УЛЬЯНОВСК МУЗЫКАЛЬНЫЙ

УЛЬЯНОВСК МУЗЫКАЛЬНЫЙ, музыкальная жизнь
Симбирска-Ульяновска после 1917 строилась на развитии традиций в
сочетании с новыми тенденциями. Одной из главных, как и во всей
стране, стояла задача приобщения трудящихся к культуре. В этих
целях создавалась сеть клубов, музыкальных кружков на
предприятиях, в учебных заведениях, в частях симбирского
гарнизона, открывались музыкальные учебные заведения. В 1918
появилась Народная консерватория при губернском отделе
народного образования, которая в 1921 преобразовалась в
музыкальную школу 2-й ступени. В 1919 были созданы губернские
курсы по внешкольному образованию, курсы для преподавателей
пения и музыки. В 1921 открылся художественный техникум для
подготовки учителей по музыкальному, изобразительному,
театральному искусству. При политотделе губернского военкомата
открылась музыкальная студия. В ин-те народного образования (ИНО)
начала работать свободная кафедра музыки и пения. Организацией
музыкальной жизни занималась музыкальная секция ГубОНО,
имевшая 3 подсекции - музыкально-образовательную, концертную и
производственную. Были созданы союзы музыкантов,
профессиональный союз работников искусств (профсоюз Рабис). При
ГубОНО открылась мастерская хорового пения, продолжал
деятельность Дом народного творчества (рук. А.С. Фомин). В
Симбирске, Сенгилее, селах губернии (Заборовка, Языково, Новая
Малыкла и др.) открыли двери муз. школы 1-й и 2-й ступеней для
детей и взрослых. Музыканты-профессионалы с энтузиазмом давали
концерты, вели занятия в кружках, студиях, школах,
пропагандировали музыку в печати. Концерты проходили в городском
театре, Народном доме (Дворец рабочей культуры), в клубах им.
Урицкого, Губчека, гарнизона, в залах  школ, Горсовета,
Губпродкома, ГубОНО, командных курсов, Владимирском
(Свердловском) саду. Разнообразными были формы концертной
работы: концерты-митинги, концерты-дискуссии, камерные вечера,
лекции-концерты, живые газеты "Синяя блуза" и др. В них постоянно
участвовали пианисты: Е.М. Савелова-Созентович, А.Ф. Симогулова,
Е.В. Цетнерская, Е. Глазко; скрипачи: С.Ф. Лонгер, С.М. Лонгер, В.П.
Мартынов; виолончелист Н.Т. Лыбин; певцы: Г.Г. Карпова, Н.Н.
Манвелова, А.И. Васильев, С.С. Попова-Гранатова; хоровые
дирижеры: А.В. Сиголаев, Н.П. Пилипенко. Организатором концертов
был лектор, пианист, общественный деятель преподаватель А.В.
Абутков. В эти годы возникли первые профессиональные
музыкальные коллективы: симфонический оркестр Губчека, хор
ГубОНО, хор агитпросвета, рабочий хор, струнный оркестр командных
курсов, струнное трио. В 1918-1920 в Симбирске бывали и
гастрольные коллективы и солисты: шли спектакли Московской оперы
(бывш. опера Зимина), передвижной художественной оперной труппы
Д. Южина-П. Россилимо, концерты артистов русской оперы (Ржанов,
Троянов), московской оперы (Бабаев, Ростовский, Н. Кошиц),
солистов Самарской оперы, концерты симфонического оркестра
Петрограда (гл. дирижер В. Бакалейников), профессоров московской
консерватории Б. Шбора, А. Гольденвейзера.
   В 1920-е создаются новые исполнительские коллективы:
концертно-камерный коллектив при ГубОНО, духовой оркестр
стрелковой дивизии, струнный оркестр Рабфака, концертная группа
Губполит-просвета, хор русской песни (рук. Ховрин), рабочий хор
(рук. Белов), кружок молодых любителей музыки. Концерты давали
выпускники музыкальных школ, художественного техникума,
Чувашского ин-та народного образования (ЧувИНО), оркестр клуба
слепых. В 1921 в Симбирске был создан оперный кооператив, силами
которого в течение года были поставлены оперы: "Русалка", "Пиковая
дама", "Евгений Онегин", "Фауст", "Демон", фрагменты оперы "Борис
Годунов"; оперетта "Корневильские колокола". Солировали: Н.Н.
Манвелова, Г. Карпова,
Е. Ленская, М. Фролова, Дубинина, Воробьев, Семенов, А. Королев.
