ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР Ульяновский областной
ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР (Ульяновский областной). Театральные
традиции в городе - одни из старейших в России. Первые труппы
составляли крепостные помещиков Дурасова, Татищевых, Ермоловых.
(См. КРЕПОСТНЫЕ ТЕАТРЫ). Фамилии авторов пьес, исполнителей не
указывались, пьесы ставились только в домах помещиков для званых
гостей. Здания театра не было.
Сведения о точной дате возникновения Д.Т. весьма неточны.
Ориентировочно они относятся к 1785, когда помещик Н. А. Дурасов,
большой любитель театра, подарил свой особняк в Троицком (ныне
Краснознаменном) переулке губернскому дворянству. Первое
специальное здание для театра было построено в 30-х годах 19 в.
Оно находилось на углу Бараньей слободки (ныне верхняя часть ул.
Минаева) и Александровской площади (напротив главного входа в
областную больницу №1) и представляло собой, по сохранившимся
описаниям, деревянное здание, напоминающее "по внешнему виду
простой досчатый сарай", обитый внутри войлоком. Спустя несколько
лет, в 1846 в городе появилось новое здание театра, построенное на
пересечении бывшей Бараньей слободки и ул. Большой Саратовской
(ныне ул. Гончарова) симбирским мещанином Александром
Матвеевичем Слепневым. Здесь уже имелся зал почти на 400 мест,
включая "два ряда лож, партер, места за креслами", артистические
уборные, помещение для репетиций оркестра, буфет. После смерти А.
М. Слепнева (1868) владельцами театра были: дворянин С. Н.
Нейков,
отставной полковник князь Н. С. Вяземский, П. И. Языкова
(племянница поэта Н. М. Языкова), штабс-капитан М. Ф.
Прянишников.
Именно он, используя капитал своей жены, сумел к 1879 г. построить
новое кирпичное здание театра на том месте, где оно находится и в
настоящее время. Театр включал зрительный зал с партером,
ярусами
лож и галерей, сцену и уборные артистов, фойе с вестибюльной
группой помещений и имел сообщение с Троицкой гостиницей,
занимая вместе с последней весь квартал, примыкающий с зап.
стороны к Соборной площади. Расходы, связанные со строительством
здания театра и содержанием труппы привели к разорению М. Ф.
Прянишникова и владельцем театра в начале 1880-х стал купец В. М.
Булычев, который был очень далек от искусства и приобретая
театральное здание преследовал прежде всего свои коммерческие
интересы. Он сдавал театр тому, кто мог заплатить около 2 тыс. руб.
за аренду и нести расходы по страховке, ремонту печей и декораций.
Впервые в здании театра вспыхнуло электричество 5 февраля (24
января) 1899. В 1911 от неосторожного обращения с огнем театр
обгорел, но вскоре был восстановлен его новой хозяйкой Д. С.
Булычевой.
В дореволюц. годы Д.Т. располагал одной из сильнейших трупп
России. На его подмостках выступали замечательные актеры: М. С.
Савина, основательница Всероссийского театрального об-ва, П. А.
Стрепетова, М. И. Писарев, В. Н. Андреев-Бурлак, К. З. Пузинский и
др. Репертуар того времени в основном отражал передовые,
демократические тенденции в жизни российского об-ва, постоянно
обращаясь к драматургии А. Н. Островского, А. П. Чехова, А. М.
Горького, Л. Н. Толстого. Новый этап в развитии театра начался
после
октябрьских событий 1917. В 1919-1920 гг. в Д.Т. шли с большим
успехом пьеса С. Г. Скитальца "Вольница" и ранние произведения
нашего земляка Билль-Белоцерковского "Бифштекс с кровью",
"Этапы", "Шторм". В 1935 при поддержке Наркомпроса СССР в
Ульяновске был создан Государственный драматический театр с
первой за всю историю города постоянной труппой. Художественным
руководителем и главным режиссером стал А. С. Верховский. На
первые роли были приглашены известные актеры страны Н. И.
Кварталова, Л. В. Лович, А. Н. Вельский, М. Д. Светлов и др. В годы
Вел. Отеч. войны труппа театра выступала в составе фронтовых
бригад в боевых частях Красной Армии. На его сцене выступали
заслуженные артисты В. Е. Брагин, А. П. Рудяков, А. Ф. Горюнова, С.
М. Хонина, П. С. Каранов, Н. Г. Сухорукова, К. И. Юрасова, М. Ф.
