ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ, история культуры дореволюционного
Симбирска небогата именами выдающихся художников и яркими
событиями, связанными с бытованием и экспонированием
произведений изобразительного искусства. Заметное оживление
художественной жизни, проявляющей себя в творчестве
профессиональных художников, в выставочной, музейной
деятельности, в работе художественных студий и объединений, в
развитом критическом обеспечении произошло лишь в кон. 19 - нач.
20 вв. Связано это было, преимущественно, с богатейшими
традициями усадебной культуры.
Во 2-й пол. 18 - 1-й трети 19 вв. центрами художественной жизни
Симбирской губ. были дворянские усадьбы: Дмитриевых, Карамзиных,
Тургеневых, Ивашевых, Языковых, Хованских и т.д. В усадебных
домах сосредоточились богатейшие коллекции произведений
искусства. Особой значимостью отличались собрания Киндяковых в
имении Винновка, Поливановых - в Акшуате, Юрловых-Мещериновых
- в Спешневке, Родионовых - в Вешкайме. Наряду с произведениями
европейских и русских мастеров большое место в коллекциях
симбирских дворян занимали фамильные портреты работы
крепостных. Среди наиболее одаренных "домашних" живописцев -
анонимные авторы портретов Киндяковых, Ермоловых, Чертковых.
Незаурядной личностью был крепостной художник Ивашевых Н.П.
Козлов. Свой след в истории отечественного искусства оставили
вышедшие из крепостных живописцы: Л.Д. Крюков, В.Т. Тимофеев,
И.М. Горбунов. Последний был учеником Арзамасской школы
живописи А.В. Ступина, где учились также Карп Виноградов и Антон
Кудряшов - крепостные симбирских помещиков. Один из самых
крупных симбирских художников 19 в. - В.Г. Худяков. Бывший
крепостной Поливановых, портретист, исторический живописец, он
сыграл заметную роль в русской культуре 1850-1860-х. Ярким
проявлением симбирской усадебной культуры стало творчество
художников-дилетантов. В среде просвещенного дворянства широкое
распространение получили любительские занятия живописью и
рисованием. Известны акварельные работы М.П.
Киндяковой-Полторацкой и Е.П. Киндяковой-Раевской (Ульяновский
художественный музей). Художественными способностями был
наделен В.П. Ивашев, по некоторым сведениям, посещавший классы
Академии художеств. Его рисунки, исполненные в сибирской
ссылке, хранятся в Государственном литературном музее (Москва).
Уникальным по своей историко-художественной значимости является
творчество Н.И. Поливанова. Его многочисленные рисунки и
акварели, привлекающие разнообразием жанров и сюжетов,
мастерством исполнения, можно отнести к числу шедевров
"альбомной" графики.
Городская художественная культура начала развиваться в
Симбирске с открытием мужской классической гимназии (1809), где
рисование преподавали профессиональные художники (см.
Художественное образование). Во 2-й пол. 19 в. художественная
жизнь в городе благодаря притоку выпускников Академии художеств
заметно оживилась. Они создавали собственные студии, которые
привлекали симбирян возможностью заниматься искусством под
руководством опытного мастера. В 1880-1890-е в Симбирске работали
студии: М.Ф. Каврайского, К.Н. Воронова, П.И. Пузыревского, А.Э.
Мако. В образованной части симбирского общества нарастал интерес
к истории, отечественной культуре, изобразительному искусству. В
1889 в Симбирске состоялась выставка картин из Академии
художеств. Зрители познакомились с произведениями: Г.И.
Семирадского, В.С. Смирнова, Ю.Ю. Клевера, А.Д. Кившенко, А.И.
Мещерского и др. За 20 дней выставку посетило более 4 тыс.
симбирян, не считая учащихся, имевших право на бесплатный вход. В
1898 в Симбирск прибыла первая передвижная выставка Казанской
художественной школы. В городе постепенно складывалась традиция
выставочной деятельности. В 1894 открылась "Первая
художественная выставка, устроенная в пользу местной общины
сестер милосердия Красного Креста". В ней приняли участие
симбирские коллекционеры: В.Н. Поливанов, А.В. Родионова, А.П.
