ОПОЛЗНИ

ОПОЛЗНИ, смещение вниз по склону массы рыхлых горных пород под
влиянием сил тяжести, особенно при насыщении их водой. Чаще
всего бывают на склонах речных долин, балок и оврагов в местах
распространения глинистых и песчано-глинистых пород нижнего мела
и верхней юры. Из-за особенностей рельефа, гидрографии и
климатических условий Ульян. обл. является классическим районом
О. процессов. На примере симбирских О. в кон. 19 — нач. 20 вв. в
трудах проф. А.П. Павлова была разработана научная теория О., где
высказаны предположения об условиях их образования и развития
(«Оползни Симбирского и Саратовского Поволжья». — М., 1903).
Оползневые явления наблюдаются в Ульяновском, Цильнинском,
Сурском, Новоспасском и Сенгилеевском р-нах на береговых склонах
Суры, Свияги, Барыша. Все правобережье Волги от Ундор до
Ульяновска представляет непрерывный ряд разновременных О. Но
наиболее крупные происходили и происходят на Симбирском
косогоре. Имеющиеся архивные и литературные данные указывают,
что уже в кон. 17 — нач. 18 вв. О. причиняли ущерб городскому
хозяйству. Наиболее крупные О. в Симбирске-Ульяновске были
отмечены в 1724, 1743, 1785, 1866, 1868; с 1877 до 1902 было 10
крупных разрушительных О.; после некоторого периода затишья
последовали крупные О. 1913 и 1914 и катастрофический О. 29—30
мая 1915;  сильные разрушения принесли и оползни, произошедшие
в
1945, 1955, 1957, 1979.
   О. 1902 сильно повредил железную дорогу, городское шоссе,
соединяющее город с пароходными пристанями, а также
многочисленные хлебные амбары и другие строения. Симб. городская
управа возбудила судебный иск к Обществу Московско-Казанской
железной дороги о возмещении убытков от О., вызванного
неправильным устройством ж.-д. сооружений.
   О. 1915 был настолько разрушителен, что чрезвычайное собрание
городской Думы приняло решение: «Борьба с последствиями
катастрофы должна быть признана делом общегосударственным».
Была полностью разрушена мостовая по Петропавловскому спуску,
церковь, приведены в нежилое состояние многие деревянные и
каменные постройки (в городскую Думу поступило около 50
заявлений
от потерпевших с просьбами о выделении беспроцентных ссуд и
снятии налогов на недвижимое имущество); разрушен городской дом,
занимаемый 3-й полицейской частью и городским училищем; был
сильно поврежден строящийся Волжский мост — напором
двигавшейся массы почвы были сбиты с основания восемь крайних
устоев (быков). В 1955 произошла повторная подвижка южной
половины О.1915 (вышло из строя 740 м железнодорожного полотна,
убытки исчислялись миллионами рублей). После О. 1979  было
прекращено движение поездов на четверо суток, встали все стройки;
на восстановление деформированной части железной дороги
потребовалось 320 вагонов щебня.
   В 1963 было закончено строительство противооползневых
сооружений в Ульяновске: устроены капитальные глубокие
дренажные штольни для перехвата и отвода подземных вод из
постоянных водоносных горизонтов, устроены многочисленные
дренажи грунтовых вод, водоотводные канавы  и ливнестоки для
отвода поверхностных вод; на наиболее ответственных участках —
вблизи подхода железнодорожной магистрали к Волжскому мосту и у
речного порта — сооружены мощные контрфорсы.
   В связи с созданием Куйб. вдхр. для защиты береговой полосы от
разрушения волнобоем береговой откос от нового речного порта до
старой пристани был спланирован и покрыт железобетонными
плитами. Далее к северу откосная защита продолжена в виде
волнобойной стенки (набережной) из железобетонных блоков и
тетраподов (четырехногих массивных железобетонных фигур). На
Волжском склоне в северной части города берег не имеет защиты от
волнобоя. Эксплуатацией противооползневых сооружений и надзором
за склоном и строительством на нем занималось Ульяновское
управление противооползневых работ, преобразованное в нач.
1990-х в участок.