ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система
учебных заведений, предназначенных для подготовки учащихся к
труду по одной или нескольким избранным специальностям.
Профессиональные школы в России начали возникать в сер. 19 в. в
соответствии с «Положением об удельных ремесленных училищах» от
1840. Первые училища в Симб. губ. открылись в крупных селах –
центрах удельных приказов: сс. Ключищи Симб. у., Тимбаево
Буинского у., Царево-Никольское и Старые Костычи Сызранского у.,
Козловка Алатырского у., Четвертаково Ардатовского у. В тот
период из 19 удельных ремесленных училищ, имевшихся в России, 6
располагались в Симб. губ., что было связано с высоким удельным
весом здесь удельных земель. Ремесленные училища открывались в
больших селах. В них изучалось от трех до девяти профессий, причем
каждый ученик должен был осваивать все ремесла. Это требование
объяснялось желанием создать больше возможностей им в
дальнейшей жизни. После окончания выпускникам выдавалось
пособие на первоначальное обзаведение от 10 до 100 рублей, и они
были обязаны в течение шести лет жить в своей деревне и заниматься
изученными ремеслами. Многие училища создавались как частные,
порядок их открытия определялся Положением от 26 авг. (ст. стиля)
1869, а после 19(07) марта 1888 — «Основным положением о
промышленных училищах», согласно которому все они
подразделялись на 3 категории: средние технические училища —
готовили техников (помощников инженеров); низшие технические
училища — готовили мастеров (непосредственных руководителей
трудовых процессов); ремесленные училища — готовили рабочих, в
них принимали лишь закончивших курс начальных училищ (срок
обучения
3 года).
В 1845 в губернии открылись два первых хозяйственных училища
для крестьянских дочерей: в г. Алатыре и с. Солдатская Ташла. В них
обучали грамоте и счету, печь хлеба и стряпать, обрабатывать пеньку,
прясть шерсть, ткать полотна, скатерти, салфетки и крестьянское
сукно, окрашивать ткани и нитки, кроить и шить одежду, вязать чулки
и варежки, лить сальные и восковые свечи, готовить постное масло,
ухаживать за скотом и птицей, работать в саду и огороде, заготовлять
впрок овощи и фрукты, сберегать провизию.
После реформы 1861 удельные ремесленные училища и женские
хозяйственные училища были закрыты. Но уже к кон. 1860-х
ремесленные училища начали создаваться вновь. Наиболее
известным из них было ремесленное училище графа
В.В. Орлова-Давыдова. Открыто 19(07) апр. 1871 на проценты от
пожертвованного графом Орловым-Давыдовым капитала в 32 тыс.
руб. Цель училища — «формирование в нашей местности хороших и
развитых мастеровых, правильно и рационально обученных своему
мастерству,
дать образование определенному числу сирот и детям бедных
родителей». Полный курс учения длился 6 лет: 3 года
общеобразовательных и 3 года специализации. В училище
преподавались письмо, чтение, чистописание, арифметика, закон
Божий, механическая обработка металлов и дерева, техническое
черчение, элементарные сведения из физики и механики. При
училище были мастерские: токарная по металлу, токарная по дереву,
столярная, слесарная, кузнечная, литейная. Принимались мальчики
не моложе 12 лет, а в первый специальный класс — с 15 лет.
Окончившие полный курс получали аттестат на звание подмастерья.
В 1878 училище было передано в ведение Министерства финансов,
что позволило расширить программу учебного курса. Были введены
география, отечественная история с кратким курсом всеобщей
истории, практическая геометрия, механика, счетоводство,
рисование, эксплуатация машин и механизмов. Руководство училищем
осуществлял Попечительский совет, состоявший из непременных и
почетных членов. Непременные члены — председатель Симбирской
земской управы, городской голова, по два человека от губернского
земства и городской думы и директор народных училищ. Во главе
Попечительского совета стоял почетный попечитель, которым был
утвержден пожизненно граф В.В. Орлов-Давыдов с передачей этого
права по наследству. Непосредственное руководство училищем
осуществлялось директором при участии педсовета.
После 1917 вплоть до 1940 профессиональное образование
осуществлялось ведомственными школами фабрично-заводского
ученичества, имевшими, как правило, слабую учебно-материальную
базу, различные сроки и методы обучения. После создания системы
«Государственные трудовые резервы» началась реорганизация
начального профессионального образования. На базе существующих
школ ФЗУ и ФЗО начали создавать ремесленные училища со сроком
обучения 1,5 — 2,5 года. Учащиеся этих учебных заведений
переводились на государственное обеспечение. (См. также
РЕМЕСЛЕННОЕ УЧИЛИЩЕ ИМ. М.В. ЛЕБЕДЕВА).