Языков, Н.А. Чебоксаров, А.А. Писарев, М.В. Андреев, С.Д. Ржевский
и другие владельцы предметов искусства. На выставке
экспонировались работы местных художников: К.Н. Воронова, М.Ф.
Каврайского, П.И. Пузыревского. Значительным событием в
культурной жизни Симб. губ. стала подготовка к Всероссийской
художественно-промышленной выставке, состоявшейся в Нижнем
Новгороде (1896). Для отбора экспонатов была создана специальная
комиссия, в которую входили художники С.Н. Огонь-Догановский и
А.В. Строганов, формировавшие экспозицию Симб. губ. в
научно-учебном отделе выставки. О стремлении к публичности
художественной жизни в Симбирске свидетельствует организация
художественного отдела на губернской сельскохозяйственной
выставке (1908). Здесь экспонировались работы симбирских
профессиональных живописцев и художников-любителей. В 1911
сначала в Симбирске в Доме дворянского собрания, затем в
Петербурге демонстрировалась "Гончаровская выставка картин и
этюдов Волги и Поволжья", посвященная 100-летию со дня рождения
писателя. Организаторами и экспонентами выставки были П.И.
Пузыревский и Д.И. Архангельский. Столичные газеты писали о
"скромном и большом труде" талантливых симбирских художников.
В кон. 19 в. в Симбирске назрела необходимость в общедоступном
художественном музее. В 1887 первый проект
художественно-промышленного музея был предложен В.Н.
Поливановым (не осуществлен). Большое место занимало
изобразительное искусство в частном музее Поливанова,
построенном в 1890 в имении Акшуат Карсунского у. В музей
Губернской ученой архивной комиссии (1895) с первых дней его
существования поступали картины, портреты, гравюры,
пожертвованные симбирянами. В 1905 на выставке, посвященной
десятилетию Архивной комиссии, экспонировалось около 150
произведений светского и церковного искусства. В 1914-1915 музей
пополнился 15 картинами и акварелями, поступившими из Академии
художеств для картинного зала Дома-памятника И.А. Гончарову.
Произведения предварительно были показаны на "Выставке в пользу
раненых воинов" в Доме дворянского собрания.
После Октябрьской революции начался процесс национализации
памятников искусства и старины. В деле спасения художественных
ценностей на терр. Симбирской губ. участвовали столичные эмиссары
и местная интеллигенция. Национализированные частные коллекции
симбирских дворян: Поливановых, Мещериновых, Родионовых,
Ермоловых, Чертковых, Корольковых влились в собрание
Симбирского художественного музея, открытого для посещения в
1920. Первый директор музея А.Н. Остроградский занимался
классификацией, атрибуцией, реставрацией произведений искусства,
созданием научно обоснованной экспозиции. Музей в доме на
Московской ул. стал очагом художественной жизни
Симбирска-Ульяновска 1920-х. Здесь устраивались выставки новых
поступлений. В 1922 состоялась выставка коллекции А.В. Жиркевича;
в мае 1926 - выставка коллекций Юрловых-Мещериновых и
ликвидированного Сенгилеевского естественно-исторического музея,
в сент. того же года - выставка произведений, прибывших из
Государственного музейного фонда; в 1927 - выставка поступлений
из Пушкинского дома Академии наук. Вокруг музея сплотилась
художественная интеллигенция города. В число друзей музея,
"работавших нештатно", входили художники: Д.И Архангельский, И.П.
