АСФАЛЬТОВЫЕ ЗАВОДЫ

АСФАЛЬТОВЫЕ ЗАВОДЫ, появились на территории Симб. губ. в 70-е
годы 19 в., были одними из первых в стране. Залежи асфальта и
асфальтита известны на Самарской луке по ее южной окраине с
давних пор. Уже во 2 половине 18 в. в г. Сызрани Симб. губ.
существовал сургучный завод на асфальтовом сырье.
Использовали асфальт и ремесленники для чернения железа.
В 1773 академик П. С. Паллас в своем сочинении
"Путешествие по разным провинциям Российской империи"
подробно описал асфальтовые месторождения Печерское и
Батракское в Сызранском уезде. Асфальтовый или черный
известняк залегал на правом берегу Волги громадными
горизонтальными пластами на протяжении 18 верст. Залежи по
запасам оценивались в 22 млрд. пудов.
В 1870 петербургский геолог, инженер А. И. Иордан
исследовал Печерское месторождение (у села Печерское
Сызранского уезда Симб. губ.). В 1871 здесь заработал
первый в России асфальтовый завод. На рынок поставлялись
асфальтовые брикеты для твердого дорожного покрытия.
Каждый брикет имел 2 пуда веса и клеймо с надписью "г.
Сызрань, 1871. Печерский асфальтовый завод". К 1877 было
создано Сызрано-Печерское акционерное общество
асфальтовых заводов. В 1890 печерские заводы давали 300
тысяч пудов асфальтовой мастики.
Асфальтовые залежи близ Сызрани (Батракское
месторождение) исследовал ученый, климатолог А. И.
Воейков. Здесь на берегу Волги он и его брат - Д. И. Воейков
в 1874 основали второй асфальтовый завод - Батракский.
Местоположение завода было очень выгодным. Отгрузка
асфальта производилась на речные суда с берега Волги, а
после строительства Сызрано-Вяземской и Оренбургской
железных дорог - в железнодорожные вагоны.
В 1890 завод дал 580.900 пудов асфальтовой мастики.
Первоначально асфальтовые брикеты выделывались с клеймом
"Бр. Воейковы. Сызрань". В 1889 в Петербурге была издана
книга "Асфальт и его применение", где подробно описывались
асфальтовые заводы в Симб. губ. В том же году было создано
Товарищество Сызранских асфальтовых заводов.
Асфальтовая продукция из Симб. губ. не раз экспонировалась
на Всероссийских Промышленных и Художественных выставках
(на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде в 1896
получила самые высокие отзывы).
Симбирский асфальт был дешевле заграничного (на начало 20
в. 1 пуд в среднем стоил 35 копеек), по качеству считался
лучшим в Европе. В конце 19 в.-начале 20 в. асфальт
закупали такие города, как Москва, Киев, Нижний Новгород,
Саратов, Астрахань и другие. Так, в 1876, на Тверской улице в
Москве в виде эксперимента отдельные участки были
замощены брикетами сызранского асфальта и деревянными
торцевыми шашками. В результате опытной эксплуатации
предпочтение отдали мостовой из литого асфальта.
К 1910 в Симб. губ. четыре крупных асфальтовых завода были
сосредоточены в Сызранском уезде. С 1913 асфальт стал
выпускаться в брикетах по 20 кг с клеймами "ПАЗ" (Печерский)
и "БАЗ" (Батракский). В годы первой мировой войны
сызранский асфальт стал применяться при строительстве
военных объектов. После Октябрьской революции
асфальтовые заводы перешли в "Объединение центральных и
Средневолжских известковых и гудронных заводов".