ТАТАРЫ

ТАТАРЫ, одна из этнических групп Ульяновской области. Т.
составляли на 1989 — 11,4% населения (1897 — 9,3% населения
Симб. губ.).  Наиболее компактно проживают в Старокулаткинском
(92,3%), Павловском, Цильнинском, Чердаклинском, Старомайнском,
Мелекесском р-нах. Т. — представители тюркской группы алтайской
языковой семьи. В этническом составе имеются различные
компоненты: древние булгарские, кипчакские и др. тюркоязычные
племена (пришедшие на Среднюю Волгу из р-на азиатских степей и
Сев. Кавказа в I тыс. н. э.), а также некоторые финно-угорские и
славянские. (Очерки общей этнографии.  Европейская часть СССР.
Под редакцией С.П. Толстого. — М., 1968, с. 398). Этноним «татары»
появился в 6 в. среди монгольских племен, обитавших к юго-вост. от
Байкала. В 13—14 вв. после монголо-татарского нашествия это
название было распространено на тюркские народы, входившие в
состав Золотой Орды. Предки же современных поволжских Т. в
течение многих лет называли себя «булгарлы», «казанлы». Среди Т.
Среднего Поволжья выделяются две основные этнические группы:
казанские Т. и мишари. На терр. Ульяновской обл. проживают
преимущественно татары-мишари. Происхождение мишарей полностью
не выяснено. Большинство исследователей считают их потомками
отюреченной финно-угорской мещеры. (Этнография. Под ред. Ю.В.
Бромлея и Г.Е. Маркова. — М., 1982, с. 246). По мнению А.Х.
Халикова, формирование татар-мишарей шло на основе развития
западной булгаро-буртасской части населения Волжской Булгарии.
(Халиков А.Х. Татарский народ и его предки. — Казань, 1989, с. 164).
   Массовое расселение мишарей в Симбирском крае происходило с
16 в. В 1578  Московское правительство построило засечную линию:
Темников—Арзамас—Алатырь. Для несения службы и на постоянное
жительство вдоль этой линии были переведены мишари
Темниковского уезда Нижегородской губ. В нач. 17 в.  служилые Т.
получали земли в Курмышском уезде Симб. губ., а при строительстве
Карсунско-Симбирской оборонительной черты часть Т. Курмышского
уезда были переведены в Карсун. В сер. 17 в. в исторических
документах служилые Т. упоминаются и в Симбирском уезде. По
предположению П. Мартынова, мишарские селения Б. Цильна, Старое
Шаймурзино и другие были основаны во 2-й пол. 17 столетия. (П.
Мартынов. Селения Симбирского уезда. — Симбирск, 1903, с. 121).  В
нач. 18 в. Т. заселяли земли по р. Терешка, в том числе и терр.
Хвалынского уезда Саратовской губ. (ныне южные р-ны Ульян. обл.).
Только в 1718—1786 на землях Хвалынского у.  возникло 11
мишарских селений. Из правобережных р-нов Симбирского края Т.
переводились на вновь строящиеся засечные полосы Заволжья.
Таким образом, основная волна расселения Т. в Симбирском крае в
17 в. шла из р-нов Темниковского уезда по линии
Темников—Арзамас—Алатырь—Курмыш—Симбирск—Карсун; вторая,
более поздняя, была направлена на юг и юго-вост. в сегодняшние
южные и заволжские р-ны Симбирского края. Переселяясь из одного
места в другое, мишари оказывались в новых условиях жизни,
соприкасались с иными народами, что определило своеобразие их
культуры и быта. Однако, по мнению ряда ученых «...процесс
этнического развития татар-мишарей с древнейших времен протекал в
тесной связи и с предками казанских татар. Позже, при наличии
единого центра — Казани — происходила консолидация этих двух
этнографических групп (мишарей и казанских татар) в единый народ,
а затем и в татарскую нацию...» (Мухамедова Р.Г.  Татары-мишари. —
М., 1972, с. 17.).
   В Симбирском крае выделялись локальные группы Т.: буинские,
симбирские, карсунские, хвалынские (Старокулаткинского,
Павловского, Николаевского р-нов) и Т. заволжских р-нов. Предки Т.
были земледельцами. Они возделывали озимую рожь, в Заволжье —
преимущественно пшеницу, из яровых — овес, просо, гречиху, полбу,
чечевицу. Из технических культур — лен и коноплю.  Возделывание
ржи имело товарный характер: ее продавали, чтобы уплатить налоги в
казну. Обработка полей велась теми же методами, что и у соседних
народов. Перед обмолотом хлеб сушили в шишах — конусообразных
сооружениях из жердей с печью-каменкой в земле.  Шиши изобрели
тюркоязычные народы. Позднее Т. и чуваши переняли от русских для
сушки хлеба более совершенный срубный овин. Садоводство и
огородничество в 19 — нач. 20 вв. у Т. были развиты слабо,
выращивали лук, репу, морковь, тыкву; со 2-й пол. 19 в. в хозяйстве
Т. значительное место стал занимать картофель. Наряду с
земледелием в хозяйстве большое место принадлежало коневодству.