Гурьев, А.А. Пластов, П.С. Добрынин, архитектор В.Г. Иванов. В залах
музея устраивались костюмированные балы, театральные
представления, выставки местных художников. Динамичностью и
интенсивностью отличалась выставочная деятельность в
послереволюционном Симбирске. Организатором, участником и
критиком выставочного процесса выступал Д.И Архангельский. В
1918, в период разрухи и хаоса, он устроил выставку
"Художественные ценности Симбирска в акварелях Архангельского и
Добрынина". В 1921 по инициативе Архангельского в Симбирске
состоялась выставка "Современное искусство". Архангельский
представлял Симбирск-Ульяновск на выставках экслибрисов в Казани
(1923) и Ленинграде (1925, 1926), на выставке "Гравюра СССР за 10
лет" в Москве (1927). В 1918-1919 на центральных улицах города в
витринах магазинов появились агитационные плакаты Симбирского
отделения Российского телеграфного агентства (РОСТА). Авторами
плакатов были молодые московские художники: В.В. Воробьев, Н.В.
Воробьев, В.А. Васильев, Н.В. Филиппов, приглашенные в Симбирск.
В 1922-1928 губернская типография выпускала плакаты местных
художников: П.С. Добрынина, П.П. Бунакова, Д.И. Архангельского,
Н.Ф. Кушманского, М.Е. Кудряшева. Эти же авторы вместе с
московскими художниками активно сотрудничали в газетах и
журналах 1920-1930-х, создавая портреты, карикатуры, жанровые
рисунки, заставки, концовки, заголовки и т.д. Возросшая публичность
художественной жизни в 1920-е отражена в многочисленных статьях
о выставках, о творчестве художников, о собрании художественного
музея. Лидирующее положение среди критиков занимал Д.И.
Архангельский. Известны публикации И. Переселенкова, А. Швера, И.
Калиновского, М. Чернова, Н. Нилли.
На рубеже 1924-1925 сформировалось Ульяновское отделение
Ассоциации художников революционной России (АХРР), первым
председателем которого был А.Н. Грошев. Значительным событием в
культурной жизни кон. 1920-х стала "Первая выставка Объединения
ульяновских художников", открывшаяся в художественном музее
(1929). Ее участниками были: И.А. Александров, Д.И. Архангельский,
Г.В. Васильев, А.Н. Грошев, И.П. Гурьев, В.В. Киселев, А.В. Китаев,
Д.В. Комаров, Н.Ф. Кушманский, Н.Г. Носов, И.П. Остоя-Овсяный,
А.Н. Остроградский, П.Г. Панин, И.П. Суханов, А.И. Трапицын, К.П.
Цыгвинцев и др. Художники Ульяновска участвовали в крупных
выставках Москвы, Ленинграда, Куйбышева, Казани (1925-1929). В
1936 было образовано Ульяновское отделение Союза художников,
играющее и поныне важную роль в художественной жизни города
(см. Союз художников).
В послевоенные десятилетия заметно укрепил свои позиции
художественный музей. В 1950-1970-е в музее работали
искусствоведы: Е.Ф. Кожина, А.П. Пальчикова, Т.И. Юдичева, А.С.
Чернышев, Н.С. Храмцова, Н.П. Оскарова, Н.А. Агафонова.
Выпущенные музейными сотрудниками каталоги, путеводитель,
сборники научных трудов, многочисленные статьи в местной прессе,
пропагандирующие музейное собрание, разнообразные выставки,
тесная взаимосвязь с ульяновскими художниками сделали
художественный музей центром культурной жизни города. В 1970
музей получил филиал - галерею "В.И. Ленин в изобразительном
искусстве" (в настоящее время - музей современного
изобразительного искусства им. А.А. Пластова), взявшую на себя
функцию пропаганды искусства 20 в.
1980-е - 1-я пол. 1990-х в культурной жизни города отмечены
стремительно возросшими контактами с крупными выставочными
организациями Москвы, союзных и автономных республик, различных
городов страны. В художественном музее состоялись выставки из
Академии художеств СССР (1983,1985), из Государственного Русского
музея (1983, 1987, 1988, 1989), Государственной Третьяковской
галереи (1988, 1991). Выставки современных отечественных
художников представляли: "Росизопропаганда" (1980, 1981, 1984,
1985, 1988), Дирекция художественных выставок Союза художников
СССР (1985, 1990). Широкую панораму многонационального искусства
страны воссоздавали выставки художников Казахстана (1982),
Туркмении (1984), Армении (1987), Латвии (1987), Украины (1992),
Удмуртии (1984), Дагестана (1987), Мордовии (1989, 1992).
