УКРАИНЦЫ
УКРАИНЦЫ, представители славянской группы индоевропейской
языковой семьи. На 1989 составляли 1,27 процента населения Ульян.
области. Расселены преимущественно в Ульяновске, Димитровграде,
Новоспасском, Радищевском и других р-нах.
Первые украинские поселения на территории Ульяновского
Поволжья возникли в кон. 19 в., в верховьях р. Малая Терешка
Сызранского у. Основателями их были переселенцы преимущественно
из центральных и южных р-нов Украины (из-под Киева, с
Полтавщины), что нашло отражение в названиях населенных пунктов
(пос. Киево-Полтавский, хутор Шевченко и др.). Длительное
проживание переселенцев среди других народов, и прежде всего
русских, повлияло на их культуру и быт. К настоящему времени
(1980-1990) значительная часть украинцев обрусела, некоторые их
поселения уже переписью 1979 отмечены по преобладающей
национальности как русские (с. Софьино, пос. Шевченко и др.).
Немало У. мигрировало в Самарскую и иные области Поволжья.
Однако, несмотря на большие изменения, произошедшие в жизни
переселенцев, отдельные видоизмененные черты их традиционного
быта прослеживаются еще и сегодня.
Основным занятием украинцев в прошлом было хлебопашество.
Сеяли пшеницу, рожь. Для вспашки использовали плуг (один на 3-4
семьи), хлеб убирали серпами, молотили цепами на гумне. Часть
хлеба увозили на продажу в Сызрань. Занимались также
овощеводством, пчеловодством. Переселенцы привезли с собой
фасоль, красную свеклу, тыкву-гарбуз, помидоры. Животноводство
было развито слабее. Крестьяне разводили свиней, крупный рогатый
скот, птицу. Из промыслов имели место плетение корзин, ложкарное
производство.
Первоначальные украинские поселения - хутора были небольшими,
по мере заселения они сливались в поселки и села. Селения имели
уличную планировку, были достаточно озеленены. Воду брали из
колодца - "журавель". Жилые постройки переселенцы строили, как у
себя на родине, но с учетом местных климатических особенностей,
заимствуя много от русских. Распространенным типом крестьянского
двора был открытый двор с хатой, обращенной двумя, тремя окнами
на улицу. Усадьбы не огораживались забором, лишь небольшой
палисадник у дома отделял его от улицы. Хаты строили в основном из
дерева, стены обмазывали внутри глиной и белили, полы делали
земляными, глинобитными. Крыльцо, внешние украшения у хат
отсутствовали.
Основными типами жилища были
двухкамерные (хата-сени) и трехкамерные (хата-сени-камора,
пристрой для хранения зерна, имущества) постройки. В хате дощатой
перегородкой выделяли переднюю и заднюю половины. В задней
половине у входа ставили русскую печь, за которой, вдоль глухой
стены, устраивали деревянный помост - "пил" для спанья, в переднем
углу, напротив по диагонали от печи стоял стол; между окон на улицу
обязательно висело зеркало с вышитыми рушниками.
В нач. 20 в. украинские переселенцы -женщины, как и русские,
носили юбки с кофтой, которые нередко вышивали; из верхней
одежды - поддевки, шубняки; мужчины - полотняные,
хлопчатобумажные рубахи поверх брюк, пиджаки, кафтаны и др.
В питании У. сохранилось немало традиционных черт и до наших
дней. Наиболее употребительными из кушаний были: борщ, вареники,
каша, печеная тыква, пироги, соленое сало с луком, чесноком и др.;
из напитков применение имели хлебный и свекольный квас, компоты,
ряженка.
В кон. 19 - нач. 20 вв. у У. преобладали семьи, включавшие
супругов, их неженатых детей, иногда и стариков-родителей. Семьи
состояли из 4-10 человек. Главой являлся старший мужчина, обычно
отец. Каждый член выполнял свои трудовые обязанности. В брак
вступали юноши 17-20 лет, девушки - 16-18 лет. Свадебный обряд
начинался со сватовства. Согласие на брак родители девушки
выражали тем, что брали у свата хлеб и давали ему свой.
Существовало несколько способов отказа: если девушка ставила на
стол тыкву "гарбуз", это был позорный отказ; если отец девушки
предлагал сватам выпить по чарке - это был вежливый отказ. После
удачного сватовства устраивали помолвку, где в присутствии всех
родственников окончательно закреплялся свадебный договор.
Собственно свадьба включала обряды: расплетение косы невесте,
приезд женихова поезда, выкуп за невесту и др. Многие обряды
должны были охранять молодых от несчастий, обеспечить им
благополучие. Обряды, связанные с рождением ребенка, похороны,
праздники аграрно-календарного цикла у украинцев Ульяновского
Поволжья мало чем отличались от обрядов русского населения.
В народном творчестве переселенцев наблюдались самобытные
черты, свойственные населению р-нов прежнего их местожительства.
