КРЕПОСТНЫЕ ТЕАТРЫ

КРЕПОСТНЫЕ ТЕАТРЫ, получили повсеместное распространение в
России в посл. четверти 18 в. В Симб. губ. "... особенно увлекались
крепостными театрами" (Н. Евреинов). К.Т. были "смешанными", т. е.
в них ставились и драмы, и комедии, и водевили, и балетные
дивертисменты, и оперы. В Симб. крае было несколько крепостных
трупп. 3 крепостных труппы имел Н. А. Дурасов: в Симбирске, в
поместье Никольское-на-Черемшане, в подмосковном Люблино. Для
обучения актеров и музыкантов Дурасов приглашал известных
деятелей искусства того времени. Заволжская труппа существовала в
течение долгого времени. Воспоминания о театре в Никольском
оставил С. Т. Аксаков в книге "Детские годы Багрова-внука".
Владельцем одной из лучших трупп в Симб. губ. был А. Е. Столыпин
(прадед М. Ю. Лермонтова). Она состояла из драматических, оперных
артистов, оркестра и хора. Спектакли в домовом театре ставились раз
в неделю. В труппе было много талантливых артистов, но большей
известности добилась Варенька Столыпинская - В. Б. Новикова.
Труппа была продана (за 32 тыс. руб.) в 1806 императорскому двору
и положила начало Малому театру в Москве. В губернии были
известны труппы Ермолова и Татищева. А театр Я. Л. Грузинского в
Алатырском у. современники называли "каторгой для крестьян",
"пародией на искусство".
Держал театр в своем Ардатовском поместье (с. Юсупово) князь Н. Г.
Шаховской. Он возил актеров для выступлений в Москву. Репертуар
его труппы составляли пьесы Шекспира, Кальдерона, Шиллера, оперы
Моцарта, итал. композиторов. В 1798 Шаховской "обосновался в Н.
Новгороде и обратил свой театр в публичный".
В с. Зеленец (ныне Тереньгульский
р-н) Ефимом Федоровичем Андреевым (дед знаменитого русского
актера Андреева-Бурлака) был создан театр, который "славился в
губернии своими спектаклями и талантливыми артистами
крепостными".
В 1831 содержателем городского театра стал П. А. Соколов (артист,
карьеру начинал с М. С. Щепкиным). В его труппе было около 20
чел., среди актеров "восемь дворовых девок", принадлежавших
помещице Тургеневой и взятых на оброк Соколовым (затем он
выкупил их и подарил им "вольную"). Среди актеров самой
талантливой была Е. А. Иванова. Ее хорошо знал и ценил
Мамин-Сибиряк. В 1832 по приглашению Казанской губ. труппа
переехала в Казань. Е. А. Иванова приезжала в Симбирск "незадолго
до 1861 года". Выступала на сцене до ста лет (умерла в
Екатеринбурге в 1904). Во второй пол. 19 в. деятельность крепостных
театров постепенно прекратилась.