МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ. Представляет собой интересное и яркое
явление.  В определенной степени в ней отразились характерные для
культуры многих провинциальных городов тенденции. Но в
Симбирском—Ульяновском крае она носила свой оригинальный
отпечаток, благодаря деятельности местных музыкантов,
профессионалов и любителей. Формы М.Ж. очень разнообразны:
симфонические, камерные, вокальные и инструментальные (концерты,
опера, оперетта, водевиль, музыкально-литературные вечера и
утренники, концерты-аллегри). Стремление к организации М.Ж.,
приданию ей систематического характера привело к созданию
музыкальных обществ. В истории Симбирска таких обществ было
несколько: “Общество любителей музыки” С. Н. Нейкова (1864),
“Общество музыкальной беседы” В. В. Черникова (1873), “Симб. муз.
общество” (1890), “Общество изящных искусств” (1905),
“Муз.-драматическое и художественное общество” (1907). Их
деятельность была очень плодотворной и полезной для города (см.
МУЗ.  ОБЩЕСТВА СИМБИРСКА). Общества не только занимались
устроением и проведением концертов и других муз. мероприятий, но
и просветительской, издательской и образовательной деятельностью.
Ими были созданы городской оркестр (общество Нейкова), детский
оркестр и нотная б-ка (общество Черникова), муз. школы (1890, 1905,
1907), оперная труппа (1907). Все эти начинания встречали горячую
поддержку симбирян еще и потому, что руководителями и членами
обществ были весьма уважаемые в Симбирске музыканты: Нейков,
Черников, Никитин, Ягодинский, Яковлев и другие. Интенсивной была
концертная жизнь города. В разные годы в ней принимали участие
крупные коллективы —
оркестры И. Трубецкого, В. Толстого,
М. Степанова, Ф. Яковлева, Н. Никитина, исполнявшие музыку
Бетховена и Моцарта, Мендельсона и Штрауса, Глинки и Чайковского,
Римского-Корсакова и Даргомыжского. Большой популярностью
пользовались сольные концерты пианиста К. Эйзриха, скрипача И.
Гровеса, певиц П. Языковой, Е. Наумовой, М. Беляковой. Если в
инструментальных концертах чаще звучала зарубежная музыка, то в
вокальных — русская (арии из опер, романсы и песни).
   Важную часть концертной жизни составляли гастроли. Симбиряне
слышали игру знаменитых музыкантов. Так, в городе побывал
голландский флейтист А. Совле (1856), австрийский пианист и
педагог А. Доор (1857), выпускница Московской консерватории,
ученица Ф. Лауба, скрипачка Е. Вонсовская (1880). К 1910 в
Симбирске вместе с оркестром С. Кусевицкого выступал юный, но уже
известный публике А. Скрябин, а в 1917 и 1929 город посетил и Л.
Собинов.
   Симбиряне очень любили хоровую музыку и с неизменным
интересом посещали концерты хоровых капелл Кара-Георгиевича,
Коренева, Агренева-Славянского. Не обходила своим вниманием
публика концерты симб. хоровых коллективов. Особой популярностью
пользовались выступления прекрасного архиерейского хора в годы
руководства им С. Н. Ягодинского.
   Духовные концерты — особая страница в концертной жизни города.
Они устраивались обычно церковными братствами, например, Трех
Святителей, Сергея Радонежского, Палестинским обществом. В них
принимали участие, кроме архиерейского хора, хоры духовной
семинарии, духовных уч-щ. В этих концертах звучала музыка
Смоленского, Гречанинова, Кастальского, Чеснокова,
Архангельского.  Интересными были и концерты, проходившие в
учебных заведениях. Все гимназии,
уч-ща, кадетский корпус имели по два хора (церковный и светский),
в некоторых из них были и свои оркестры. Так как учащиеся
получали солидное муз. образование, то их концерты были
настоящими праздниками в городе. С детьми работали прекрасные
педагоги, известные в Симбирске музыканты: К. Эйзрих
(фортепиано),
К. Маторин (преподавал пение во многих уч-щах), Ф. Яковлев
(руководил оркестрами), А. Косарин (теория музыки) и др.
Привлекали публику органные концерты, где выступали местные
исполнители
В. Лист, Д. Юстинов и приезжие (К. Корбут). На квартетных вечерах
исполнялись классические произведения этого жанра Гайдна,
Моцарта, Бетховена. Причем музыканты играли на великолепных
инструментах кремонского мастера Гварнери.
   Многие симбиряне, профессионалы и любители, увлекались
изучением фольклора. Еще в 1838 в “Симб. губ. ведомостях”
появилась знаменитая “Песенная прокламация” П. Киреевского,
Хомякова, Н. Языкова, в которой содержался призыв собирать
народные песни. Откликнувшись на него, симбиряне собрали и
записали в Симб. и Оренбургской губерниях большое количество
песен, составивших основную и “наилучшую”, по выражению П.
Киреевского, часть его песенного собрания. Интересовали местных
фольклористов не только русские, но и татарские, чувашские,
мордовские песни и обряды. Очень важной в художественной жизни
Симбирска была деятельность муз. театра (см. КРЕПОСТНЫЕ ТЕАТРЫ).
Многие муз. спектакли давались приезжими артистами. По
сложившейся традиции, осенью в театре шли драмы и водевили, а
весной — оперы. В Симбирске гастролировали оперные труппы из
Нижнего Новгорода, Казани, Москвы, Саратова, Украины. Репертуар
их был достаточно велик и включал произведения русских и
зарубежных композиторов. В городе побывало 5 итальянских трупп
(1852—1910). Они исполняли оперы Доницетти, Беллини, Верди,
Леонкавалло, Бизе.  В 1907 в Симбирске появилась собственная
опера — любительская труппа под управлением Н. П. Никитина,
оставившая весьма заметный след в муз. жизни города. Она была
создана при муз.-драматическом и художественном обществе. В ее
составе были прекрасные певцы: Г. Карпова,
О. Асланова, Г. Шаповалов, С. Ильин и другие. Репертуар труппы —
оперы Верди, Бизе, Глинки, Гуно, Чайковского, Римского-Корсакова,
Мусоргского — это классический репертуар профессионального
оперного театра. Спектакли эти отличались высоким мастерством
исполнителей, прекрасным ансамблем солистов, оркестра и хора,
хорошим качеством постановок. Все это делало представления
труппы особенно интересными и притягательными для зрителей.
Традиции муз. жизни в значительной мере были продолжены и
развиты после 1917.