В 1943 с организацией Ульян. обл. было образовано областное
управление трудовых резервов. В области к этому времени имелось
10 учебных заведений начального профессионального образования, в
т.ч. 8 школ фабрично-заводского обучения,
1 ремесленное и 1 железнодорожное училища. За годы войны в них
было подготовлено более 23 тыс. рабочих. В 1954 были открыты
технические училища с годичным сроком обучения на базе общего
среднего образования и училища механизации сельского хозяйства,
входившие до этого в Министерство сельского хозяйства СССР. К 1960
в области насчитывалось 16 учебных заведений, в т.ч. 6 сельских, с
общим контингентом учащихся 4781 чел. Особенно интенсивно П.Т.О.
области развивалось в 1960—1970-е годы. Строились учебные
корпуса, учебно-производственные мастерские, общежития,
обновился станочный и машинно-тракторный парк, возрос
качественный состав инженерно-педагогических работников.
С дек. 1958 по решению Правительства был установлен единый тип
учебных заведений профтехобразования — городские и сельские
ПТУ. А в 1969 началось преобразование городских, сельских
профтехучилищ в средние профессионально-технические училища с
3-годичным сроком обучения на базе основной общеобразовательной
школы, где учащиеся наряду с профессиональной подготовкой
получают общее среднее образование. По наиболее сложным
профессиям обучение ведется на базе общего среднего образования
с 1 и 1,5-годичным сроком обучения. К 1980 количество
профтехучилищ увеличилось по сравнению с 1943 втрое, контингент
учащихся составил 13 тыс. человек. В 1996 на территории области
функционировало 36 профессиональных учебных заведений с 15 тыс.
чел. учащихся, в том числе железнодорожный, коммерческий,
технический, авиационный и агролицеи со сроком обучения 3—4 года,
где наряду с рабочей квалификацией дают специализацию по
программе техникума.
Кроме них в исправительно-трудовых учреждениях области
функционируют 7 профессионально-технических училищ, которые
дают начальное профессиональное обучение лицам, осужденным к
лишению свободы. Профессиональные учебные заведения области
готовят рабочие кадры по 67 профессиям.
учебных заведений, предназначенных для подготовки учащихся к
труду по одной или нескольким избранным специальностям.
Профессиональные школы в России начали возникать в сер. 19 в. в
соответствии с «Положением об удельных ремесленных училищах» от
1840. Первые училища в Симб. губ. открылись в крупных селах –
центрах удельных приказов: сс. Ключищи Симб. у., Тимбаево
Буинского у., Царево-Никольское и Старые Костычи Сызранского у.,
Козловка Алатырского у., Четвертаково Ардатовского у. В тот
период из 19 удельных ремесленных училищ, имевшихся в России, 6
располагались в Симб. губ., что было связано с высоким удельным
весом здесь удельных земель. Ремесленные училища открывались в
больших селах. В них изучалось от трех до девяти профессий, причем
каждый ученик должен был осваивать все ремесла. Это требование
объяснялось желанием создать больше возможностей им в
дальнейшей жизни. После окончания выпускникам выдавалось
пособие на первоначальное обзаведение от 10 до 100 рублей, и они
были обязаны в течение шести лет жить в своей деревне и заниматься
изученными ремеслами. Многие училища создавались как частные,
порядок их открытия определялся Положением от 26 авг. (ст. стиля)
1869, а после 19(07) марта 1888 — «Основным положением о
промышленных училищах», согласно которому все они
подразделялись на 3 категории: средние технические училища —
готовили техников (помощников инженеров); низшие технические
училища — готовили мастеров (непосредственных руководителей
трудовых процессов); ремесленные училища — готовили рабочих, в
них принимали лишь закончивших курс начальных училищ (срок
обучения
3 года).
В 1845 в губернии открылись два первых хозяйственных училища
для крестьянских дочерей: в г. Алатыре и с. Солдатская Ташла. В них
обучали грамоте и счету, печь хлеба и стряпать, обрабатывать пеньку,
прясть шерсть, ткать полотна, скатерти, салфетки и крестьянское
сукно, окрашивать ткани и нитки, кроить и шить одежду, вязать чулки
и варежки, лить сальные и восковые свечи, готовить постное масло,
ухаживать за скотом и птицей, работать в саду и огороде, заготовлять
впрок овощи и фрукты, сберегать провизию.
