МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. До 1918 в Симбирской губернии не
было государственных музыкальных учебных заведений. Обучение
детей основам нотной грамоты, игре на музыкальных инструментах и
пению осуществлялось в общих и специальных начальных и средних
учебных заведениях, церк.-приход. и земских школах, училищах,
гимназиях и семинариях, в частных школах и на дому. В Симбирске
наиболее хорошо музыкальное образование было поставлено в
чувашской учительской семинарии, в кадетском корпусе, духовной
семинарии и мужской классической гимназии.
   В организации преподавания дисциплин, деятельности
музыкальных коллективов чувашской учительской школы принял
участие видный русский музыкант, дирижер и педагог, композитор С.
В. Смоленский (1848—1909).
   В школе действовали несколько хоров и оркестров, силами
учащихся и педагогов ставились сцены из опер. Видную роль в
музыкальной жизни учебного заведения сыграли выпускник
регентских классов Придворной певческой капеллы в Петербурге И.
М. Дмитриев (1884—1911) и его воспитанник хормейстер Ф. П. Павлов
(1892—1931).
   В кадетском корпусе неплохо преподавалась теория музыки, игра
на духовых инструментах, хоровое пение. Для кадетов издавались
специальные пособия. Например, в 1882 преподаватель И. А. Иванов
подготовил и издал в Симбирске брошюру “Хрестоматия пения,
составленная для кадетов Симбирского кадетского корпуса”. Духовой
оркестр корпуса был одним из лучших в городе. В период с 1876 по
1917 в этом военном учебном заведении преподавали музыку,
руководили хорами и оркестрами музыканты и педагоги П. П.
Алексеевский, И. П. Алексеевский, К. Ф. Гилевский, А. И. Сазонов, Ф.
П. Яковлев, А. Я. Пузырев и др.
   В духовной семинарии основное внимание уделялось вокальной
музыке, церковному пению. Наряду с этим педагоги и учащиеся
создавали любительские инструментальные ансамбли. Например, в
1896 учитель музыки семинарии, выпускник Петербургской
консерватории А. Перниц сформировал и возглавил семинарский
струнный оркестр.
   В мужской классической гимназии устойчивый вокальный коллектив
сформировался в 1867, когда была открыта гимназическая церковь
св. Сергия. По уставам разных лет преподавание пения в гимназии
считалось то обязательным, то факультативным предметом. О
серьезной постановке музыкального образования и оживлении
музыкальной жизни в ней можно говорить, начиная с 1889, когда по
инициативе преподавателя французского языка Якова Дамбера в
гимназии был создан оркестр. В 1894—1917 гимназическими
вокальными и инструментальными коллективами руководили А. Ф.
Чапурский, М. А. Книгге, А. А. Нигофф, А. Ф. Тимей. Под
руководством названных и других музыкантов учащиеся устраивали
литературно-музыкальные вечера и концерты в стенах гимназии и за
их пределами. Многие юные симбиряне до 1917 и позже получали
основы музыкального образования, учились играть на музыкальных
инструментах частным образом, у себя на дому или в квартире
педагога. Продолжительное время в городе преподавали и держали
частные музыкальные классы М.И. Ячиновская-Кимонт (до 1895), с
1894 по 1924 — А. Ф. Симагулова (в числе ее учеников композитор А.
В. Рязанов), Е. М. и Е. В. Цетнерские, О. М. Иванова, А. И.
Каблукова, Е. К. Коллатуева, М. Р. Люстгартен (учитель певицы А.
Вяльцевой), Л. Ф. Шульман, Е. Н. Чпарди.
   В мае 1918 с разрешения и при финансировании губернского
отдела народного образования в Симбирске была открыта народная
консерватория, разместившаяся в Народном Доме на Венце (ныне
областная филармония). Организаторами этого учебного заведения
стали известные музыканты, уроженцы края И. И. Волков
(1887—1922) и А. В. Абутков (1915—после 1920). Оба учились в
Петербурге в Придворной певческой капелле. Причем И. И. Волков
занимался у композиторов Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Лядова.
К работе в консерватории были привлечены ведущие музыканты и
педагоги города, большинство с консерваторским образованием,
полученным в Петербурге, Москве и за границей — Е. М.
