ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ. Первой ж. д. линией в губ. в
1877 стала линия Оренбург-Батраки в Сызранском у. при стр-ве
Сызрано—Вяземской ж. д. Для этой линии в 1875—1881 у Сызрани
был построен мост (длина 1443 км, 13 пролетов по 111 м) —
крупнейший в Европе. Автор проекта Н. А. Белелюбский. В 1894 по
северным у. губернии была проложена линия
Рязань—Алатырь—Казань Московско-Казанской ж. д. В 1898
началось рабочее движение на линии Рузаевка—Батраки. Сызрань
превратилась в крупный ж. д. узел в Поволжье, через Сызрань линии
шли на Самару, Саратов, Пензу, Инзу. В 1895 общество
Московско—Казанской ж. д. начало стр-во линии Инза—Симбирск, а
28 дек. 1898 на этой линии было открыто движение поездов. В 1900
началось рабочее движение на линии Часовня (Верхняя)—Мелекесс
Волго-Бугульминской ж. д. 5 окт. 1916 был открыт мост через Волгу у
Симбирска, и две ж. д. соединились.
К 1917 ж. д. Симбирской губ., которая входила в состав трех
вышеназванных дорог, имела общую протяженность 558 км.
Железные дороги значительно усилили связь губернии с крупными
экономическими р-нами России. Основными грузами, отправляемыми
из губернии, были хлеб, лес, суконные ткани и спирт, а ввозимы-
ми — уголь, нефтепродукты, шерсть и металл, которые в основном
потребляли 18 суконных фабрик губ. и ж. д. Насел. пункты вдоль
дорог получили возможность пользоваться телеграфом, а в ряде мест
и телефоном. В губ. значительно сократились сроки доставки
почтовой корреспонденции. Железнодорожное сроительство и
эксплуатация дорог повлияли на увеличение числа
лесоперерабатывающих предприятий, карьеров строительных
материалов и т. д.
Тысячи жителей губ., в основном кресть-яне, строили дороги,
становились ж. д. рабочими и служащими. В 1880-е—1920-е гг. 20 в.
неоднократно рассматривались вопросы о строительстве новых ж. д.,
которые пролегли бы по терр. губ., с этой целью проводились
изыскательские и проектные работы.
В февр. 1941 был построен участок линии Ульяновск—Красный
Гуляй, протяженностью 38 км, как составная часть спроектированной
магистрали Свияжск—Ульяновск—Сызрань. Строительство магистрали
на др. участках активизировалось в период Сталинградской битвы и
было завершено в кон. 1944. В сент. 1946 было образовано
Ульяновское отделение в составе Куйбышевской ж. д. В 60-е гг.
началось электрифицирование ж. д. линий. В наст. время ж. д. сеть
области составляет 729 км, в т. ч. 242 км электрифицировано, на 485
км работают тепловозы. Ж. д. линия через
Инзу—Ульяновск—Димитровград осуществляет связь центр. районов
России с Уралом, Казахстаном, Сибирью. Вдоль Волги через
Ульяновск проходит Приволжская ж. д., обеспечивающая связь Ниж.
Поволжья, Сев. Кавказа с Уралом, Верх. Волгой. Через южную часть
обл. проходит ж. д. Пенза—Сызрань—Самара и
Инза—Сызрань—Самара. Ж. Т. выполняет наиболее массовые
перевозки грузов и пассажиров.
1877 стала линия Оренбург-Батраки в Сызранском у. при стр-ве
Сызрано—Вяземской ж. д. Для этой линии в 1875—1881 у Сызрани
был построен мост (длина 1443 км, 13 пролетов по 111 м) —
крупнейший в Европе. Автор проекта Н. А. Белелюбский. В 1894 по
северным у. губернии была проложена линия
Рязань—Алатырь—Казань Московско-Казанской ж. д. В 1898
началось рабочее движение на линии Рузаевка—Батраки. Сызрань
превратилась в крупный ж. д. узел в Поволжье, через Сызрань линии
шли на Самару, Саратов, Пензу, Инзу. В 1895 общество
Московско—Казанской ж. д. начало стр-во линии Инза—Симбирск, а
28 дек. 1898 на этой линии было открыто движение поездов. В 1900
началось рабочее движение на линии Часовня (Верхняя)—Мелекесс
Волго-Бугульминской ж. д. 5 окт. 1916 был открыт мост через Волгу у
Симбирска, и две ж. д. соединились.
К 1917 ж. д. Симбирской губ., которая входила в состав трех
вышеназванных дорог, имела общую протяженность 558 км.
Железные дороги значительно усилили связь губернии с крупными
экономическими р-нами России. Основными грузами, отправляемыми
из губернии, были хлеб, лес, суконные ткани и спирт, а ввозимы-
ми — уголь, нефтепродукты, шерсть и металл, которые в основном
потребляли 18 суконных фабрик губ. и ж. д. Насел. пункты вдоль
дорог получили возможность пользоваться телеграфом, а в ряде мест
и телефоном. В губ. значительно сократились сроки доставки
почтовой корреспонденции. Железнодорожное сроительство и
эксплуатация дорог повлияли на увеличение числа
лесоперерабатывающих предприятий, карьеров строительных
материалов и т. д.
Тысячи жителей губ., в основном кресть-яне, строили дороги,
становились ж. д. рабочими и служащими. В 1880-е—1920-е гг. 20 в.
неоднократно рассматривались вопросы о строительстве новых ж. д.,
которые пролегли бы по терр. губ., с этой целью проводились
изыскательские и проектные работы.
В февр. 1941 был построен участок линии Ульяновск—Красный
Гуляй, протяженностью 38 км, как составная часть спроектированной
магистрали Свияжск—Ульяновск—Сызрань. Строительство магистрали
на др. участках активизировалось в период Сталинградской битвы и
было завершено в кон. 1944. В сент. 1946 было образовано
Ульяновское отделение в составе Куйбышевской ж. д. В 60-е гг.
началось электрифицирование ж. д. линий. В наст. время ж. д. сеть
области составляет 729 км, в т. ч. 242 км электрифицировано, на 485
км работают тепловозы. Ж. д. линия через
Инзу—Ульяновск—Димитровград осуществляет связь центр. районов
России с Уралом, Казахстаном, Сибирью. Вдоль Волги через
Ульяновск проходит Приволжская ж. д., обеспечивающая связь Ниж.
Поволжья, Сев. Кавказа с Уралом, Верх. Волгой. Через южную часть
обл. проходит ж. д. Пенза—Сызрань—Самара и
Инза—Сызрань—Самара. Ж. Т. выполняет наиболее массовые
перевозки грузов и пассажиров.