Уникальным событием в художественной жизни города были
обменные выставки с Новосондецким окружным музеем Польши
(1988-1989). С 1996 в музее современного изобразительного
искусства им. А. А. Пластова прошли выставки: "П. Пикассо, М.
Шагал, С. Дали", "Ф. Гойя", "Капригос", "Пять произведений великих
скульпторов: О. Роден и А. Майоль" из собрания Музея
изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Произведения из своих
фондов экспонировали здесь также Государственная Третьяковская
галерея и Государственный музей В. Маяковского. Ульяновск стал
единственным городом российской провинции, где были
осуществлены эти проекты. Здесь также впервые были показаны
произведения таких ведущих современных художников, как Н.
Нестеровой, Л. Гадаева, Е. Багурина (г. Москва), Дэвида Хогни
(Великобритания), мастеров прикладного искусства Китая.
Значительно обогатилась культурная жизнь края с открытием ряда
филиалов художественного музея в городе и области. С 1986 по 1994
функционировала Пластовская картинная галерея (ул. Гончарова,
16). В практике Пластовской галереи наиболее интересными были
выставки одной картины. В галерее экспонировались выдающиеся
произведения А.А. Пластова из Государственной Третьяковской
галереи и Государственного Русского музея. В 1988 образован
филиал "Усадьба народного художника СССР А.А. Пластова" на
родине художника в с. Прислониха Карсунского р-на.
С 1993 по 2001 работал Димитровградский филиал
художественного музея (Выставочный зал), в котором
экспонировались произведения из фондов головного музея, а также
выставки ульяновских и димитровградских художников. С 1993
функционирует художественно-краеведческий музей в Карсуне (с
1998 передан на баланс администрации Карсунского р-на). Музей
экспонирует работы сухокарсунских мастеров керамики,
произведения А.А. Пластова, карсунских и ульяновских художников,
занимается изучением истории и культуры родного края.
В 1990-е значительно возрос интерес к культурным традициям края.
Ряд выставок в художественном музее был посвящен симбирским
художникам, коллекционерам и архитекторам 19 - нач. 20 вв.
Наиболее содержательные из них: "Художники Симбирского края"
(1991), "А.А. Шоде и русское искусство 19 - нач. 20 вв." (1996),
"Симбирские коллекции" (1997). Ярким событием художественной
жизни города явилась выставка "Поэт и его время", посвященная
200-летию со дня рождения А.С. Пушкина (1999).
Заметную роль в культурной жизни Ульяновска 1990-х играли
городские научно-практические конференции, проводившиеся на
базе художественного музея: "Культура Симбирского края 18 - нач.
20 вв." (1991), "100 лет коллекции Ульяновского художественного
музея" (1996), "Александр Пушкин. Эпоха. Традиции" (1999),
"Христианство и культура" (2000).
В последние десятилетия значительно расширилась сеть музеев и
выставочных залов. Формы художественной жизни, унаследовав
традиции прошлого, стали несоизмеримо богаче и разнообразнее.
Наряду с привычными формами экскурсионной, лекционной и
выставочной работы практикуются однодневные выставки,
выставки-сеансы, выставки-версии, выставки одной картины,
выставки компьютерных копий; в музейных залах проводятся встречи
зрителей с художниками, вечера памяти выдающихся деятелей
культуры, концерты вокальной и инструментальной музыки,
театральные представления, детские праздники и т. д.
Художественная жизнь кон. 20 в. широко отражена на страницах
местной прессы, в передачах радио и телевидения. Особую роль в
пропаганде изобразительного искусства играли газеты: "Ульяновская
правда", "Народная газета", "Симбирский курьер", "Ульяновская
неделя", "Вестник". С 1994 журнал "Мономах" публикует на своих
страницах материалы об ульяновских художниках, о выдающихся
произведениях из фондов музеев, о наиболее значительных событиях
в культурной жизни города и области.
