ИЗВОЗНЫЙ ПРОМЫСЕЛ
ИЗВОЗНЫЙ ПРОМЫСЕЛ, перевозка пассажиров и грузов в городах,
осуществляемая по особым правилам, предусмотренным Городовым
Положением. По правилам 1887 сбор с каждой лошади,
употребляемой в извоз, поступал в доход города, причем сумма не
могла превышать 10 руб. в год. Гор. дума могла разделять
извозопромышлеников на разряды и назначать для каждого разряда
особую таксу. Зародился И.П. в России на основе одной из
натуральных повинностей крестьян по перевозке лошадьми грузов и
пассажиров и как один из внеземлевладельческих промыслов.
Первые извозчики в Симбирске появились в первой пол. 19 в.
Наиболее распространенным типом экипажей в это время были
долгуши и тарантасы — безрессорные экипажи, приспособленные для
езды по грязным и неровным улицам. Тогда извозчики выезжали
только в дневное время, поэтому различные клубы для развоза своих
гостей ночью по домам держали особых извозчиков, обязанных
довозить каждого человека за гривенник (10 коп.). Это было
довольно выгодно, потому что обыкновенно на одну долгушу или сани
усаживалось человек по пять. К нач. 20 в. почти все симбирские
легковые извозчики имели рессорные экипажи. Прежние долгуши
оставались у незначительного числа извозчиков, стоящих по
окраинам города. К 1898 в Симбирске было 389 легковых и 755
ломовых извозчиков. Основные стоянки конных извозчиков,
называемых биржами, находились на Большой Саратовской ул. (ул.
Гончарова). Здесь их было пять. Это связано с тем, что на этой ул.
находилось множество магазинов, из которых выходили нагруженные
покупками покупатели и без извозчика они часто не могли обойтись.
Кроме этого стоянки были на Базарной площади, железнодорожной
станции и у речной волжской пристани. В нач. 20 в. появились
«лихачи», у которых были хорошие лошади, экипажи на резиновых
шинах и их кучерский наряд был весьма эффектен. Такие лихачи
обслуживали только богатых людей. На биржах они обычно
держались особняком, их адреса были известны в гостиницах и
ресторанах и их всегда можно было вызвать посыльным или по
телефону. Ломовые извозчики занимались перевозкой различных
грузов и товара с пристаней, железнодорожной станции, на
строительство домов и т. д. Ломовая биржа находилась в 1920-е гг.
на Базарной площади. Владельцы всех конных экипажей обязаны
были иметь на видном месте своих экипажей металлический номерной
знак.
осуществляемая по особым правилам, предусмотренным Городовым
Положением. По правилам 1887 сбор с каждой лошади,
употребляемой в извоз, поступал в доход города, причем сумма не
могла превышать 10 руб. в год. Гор. дума могла разделять
извозопромышлеников на разряды и назначать для каждого разряда
особую таксу. Зародился И.П. в России на основе одной из
натуральных повинностей крестьян по перевозке лошадьми грузов и
пассажиров и как один из внеземлевладельческих промыслов.
Первые извозчики в Симбирске появились в первой пол. 19 в.
Наиболее распространенным типом экипажей в это время были
долгуши и тарантасы — безрессорные экипажи, приспособленные для
езды по грязным и неровным улицам. Тогда извозчики выезжали
только в дневное время, поэтому различные клубы для развоза своих
гостей ночью по домам держали особых извозчиков, обязанных
довозить каждого человека за гривенник (10 коп.). Это было
довольно выгодно, потому что обыкновенно на одну долгушу или сани
усаживалось человек по пять. К нач. 20 в. почти все симбирские
легковые извозчики имели рессорные экипажи. Прежние долгуши
оставались у незначительного числа извозчиков, стоящих по
окраинам города. К 1898 в Симбирске было 389 легковых и 755
ломовых извозчиков. Основные стоянки конных извозчиков,
называемых биржами, находились на Большой Саратовской ул. (ул.
Гончарова). Здесь их было пять. Это связано с тем, что на этой ул.
находилось множество магазинов, из которых выходили нагруженные
покупками покупатели и без извозчика они часто не могли обойтись.
Кроме этого стоянки были на Базарной площади, железнодорожной
станции и у речной волжской пристани. В нач. 20 в. появились
«лихачи», у которых были хорошие лошади, экипажи на резиновых
шинах и их кучерский наряд был весьма эффектен. Такие лихачи
обслуживали только богатых людей. На биржах они обычно
держались особняком, их адреса были известны в гостиницах и
ресторанах и их всегда можно было вызвать посыльным или по
телефону. Ломовые извозчики занимались перевозкой различных
грузов и товара с пристаней, железнодорожной станции, на
строительство домов и т. д. Ломовая биржа находилась в 1920-е гг.
на Базарной площади. Владельцы всех конных экипажей обязаны
были иметь на видном месте своих экипажей металлический номерной
знак.