ОРКЕСТРЫ СИМБИРСКА
ОРКЕСТРЫ СИМБИРСКА, занимали заметное место в музыкальной и
концертной жизни Симбирска. В 1-й четв.
19 в. некоторые из симбирских помещиков владели прекрасными
крепостными оркестрами, а Н.А. Дурасов имел еще великолепный
роговой ансамбль. Во 2-й пол. 19 в. в Симбирске выступало много
оркестров, среди них были профессиональные, любительские и так
называемые «оркестры военной музыки», т. е. полковые. Но
наиболее
заметный след в памяти симбирян оставили коллективы В. П.
Толстого, И.П. Трубецкого, И. Ф. Гровеса, М. Ф. Степанова, Ф. П.
Яковлева. Постоянным участником концертов и музыкальных
собраний
в Симбирске в 1850-е был оркестр
В. П. Толстого. Он состоял из хороших музыкантов, в репертуаре его
были произведения Гайдна, Моцарта, Глинки, Вебера, Мендельсона,
Штрауса. Концерты оркестра всегда проходили с большим успехом. В
дек. 1859 перед симбирянами впервые выступал оркестр
Пензенского
губернатора Панчулидзева, владельцем которого стал местный
музыкант-любитель, прекрасный скрипач И.П. Трубецкой. По
свидетельству современников, это был блистательный оркестр,
исполнявший симфонии Моцарта, увертюры к операм Верди, Россини,
Флотова, Глинки, Мейербера. С небольшим перерывом оркестр
выступал в городе до пожара 1864, после которого он распался и
вновь был восстановлен С. Н. Нейковым. Очень популярным в 1860-е
был и дивизионный оркестр Гровеса, выпускника Брюссельской
консерватории. Его репертуар был не менее сложным, чем репертуар
оркестра И.П. Трубецкого, и даже более обширным и разнообразным.
Он включал симфонии Гайдна, Моцарта, Бетховена, Мендельсона,
увертюры Гаде, Обера, симфоническую музыку из опер русских и
зарубежных композиторов. Большой популярностью в 90-х 19 — нач.
20 вв. пользовались выступления оркестра Яковлева и Степанова.
Основная деятельность оркестра Яковлева разворачивалась в
театре:
исполнение оперетт, опер, выступления в антрактах драматических
спектаклей. Но интересными были и симфонические концерты, в
которых наряду с театральной и танцевальной музыкой звучали
симфонии, увертюры. Оркестр М.Ф. Степанова, симфонический и
народный, «хор балалаечников и мандолинистов», были выдающимся
явлением. Уникальность их в том, что они состояли из рабочих
Языковской фабрики, владельцем которой и был М.Ф. Степанов. В О.
принимали детей 12—13 лет, которых обучали высоко
профессиональные музыканты, специально приглашенные из Москвы
и Петербурга. Великолепная школа, которую проходили оркестранты,
позволяла достигать высокого профессионализма и делала
возможным прекрасное, по отзывам прессы, исполнение сложнейших
произведений Листа, Вагнера, Римского-Корсакова. Симбиряне
любили свои оркестры, профессиональное мастерство и интересные
программы которых неизменно вызывали восхищение и
благодарность
публики.
концертной жизни Симбирска. В 1-й четв.
19 в. некоторые из симбирских помещиков владели прекрасными
крепостными оркестрами, а Н.А. Дурасов имел еще великолепный
роговой ансамбль. Во 2-й пол. 19 в. в Симбирске выступало много
оркестров, среди них были профессиональные, любительские и так
называемые «оркестры военной музыки», т. е. полковые. Но
наиболее
заметный след в памяти симбирян оставили коллективы В. П.
Толстого, И.П. Трубецкого, И. Ф. Гровеса, М. Ф. Степанова, Ф. П.
Яковлева. Постоянным участником концертов и музыкальных
собраний
в Симбирске в 1850-е был оркестр
В. П. Толстого. Он состоял из хороших музыкантов, в репертуаре его
были произведения Гайдна, Моцарта, Глинки, Вебера, Мендельсона,
Штрауса. Концерты оркестра всегда проходили с большим успехом. В
дек. 1859 перед симбирянами впервые выступал оркестр
Пензенского
губернатора Панчулидзева, владельцем которого стал местный
музыкант-любитель, прекрасный скрипач И.П. Трубецкой. По
свидетельству современников, это был блистательный оркестр,
исполнявший симфонии Моцарта, увертюры к операм Верди, Россини,
Флотова, Глинки, Мейербера. С небольшим перерывом оркестр
выступал в городе до пожара 1864, после которого он распался и
вновь был восстановлен С. Н. Нейковым. Очень популярным в 1860-е
был и дивизионный оркестр Гровеса, выпускника Брюссельской
консерватории. Его репертуар был не менее сложным, чем репертуар
оркестра И.П. Трубецкого, и даже более обширным и разнообразным.
Он включал симфонии Гайдна, Моцарта, Бетховена, Мендельсона,
увертюры Гаде, Обера, симфоническую музыку из опер русских и
зарубежных композиторов. Большой популярностью в 90-х 19 — нач.
20 вв. пользовались выступления оркестра Яковлева и Степанова.
Основная деятельность оркестра Яковлева разворачивалась в
театре:
исполнение оперетт, опер, выступления в антрактах драматических
спектаклей. Но интересными были и симфонические концерты, в
которых наряду с театральной и танцевальной музыкой звучали
симфонии, увертюры. Оркестр М.Ф. Степанова, симфонический и
народный, «хор балалаечников и мандолинистов», были выдающимся
явлением. Уникальность их в том, что они состояли из рабочих
Языковской фабрики, владельцем которой и был М.Ф. Степанов. В О.
принимали детей 12—13 лет, которых обучали высоко
профессиональные музыканты, специально приглашенные из Москвы
и Петербурга. Великолепная школа, которую проходили оркестранты,
позволяла достигать высокого профессионализма и делала
возможным прекрасное, по отзывам прессы, исполнение сложнейших
произведений Листа, Вагнера, Римского-Корсакова. Симбиряне
любили свои оркестры, профессиональное мастерство и интересные
программы которых неизменно вызывали восхищение и
благодарность
публики.