Шарымов, Б. Е. Знаменский, Г. Н. Муромский. Большое внимание
уделялось репертуару. Ставились лучшие произведения русской,
советской и зарубежной классики: Н. Гоголь и А. Грибоедов, Л.
Толстой и А. Чехов, Б. Лавренев и В. Вишневский, Н. Погодин и А.
Корнейчук, К. Симонов и А. Арбузов, Гольдони и Мольер, Шиллер и
Шекспир. Заметное место в репертуаре Д.Т. занимали пьесы,
связанные с жизнью и деятельностью В. И. Ленина: "Кремлевские
куранты", "Человек с ружьем", "Семья", "Нет прекрасней назначенья"
и др. В различ. годы лицо театра во многом определяла деятельность
антрепренера А. А. Рассказова, режиссеров, заслуженных деятелей
искусства и культуры России А. Б. Скибневского, В. А. Голуба, А. А.
Образцова, В. А. Ефремовой; директоров театра: С. М. Махарадзе, И.
И. Паленова, В. Денисова и др. Конец 80-х-90-е гг. ознаменованы
участием труппы Д.Т. в республиканском и международных
фестивалях: классической драматургии в Орле (1990), "Голоса
России" в Вологде (1995), "Европейский фестиваль" в Польше (1994),
фестиваль немецкой драматургии в Германии (1980). Лицо театра
формируется в репертуарном поиске, и сегодня на его сцене -
классика: русская, западноевропейская. В труппе две народные
артистки России Л. Е. Радина, К. И. Шадько; четыре заслуженных
артиста России: Александров Борис Владимирович (род. 31.10.1949,
г. Партизанск Бузулукского р-на Оренбургской обл.). В труппе с
1971.
За 25 лет работы на сцене сыграл более ста ролей: Валентин в
спектакле "Валентин и Валентина" по пьесе Рощина; Илья Обломов в
"Снах Обломова" по роману И. А. Гончарова "Обломов"; призрак в
пьесе С. Мрожека "Игры с привидением"; Яу в пьесе Гауптмана "Шлюк
и Яу"; Петр Верховенский в пьесе "Князь" (по роману Ф. М.
Достоевского "Бесы") и др.
Дуров Алексей Данилович (род. 5.10. 1940, г. Серпухов Московской
обл.). В труппе с 1966. За 30 лет сыграл более 200 ролей. Среди них:
Маслобоев в пьесе по роману Ф. М. Достоевского "Униженные и
оскорбленные"; Потапов в пьесе Гельмана "Премия"; Капулетти в
трагедии
В. Шекспира "Ромео и Джульетта"; Чугунов в драме А. Н. Островского
"Волки и овцы" и др.
Самсонова Зоя Михайловна (род. 3.06. 1947, г.
Владимир-Волынский Волынской обл., Украина). За 27 лет работы
сыграла около 200 ролей: Белотелова в драме А. Островского
"Женитьба Бальзаминова"; сваха Фекла Ивановна в пьесе Н. Гоголя
"Женитьба"; мать в пьесе Разумовской "Под одной крышей"; Варвара
в пьесе "Последний срок" (по повести В. Распутина) и др.
Шейман Валерий Сергеевич (род. 15.06.1950, г. Орджоникидзе). За
20 лет сыграл роли: чей-то муж в пьесе Ламоре "Моя парижанка";
Степан Верховенский в драме "Князь" (по роману Ф. М. Достоевского
"Бесы"); Мальволио в комедии В. Шекспира "Двенадцатая ночь");
Борис Годунов в драме А. Толстого "Монархи" и др.
С 1987 глав. режиссер и худож. руководитель театра народный
артист России (1998) Копылов Юрий Семенович.
Широка география гастролей Д.Т.: города Поволжья и Урала,
Сибирь и Украина, Прибалтика и Ленинград, Москва и Сочи. Успешно
работали художники Д. Т. Франго, А. Е. Клименко, в наст. время - С.
Шавловский.
Реконструкция Д.Т. по проекту Гипротеатра (Москва) и
Ульяновскгражданпроекта была осуществлена в 1967. В результате
от
старого театра сохранились без существенных изменений только
внутренние стены зала и ярусов. Значительные изменения
претерпели
фасады театра. Утрачен исторический фасад со стороны ул.
Советской
(быв. Спасской). Главным фасадом стал не западный, обращенный в
сторону ул. Московской (Ленина), откуда был подход из города, а
северный, раскрытый на более ограниченный участок ул. Советской.