Басовые партии исполнял Д.М. Емельянов - врач-хирург, прекрасный
певец, активный участник концертной жизни. Спектакли шли в
сопровождении фортепиано (пианист Л.А. Бурштейн) в ДРК. В
репертуаре концертов преобладала русская и зарубежная классика,
народные и революционные песни, произведения советских
композиторов. Появлялись новые музыканты-исполнители: пианисты
А. Кибардин, Л. Идзон, Н. Серегина, Г. Максимова, А. Метт; скрипач
Н. Шувалов; виолончелистка О. Метт; певцы В. Зыкова, А. Мендель.
Оркестром народных инструментов ДРК руководил Якушенок,
дирижировал симфоническим оркестром Ф.П. Яковлев. В 1920-е в
Симбирске на гастролях побывали: Московская советская опера
(быв. Зимина, 1923, 1926, 1927), труппа Большого театра Москвы,
труппа оперы Д. Южина (Самара, 1923), Киевская опера (1926),
оперный ансамбль московских театров (1924, 1925), Ленинградский
Мариинский театр (1922), оперетта под управлением Валенского,
Московская музыкальная комедия, оперетта Сагайдачного (Украина),
украинский музыкальный театр, московский музыкальный театр ЦТТИ
(1929), Московский художественный балет А. Бека, театр пантомимы,
балета, театр слова (ПАНТОБАС) из Москвы, солисты Ленинградского
балета М. Нижинская и Г. Гончаров, солисты балета Ек. Гольцер, В.
Кригер, Голубничный (ГАБТ), квартет им. А. Глазунова, профессор
Московской консерватории М. Эрденко (скрипка), профессор
Саратовской консерватории Ц. Фишберг-Фидлер (фортепиано),
знаменитые вокалисты Л. Собинов (1929), Гр. Пирогов (1925, 1929),
Александр Пирогов (1928), Н. Шевелов (1926), Е. Орленева (1929),
М. Ешпова (1929), вокальные квартеты Поволжья и Северного
Кавказа, эстрадная певица Т. Церетели. В период культурной
революции (1930-е) в печати, в клубах, зрительных залах
устраивались дискуссии, диспуты об искусстве и классовой борьбе, о
художнике и политике, о пересмотре жанров муз. классики и т.п.
Главным направлением стало развитие художественной
самодеятельности. Кружки самодеятельности организовывались в
школах, техникумах, ВУЗах. В 1935 открылся Дворец пионеров, где
был организован большой детский хор (500 чел.), оркестр народных
инструментов (200 чел.), школа балета и пластики (рук. Василькова),
музыкальная школа (рук. П.Ф. Частиков). Музыкальные классы
открывались в общеобразовательных школах: в школе
№ 6 - класс народных инструментов и хор (рук. Л.А. Иванов), в школе
№ 3 - классы скрипки, фортепьяно, вокала (рук. Н.П. Лыбин), в
школе № 7 - струнный ансамбль (рук. Б. Минеев), в школе
№ 2 - класс скрипки (рук. С.Ф. Лонгер).    
   В Ульяновске открылся музпрокат, где инструменты выдавались на
дом. Регулярно проводились отчетные концерты, олимпиады, смотры
самодеятельности, конкурсы гармонистов, балалаечников, певцов,
плясунов. На краевом радиофестивале сельской самодеятельности
(1936) первое место занял колхозный хор с. Ишеевка (к-з "Власть
труда"), солист А. Фролов (к-з "Родина Ильича"), гармонист -
комбайнер Чебуров (к-з "Красное Знамя"), трио: домбра, мандолина,
гармонь (к-з "Путь Ленина", с. Тат. Беденьга). Трикотажница
Журавлева, участница Всесоюзной олимпиады получила путевку на
учебу в муз. техникум г. Куйбышева (1936). Победительница первой
студенческой олимпиады (1935) певица Рябчикова (меццо-сопрано)
была направлена также на учебу. Для продолжения учебы в Москве
были отобраны бригадой артистов Большого театра (рук. В.Р. Петров)
Серов-Поздов (бас из с. Канадей), В. Кузнецова (меццо-сопрано из
Ульяновска), студентки Клочнева (фельдшерская школа) и Т.
