СЕМЕЙНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КРУЖОК
СЕМЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КРУЖОК, возник в Симбирске по
инициативе интеллигенции города — учителей, врачей, служащих
различных учреждений. Вопрос о его организации был поднят в
печати доктором В.Д. Витиевским в 1902. Занятия кружка начались 2
февр. 1903. На общем собрании с соблюдением всех формальностей
было избрано «управление» делами кружка – совет, куда вошли
наиболее видные деятели народного образования и здравоохранения
города. Кружок своей основной задачей считал «взаимопомощь
родителей и воспитателей в деле семейного воспитания и обучения
детей» путем устройства для них библиотек, игр, детских садов и
летних колоний, преследуя, прежде всего цель, физического
воспитания детей. Волновали кружковцев вопросы поведения детей,
наказания за проступки. Характерно, что в отношении школьников,
обучающихся в народных земских школах, вопрос о степени и формах
наказаний за проступки был решен еще в нач. 1870-х И.Н.
Ульяновым. Относительно физических наказаний Илья Николаевич
дал распоряжение по училищным советам о недопустимости их,
считая физические наказания не только «ненужными, но вредными»,
больше того, учителям было запрещено оскорблять детей
«поносительными словами и язвительными насмешками».
В семейно-педагогическом кружке этот вопрос обстоятельно
освещался в докладе доктора В.Д. Витиевского. Из тезисов доклада
видно, что идеи выдающегося педагога И.Н. Ульянова были близки
прогрессивной интеллигенции Симбирска. «Наказание парализует
духовную и физическую природу детей.., — говорил докладчик, —
оно вызывает страх и гнев… Должно больше заботиться об улучшении
обстановки учебно-воспитательного дела, о дружеском и любовном
отношении к детям при уважении их человеческого достоинства».
В 1905 — в год первой русской революции, на заседаниях кружка
заслушивались доклады о реформах средней школы. Так, В.М.
Владиславлев ставил вопрос о полной реформе средней школы, о
том, чтобы «признать за учениками и ученицами право петиций,
сходок не только по школьным вопросам, но всяким другим», об
уничтожении всех стеснений и понуждений в деле самообразования и
религиозного развития, о праве совета преподавателей вместе с
родителями смещать директора и инспектора. Собрание кружка
высказало ряд пожеланий о необходимости увеличения в городе
школ по специальной подготовке учителей, о пересмотре программ
учебных заведений, об участии в жизни школы общественных
организаций, о проведении родительских собраний, периодических
встреч родителей с педагогами. На одном из своих заседаний
педагоги и врачи подняли вопрос о реформе русского
правописания. Кружок высказал свое мнение о методике
преподавания истории. Преподаватель гимназии Н.Е. Сухотин вынес
на собрание вопрос об изменении программы преподавания,
включении в неё изучения истории местного края, его деятелей.
Члены кружка придавали огромное значение физическому
воспитанию детей, видя в нем профилактику в то время очень
распространенных детских болезней. На одном из заседаний кружка
был заслушан специальный доклад И.Т. Стрельникова (одного из
учеников проф. Лесгафта) — о задачах физического воспитания.
Силами членов С.П.К. появился естественно-исторический музей
(1909), который с каждым годом пополнялся новыми экспонатами.
Музей был внесен в реестр обществ по Симб. губ. Программой
деятельности кружка предусматривалось отмечать юбилейные даты
выдающихся русских писателей. Специальные заседания были
посвящены А.П. Чехову, С.Т. Аксакову, И.А. Гончарову, видному
педагогу Н.Ф. Бунакову – последователю К.Д. Ушинского; было
отмечено 80-летие Л.Н. Толстого. Нередко С.П.К. проводил
совместные заседания с обществом врачей. Семейно-педагогический
кружок охватывал около 200 чел.
инициативе интеллигенции города — учителей, врачей, служащих
различных учреждений. Вопрос о его организации был поднят в
печати доктором В.Д. Витиевским в 1902. Занятия кружка начались 2
февр. 1903. На общем собрании с соблюдением всех формальностей
было избрано «управление» делами кружка – совет, куда вошли
наиболее видные деятели народного образования и здравоохранения
города. Кружок своей основной задачей считал «взаимопомощь
родителей и воспитателей в деле семейного воспитания и обучения
детей» путем устройства для них библиотек, игр, детских садов и
летних колоний, преследуя, прежде всего цель, физического
воспитания детей. Волновали кружковцев вопросы поведения детей,
наказания за проступки. Характерно, что в отношении школьников,
обучающихся в народных земских школах, вопрос о степени и формах
наказаний за проступки был решен еще в нач. 1870-х И.Н.
Ульяновым. Относительно физических наказаний Илья Николаевич
дал распоряжение по училищным советам о недопустимости их,
считая физические наказания не только «ненужными, но вредными»,
больше того, учителям было запрещено оскорблять детей
«поносительными словами и язвительными насмешками».
В семейно-педагогическом кружке этот вопрос обстоятельно
освещался в докладе доктора В.Д. Витиевского. Из тезисов доклада
видно, что идеи выдающегося педагога И.Н. Ульянова были близки
прогрессивной интеллигенции Симбирска. «Наказание парализует
духовную и физическую природу детей.., — говорил докладчик, —
оно вызывает страх и гнев… Должно больше заботиться об улучшении
обстановки учебно-воспитательного дела, о дружеском и любовном
отношении к детям при уважении их человеческого достоинства».
В 1905 — в год первой русской революции, на заседаниях кружка
заслушивались доклады о реформах средней школы. Так, В.М.
Владиславлев ставил вопрос о полной реформе средней школы, о
том, чтобы «признать за учениками и ученицами право петиций,
сходок не только по школьным вопросам, но всяким другим», об
уничтожении всех стеснений и понуждений в деле самообразования и
религиозного развития, о праве совета преподавателей вместе с
родителями смещать директора и инспектора. Собрание кружка
высказало ряд пожеланий о необходимости увеличения в городе
школ по специальной подготовке учителей, о пересмотре программ
учебных заведений, об участии в жизни школы общественных
организаций, о проведении родительских собраний, периодических
встреч родителей с педагогами. На одном из своих заседаний
педагоги и врачи подняли вопрос о реформе русского
правописания. Кружок высказал свое мнение о методике
преподавания истории. Преподаватель гимназии Н.Е. Сухотин вынес
на собрание вопрос об изменении программы преподавания,
включении в неё изучения истории местного края, его деятелей.
Члены кружка придавали огромное значение физическому
воспитанию детей, видя в нем профилактику в то время очень
распространенных детских болезней. На одном из заседаний кружка
был заслушан специальный доклад И.Т. Стрельникова (одного из
учеников проф. Лесгафта) — о задачах физического воспитания.
Силами членов С.П.К. появился естественно-исторический музей
(1909), который с каждым годом пополнялся новыми экспонатами.
Музей был внесен в реестр обществ по Симб. губ. Программой
деятельности кружка предусматривалось отмечать юбилейные даты
выдающихся русских писателей. Специальные заседания были
посвящены А.П. Чехову, С.Т. Аксакову, И.А. Гончарову, видному
педагогу Н.Ф. Бунакову – последователю К.Д. Ушинского; было
отмечено 80-летие Л.Н. Толстого. Нередко С.П.К. проводил
совместные заседания с обществом врачей. Семейно-педагогический
кружок охватывал около 200 чел.