай», пассажирский паром Ульяновской городской
переправы, назван в 1928, с 1936 именовался «Память Кузнецова».
«Комдив Гай», пассажирский теплоход Волжского пароходства,
назван в 1977.
«Командарм Гай», транспортное судно Каспийского пароходства,
построено в
кон. 1970-х, ныне «Рашид Бейбутов».