Капралова (г. Ульяновск). Появилось общество содействия
культурному развитию в деревне. Художественные агитбригады,
комсомольская бригада "Культкомбайн" проводили концерты и беседы
в деревнях во время сельхозработ. В селах росло количество
музыкальных коллективов, городские клубы брали шефство над
сельскими. Организацией гастролей в этот период (1937) занималась
Куйбышевская филармония и Ульяновский филиал Куйбышевского
гастрольбюро. Основные гастролеры - краевые театры. В их
репертуаре доминировали классические произведения, произведения
советских композиторов Глиэра, Асафьева, Прокофьева,
Александрова, Дунаевского, Стрельникова. Спектакли широко
обсуждались на конференциях зрителей, в прессе. Наиболее
волнующими были проблемы: "Нужна ли нам оперетта?", "Умерла ли
классика?" и т.п. В Ульяновске побывали также Московская
передвижная оперная труппа, ансамбль московской оперетты,
Ленинградский театр оперетты, Ленинградский и Московский
мюзик-холлы, Куйбышевский театр оперы и балета, Сызранский театр
оперетты, хоровая капелла Давидовского, Киевская капелла
кобзарей, капелла бандуристов, Казанский вокальный квартет,
ансамбль "Горных орлов" Кавказа, ансамбль студентов
Ленинградской консерватории, солисты московских и ленинградских
муз. театров и филармоний, певцы - А. Пирогов, А. Нежданова, О.
Петрусенко, В.Р. Петров, М. Гришко, Ек. Самгурова, В. Хатаева и др.,
инструменталисты - струнный квартет им. Глазунова, скрипачи - М.
Эрденко,  Микули, Гинзбург, виолончелисты - Фейгин, Хомницер,
пианисты - Э. Гилельс, Блуменфельд, балалаечник-виртуоз В. Петров,
композитор В. Беренков (бывш. ульяновец), музыкальный московский
театр балета и танца (рук. Быстренина), ансамбль цыганской песни и
пляски, Ленинградский концертный джаз (рук. Кудомцев),
негритянская певица Целестина Коол, ансамбли электромузыкальных
инструментов "Теременвокс" и "Сонар". В 1941-1945 многие
ульяновские музыканты ушли на фронт, но творческие коллективы
местных и эвакуированных музыкантов вели просветительскую
работу: А. Шмидт-Шкловская, З. Заборовская преподавали в
музыкальной школе, эстонская балерина Н. Таариа создала балетную
студию в колхозном клубе с. Винновка, многие руководили муз.
кружками в клубах, появились новые самодеятельные коллективы:
ансамбль песни и пляски в библиотечном техникуме, ансамбль
гитаристов в фельдшерско-акушерской школе, оперная студия в
клубе Дома офицеров, организуются агитбригады для проведения
концертов в госпиталях. После образования Ульяновской обл. была
открыта филармония (директор Дюбюк), на базе которой была
открыта балетная студия, создан хор (рук. Сиголаев), 5 концертных
бригад. В 1940-1950-х в Ульяновске с гастролями побывали:
Житомирский театр музкомедии, ансамбль песни и пляски ПриВО,
ансамбль песни и танца народов Кавказа, Московский профсоюзный
ансамбль песни и пляски (худ. рук. А. Новиков, хормейстер
Лицвенко), Ленинградский государственный ансамбль "Водевиль",
солисты оперы театра Белоруссии, Московский ансамбль русской
песни и пляски (рук. Копосов), Ленинградская государственная
академическая капелла (рук. Г. Дмитревский), государственный хор
русской песни (рук. А. Свешников), певцы: Алексей Пирогов, И.
Яунзем, П. Цесевич, А. Загорская, И. Юрьева, Н. Кемарская, В.
Козин; пианисты: И. Аптекарев, И. Михновский, Л. Вайнтрауб, Н.
Емельянова, Гр. Гинзбург; скрипачи: Л. Коган, Г. Баринова;
виолончелисты: А. Стогорский, А. Власов; Московский эстрадный
ансамбль, Эстонский джаз-оркестр, солисты Куйбышевской
филармонии, Московской филармонии, испанский певец Ф. Кордоно,
театры оперы и балета, муз. комедии Ижевска, Пензы, Сталинграда,
Чкалова, Иваново, Куйбышева, Уфы, Казани, Ростова, Винницы,
Батуми, балет Большого театра, Ленинградского оперного театра,
ансамбль танца Моисеева, государственный ансамбль танца им.
Дункан, Украинский государственный хор Григория Веревки,
Воронежский народный хор, ансамбли песни и пляски Грузии,
Молдавии, Удмуртии, Дагестана, Узбекистана, Татарии, Чувашии,
кубанских казаков, Северный русский хор и др. В зале филармонии,
театре, клубах выступали выдающиеся мастера искусств певцы
народные артисты:
М. Михайлов,  В. Барсова, М. Максакова, Н. Сац, Л. Александровская,
Р. Бейбутов, Д. Пантофель-Нечецкая, А. Иванов, Э. Пакуль, З.
