ОБРАЗОВАНИЕ

ОБРАЗОВАНИЕ, начальная общеобразовательная школа появилась и
стала развиваться в Симб. губ., как и в России в целом, с кон. 18 в. В
дальнейшем стали создаваться народные училища для детей всех
сословий, которые разделялись на главные и малые. Главные
учреждались в губернских городах и имели четырехклассный срок
обучения, малые — в других городах (двухклассные)  и селениях
(одноклассные). Управление народными училищами осуществляли
приказы общественного призрения под наблюдением
генерал-губернатора.
    Важным этапом в развитии народного просвещения в Симб. губ.
стал период работы здесь И. Н. Ульянова. К его приезду в губернию
состояние народного образования здесь оценивалось
неудовлетворительно,  имелось 462 школы. За 16 лет его работы
здесь в должности инспектора, а затем директора народных училищ
ему удалось реорганизовать школьную сеть, привести ее в порядок.
Часть маломощных школ, по существу «мертвых душ», была
сокращена, существовавшие же, по выражению
И. Н. Ульянова,  «в области фантазии — пришли в действительность»,
заработали по-настоящему эффективно. И если за период с 1869 по
1885 количество школ несколько сократилось, то количество
учащихся увеличилось с 10564 до 20805 чел.  В эти же годы удалось
значительно увеличить финансирование образования: земскими
органами —  с  6486 руб., что составляло 14 % всего школьного
бюджета, до 54741 руб. — уже 34,1% общего школьного бюджета; а
из казны – с 935 руб. (1860 г., менее 2% общешкольного бюджета)
до
28922 руб. (11,5%). Но главным источником содержания школ были
сельские и городские общества, сам трудовой народ, проявлявший
большой интерес и активность в создании школ.  В 1870 крестьянские
общества отдали на содержание школ 46668 руб. (71,5 % всех
расходов на школы), городские общества  – 4658 руб. (7,2 %), а в
1885  эти цифры, соответственно, выросли до 113362 руб. и 37772
руб.  Все это позволило значительно повысить уровень преподавания
и улучшить условия обучения.
   Большое внимание в тот период было уделено укреплению
материальной базы школ. Так, за период с 1871 по 1886 количество
собственных удобных помещений увеличилось на 197 объектов, а их
удельный вес во всей школьной сети возрос с 37 до 81%.
   К кон. 19 в. в губернии имелись учебные заведения: средние —
Симбирская мужская классическая гимназия,  женская Мариинская
гимназия, военная гимназия (кадетский корпус), частная гимназия
Якубович, в 1911 была открыта вторая мужская классическая
гимназия с углубленным изучением иностранных языков; начальные
училища :  городские — 4, уездные — 4, двухклассные — 8,
одноклассные — 460, частные — 7, духовные — 34, женские
епархиальные — 1,  двухклассные школы с педагогическим уклоном
— 12,  городские четырехклассные – 4, воскресная школа при
духовной семинарии, три приготовительных класса при духовных
училищах, школа при приюте общественного христианского
милосердия, коммерческое училище, школа в колонии малолетних
преступников,  Карсунская женская прогимназия, ремесленное
училище графа Орлова-Давыдова, ремесленное училище Лебедева,
Симбирское хозяйственное училище для дочерей крестьян,
ремесленное училище в с. Мачкассы, мусульманские медресе – 94.  В
гимназиях срок обучения составлял 8 лет, имелся также
приготовительный класс. Изучались иностранные и древние языки
(немецкий, французский, греческий, латинский), русский язык,
церковнославянский язык, Закон Божий, математика, физика,
астрономия, история, география, логика, рисование, чистописание; в
качестве дополнительных — музыка и танцы. В начальной школе
изучались предметы: Закон Божий, чтение, родиноведение
(краеведение), география России с элементами этнографии, биология
(фрагментарно из курсов ботаники, зоологии, анатомии, гигиены
тела), письмо, каллиграфия, арифметика, ремесло (мальчики —
земледелие, пчеловодство и то ремесло, которое развито в данной
местности; девочки — вязание спицами и крючком, шитье, украшение
изделий крестом или тамбурным швом, пение).
   После 1917 в развитии О. начался новый этап, который был
ознаменован массовой борьбой с неграмотностью, организацией
единой сквозной системы народного просвещения. Обучение во всех
типах учебных заведений стало бесплатным.
   Основными типами учебных заведений в тот период были школы 1-й
ступени, заменившие одноклассные училища и церковно-приходские
школы, и школы 2-й ступени. Постепенно стали утверждаться школы
семилетки (бывшие 2-классные училища и высшие начальные
училища) и школы с 9-летним обучением.
   Развитие школьного дела происходило непросто. В первые годы
советской власти только 46% детей школьного возраста могли
посещать школу. Губернская система образования не имела
достаточных материальных возможностей для организации школ для
детей подросткового возраста. Свыше 500 селений губернии школ не
имели. В 1925 в школах было занято всего 1878 учителей,  
недоставало 1339 чел. Очень слабым было материальное
обеспечение учебных заведений. Бюджет просвещения в эти годы
был чуть более 10 млн. рублей, на одного ученика приходилось всего
12 руб. вместо требовавшихся 60 руб. В этих условиях школы искали
пути выживания: брали в аренду земли, сады, мельницы,
организовывали мастерские; ремонт своих зданий осуществляли за
счет родителей, развивали шефство и попечительство.
   Одновременно с развитием сети школ в губернии развертывались
пункты по ликвидации неграмотности среди взрослого населения (см.