Симбирска небогата именами выдающихся художников и яркими
событиями, связанными с бытованием и экспонированием
произведений изобразительного искусства. Заметное оживление
художественной жизни, проявляющей себя в творчестве
профессиональных художников, в выставочной, музейной
деятельности, в работе художественных студий и объединений, в
развитом критическом обеспечении произошло лишь в кон. 19 - нач.
20 вв. Связано это было, преимущественно, с богатейшими
традициями усадебной культуры.
Во 2-й пол. 18 - 1-й трети 19 вв. центрами художественной жизни
Симбирской губ. были дворянские усадьбы: Дмитриевых, Карамзиных,
Тургеневых, Ивашевых, Языковых, Хованских и т.д. В усадебных
домах сосредоточились богатейшие коллекции произведений
искусства. Особой значимостью отличались собрания Киндяковых в
имении Винновка, Поливановых - в Акшуате, Юрловых-Мещериновых
- в Спешневке, Родионовых - в Вешкайме. Наряду с произведениями
европейских и русских мастеров большое место в коллекциях
симбирских дворян занимали фамильные портреты работы
крепостных. Среди наиболее одаренных "домашних" живописцев -
анонимные авторы портретов Киндяковых, Ермоловых, Чертковых.
Незаурядной личностью был крепостной художник Ивашевых Н.П.
Козлов. Свой след в истории отечественного искусства оставили
вышедшие из крепостных живописцы: Л.Д. Крюков, В.Т. Тимофеев,
И.М. Горбунов. Последний был учеником Арзамасской школы
живописи А.В. Ступина, где учились также Карп Виноградов и Антон
Кудряшов - крепостные симбирских помещиков. Один из самых
крупных симбирских художников 19 в. - В.Г. Худяков. Бывший
крепостной Поливановых, портретист, исторический живописец, он
сыграл заметную роль в русской культуре 1850-1860-х. Ярким
проявлением симбирской усадебной культуры стало творчество
художников-дилетантов. В среде просвещенного дворянства широкое
распространение получили любительские занятия живописью и
рисованием. Известны акварельные работы М.П.
Киндяковой-Полторацкой и Е.П. Киндяковой-Раевской (Ульяновский
художественный музей). Художественными способностями был
наделен В.П. Ивашев, по некоторым сведениям, посещавший классы
Академии художеств. Его рисунки, исполненные в сибирской
ссылке, хранятся в Государственном литературном музее (Москва).
Уникальным по своей историко-художественной значимости является
творчество Н.И. Поливанова. Его многочисленные рисунки и
акварели, привлекающие разнообразием жанров и сюжетов,
мастерством исполнения, можно отнести к числу шедевров
"альбомной" графики.
Городская художественная культура начала развиваться в
Симбирске с открытием мужской классической гимназии (1809), где
рисование преподавали профессиональные художники (см.
Художественное образование). Во 2-й пол. 19 в. художественная
жизнь в городе благодаря притоку выпускников Академии художеств
заметно оживилась. Они создавали собственные студии, которые
привлекали симбирян возможностью заниматься искусством под
руководством опытного мастера. В 1880-1890-е в Симбирске работали
студии: М.Ф. Каврайского, К.Н. Воронова, П.И. Пузыревского, А.Э.
Мако. В образованной части симбирского общества нарастал интерес
к истории, отечественной культуре, изобразительному искусству. В
1889 в Симбирске состоялась выставка картин из Академии
художеств. Зрители познакомились с произведениями: Г.И.
Семирадского, В.С. Смирнова, Ю.Ю. Клевера, А.Д. Кившенко, А.И.
Мещерского и др. За 20 дней выставку посетило более 4 тыс.
симбирян, не считая учащихся, имевших право на бесплатный вход. В
1898 в Симбирск прибыла первая передвижная выставка Казанской
художественной школы. В городе постепенно складывалась традиция
выставочной деятельности. В 1894 открылась "Первая
художественная выставка, устроенная в пользу местной общины
сестер милосердия Красного Креста". В ней приняли участие
симбирские коллекционеры: В.Н. Поливанов, А.В. Родионова, А.П.
