ЛЕГЕНДЫ И СКАЗАНИЯ
ЛЕГЕНДЫ И СКАЗАНИЯ. В истории Симбирского–Ульяновского края
происходило немало событий, которые оставили о себе след не
только в официальной истории, но и закрепились в народной памяти
в форме сказаний, легенд, преданий. Многие из них в разное время
были записаны литераторами (Д. Н. Садовников, П. В. Киреевский), о
многих же осталась только молва. Краткое содержание некоторых из
них приводится в данной статье.
СКАЗАНИЕ О НИКОЛЕ ПРОМЗИНСКОМ. В нем повествуется о
явлении в 1552 в Промзине городище (ныне р. п. Сурское) на Белой
горе чудотворца Николая, которое отпугнуло полчища татар,
готовившихся к нападению на другой стороне Суры. Чудотворец
Николай явился в образе величественного старца с изображением
храма в одной руке и с мечом в другой. Рядом с ним на белом коне
со смертоносным копьем стоял грозный юноша — Георгий
Победоносец. Белая гора долгое время была и остается в настоящее
время местом паломничества верующих.
КЛАД ЕМЕЛЬЯНА ПУГАЧЕВА. Легендарная золотая казна атамана
якобы находится в таинственной пещере недалеко от дер. Котяково
(Карсунский р-н). Оползень, вызванный ливнем, наглухо замуровал
вход в эту пещеру, которая по-прежнему является объектом
притяжения кладоискателей.
КЛАД СТЕПАНА РАЗИНА. В густом лесу у слияния двух ручьев —
Кандрыша и Песчанки, где позже появился Хутор Ягодный
остановился отряд отступавших разинцев, хоронясь от царских войск
в труднодоступных местах. Кони пришлых людей объелись какой-то
травы и пали. Дальше к Никольску (Инзенский р-н) идти было трудно
— кругом непролазный лес. Вот тогда-то между Оськином и
Никольском они и расстались со своей поклажей — зарыли в землю
на берегу ручья оружие, драгоценности, монеты. Говорят, что кто-то
пытался на этом месте копать и вроде бы что-то находил.
МАРКОВА ГОРА. Находится на дороге из Сызрани в Москву
недалеко от
р. п. Новоспасское. На этой дороге Марк — симбирский Робин Гуд —
грабил богатых купцов, а деньги раздавал бедным погорельцам,
обиженным и заступался за них. В пещере, где жил легендарный
Марк, находили ложки, котел, ножи, видели хорошо отделанную
комнату, груду одежды.
КРЕПОСТЬ ИВАНА ГРОЗНОГО. Площадка диаметром 200 метров
находится на окраине с. Аппаково (Мелекесский р-н), опоясанная
двумя рвами пятиметровой глубины. Местные жители считают ее
остатками крепости Ивана Грозного, в подвале которой может
находиться клад. Историки полагают, что это либо бывшее булгарское
поселение-городище, либо остаток укрепления Закамской засечной
черты.
УТЕСЫ НАД ВОЛГОЙ. Много веков на месте Жигулевских гор
простиралась обширная долина с хлебами в рост человека, но
пришли враги-кочевники, и путь им преградила штормом Волга и два
высоких утеса на крутом берегу — Молодецкий курган и Девья гора.
ЦАРЕВ КУРГАН. Царев курган, часть Жигулевских гор, стоящий от
них через Волгу, был создан по преданию царевым войском, которое
проходило мимо и бросало землю по горсти.
ЗОЛОТАЯ ЛАДЬЯ С. РАЗИНА. Эта ладья, нагруженная золотом, до
поры до времени хранится в Царевом Кургане. Придет время,
раскроется курган с сокровищами «и всяк их взять сможет».
УСОЛКА-БОГАТЫРКА. Стоит на крутом волжском берегу могучая
сосна. Корнями в глубь земли уходит, ветвями в небо упирается.
Ствол могучий золотом отливает, кора кольчужными кольцами
поблескивает. Когда-то среди русских поселенцев богатырка была,
звали которую Усолкой. Боялись ее кочевники, как увидят — сразу
коней поворачивают. Стояла Усолка на горе с копьем в руке, людей
охраняла. И до сих пор стоит, только могучей сосной стала.
