ДОРОГИ И ТРАКТЫ

ДОРОГИ И ТРАКТЫ. Систематическая работа по строительству дорог и
поддержанию их в порядке началась в эпоху Петра I. В последней
четверти 18 в. велось составление подробных описаний и карт
наместничеств и губерний России. Впервые в это время были
изготовлены и карты уездов Симб. наместничества с указанием на
них
основных дорог. Однако устойчивая система управления
государственными Д. возникла только в 19 в. В 1810 было учреждено
главное управление путей сообщения на правах министерства. В
1816
Д. по степени важности были разделены на 4 разряда, а для
покрытия
издержек по постройке Д. установлен особый сбор по 25 коп. с
каждой ревизской души и 5% с платимых купцами налогов (отменен в
1861). В 1833 установлено новое, сохранившееся до 20 в.
административное деление Д. на 5 категорий: 1. Д. главных
сообщений и государственные;
2. Д. больших сообщений; 3. Д. обыкновенных почтовых сообщений
из
губ. в губ.; 4. Д. уездные, почтовые и торговые; 5. Д. сельские и
полевые. Д. первой категории и некоторые из второй и третьей были
отнесены к ведомству центр. управления, их предполагалось обратить
со временем в шоссе (Д. с твердым покрытием). Таких Д. в пределах
Симб. губ. не было. Все грунтовые улучшенные Д., обрытые канавами
для стока воды, имеющие мосты, соединяющие обычно губ. города и
регионы, назывались трактами. Наиболее важное госуд. значение в
вост. направлении имел Сибирский тракт, проходивший от Москвы
через Ниж. Новгород, Казань, Пермь и далее в Сибирь. Для
содержания и постройки Д. 2, 3 и 4 категорий (к которым относились
и Д. Симб. губ.) были учреждены губ. и уездные дорож. комиссии. С
образованием министерства путей сообщения, в 1865, дорож.
комиссии были упразднены и их функции по дорожной части
переданы
вновь открытым зем. учреждениям. Для содержания Д. зем.
учреждения облагали насел. налогами в виде денеж. и натур. зем.
повинностей. Для отбывания натур. дорож. повинностей, Д.
разделялись на участки, и к каждому участку приписывалась часть
окрестных селений. С развитием железных Д., Д. главных и больших
сообщений потеряли свое значение, вследствие чего правительство
стало передавать их в заведывание земств. В связи с устройством Д.
в нач. 19 в. в Симб. губ. произошло одно интересное событие,
связанное с так называемой Березовой повинностью (см. статью).  
   По назначению и ведомственному подчинению Д. во втор. пол. 19
в.
подразделялись на почтовые, торговые или коммерческие,
скотопрогонные, земские, этапные и проселочные. Почтовые Д., где
они не совпадали со скотопрогонными, имели ширину 30 сажень
(около 65 м) и по обеим сторонам были обрыты канавами для стока
воды (под шириной дорог понималась не только проезжая часть, но
вся полоса отвода земли под дорогу). В местах открытых (поля, луга),
по главным трактам Московскому, Самарскому, Казанскому,
Саратовскому и Пензенскому, отмечены столбами в 1 саж. высоты и с
расстоянием между ними в 50 саж., для указания пути во время
метели. Скотопрогонные Д. должны были иметь ширину 70 саж., но
она обычно редко соблюдалась. Остальные Д. имели ширину 10,8 и
даже 5 саж. Проселочные Д. обязаны были иметь ширину не менее 3
саж. Общее состояние Д. в губ. на протяжении всего 19 в. было
неудовлетворительное, как и по всей России. Только почтовые Д.,
как
считалось, имели лучшее состояние, чем другие, которые отличались
одна от другой только шириной.  
   ПОЧТОВЫЕ Д. Главные почтовые Д. пересекали губ. в двух
направлениях, с запада на восток - Московский тракт, и с севера на
юг - Казанско-Саратовский. Вся система симб. почтовых Д.
разделялась на 8 трактов: Московский, Пензенский, Казанский,
Саратовский, Самарский, Сенгилеевский, Ардатовско-Курмышский и
Буинско-Тетюшский. Московский почтовый тракт в пределах Симб.
губ.
