УЧИЛИЩА НАЧАЛЬНЫЕ НАРОДНЫЕ

УЧИЛИЩА НАЧАЛЬНЫЕ НАРОДНЫЕ (начальные народные уч-ща,
народные уч-ща или школы), одноклассные учебные заведения для
получения начального образования. Стали создаваться по
"Положению о начальных народных училищах" (1864) как школы
нового типа и были (вплоть до 1918) преобладающим типом народной
школы. Открывались и содержались городскими и сельскими
обществами, земством, другими ведомствами и частными лицами.
Уч-ща, существовавшие до школьной реформы 1864 (уездные,
приходские, удельные, ремесленные, частные и
церковно-приходские), были переведены в подчинение вновь
созданных единых коллегиальных выборных учреждений - губернских
и уездных училищных советов. Они давали разрешение об открытии и
закрытии школ, назначении, перемещении и увольнении учителей,
ведали учебно-воспитательной работой. Для контроля за училищными
советами и школами с 1869 в губерниях стали учреждаться
специальные правительственные чиновники-инспекторы, а с 1874 -
директора начальных народных уч-щ. Первым инспектором и
директором таких школ в Симб. губ. был И.Н. Ульянов.
   В начальных народных уч-щах учились дети всех сословий. Там
преподавались письмо, чтение, первые 4 правила арифметики, закон
Божий и, по возможности, церковное пение. Продолжительность
обучения и возраст учащихся "Положением" не определялись, хотя в
народные уч-ща Симб. губ. дети принимались в возрасте от 6 до 12
лет и старше и учились 3 года (кроме церковно-приходских и частных
школ). Главными недостатками начальных народных уч-щ в первые
годы их существования были: отсутствие специально подготовленных
учителей и собственных помещений, слабая обеспеченность
необходимыми учебниками и пособиями, учебным оборудованием,
классной мебелью и писчебумажными принадлежностями. В
результате многие школы числились только на бумаге или находились
в "самом жалком виде", посещаемость детьми занятий была низкой,
велик был отсев учащихся. Более или менее хорошо организованы в
1869 были лишь 89 школ (19%) - бывшие удельные и приходские
уч-ща.
   Большая заслуга в становлении и совершенствовании начальных
народных уч-щ принадлежала просветителям И.Н. Ульянову и И.Я.
Яковлеву. За годы их деятельности эти учебные заведения стали  
лучшими, самыми доступными и хорошо организованными школами
края, внесшими большой вклад в развитие народного образования. В
1870-1890 значительная часть начальных народных уч-щ была
преобразована в школы повышенного типа - двухклассные и
трехклассные образцовые уч-ща, высшие начальные уч-ща. Несмотря
на большой рост числа начальных народных уч-щ (в 1871 - 452, 1904
- 605) и контингента учащихся в них (в 1871 - 11119, 1904 - 38926),
уровень образования в Симб. губ. продолжал оставаться низким. В
1914 количество учащихся этих школ составляло 22,3% от общего
числа детей и подростков от 7 до
15 лет, а вне школы находилось 340 тыс. их сверстников. По
школьной реформе (1918) начальные народные уч-ща были
преобразованы в школы 1-й ступени (пятилетние) и 2-й ступени
(девятилетние).