УТЕС ШЕЛУДЯК. Спасаясь от стрельцов, сподвижник Разина
Шелудяк прыгнул с утеса на камни, а камень беззвучно разверзся,
бережно принял его в прохладные недра и снова сомкнулся.
ЛЕГЕНДА О МИРНОМ ГОРОДЕ. Город — это холм-остров под
Сызранью и острова перед ним. В городских складах и помещениях
много чего хранится с древних времен — и кубки, и золото.
Сохраняет все это богатство княжна Волга, жена С. Разина, для его
будущей борьбы. Сам же город — сложное подземно-подводное
сооружение со складами, улицами, домами, башнями. Существуют
свидетельства очевидцев, которые наблюдали этот город-мираж.
КАМЕННАЯ РОЖЬ. В давние времена богатый купец-хлебник гнал
свои баржи сверху к Астрахани. В низовьях хлеб всегда был в цене,
и купец надеялся получить большой барыш. А в этих местах уже два
года подряд неурожай был. Люди умирали от бесхлебья. При подходе
к Самаре-городку по берегам стоял народ толпами. Протягивают
руки. Хлеба просят. Хотя бы немного, хотя бы детям. Не дал купец.
Мимо голодных людей плывут баржи — плывет хлеб.
— У-у! Разина бы на тебя! По-другому бы запел!
И вдруг, как бы в ответ на голодный стон, с захода, со стороны
Жигулей, тяжелая черная туча ползет. Надвинулась и остановилась.
Нависла над Волгой. И разразились гром, молния, ветер, дождь! А
баржи стали оседать. Думали течь. Открыли трюмы, смотрят: рожь
превратилась в камень, — что ни зернышко, то камушек...
Что это, кара божья? Нет. Кара, да не божья. Народ говорит, это
оттого небо разбушевалось, что косточки Степана Тимофеевича
перевернулись в земле от великого гнева, от обиды за простой люд...
Приказал купец подогнать баржи к берегу, выбросили наскоро
ненужный груз. И вот до сих пор на этой стороне, здесь вот, в
Жигулях, каменную рожь местами можно брать горстью.
ОЗЕРО МАРИШКА. Когда-то, на берегу этого озера, жила
вдова-красавица Маришка; к ее избе постоянно собирались девки и
парни и водили хороводы. Между парнями был Иван Курчавый, по
ремеслу извозчик, красавец собой и играл на гуслях так, что девки
бросали хоровод и заслушивались его. Всем Иван был мил, но для
него была дороже всех Маришка, которая его тоже крепко полюбила.
Вскоре однако сгинул Иван и пришлось Маришке от девок прятаться,
потому что над нею стали смеяться. Не пережила красавица позора,
бросилась в озеро и утонула: искали ее там — не нашли. С тех пор
озеро называется ее именем. Долго горевал Иван Курчавый, когда
вернулся домой: бывало среди озера, на лодке, остановится,
заиграет на гуслях, а к нему выплывает из воды Маришка и садится
на край лодки: он ей играет, а она обнимает и в воду манит. Так и
пропал Иван Курчавый — исчез бесследно, должно быть Маришка
сманила его в озеро.
Существует также много других Л. и С.: о происхождении названий
города Симбирска, волжского протока (рукава) Чувич, слободы Туть,
улиц Мартыновой, Шатальной, пер. Курмышки и др.; об основании с.
Собакино Сенгилеевского у. (связ. с третьей женой Ивана Грозного
Марфой Собакиной), о разбойнике Кудеяре и его казне, о кладе на
вершине Шиловской шишки, о явлении иконы Параскевы Пятницы на
Богомольном ключе у с. Тушна, об основании Алатырского женского
Киево-Николаевского монастыря, о раскольнике Афонии Кокуеве, о
явлении чудотворной иконы Казанской Божьей Матери и основании
Жадовского мужского монастыря, об основании мордовского села
Котяково; о кедре, который был посажен императрицей Екатериной II
в 1767 возле Петропавловской церкви г. Симбирска; о ели,
посаженной А. С. Пушкиным в Языковском парке, о разбойничьем
атамане Безруком, о богатстве симбирских дворян Кротковых, о
разбойничьих притонах возле речки Симбирки, в доме купца
Зеленкова и др. местах Симбирска; о подземных ходах между
Симбирским Кремлем, Спасским монастырем и Исакиевским колодцем
на волжском косогоре, от дома Мясникова (Пустынникова) до берега
Волги, про Пряничную гору, о разбойниках и т. д.