имел почтовые станции (считая от Симбирска): Тетюшская (25 верст),
Тагаевская (26 верст), Карсунская, Тетюшская (25 верст), Тагаевская
(26 верст), Урено-Карлинская (23 версты), Большая Кондаратская (20
верст), Промзинская (19 верст), Княжухинская (15 верст),
Андреевская (17 верст), Ардатовская (20 верст), Олевская (18
верст),
Талызинская (12 верст) и далее Абрамовская (22 версты) уже в
Нижегородской губ. В наст. время с. Андреевка, г. Ардатов и с.
Олевка находятся в Мордовии, а села Талызино и Абрамовка в
Нижегородской обл. Проезд по этому тракту можно было сократить
переездом из Урено-Карлинской станции прямо в
Больше-Кандаратскую по старой почтовой Д. Но этот участок Д.
удобен только зимой и летом, весной и осенью он был весьма
ненадежен. Прежний почтовый тракт изменился и в зап. части.
Раньше он шел от с. Чириково через с. Ждамирово в г. Алатырь, а
оттуда уже в Ардатов.  
   В наст. время по быв. почтовому тракту с небольшими
отступлениями проходит шоссе Ульяновск-Н. Новгород-Москва.  
   Пензенский (Тамбовский) почтовый тракт шел из Симбирска до г.
Карсуна по Московскому тракту, а далее отделялся на юг в сторону г.
Городищи Пензенской губ. В пределах Симб. губ. от г. Карсуна были
след. почтовые станции: Вешкаймская (14 верст),
Мордово-Кандаратская (14 верст), Красно-Сосенская (19 верст),
Базарносызганская (13 верст), Юрловская (12 верст) и далее
Годяйкинская (19 верст) в Пензенской губ. (ныне с. Годяйкино
Базарносызганского р-на Ульян. обл.). На участках бывшего тракта
между селами Архангельское-Куроедово и Мордовской Кандаратью, а
также пос. Базарный Сызган и селом Красная Сосна сохранились
фрагменты сосновых аллей. Последний участок в 1995 принят на гос.
охрану как памятник природы.
   Казанский почтовый тракт шел от Симбирска на север и имел след.
почтовые станции: Лаишевская (11 верст), Шумовская (16 верст),
Бурундукская (23 версты), Буинская (25 верст) и Бикбулатская (19
верст) в Казанской губ. Три последних насел. пункта в наст. время
находятся на терр. Татарстана, а по бывшему Казанскому почтовому
тракту с некоторыми отступлениями проходит Д.
Ульяновск-Буинск-Казань.  
   Саратовский почтовый тракт являлся продолжением на юг
Казанского тракта. Он шел на Сызрань и далее через г. Хвалынск в
Саратов. На терр. Симб. губ. имел след. станции: Ключищенская (22
версты), Ташлинская (25 версты), Тереньгульская (22 версты),
Скрипинская (21,5 версты), Ивашевская (23 версты), Сызранская
(19,6 версты), Наяновская (Паньшинская - 24 версты), Федоровская
станция уже в Саратовской губ. С. Ивашевка и г. Сызрань в наст.
время расположены на терр. Самарской обл.  
   Самарский почтовый тракт в 30-40-х гг. 19 в. проходил по правому
берегу
р. Волги через Сенгилей, Бектяшку, Новодевичье, Мазу, Усолье и
далее по Самарской луке. Но затем он был частично изменен и до
1855 шел от Симбирска по Саратовскому тракту до с. Тереньги. Затем
он поворачивал на восток и далее совпадал с главной торговой Д.
Но
местные затруднения, особенно в р-не Самарской луки, вынудили
почтовое ведомство перевести его на луговую сторону р. Волги, а
существующие здесь почтовые станции были упразднены. Самарский
тракт являлся продолжением Московского и от г. Самары далее шел
на Оренбург. На левой стороне Волги в слободе Часовни станции не
было, а находился только станционный дом. По Симб. губернии тракт
шел на расстоянии всего 24 версты, а далее он проходил по
Ставропольскому у. Самарской губ. и имел след. станции:
Чердалинская, Бряндинская, Мелекесская, Ново-Майнская,
Филипповская, Мусорская. В с. Мусорка тракт разделялся на две Д.:
одна шла на юго-запад через Васильевку на г. Ставрополь; другая на
юго-восток через Бинарадку на г. Самару. В наст. время насел.
пункты Мусорка, Васильевка и Ст. Бинарадка находятся в Самарской
обл.  
   Сенгилеевский почтовый тракт предназначался для сообщения
Симбирска с Сенгилеем. Почтовые станции находились в с. Кременки
(22 версты), Тушна (15 верст), г. Сенгилей (20 верст). Летом
сообщение между Тушной и Сенгилеем было затруднено из-за
гористой местности и крутых камен. обрывов.  