Долуханова, Н. Казанцева, А. Кривченя и мн. др.; инструменталисты -
лауреаты Всесоюзных и международных конкурсов: Э. Гилельс, Б.
Гольдштейн, Р. Соболевский, А. Каплан, Д. Ойстрах, В. Климов;
симфонические оркестры Горьковской, Московской и Куйбышевской
филармоний, дирижеры Н. Юхновский, К. Кондрашин, Н. Факторович;
оркестр русских народных инструментов под управлением Н.
Осипова; ансамбль гусляров, бандуристов, народные певцы: Л.
Русланова, А. Сметанкина, Р. Бакланова, сестры Федоровы, Т. Чебан;
композиторы: М. Фрадкин, Е. Гришин, Арк. и Дм. Покрасс, Е. Родыгин,
А. Рязанов; эстрадные коллективы и солисты: И. Юрьева, И. Набатов,
К. Лазаренко, К. Шульженко, А. Вертинский, Р. Сикора, Л. Кострица,
Т. Кравцова,
Н. Никитский, Э. Пьеха; эстонский джаз-оркестр, джаз ДК
железнодорожников (рук. Дм. Покрасс), мосэстрада, джаз-оркестр
(рук. Ренский), Ленинградский эстрадный театр, ансамбль "Дружба" и
мн. др. коллективы. В эти годы интенсивно развивалась
художественная самодеятельность. Большую работу вели ДНТ, обком
профсоюзов, отдел искусств облисполкома, обком КПСС. Проводились
смотры, конкурсы, олимпиады. В 1952 впервые прошел праздник
песни в Ульяновске, Мелекессе и многих районных центрах, который
стал традиционным. В смотре самодеятельности, посвященном
300-летию Симбирска-Ульяновска, участвовали 1500 чел. Новых
успехов достигли такие хоровые коллективы, как Чумакинский хор,
Вальдиватский хор, хор ф-ки им. Ленина Барышского р-на, духовые
оркестры ф-к Языковской и  им. Ленина. В Анненковском, затем
Майнском клубе сформировался хоровой коллектив под рук. П.П.
Сахарцева. В 1947 в Ульяновске открылось
культурно-просветительное уч-ще, в 1958 - муз. отделение в
педучилище и музыкальное уч-ще (директор Шадрина), в Чувашском
педучилище муз. дисциплины были введены в учебный план.
Серьезное внимание уделялось урокам музыки в
общеобразовательных школах, регулярно проводились смотры
школьной самодеятельности. В 1958 в Ульяновске было образовано
отделение Всероссийского хорового общества, председателем
которого был А.В. Каторгин. В 1960-1980-е происходило дальнейшее
развитие музыкальной культуры края: открылось отделение муз.
искусства в народном ун-те культуры, музыкально-педагогическое
уч-ще (1964), выросла сеть музыкальных школ в области. На базе
муз. уч-ща стали проводиться конкурсы молодых баянистов
Поволжья. Филармония организовала систему абонементов "Жизнь
замечательных музыкантов", муз.-литературный лекторий. Ежегодно в
летний период в городе бывали театры оперы и балета, оперетты,
хоровые капеллы, народные хоры, эстрадные коллективы. С 1963 в
Ульяновске стали проводиться традиционные музыкальные
фестивали, посвященные В.И. Ленину, в которых участвовали  
прославленные коллективы (см. ФЕСТИВАЛИ). Высокий уровень
профессиональных музыкальных коллективов способствовал росту
самодеятельных коллективов, многие из которых приобрели статус
народных (театр балета Дома офицеров, театр муз. комедии Дворца
культуры автозавода, театр Дворца им. 1 Мая, почти все коллективы
Дворца культуры профсоюзов). К юбилейным датам  областной Дом
народного творчества проводил конкурсы самодеятельных
композиторов. Лучшие песни П. Сахарцева, Р. Руша, Н. Игошева, В.
Относова и др. были напечатаны в сборниках, исполнялись во многих
коллективах. Многие талантливые участники самодеятельности стали
знаменитыми музыкантами исполнителями, солистами оперы,
оркестрантами: М. Егоров (засл. арт. РСФСР, солист Ленинградского
театра оперы и балета), Е. Исаков (засл. арт. Казахской ССР, лауреат
международного конкурса, солист оперы Алма-Аты), А. Колбешин
(засл. работник культуры, солист ансамбля "Золотые струны") - все
они воспитанники Н.П. Тишиной (вокальная студия Дома офицеров),
участники VIII фестиваля (в год 100-летия В.И. Ленина).