После реформы 1861 удельные ремесленные училища и женские
хозяйственные училища были закрыты. Но уже к кон. 1860-х
ремесленные училища начали создаваться вновь. Наиболее
известным из них было ремесленное училище графа
В.В. Орлова-Давыдова. Открыто 19(07) апр. 1871 на проценты от
пожертвованного графом Орловым-Давыдовым капитала в 32 тыс.
руб. Цель училища — «формирование в нашей местности хороших и
развитых мастеровых, правильно и рационально обученных своему
мастерству,
дать образование определенному числу сирот и детям бедных
родителей». Полный курс учения длился 6 лет: 3 года
общеобразовательных и 3 года специализации. В училище
преподавались письмо, чтение, чистописание, арифметика, закон
Божий, механическая обработка металлов и дерева, техническое
черчение, элементарные сведения из физики и механики. При
училище были мастерские: токарная по металлу, токарная по дереву,
столярная, слесарная, кузнечная, литейная. Принимались мальчики
не моложе 12 лет, а в первый специальный класс — с 15 лет.
Окончившие полный курс получали аттестат на звание подмастерья.
В 1878 училище было передано в ведение Министерства финансов,
что позволило расширить программу учебного курса. Были введены
география, отечественная история с кратким курсом всеобщей
истории, практическая геометрия, механика, счетоводство,
рисование, эксплуатация машин и механизмов. Руководство училищем
осуществлял Попечительский совет, состоявший из непременных и
почетных членов. Непременные члены — председатель Симбирской
земской управы, городской голова, по два человека от губернского
земства и городской думы и директор народных училищ. Во главе
Попечительского совета стоял почетный попечитель, которым был
утвержден пожизненно граф В.В. Орлов-Давыдов с передачей этого
права по наследству. Непосредственное руководство училищем
осуществлялось директором при участии педсовета.
После 1917 вплоть до 1940 профессиональное образование
осуществлялось ведомственными школами фабрично-заводского
ученичества, имевшими, как правило, слабую учебно-материальную
базу, различные сроки и методы обучения. После создания системы
«Государственные трудовые резервы» началась реорганизация
начального профессионального образования. На базе существующих
школ ФЗУ и ФЗО начали создавать ремесленные училища со сроком
обучения 1,5 — 2,5 года. Учащиеся этих учебных заведений
переводились на государственное обеспечение. (См. также
РЕМЕСЛЕННОЕ УЧИЛИЩЕ ИМ. М.В. ЛЕБЕДЕВА).
В 1943 с организацией Ульян. обл. было образовано областное
управление трудовых резервов. В области к этому времени имелось
10 учебных заведений начального профессионального образования, в
т.ч. 8 школ фабрично-заводского обучения,
1 ремесленное и 1 железнодорожное училища. За годы войны в них
было подготовлено более 23 тыс. рабочих. В 1954 были открыты
технические училища с годичным сроком обучения на базе общего
среднего образования и училища механизации сельского хозяйства,
входившие до этого в Министерство сельского хозяйства СССР. К 1960
в области насчитывалось 16 учебных заведений, в т.ч. 6 сельских, с
общим контингентом учащихся 4781 чел. Особенно интенсивно П.Т.О.
области развивалось в 1960—1970-е годы. Строились учебные
корпуса, учебно-производственные мастерские, общежития,
обновился станочный и машинно-тракторный парк, возрос
качественный состав инженерно-педагогических работников.
С дек. 1958 по решению Правительства был установлен единый тип
учебных заведений профтехобразования — городские и сельские
ПТУ. А в 1969 началось преобразование городских, сельских
профтехучилищ в средние профессионально-технические училища с
3-годичным сроком обучения на базе основной общеобразовательной
школы, где учащиеся наряду с профессиональной подготовкой
получают общее среднее образование. По наиболее сложным
профессиям обучение ведется на базе общего среднего образования
с 1 и 1,5-годичным сроком обучения. К 1980 количество
профтехучилищ увеличилось по сравнению с 1943 втрое, контингент
учащихся составил 13 тыс. человек. В 1996 на территории области
функционировало 36 профессиональных учебных заведений с 15 тыс.
чел. учащихся, в том числе железнодорожный, коммерческий,
технический, авиационный и агролицеи со сроком обучения 3—4 года,
где наряду с рабочей квалификацией дают специализацию по
программе техникума.
Кроме них в исправительно-трудовых учреждениях области
функционируют 7 профессионально-технических училищ, которые
дают начальное профессиональное обучение лицам, осужденным к
лишению свободы. Профессиональные учебные заведения области
готовят рабочие кадры по 67 профессиям.