происходило немало событий, которые оставили о себе след не
только в официальной истории, но и закрепились в народной памяти
в форме сказаний, легенд, преданий. Многие из них в разное время
были записаны литераторами (Д. Н. Садовников, П. В. Киреевский), о
многих же осталась только молва. Краткое содержание некоторых из
них приводится в данной статье.
СКАЗАНИЕ О НИКОЛЕ ПРОМЗИНСКОМ. В нем повествуется о
явлении в 1552 в Промзине городище (ныне р. п. Сурское) на Белой
горе чудотворца Николая, которое отпугнуло полчища татар,
готовившихся к нападению на другой стороне Суры. Чудотворец
Николай явился в образе величественного старца с изображением
храма в одной руке и с мечом в другой. Рядом с ним на белом коне
со смертоносным копьем стоял грозный юноша — Георгий
Победоносец. Белая гора долгое время была и остается в настоящее
время местом паломничества верующих.
КЛАД ЕМЕЛЬЯНА ПУГАЧЕВА. Легендарная золотая казна атамана
якобы находится в таинственной пещере недалеко от дер. Котяково
(Карсунский р-н). Оползень, вызванный ливнем, наглухо замуровал
вход в эту пещеру, которая по-прежнему является объектом
притяжения кладоискателей.
КЛАД СТЕПАНА РАЗИНА. В густом лесу у слияния двух ручьев —
Кандрыша и Песчанки, где позже появился Хутор Ягодный
остановился отряд отступавших разинцев, хоронясь от царских войск
в труднодоступных местах. Кони пришлых людей объелись какой-то
травы и пали. Дальше к Никольску (Инзенский р-н) идти было трудно
— кругом непролазный лес. Вот тогда-то между Оськином и
Никольском они и расстались со своей поклажей — зарыли в землю
на берегу ручья оружие, драгоценности, монеты. Говорят, что кто-то
пытался на этом месте копать и вроде бы что-то находил.
МАРКОВА ГОРА. Находится на дороге из Сызрани в Москву
недалеко от
р. п. Новоспасское. На этой дороге Марк — симбирский Робин Гуд —
грабил богатых купцов, а деньги раздавал бедным погорельцам,
обиженным и заступался за них. В пещере, где жил легендарный
Марк, находили ложки, котел, ножи, видели хорошо отделанную
комнату, груду одежды.
КРЕПОСТЬ ИВАНА ГРОЗНОГО. Площадка диаметром 200 метров
находится на окраине с. Аппаково (Мелекесский р-н), опоясанная
двумя рвами пятиметровой глубины. Местные жители считают ее
остатками крепости Ивана Грозного, в подвале которой может
находиться клад. Историки полагают, что это либо бывшее булгарское
поселение-городище, либо остаток укрепления Закамской засечной
черты.
УТЕСЫ НАД ВОЛГОЙ. Много веков на месте Жигулевских гор
простиралась обширная долина с хлебами в рост человека, но
пришли враги-кочевники, и путь им преградила штормом Волга и два
высоких утеса на крутом берегу — Молодецкий курган и Девья гора.
ЦАРЕВ КУРГАН. Царев курган, часть Жигулевских гор, стоящий от
них через Волгу, был создан по преданию царевым войском, которое
проходило мимо и бросало землю по горсти.
ЗОЛОТАЯ ЛАДЬЯ С. РАЗИНА. Эта ладья, нагруженная золотом, до
поры до времени хранится в Царевом Кургане. Придет время,
раскроется курган с сокровищами «и всяк их взять сможет».
УСОЛКА-БОГАТЫРКА. Стоит на крутом волжском берегу могучая
сосна. Корнями в глубь земли уходит, ветвями в небо упирается.
Ствол могучий золотом отливает, кора кольчужными кольцами
поблескивает. Когда-то среди русских поселенцев богатырка была,
звали которую Усолкой. Боялись ее кочевники, как увидят — сразу
коней поворачивают. Стояла Усолка на горе с копьем в руке, людей
охраняла. И до сих пор стоит, только могучей сосной стала.
УТЕС ШЕЛУДЯК. Спасаясь от стрельцов, сподвижник Разина
Шелудяк прыгнул с утеса на камни, а камень беззвучно разверзся,
бережно принял его в прохладные недра и снова сомкнулся.