ст. БОРЬБА С НЕГРАМОТНОСТЬЮ). В результате к 1925 грамотных
среди всего населения в губ. стало более 50 %. Во 2-й пол. 1930-х
было осуществлено всеобщее начальное образование, а в городах —
семилетнее.
   За 50 лет (к 1967) в крае было построено 862 школы на 180 тыс.
ученических мест, что позволило ликвидировать занятия в три смены
и перевести обучение в 606 школах на одну смену. В результате из
253 тыс. учащихся 234 тыс. детей стали обучаться в односменных
дневных школах. Особенно интенсивно шло развитие материальной
базы народного образования после образования Ульяновской обл.
(1943). В этот период (до 1999) в области почти в два раза
увеличилось количество средних школ в городах и рабочих поселках
городского типа. Количество сельских школ сократилось почти в два
раза за счет строительства типовых средних школ и ликвидации
ветхих, малокомплектных школ, а также значительного сокращения
численности учащихся в сельской местности.
   По состоянию на 2000 в области имелось 714 дневных и 10
вечерних общеобразовательных школ с числом учащихся
соответственно 206,1 тыс. чел. и 2,9 тыс. чел.  В числе этих учебных
заведений – 6 гимназий (5,4 тыс. учащихся), 29 лицеев (18,8 тыс.
учащихся), школ-интернатов для детей с ограниченными
возможностями здоровья — 18 (2 тыс. учащихся) и 1 частная школа.
В
две смены занятия велись в 122 школах (28,7 тыс. учащихся).
   На протяжении всего 20 в. в школах происходили серьезные
изменения в содержании и методах обучения. Уже  в 1920-х  школа
переживала непростой период реформирования, поиска новых форм
и
методов работы.  Если  в то время в качестве главных ставились
задачи обучения учащихся технической грамотности, преподавания
основ знаний в области естествознания, подготовки школьников к
производственной деятельности, то в дальнейшем основными
направлениями развития системы образования стали: трудовое и
политехническое обучение, совершенствование урока и его
практическая направленность, распространение методов
дифференцированного обучения, развитие в процессе преподавания
основ наук познавательной активности учащихся, воспитание
учащихся на основе трудовых и боевых традиций народа, на  
примере
жизни и деятельности В. И. Ленина, внедрение инновационных
технологий обучения. Решению этих задач во многом способствовали
такие формы работы, как организация в городах и районах области
методических кабинетов, проведение предметных олимпиад среди
учащихся (ежегодно до 5 тыс. участников), функционирование
методических советов и семинаров учителей-предметников каждого
профиля и др.
   Своеобразным показателем качества образования является число
учащихся, окончивших школы с золотыми и серебряными медалями. В
2001 г. 290 выпускников окончили ульяновские школы с золотыми и
620 чел. — с серебряными медалями.
   В области создана сеть внешкольных учреждений дополнительного
образования:  дома творчества учащихся, спортивные школы,
станции
юных техников, натуралистов, туристов и другие (всего  более 90).
   Большой вклад в подготовку педагогических кадров области вносят
Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н.
Ульянова (ранее Ульяновский государственный педагогический
институт им. И.Н. Ульянова) и 5 педагогических училищ. Ежегодно из
стен педагогических учебных заведений выходят более 1400
учителей
с высшим и средним специальным образованием.
   Научно-методическое руководство переподготовкой  и повышением
квалификации учительских кадров осуществляет Институт  повышения
квалификации и переподготовки работников образования (ИПК ПРО),
в котором ежегодно повышают квалификацию свыше 6 тыс. чел.
С нач. 1990-х в области регулярно проводятся конкурсы
педагогического мастерства «Учитель года» и «Педагог
дополнительного образования».
   По существу заново была сформирована структура среднего
специального образования, которая к 2000 включает в себя 27
техникумов, лицеев и колледжей. В них занимаются 25131 учащийся.
   За годы существования области в системе народного образования
работали и работают многие сотни и тысячи талантливых педагогов,
среди которых: Е. И. Никитина,  Н. В. Пономарева, Н. Н. Кузьмина, Н.
В. Семин, А.И. Вербицкий, В. И. Сердюков, В. М. Пучкова, Т. А.
Полетаева, Т. Т. Галныкина, И.Ф. Пчеляков, Э. М. Крылова, С. Г.
Первухина, И. А. Фролов, Т. А. Спирина, А. Р. Эдварс, О. И.
Селькова,
И. В. Смолкин, Г. С. Козлова, В. Г. Мендельсон и др.
   Большой вклад в развитие образования внесла система
профессиональной подготовки. (Подробнее см. ст.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ).
   Руководство народным образованием области осуществляет
Управление образования, которое возглавляли: М.А. Кагитин, А.А.
Борисов, А.А. Егоров, В.Н. Миронов, А.В. Букин.
   К кон. 20 в. в области сложилась развитая сеть высших  и средних
специальных учебных заведений. К группе высших учебных
заведений относятся: Ульяновский государственный университет,
Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н.
Ульянова, Ульяновский государственный технический университет,
Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия,
Ульяновское высшее училище гражданской авиации, филиал
С.-Петербургской военной академии тыла, филиал Военного
университета связи.
   (См. также статьи: УЧИЛИЩА ГОРОДСКИЕ, УЧИЛИЩА ЖЕНСКИЕ
ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ, УЧИЛИЩА НАРОДНЫЕ, МЕДАЛЬ Н.К. КРУПСКОЙ,
ГИМНАЗИИ и др.).