Языков, Н.А. Чебоксаров, А.А. Писарев, М.В. Андреев, С.Д. Ржевский
и другие владельцы предметов искусства. На выставке
экспонировались работы местных художников: К.Н. Воронова, М.Ф.
Каврайского, П.И. Пузыревского. Значительным событием в
культурной жизни Симб. губ. стала подготовка к Всероссийской
художественно-промышленной выставке, состоявшейся в Нижнем
Новгороде (1896). Для отбора экспонатов была создана специальная
комиссия, в которую входили художники С.Н. Огонь-Догановский и
А.В. Строганов, формировавшие экспозицию Симб. губ. в
научно-учебном отделе выставки. О стремлении к публичности
художественной жизни в Симбирске свидетельствует организация
художественного отдела на губернской сельскохозяйственной
выставке (1908). Здесь экспонировались работы симбирских
профессиональных живописцев и художников-любителей. В 1911
сначала в Симбирске в Доме дворянского собрания, затем в
Петербурге демонстрировалась "Гончаровская выставка картин и
этюдов Волги и Поволжья", посвященная 100-летию со дня рождения
писателя. Организаторами и экспонентами выставки были П.И.
Пузыревский и Д.И. Архангельский. Столичные газеты писали о
"скромном и большом труде" талантливых симбирских художников.
В кон. 19 в. в Симбирске назрела необходимость в общедоступном
художественном музее. В 1887 первый проект
художественно-промышленного музея был предложен В.Н.
Поливановым (не осуществлен). Большое место занимало
изобразительное искусство в частном музее Поливанова,
построенном в 1890 в имении Акшуат Карсунского у. В музей
Губернской ученой архивной комиссии (1895) с первых дней его
существования поступали картины, портреты, гравюры,
пожертвованные симбирянами. В 1905 на выставке, посвященной
десятилетию Архивной комиссии, экспонировалось около 150
произведений светского и церковного искусства. В 1914-1915 музей
пополнился 15 картинами и акварелями, поступившими из Академии
художеств для картинного зала Дома-памятника И.А. Гончарову.
Произведения предварительно были показаны на "Выставке в пользу
раненых воинов" в Доме дворянского собрания.
После Октябрьской революции начался процесс национализации
памятников искусства и старины. В деле спасения художественных
ценностей на терр. Симбирской губ. участвовали столичные эмиссары
и местная интеллигенция. Национализированные частные коллекции
симбирских дворян: Поливановых, Мещериновых, Родионовых,
Ермоловых, Чертковых, Корольковых влились в собрание
Симбирского художественного музея, открытого для посещения в
1920. Первый директор музея А.Н. Остроградский занимался
классификацией, атрибуцией, реставрацией произведений искусства,
созданием научно обоснованной экспозиции. Музей в доме на
Московской ул. стал очагом художественной жизни
Симбирска-Ульяновска 1920-х. Здесь устраивались выставки новых
поступлений. В 1922 состоялась выставка коллекции А.В. Жиркевича;
в мае 1926 - выставка коллекций Юрловых-Мещериновых и
ликвидированного Сенгилеевского естественно-исторического музея,
в сент. того же года - выставка произведений, прибывших из
Государственного музейного фонда; в 1927 - выставка поступлений
из Пушкинского дома Академии наук. Вокруг музея сплотилась
художественная интеллигенция города. В число друзей музея,
"работавших нештатно", входили художники: Д.И Архангельский, И.П.