Савелова-Созентович, Е. М. Цетнерская, Е. В. Цетнерская-Пузырева,
С. М. Лонгер, А. Я. Пузырев, Г. Г. Карпова, Н. Н. Манвелова и др.
Открытием этого учебного заведения имелось в виду “...предоставить
возможность широким слоям городского населения и пролетариату в
особенности за доступную плату получить серьезное музыкальное
образование”.
   После захвата Симбирска белогвардейцами в июле 1918
консерватория была удалена из Народного Дома и переведена в дом
№ 18 по ул. Верхне-Чебоксарской (ныне ул. Бебеля),
финансирование ее губоно прекратилось, и с этого времени она
существовала исключительно на средства, вносимые учащимися.
Несмотря на значительную для того времени оплату за обучение, к
ноябрю 1918 в консерватории обучалось около 50 человек.
   В этом своеобразном учебном заведении с первых дней его
существования преподавались “...пение, фортепиано, скрипка,
виолончель, элементарная теория гармонии, сольфеджио,
обязательное фортепиано, история музыки, эстетика и духовые
инструменты”. В марте 1919 в консерватории обучалось уже около
200 учеников и еще около 200 желающих учиться подали заявление
о приеме. Руководители учреждения планировали открыть при нем
две нотно-музыкальных библиотеки, склад нот и нотной бумаги,
мастерскую для производства и ремонта инструментов. В 1919
преподавателями консерватории должны были стать ведущие
музыканты Петрограда во главе с  профессором Петроградской
консерватории В. Р. Бакалейниковым (1885—1953). Но в условиях
разрухи периода гражданской войны эти планы не были
реализованы. В конце декабря 1920 художественный совет народной
консерватории постановил реорганизовать ее в школы первой и
второй ступени и общеобразовательную. Это решение было вызвано
материальными затруднениями и существенными различиями в
способностях и музыкальной подготовке учащихся. В 1926
возобновила работу частная музыкальная школа Е. В.
Цетнерской-Пузыревой, в которой преподавали также Е. М.
Цетнерская, А. Я. Пузырев, Н. Н. Манвелова,
Л. Ф. Колтунова (Идзон). Школа размещалась на улице Московской
(ныне ул. Ленина, 65), в ней учились десятки детей, устраивались
экзаменационные, отчетные и публичные концерты. В 1929 она была
закрыта. Цетнерские и А. Я. Пузырев вынуждены были уехать в
Москву. До конца 1930-х в Ульяновске не было ни одного
музыкального учебного заведения. Около 1940 в городе была
открыта государственная музыкальная школа, которой заведовал П.
И. Ячастиков, погибший впоследствии на фронте, но после начала
Вел. Отеч. войны ее вынуждены были закрыть. В 1943, в связи с
созданием Ульяновской области и приданием Ульяновску статуса
областного центра, была открыта Ульяновская областная
музыкальная школа № 1, располагавшаяся на ул. Гончарова.
Ведущими преподавателями в ней были выпускники Петербургской
консерватории Е. Л. Григорьева-Морозова, Л. Ф. Колтунова (Идзон) и
выпускница Свердловской консерватории Г. И. Шадрина. Возглавляла
школу А. С. Перевозова. В 1959 появилась музыкальная школа в р. п.
Новоспасское, а к середине 1970-х такие школы имелись во всех
районных центрах области. В 1989 в селах и рабочих поселках
области было 46 музыкальных школ, в г. Ульяновске — 13, в г.
Димитровграде — 2 школы. В нач. 1990-х музыкальные и хоровые
школы были переименованы в школы искусств и в них значительно
расширился круг отделений и специализаций. Кроме традиционных,
появились отделения хореографические, художественные,
декоративно-прикладные, театральные, общеэстетические и др.
Детская школа искусств № 1 была реорганизована в областную
школу-интернат искусств для одаренных детей. В 1998 в Ульяновской
области действовало 60 школ искусств, в которых обучалось 10984
учащихся.  В 1958 в Ульяновске было открыто музыкальное училище,
первым директором которого была Г. И. Шадрина. Многие выпускники
этого училища  работают преподавателями в школах искусств. В 1996
в Ульяновском государственном университете открылся факультет
культуры и искусства, где можно получить высшее музыкальное
образование по нескольким специальностям.