традиции в городе - одни из старейших в России. Первые труппы
составляли крепостные помещиков Дурасова, Татищевых, Ермоловых.
(См. КРЕПОСТНЫЕ ТЕАТРЫ). Фамилии авторов пьес, исполнителей не
указывались, пьесы ставились только в домах помещиков для званых
гостей. Здания театра не было.
Сведения о точной дате возникновения Д.Т. весьма неточны.
Ориентировочно они относятся к 1785, когда помещик Н. А. Дурасов,
большой любитель театра, подарил свой особняк в Троицком (ныне
Краснознаменном) переулке губернскому дворянству. Первое
специальное здание для театра было построено в 30-х годах 19 в.
Оно находилось на углу Бараньей слободки (ныне верхняя часть ул.
Минаева) и Александровской площади (напротив главного входа в
областную больницу №1) и представляло собой, по сохранившимся
описаниям, деревянное здание, напоминающее "по внешнему виду
простой досчатый сарай", обитый внутри войлоком. Спустя несколько
лет, в 1846 в городе появилось новое здание театра, построенное на
пересечении бывшей Бараньей слободки и ул. Большой Саратовской
(ныне ул. Гончарова) симбирским мещанином Александром
Матвеевичем Слепневым. Здесь уже имелся зал почти на 400 мест,
включая "два ряда лож, партер, места за креслами", артистические
уборные, помещение для репетиций оркестра, буфет. После смерти А.
М. Слепнева (1868) владельцами театра были: дворянин С. Н.
Нейков,
отставной полковник князь Н. С. Вяземский, П. И. Языкова
(племянница поэта Н. М. Языкова), штабс-капитан М. Ф.
Прянишников.
Именно он, используя капитал своей жены, сумел к 1879 г. построить
новое кирпичное здание театра на том месте, где оно находится и в
настоящее время. Театр включал зрительный зал с партером,
ярусами
лож и галерей, сцену и уборные артистов, фойе с вестибюльной
группой помещений и имел сообщение с Троицкой гостиницей,
занимая вместе с последней весь квартал, примыкающий с зап.
стороны к Соборной площади. Расходы, связанные со строительством
здания театра и содержанием труппы привели к разорению М. Ф.
Прянишникова и владельцем театра в начале 1880-х стал купец В. М.
Булычев, который был очень далек от искусства и приобретая
театральное здание преследовал прежде всего свои коммерческие
интересы. Он сдавал театр тому, кто мог заплатить около 2 тыс. руб.
за аренду и нести расходы по страховке, ремонту печей и декораций.
Впервые в здании театра вспыхнуло электричество 5 февраля (24
января) 1899. В 1911 от неосторожного обращения с огнем театр
обгорел, но вскоре был восстановлен его новой хозяйкой Д. С.
Булычевой.
В дореволюц. годы Д.Т. располагал одной из сильнейших трупп
России. На его подмостках выступали замечательные актеры: М. С.
Савина, основательница Всероссийского театрального об-ва, П. А.
Стрепетова, М. И. Писарев, В. Н. Андреев-Бурлак, К. З. Пузинский и
др. Репертуар того времени в основном отражал передовые,
демократические тенденции в жизни российского об-ва, постоянно
обращаясь к драматургии А. Н. Островского, А. П. Чехова, А. М.
Горького, Л. Н. Толстого. Новый этап в развитии театра начался
после
октябрьских событий 1917. В 1919-1920 гг. в Д.Т. шли с большим
успехом пьеса С. Г. Скитальца "Вольница" и ранние произведения
нашего земляка Билль-Белоцерковского "Бифштекс с кровью",
"Этапы", "Шторм". В 1935 при поддержке Наркомпроса СССР в
Ульяновске был создан Государственный драматический театр с
первой за всю историю города постоянной труппой. Художественным
руководителем и главным режиссером стал А. С. Верховский. На
первые роли были приглашены известные актеры страны Н. И.
Кварталова, Л. В. Лович, А. Н. Вельский, М. Д. Светлов и др. В годы
Вел. Отеч. войны труппа театра выступала в составе фронтовых
бригад в боевых частях Красной Армии. На его сцене выступали
заслуженные артисты В. Е. Брагин, А. П. Рудяков, А. Ф. Горюнова, С.
М. Хонина, П. С. Каранов, Н. Г. Сухорукова, К. И. Юрасова, М. Ф.