Гурьев, А.А. Пластов, П.С. Добрынин, архитектор В.Г. Иванов. В залах
музея устраивались костюмированные балы, театральные
представления, выставки местных художников. Динамичностью и
интенсивностью отличалась выставочная деятельность в
послереволюционном Симбирске. Организатором, участником и
критиком выставочного процесса выступал Д.И Архангельский. В
1918, в период разрухи и хаоса, он устроил выставку
"Художественные ценности Симбирска в акварелях Архангельского и
Добрынина". В 1921 по инициативе Архангельского в Симбирске
состоялась выставка "Современное искусство". Архангельский
представлял Симбирск-Ульяновск на выставках экслибрисов в Казани
(1923) и Ленинграде (1925, 1926), на выставке "Гравюра СССР за 10
лет" в Москве (1927). В 1918-1919 на центральных улицах города в
витринах магазинов появились агитационные плакаты Симбирского
отделения Российского телеграфного агентства (РОСТА). Авторами
плакатов были молодые московские художники: В.В. Воробьев, Н.В.
Воробьев, В.А. Васильев, Н.В. Филиппов, приглашенные в Симбирск.
В 1922-1928 губернская типография выпускала плакаты местных
художников: П.С. Добрынина, П.П. Бунакова, Д.И. Архангельского,
Н.Ф. Кушманского, М.Е. Кудряшева. Эти же авторы вместе с
московскими художниками активно сотрудничали в газетах и
журналах 1920-1930-х, создавая портреты, карикатуры, жанровые
рисунки, заставки, концовки, заголовки и т.д. Возросшая публичность
художественной жизни в 1920-е отражена в многочисленных статьях
о выставках, о творчестве художников, о собрании художественного
музея. Лидирующее положение среди критиков занимал Д.И.
Архангельский. Известны публикации И. Переселенкова, А. Швера, И.
Калиновского, М. Чернова, Н. Нилли.
На рубеже 1924-1925 сформировалось Ульяновское отделение
Ассоциации художников революционной России (АХРР), первым
председателем которого был А.Н. Грошев. Значительным событием в
культурной жизни кон. 1920-х стала "Первая выставка Объединения
ульяновских художников", открывшаяся в художественном музее
(1929). Ее участниками были: И.А. Александров, Д.И. Архангельский,
Г.В. Васильев, А.Н. Грошев, И.П. Гурьев, В.В. Киселев, А.В. Китаев,
Д.В. Комаров, Н.Ф. Кушманский, Н.Г. Носов, И.П. Остоя-Овсяный,
А.Н. Остроградский, П.Г. Панин, И.П. Суханов, А.И. Трапицын, К.П.
Цыгвинцев и др. Художники Ульяновска участвовали в крупных
выставках Москвы, Ленинграда, Куйбышева, Казани (1925-1929). В
1936 было образовано Ульяновское отделение Союза художников,
играющее и поныне важную роль в художественной жизни города
(см. Союз художников).
В послевоенные десятилетия заметно укрепил свои позиции
художественный музей. В 1950-1970-е в музее работали
искусствоведы: Е.Ф. Кожина, А.П. Пальчикова, Т.И. Юдичева, А.С.
Чернышев, Н.С. Храмцова, Н.П. Оскарова, Н.А. Агафонова.
Выпущенные музейными сотрудниками каталоги, путеводитель,
сборники научных трудов, многочисленные статьи в местной прессе,
пропагандирующие музейное собрание, разнообразные выставки,
тесная взаимосвязь с ульяновскими художниками сделали
художественный музей центром культурной жизни города. В 1970
музей получил филиал - галерею "В.И. Ленин в изобразительном
искусстве" (в настоящее время - музей современного
изобразительного искусства им. А.А. Пластова), взявшую на себя
функцию пропаганды искусства 20 в.
1980-е - 1-я пол. 1990-х в культурной жизни города отмечены
стремительно возросшими контактами с крупными выставочными
организациями Москвы, союзных и автономных республик, различных
городов страны. В художественном музее состоялись выставки из
Академии художеств СССР (1983,1985), из Государственного Русского
музея (1983, 1987, 1988, 1989), Государственной Третьяковской
галереи (1988, 1991). Выставки современных отечественных
художников представляли: "Росизопропаганда" (1980, 1981, 1984,
1985, 1988), Дирекция художественных выставок Союза художников
СССР (1985, 1990). Широкую панораму многонационального искусства
страны воссоздавали выставки художников Казахстана (1982),
Туркмении (1984), Армении (1987), Латвии (1987), Украины (1992),
Удмуртии (1984), Дагестана (1987), Мордовии (1989, 1992).
