ЭКСЛИБРИСЫ
ЭКСЛИБРИСЫ (от лат. ex libris — из книг), книжные знаки, как
правило, в виде графически выполненных рисунков с указанием имен
владельцев тех книг, на которые они наклеиваются. Сюжеты рисунков
обычно отражают характер б-тек их владельцев, профессии или
тематики их интересов. Впервые появились в Германии.
Виды Э.: рисованные на книге, геральдические, суперэкслибрисы
(тисненные на переплете), ярлыки, художественные.
Первым российским Э. считается рисованный от руки Э. игумена
Досифея, который был найден в Соловецком монастыре
(предположительно относится к 1493—1494).
Найдены три дореволюционных геральдических Э. и один
суперэкслибрис, имеющие отношение к Симбирску и Симбирской губ.
Один геральдический Э. принадлежал основателю фамильной б-ки
Ивану Гавриловичу Дмитриеву (1739—1819), симбирскому помещику,
одному из культурнейших людей своего времени, отцу известного
русского поэта Ивана Ивановича Дмитриева (1760—1837).
Гербовый Э. фамильной б-ки Дмитриевых обрамлен правильной
окружностью диаметром в 35 мм, выполнен в технике гравюры на
дереве. Появление этого Э. относится ко 2-й пол. 18 в.
Два других геральдических Э. созданы в сер. 19 в. Один из них
принадлежал С. А. Перси-Френч (1834—1902), урожденной
Киндяковой, которая была женой англичанина Роберта Максимилиана
Перси-Френч (1832—1895, оба имели свои геральдические Э.). У
Софьи Александровны Э. был с двумя гербами, как и было принято у
женщин в России. На обоих геральдических Э. написан один и тот же
девиз: «Предпочитаю умереть, нежели обесславить». Библиофил А.Н.
Скребицкий (1778—1864) имел суперэкслибрис — тиснение на
внешней стороне переплета своей фамилии — A. SKREBICKI.
Известны два экслибриса, выполненные народным художником
СССР
А.А. Пластовым для своего первого учителя Д.И. Архангельского.
Один из них выполнен в 1914 или 1915, а второй — в 1920-х.
Возрождение экслибриса в России и в Ульяновске произошло в
1960—1970. Большой вклад в искусство художественного экслибриса
внесли ульяновские художники Борис Николаевич Склярук и
Анатолий Александрович Обвинцев.
правило, в виде графически выполненных рисунков с указанием имен
владельцев тех книг, на которые они наклеиваются. Сюжеты рисунков
обычно отражают характер б-тек их владельцев, профессии или
тематики их интересов. Впервые появились в Германии.
Виды Э.: рисованные на книге, геральдические, суперэкслибрисы
(тисненные на переплете), ярлыки, художественные.
Первым российским Э. считается рисованный от руки Э. игумена
Досифея, который был найден в Соловецком монастыре
(предположительно относится к 1493—1494).
Найдены три дореволюционных геральдических Э. и один
суперэкслибрис, имеющие отношение к Симбирску и Симбирской губ.
Один геральдический Э. принадлежал основателю фамильной б-ки
Ивану Гавриловичу Дмитриеву (1739—1819), симбирскому помещику,
одному из культурнейших людей своего времени, отцу известного
русского поэта Ивана Ивановича Дмитриева (1760—1837).
Гербовый Э. фамильной б-ки Дмитриевых обрамлен правильной
окружностью диаметром в 35 мм, выполнен в технике гравюры на
дереве. Появление этого Э. относится ко 2-й пол. 18 в.
Два других геральдических Э. созданы в сер. 19 в. Один из них
принадлежал С. А. Перси-Френч (1834—1902), урожденной
Киндяковой, которая была женой англичанина Роберта Максимилиана
Перси-Френч (1832—1895, оба имели свои геральдические Э.). У
Софьи Александровны Э. был с двумя гербами, как и было принято у
женщин в России. На обоих геральдических Э. написан один и тот же
девиз: «Предпочитаю умереть, нежели обесславить». Библиофил А.Н.
Скребицкий (1778—1864) имел суперэкслибрис — тиснение на
внешней стороне переплета своей фамилии — A. SKREBICKI.
Известны два экслибриса, выполненные народным художником
СССР
А.А. Пластовым для своего первого учителя Д.И. Архангельского.
Один из них выполнен в 1914 или 1915, а второй — в 1920-х.
Возрождение экслибриса в России и в Ульяновске произошло в
1960—1970. Большой вклад в искусство художественного экслибриса
внесли ульяновские художники Борис Николаевич Склярук и
Анатолий Александрович Обвинцев.