ЧУВАШСКАЯ УЧИТЕЛЬСКАЯ ШКОЛА

ЧУВАШСКАЯ УЧИТЕЛЬСКАЯ ШКОЛА, основана в Симбирске  в 1868
чувашским педагогом и просветителем Иваном Яковлевичем
Яковлевым (1848—1930). Первоначально была открыта как частная
школа гимназиста  (И. Яковлев в это время обучался в 6 классе
Симбирской классической гимназии). При содействии инспектора
народных уч-щ Симбирской губ. Ильи Николаевича Ульянова в 1871
школа была признана Министерством народного просвещения, по его
же рекомендации в школу был назначен первый учитель В.А.
Калашников (1855—1935). Начиная с 1875, школа приобрела
значение и характер учительской семинарии, призванной
удовлетворять нужды сельских чувашских школ в преподавательских
силах и «нужды чувашских приходов в инородческих священниках».
С 1877 школа именовалась Симбирской центральной чувашской
школой. Постановлением министра просвещения было официально
разрешено готовить здесь учителей школ Казанского учебного
округа. В 1878 в школе открылись женское отделение и мужское
начальное уч-ще, ставшие базой в педагогической практике будущих
учителей. В 1879 состоялся первый выпуск учителей. Выпускник этого
года П.М. Миронов (1861—1921) стал известным математиком,
автором 12 учебников; В.И. Маненков (1863—1892) и Г.А. Алексеев
(1860—1942) — авторы учебных пособий соответственно по физике,
чувашскому языку и дошкольному воспитанию. В 1890 после
неоднократных ходатайств Яковлева Министерство народного
просвещения разрешило преобразовать школу в Симбирскую
центральную учительскую чувашскую школу, было утверждено
Положение школы. Согласно его первому пункту, «Симбирская
чувашская учительская школа имеет целью приготовление учителей
для начальных чувашских училищ в видах распространения
религиозно-нравственного, православно-русского просвещения
среди чувашского населения». К этому времени школа представляла
собой комплекс учебных заведений: учительская школа, мужское и
женское начальные уч-ща, женские педагогические курсы. В школу
принимались «крещеные и некрещеные чуваши, а также русские и
крещеные татары без ограничения возраста, обычно 11 и не старше
18 лет». Обучение в школе вначале велось на чувашском или с
помощью его, а по мере усвоения русского языка преподавание всех
предметов происходило уже на нем. В школе преподавались
предметы: «Закон Божий, русский и церковно-славянский языки,
арифметика с методическими указаниями в конце курса относительно
преподавания двух последних предметов в начальных сельских
уч-щах, главные основания геометрии с элементарными сведениями
из землемерия, русская история, краткая всеобщая и более
подробная русская география, необходимейшие сведения по
естествоведению, чистописание, черчение и рисование, церковное
пение». В школе существовали 4 хора: мужской, женский и два
смешанных, три оркестра — духовой, струнный и симфонический.
Свои таланты певцов, музыкантов, актеров, писателей, поэтов и
художников воспитанники демонстрировали на музыкальных и
литературных вечерах. В 1893 при школе была создана с.-х. ферма,
которая в 1896 преобразовывается в низшую с.-х. школу (училище) I
разряда. По признанию члена Совета министра народного
просвещения Н.А. Бобровникова, в царской России не было больше
ни одного педагогического заведения, с такой богатой
сельхозфермой, учебными мастерскими, какие имела Симбирская
чувашская школа. Ферма школы представляла собой целый комплекс,
занимавший 300 га земли. Например, ежегодный валовый доход
фермы в 1913 составил 3348 руб.
13 коп. Большие доходы школе давали учебные мастерские, где дети
обучались различным ремеслам и изготовляли сельхозоборудование,
мебель, рамы и др. Капитал мастерских к 1 янв. 1909 составил 20106
руб. 16 коп. К 1917 Ч.У.Ш. накопила около 100 тыс. руб. и в этом году
получила статус учительской семинарии. До 1917 первая чувашская
народная школа выпустила более тысячи выпускников. В 1919  
семинария была закрыта в связи с организацией в Симбирске ин-та
народного просвещения на базе чувашского комплекса. При нем
были открыты трехгодичные чувашские педкурсы, которые в 1920
были преобразованы в ин-т народного образования (Чувино), а в
1921 — в практический ин-т народного образования (Чуприно). На
базе сельхозфермы  бывшей семинарии 1 сент. 1920 организовался
с.-х. техникум. Техникум готовил инспекторов по отдельным отраслям
с. х. В 1921 при Чувино был официально открыт
историко-этнографический музей, директором которого был назначен
отставной генерал русской армии, военный юрист
А.В. Жиркевич, по его дневниковым записям были опубликованы
воспоминания о педагогическо-просветительской деятельности И.Я.
Яковлева.. В 1922 Симбирский чувашский ин-т народного
образования и с.-х. техникум при нем были переданы в ведение
исполкома Чувашской автономной обл. В 1923 Чуприно был
преобразован в техникум с повышенной программой обучения. Он
готовил учителей для семилеток и школ крестьянской молодежи. В
1925 это учебное заведение было преобразовано в педагогический
техникум обычного типа с четырехгодичным типом обучения. 23 сент.
1928 ему было присвоено имя И.Я. Яковлева. В 1937 техникум стал
педагогическим уч-щем им. И.Я. Яковлева, которое готовило
учителей начальных классов для русских школ, старших
пионервожатых (с 1945), учителей физвоспитания (с 1954) и
просуществовало до 1956. Симбирская чувашская школа, по словам
наркома просвещения СССР А.В. Луначарского, являлась
«источником возрождения всей чувашской культуры». Здесь И.Я.
Яковлев разработал чувашский алфавит, здесь был осуществлен
первый перевод на чувашский язык Евангелия. Просуществовавшая
более 80 лет Симбирская чувашская школа стала поистине
уникальным учебным заведением, из стен которого вышли такие
выдающиеся воспитанники, как классик чувашской литературы К.В.
Иванов (1890— 1915), чувашские композиторы Г.Г. Лисков
(1890—1963), Ф.П. Павлов (1892—1931) и С.М. Максимов
(1892—1951), поэты Т.С. Семенов (Таэр) (1889—1916) и Н.В.
Васильев-Шубоссини (1889—1938), писательница М.Д. Трубина
(1888—1956), поэтесса Васся Анисси, художник А.А. Кокель
(1880—1956), деятели науки П.О. Афанасьев (1874—1944), В.Г.
Егоров (1880—1974), И.И. Корнилов, И.М. Миронов и многие др.