   Курмышский почтовый тракт соединял г. Ардатов с Алатырем и
Курмышем. В наст. время находится на терр. Чувашии.  
   Буинско-Тетюшский почтовый тракт считался побочным (не
основным). В Тетюшах была переправа через р. Волгу и дальше была
Д. через Болгары на г. Спаск Казанской губ.  
   Ямской промысел на почтовых трактах был особенно развит на
Московском, Пензенском и Саратовском направлениях. На этих Д.,
кроме почтовых, всегда можно было найти "вольных" лошадей".
Почтовые станции сдавались в арендное содержание по контракту и
находились в основном в больших и богатых селах.
Содержались они довольно чисто, но больших удобств проезжающим
не предоставлялось. На почтовой станции в Симбирске полагалось
иметь 27 лошадей, в Карсуне - 18, на остальных станциях
Московского тракта - от 6 до 14 лошадей. На Саратовском тракте на
всех станциях по 10 лошадей, на Казанском - 10-12, на Пензенском -
по 8, на остальных трактах - по 4, за исключением г. Алатыря, где
полагалось 6 лошадей. Казенные экипажи состояли из телег и
небольших тарантасов для перекладной легкой езды.  
  
   ТОРГОВЫЕ (КОММЕРЧЕСКИЕ) Д. устанавливались по времени года и
зависели от особенности местности, по которой они проходили. Они
не имели административного подчинения и регламентировались
только шириной. Д. эти обычно проходили через богатые, промышл.
селения. Ямской и извозный промысел на них был развит лучше, чем
на почтовых Д. Местами они совпадали с почтовыми и
скотопрогонными, иногда же в зимний путь принимали др.
направления. Основное движение по этим Д. происходило зимой.
Главный торговый путь через Симб. губ. шел с востока из Самары по
старому почтовому тракту через села Усолье, Тереньгу, Собакино
(Красноборск), Чертановку, Поповку, Урень, Кандарать, Промзино и
далее через г. Ардатов в направление Москвы. Он служил в
основном
для движения обозов с рыбой с Урала и шерстью из Оренбургского
края и др. заволжских местностей.  
   Др. система торговых Д. шла через г. Сызрань на с. Канадей, где
одна Д. шла на Пензу, а др. на север через Головино, Куроедово
(ныне р. п. Барыш), Попову мельницу на г. Карсун и далее на
Московский тракт. Кроме главных Д. в Симб. губ. существовали
внутренние торг. пути, которые служили для доставления товара от
промышл. сел в уездные города на базары и ярмарки, хлеба на
пристани Волги и Суры и т. д. Всего в губ. значилось 19 торговых Д.  
   ЗЕМСКИЕ ТРАКТЫ находились в подчинении зем. учреждений. На
них были устроены зем. пункты с квартирами, которые обслуживали в
основном проезжающих зем. чиновников. Езда по этим Д. для
частных
лиц даже с открытым листом была весьма затруднительна.  
   ЭТАПНЫЕ Д. (тракты) предназначались для следования через губ.
войсковых команд и арестантов. Они часто совпадали с почтовыми
трактами. Основным считался тракт, проходивший из центральных
губ.
России через Пензу, Симбирск, Казань и далее в Сибирь. Он шел
через села Папузы, Базарный Сызган, Мордовская Кандарать, г.
Карсун, Урень, Тагай, Тетюшское, Симбирск, Шумовка, Кайсаровка,
Котлы, Буинск, Бикбулатово и далее по терр. Казанской губ. Этапные
команды (помещения) на этом тракте находились в Баз. Сызгане,
Карсуне, Тагае, Симбирске и Кайсарове, а также к кон. 19 в. были
построены камен. помещения в Тетюшском, Тагае, Урене и Сызгане.
В
г. Карсуне подходил второстепенный тракт из Алатыря. Существовало
еще несколько дополнит. этапных дорог, идущих в разные
направления.  
   ПРОСЕЛОЧНЫЕ И ПОЛЕВЫЕ Д. имели ширину 3 саж. (6,4 м).
Соединяли между собой насел. пункты внутри уездов и волостей. Те
из них, которые не относились к разряду военных и торговых, должны
были содержаться селениями и владельцами, через земли которых
они проходили. Многие из них проезжими были только в летнее и
зимнее время.