ЛЕГЕНДА О МИРНОМ ГОРОДЕ. Город — это холм-остров под
Сызранью и острова перед ним. В городских складах и помещениях
много чего хранится с древних времен — и кубки, и золото.
Сохраняет все это богатство княжна Волга, жена С. Разина, для его
будущей борьбы. Сам же город — сложное подземно-подводное
сооружение со складами, улицами, домами, башнями. Существуют
свидетельства очевидцев, которые наблюдали этот город-мираж.
КАМЕННАЯ РОЖЬ. В давние времена богатый купец-хлебник гнал
свои баржи сверху к Астрахани. В низовьях хлеб всегда был в цене,
и купец надеялся получить большой барыш. А в этих местах уже два
года подряд неурожай был. Люди умирали от бесхлебья. При подходе
к Самаре-городку по берегам стоял народ толпами. Протягивают
руки. Хлеба просят. Хотя бы немного, хотя бы детям. Не дал купец.
Мимо голодных людей плывут баржи — плывет хлеб.
— У-у! Разина бы на тебя! По-другому бы запел!
И вдруг, как бы в ответ на голодный стон, с захода, со стороны
Жигулей, тяжелая черная туча ползет. Надвинулась и остановилась.
Нависла над Волгой. И разразились гром, молния, ветер, дождь! А
баржи стали оседать. Думали течь. Открыли трюмы, смотрят: рожь
превратилась в камень, — что ни зернышко, то камушек...
Что это, кара божья? Нет. Кара, да не божья. Народ говорит, это
оттого небо разбушевалось, что косточки Степана Тимофеевича
перевернулись в земле от великого гнева, от обиды за простой люд...
Приказал купец подогнать баржи к берегу, выбросили наскоро
ненужный груз. И вот до сих пор на этой стороне, здесь вот, в
Жигулях, каменную рожь местами можно брать горстью.
ОЗЕРО МАРИШКА. Когда-то, на берегу этого озера, жила
вдова-красавица Маришка; к ее избе постоянно собирались девки и
парни и водили хороводы. Между парнями был Иван Курчавый, по
ремеслу извозчик, красавец собой и играл на гуслях так, что девки
бросали хоровод и заслушивались его. Всем Иван был мил, но для
него была дороже всех Маришка, которая его тоже крепко полюбила.
Вскоре однако сгинул Иван и пришлось Маришке от девок прятаться,
потому что над нею стали смеяться. Не пережила красавица позора,
бросилась в озеро и утонула: искали ее там — не нашли. С тех пор
озеро называется ее именем. Долго горевал Иван Курчавый, когда
вернулся домой: бывало среди озера, на лодке, остановится,
заиграет на гуслях, а к нему выплывает из воды Маришка и садится
на край лодки: он ей играет, а она обнимает и в воду манит. Так и
пропал Иван Курчавый — исчез бесследно, должно быть Маришка
сманила его в озеро.
Существует также много других Л. и С.: о происхождении названий
города Симбирска, волжского протока (рукава) Чувич, слободы Туть,
улиц Мартыновой, Шатальной, пер. Курмышки и др.; об основании с.
Собакино Сенгилеевского у. (связ. с третьей женой Ивана Грозного
Марфой Собакиной), о разбойнике Кудеяре и его казне, о кладе на
вершине Шиловской шишки, о явлении иконы Параскевы Пятницы на
Богомольном ключе у с. Тушна, об основании Алатырского женского
Киево-Николаевского монастыря, о раскольнике Афонии Кокуеве, о
явлении чудотворной иконы Казанской Божьей Матери и основании
Жадовского мужского монастыря, об основании мордовского села
Котяково; о кедре, который был посажен императрицей Екатериной II
в 1767 возле Петропавловской церкви г. Симбирска; о ели,
посаженной А. С. Пушкиным в Языковском парке, о разбойничьем
атамане Безруком, о богатстве симбирских дворян Кротковых, о
разбойничьих притонах возле речки Симбирки, в доме купца
Зеленкова и др. местах Симбирска; о подземных ходах между
Симбирским Кремлем, Спасским монастырем и Исакиевским колодцем
на волжском косогоре, от дома Мясникова (Пустынникова) до берега
Волги, про Пряничную гору, о разбойниках и т. д.