Уникальным событием в художественной жизни города были
обменные выставки с Новосондецким окружным музеем Польши
(1988-1989). С 1996 в музее современного изобразительного
искусства им. А. А. Пластова прошли выставки: "П. Пикассо, М.
Шагал, С. Дали", "Ф. Гойя", "Капригос", "Пять произведений великих
скульпторов: О. Роден и А. Майоль" из собрания Музея
изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Произведения из своих
фондов экспонировали здесь также Государственная Третьяковская
галерея и Государственный музей В. Маяковского. Ульяновск стал
единственным городом российской провинции, где были
осуществлены эти проекты. Здесь также впервые были показаны
произведения таких ведущих современных художников, как Н.
Нестеровой, Л. Гадаева, Е. Багурина (г. Москва), Дэвида Хогни
(Великобритания), мастеров прикладного искусства Китая.
Значительно обогатилась культурная жизнь края с открытием ряда
филиалов художественного музея в городе и области. С 1986 по 1994
функционировала Пластовская картинная галерея (ул. Гончарова,
16). В практике Пластовской галереи наиболее интересными были
выставки одной картины. В галерее экспонировались выдающиеся
произведения А.А. Пластова из Государственной Третьяковской
галереи и Государственного Русского музея. В 1988 образован
филиал "Усадьба народного художника СССР А.А. Пластова" на
родине художника в с. Прислониха Карсунского р-на.
С 1993 по 2001 работал Димитровградский филиал
художественного музея (Выставочный зал), в котором
экспонировались произведения из фондов головного музея, а также
выставки ульяновских и димитровградских художников. С 1993
функционирует художественно-краеведческий музей в Карсуне (с
1998 передан на баланс администрации Карсунского р-на). Музей
экспонирует работы сухокарсунских мастеров керамики,
произведения А.А. Пластова, карсунских и ульяновских художников,
занимается изучением истории и культуры родного края.
В 1990-е значительно возрос интерес к культурным традициям края.
Ряд выставок в художественном музее был посвящен симбирским
художникам, коллекционерам и архитекторам 19 - нач. 20 вв.
Наиболее содержательные из них: "Художники Симбирского края"
(1991), "А.А. Шоде и русское искусство 19 - нач. 20 вв." (1996),
"Симбирские коллекции" (1997). Ярким событием художественной
жизни города явилась выставка "Поэт и его время", посвященная
200-летию со дня рождения А.С. Пушкина (1999).
Заметную роль в культурной жизни Ульяновска 1990-х играли
городские научно-практические конференции, проводившиеся на
базе художественного музея: "Культура Симбирского края 18 - нач.
20 вв." (1991), "100 лет коллекции Ульяновского художественного
музея" (1996), "Александр Пушкин. Эпоха. Традиции" (1999),
"Христианство и культура" (2000).
В последние десятилетия значительно расширилась сеть музеев и
выставочных залов. Формы художественной жизни, унаследовав
традиции прошлого, стали несоизмеримо богаче и разнообразнее.
Наряду с привычными формами экскурсионной, лекционной и
выставочной работы практикуются однодневные выставки,
выставки-сеансы, выставки-версии, выставки одной картины,
выставки компьютерных копий; в музейных залах проводятся встречи
зрителей с художниками, вечера памяти выдающихся деятелей
культуры, концерты вокальной и инструментальной музыки,
театральные представления, детские праздники и т. д.
Художественная жизнь кон. 20 в. широко отражена на страницах
местной прессы, в передачах радио и телевидения. Особую роль в
пропаганде изобразительного искусства играли газеты: "Ульяновская
правда", "Народная газета", "Симбирский курьер", "Ульяновская
неделя", "Вестник". С 1994 журнал "Мономах" публикует на своих
страницах материалы об ульяновских художниках, о выдающихся
произведениях из фондов музеев, о наиболее значительных событиях
в культурной жизни города и области.