Женщины занимались художественной вышивкой, в домах часто
звучали песни, задорные частушки.
языковой семьи. На 1989 составляли 1,27 процента населения Ульян.
области. Расселены преимущественно в Ульяновске, Димитровграде,
Новоспасском, Радищевском и других р-нах.
Первые украинские поселения на территории Ульяновского
Поволжья возникли в кон. 19 в., в верховьях р. Малая Терешка
Сызранского у. Основателями их были переселенцы преимущественно
из центральных и южных р-нов Украины (из-под Киева, с
Полтавщины), что нашло отражение в названиях населенных пунктов
(пос. Киево-Полтавский, хутор Шевченко и др.). Длительное
проживание переселенцев среди других народов, и прежде всего
русских, повлияло на их культуру и быт. К настоящему времени
(1980-1990) значительная часть украинцев обрусела, некоторые их
поселения уже переписью 1979 отмечены по преобладающей
национальности как русские (с. Софьино, пос. Шевченко и др.).
Немало У. мигрировало в Самарскую и иные области Поволжья.
Однако, несмотря на большие изменения, произошедшие в жизни
переселенцев, отдельные видоизмененные черты их традиционного
быта прослеживаются еще и сегодня.
Основным занятием украинцев в прошлом было хлебопашество.
Сеяли пшеницу, рожь. Для вспашки использовали плуг (один на 3-4
семьи), хлеб убирали серпами, молотили цепами на гумне. Часть
хлеба увозили на продажу в Сызрань. Занимались также
овощеводством, пчеловодством. Переселенцы привезли с собой
фасоль, красную свеклу, тыкву-гарбуз, помидоры. Животноводство
было развито слабее. Крестьяне разводили свиней, крупный рогатый
скот, птицу. Из промыслов имели место плетение корзин, ложкарное
производство.
Первоначальные украинские поселения - хутора были небольшими,
по мере заселения они сливались в поселки и села. Селения имели
уличную планировку, были достаточно озеленены. Воду брали из
колодца - "журавель". Жилые постройки переселенцы строили, как у
себя на родине, но с учетом местных климатических особенностей,
заимствуя много от русских. Распространенным типом крестьянского
двора был открытый двор с хатой, обращенной двумя, тремя окнами
на улицу. Усадьбы не огораживались забором, лишь небольшой
палисадник у дома отделял его от улицы. Хаты строили в основном из
дерева, стены обмазывали внутри глиной и белили, полы делали
земляными, глинобитными. Крыльцо, внешние украшения у хат
отсутствовали.
Основными типами жилища были
двухкамерные (хата-сени) и трехкамерные (хата-сени-камора,
пристрой для хранения зерна, имущества) постройки. В хате дощатой
перегородкой выделяли переднюю и заднюю половины. В задней
половине у входа ставили русскую печь, за которой, вдоль глухой
стены, устраивали деревянный помост - "пил" для спанья, в переднем
углу, напротив по диагонали от печи стоял стол; между окон на улицу
обязательно висело зеркало с вышитыми рушниками.
В нач. 20 в. украинские переселенцы -женщины, как и русские,
носили юбки с кофтой, которые нередко вышивали; из верхней
одежды - поддевки, шубняки; мужчины - полотняные,
хлопчатобумажные рубахи поверх брюк, пиджаки, кафтаны и др.
В питании У. сохранилось немало традиционных черт и до наших
дней. Наиболее употребительными из кушаний были: борщ, вареники,
каша, печеная тыква, пироги, соленое сало с луком, чесноком и др.;
из напитков применение имели хлебный и свекольный квас, компоты,
ряженка.
В кон. 19 - нач. 20 вв. у У. преобладали семьи, включавшие
супругов, их неженатых детей, иногда и стариков-родителей. Семьи
состояли из 4-10 человек. Главой являлся старший мужчина, обычно
отец. Каждый член выполнял свои трудовые обязанности. В брак
вступали юноши 17-20 лет, девушки - 16-18 лет. Свадебный обряд
начинался со сватовства. Согласие на брак родители девушки
выражали тем, что брали у свата хлеб и давали ему свой.
Существовало несколько способов отказа: если девушка ставила на
стол тыкву "гарбуз", это был позорный отказ; если отец девушки
предлагал сватам выпить по чарке - это был вежливый отказ. После
удачного сватовства устраивали помолвку, где в присутствии всех
родственников окончательно закреплялся свадебный договор.
Собственно свадьба включала обряды: расплетение косы невесте,
приезд женихова поезда, выкуп за невесту и др. Многие обряды
должны были охранять молодых от несчастий, обеспечить им
благополучие. Обряды, связанные с рождением ребенка, похороны,
праздники аграрно-календарного цикла у украинцев Ульяновского
Поволжья мало чем отличались от обрядов русского населения.
В народном творчестве переселенцев наблюдались самобытные
черты, свойственные населению р-нов прежнего их местожительства.
Женщины занимались художественной вышивкой, в домах часто
звучали песни, задорные частушки.