Шарымов, Б. Е. Знаменский, Г. Н. Муромский. Большое внимание
уделялось репертуару. Ставились лучшие произведения русской,
советской и зарубежной классики: Н. Гоголь и А. Грибоедов, Л.
Толстой и А. Чехов, Б. Лавренев и В. Вишневский, Н. Погодин и А.
Корнейчук, К. Симонов и А. Арбузов, Гольдони и Мольер, Шиллер и
Шекспир. Заметное место в репертуаре Д.Т. занимали пьесы,
связанные с жизнью и деятельностью В. И. Ленина: "Кремлевские
куранты", "Человек с ружьем", "Семья", "Нет прекрасней назначенья"
и др. В различ. годы лицо театра во многом определяла деятельность
антрепренера А. А. Рассказова, режиссеров, заслуженных деятелей
искусства и культуры России А. Б. Скибневского, В. А. Голуба, А. А.
Образцова, В. А. Ефремовой; директоров театра: С. М. Махарадзе, И.
И. Паленова, В. Денисова и др. Конец 80-х-90-е гг. ознаменованы
участием труппы Д.Т. в республиканском и международных
фестивалях: классической драматургии в Орле (1990), "Голоса
России" в Вологде (1995), "Европейский фестиваль" в Польше (1994),
фестиваль немецкой драматургии в Германии (1980). Лицо театра
формируется в репертуарном поиске, и сегодня на его сцене -
классика: русская, западноевропейская. В труппе две народные
артистки России Л. Е. Радина, К. И. Шадько; четыре заслуженных
артиста России: Александров Борис Владимирович (род. 31.10.1949,
г. Партизанск Бузулукского р-на Оренбургской обл.). В труппе с
1971.
За 25 лет работы на сцене сыграл более ста ролей: Валентин в
спектакле "Валентин и Валентина" по пьесе Рощина; Илья Обломов в
"Снах Обломова" по роману И. А. Гончарова "Обломов"; призрак в
пьесе С. Мрожека "Игры с привидением"; Яу в пьесе Гауптмана "Шлюк
и Яу"; Петр Верховенский в пьесе "Князь" (по роману Ф. М.
Достоевского "Бесы") и др.
Дуров Алексей Данилович (род. 5.10. 1940, г. Серпухов Московской
обл.). В труппе с 1966. За 30 лет сыграл более 200 ролей. Среди них:
Маслобоев в пьесе по роману Ф. М. Достоевского "Униженные и
оскорбленные"; Потапов в пьесе Гельмана "Премия"; Капулетти в
трагедии
В. Шекспира "Ромео и Джульетта"; Чугунов в драме А. Н. Островского
"Волки и овцы" и др.
Самсонова Зоя Михайловна (род. 3.06. 1947, г.
Владимир-Волынский Волынской обл., Украина). За 27 лет работы
сыграла около 200 ролей: Белотелова в драме А. Островского
"Женитьба Бальзаминова"; сваха Фекла Ивановна в пьесе Н. Гоголя
"Женитьба"; мать в пьесе Разумовской "Под одной крышей"; Варвара
в пьесе "Последний срок" (по повести В. Распутина) и др.
Шейман Валерий Сергеевич (род. 15.06.1950, г. Орджоникидзе). За
20 лет сыграл роли: чей-то муж в пьесе Ламоре "Моя парижанка";
Степан Верховенский в драме "Князь" (по роману Ф. М. Достоевского
"Бесы"); Мальволио в комедии В. Шекспира "Двенадцатая ночь");
Борис Годунов в драме А. Толстого "Монархи" и др.
С 1987 глав. режиссер и худож. руководитель театра народный
артист России (1998) Копылов Юрий Семенович.
Широка география гастролей Д.Т.: города Поволжья и Урала,
Сибирь и Украина, Прибалтика и Ленинград, Москва и Сочи. Успешно
работали художники Д. Т. Франго, А. Е. Клименко, в наст. время - С.
Шавловский.
Реконструкция Д.Т. по проекту Гипротеатра (Москва) и
Ульяновскгражданпроекта была осуществлена в 1967. В результате
от
старого театра сохранились без существенных изменений только
внутренние стены зала и ярусов. Значительные изменения
претерпели
фасады театра. Утрачен исторический фасад со стороны ул.
Советской
(быв. Спасской). Главным фасадом стал не западный, обращенный в
сторону ул. Московской (Ленина), откуда был подход из города, а
северный, раскрытый на более ограниченный участок ул. Советской.