Лошадь использовалась как основная рабочая сила, транспортное
средство. Молодую конину употребляли в пищу. В хозяйствах
разводили также молочный скот, овец, кур, гусей.  Животноводство у
Т. Симбирского края, как у русских, мордвы и чувашей, было развито
только в таком количестве, чтобы обеспечить поля тягловой силой и
удобрением, а семью — продуктами. Т. занимались и пчеловодством.
Больших пасек в лесах и полях они не имели, но на усадьбах держали
по 10—15 ульев. (О кустарных промыслах см. статью «Народные
промыслы»).  До сер. 19 в. у Т. преобладала кучевая планировка
поселений. С сер. 19 в. большинство имели линейно-уличную
планировку, в центре селений располагалась одна или несколько
мечетей. Все татарские поселения огораживались изгородью с
воротами. Состав усадьбы, ее планировка соответствовали характеру
патриархального хозяйства.  Усадьба делилась на две части:
передний и задний дворы, которые отделялись построенными поперек
двора помещениями для скота. Жилой дом (изба) ставился на
подклети, окна прорубались высоко от земли. Основным материалом
для жилища было дерево. В Сенгилеевском уезде встречались
саманные постройки. Крыша 4- стенной избы имела 2- скатную крутую
форму, 5- стенной — 4- скатную. Наиболее распространенным
жилищем у Т. в 19 в. были двухкамерная (изба—сени) и трехкамерная
(изба—сени—клеть или изба—сени—изба) постройки. Во внутренней
планировке, интерьере жилища важным элементом являлась печь,
которая внешне напоминала русскую, но комбинировалась с очагом, в
который вмазывали (подвешивали) котел. Печь ставили в одном из
углов избы, отступая от задней и боковой стен. Напротив печи
располагались нары, на которых ели, спали, работали. Столом не
пользовались как обеденным, на него ставили самовары, чайную
посуду. В домах выделялась женская половина, отделявшаяся
занавеской или перегородкой. Со 2-й пол. 19 в. в жилище Т.
происходят изменения: исчезают нары, появляются полати, начинают
выделять чистую половину — горницу, отапливаемую голландкой, и
др. Т. больше, чем другие народы Среднего Поволжья, украшали избы
полотенцами в простенках, подзорами вдоль матицы.
   Основной частью мужской одежды симбирских Т. являлась
туникообразная до колен рубаха со стоячим воротом и штаны с
широким шагом. Верхняя одежда мужчин по покрою подразделялась
на два типа: 1) одежда с приталенной спинкой (зипун, камзол,
бешмет); 2) одежда с прямой спинкой (шуба, тулуп).
   Комплекс женского костюма состоял из туникообразной рубахи с
воланами на подоле, нагрудника, надевавшегося под рубаху,
фартука. Верхняя одежда шилась только с приталенной спинкой. С
кон.
19 в. получают применение платья с отрезной талией, с кокеткой.
Головные уборы Т. отличались разнообразием. Мужчины носили
тюбетейки, полусферические шапки и др., замужние женщины —
волосник, «тастар» — полотенцеобразное покрывало; девушки —
«тайку», круглую шапочку и др. Со 2-й пол. 19 в. некоторые головные
уборы («тастар») выходят из употребления, популярность приобретает
фабричный платок. Видами обуви были лапти, ичеги — сапоги из
эластичной кожи с мягкими подошвами, туфли-башмаки. В комплекс
татарского, и прежде всего женского костюма, входили
разнообразные украшения: головные, шейно-нагрудные и другие.
   Из традиционных блюд татарской кухни самым распространенным
была салма — мясная похлебка с клецками. Пшенная каша являлась
праздничной, обрядовой пищей. Со 2-й пол. 19 в. все больше
употреблялся картофель. Молоко в основном перерабатывали,
квасили. В традиционной кухне было много изделий из пресного
печеного, вареного и жареного в масле теста. Как ритуальный
напиток в 19 в. использовали мед, разведенный в воде. Кроме того,
мед обязательно подавался на праздничный стол во время
проведения родинных и свадебных обрядов.
   В кон. 19 в. у Т. преобладала малая семья из 2-х поколений —
родители и дети. Взаимоотношения в семье регламентировались
общественной и религиозной моралью. Традиционная свадьба была
со сложным комплексом предсвадебных, свадебных и послесвадебных
обрядов, с обязательным калымом за невесту. Начиналась она в доме
невесты, где официально оформлялся брак: мулла закреплял брак
записью в книге, продолжалась свадьба в доме жениха.  Большинство
Т. исповедуют ислам, который был принят Волжской Булгарией в 10 в.
Однако язычество из сознания народов этого государства было
вытеснено не сразу. Некоторые элементы домусульманских верований
предков Т. — языческие представления о душе, ее двойственном
характере, культ сил природы, вера в духов и другое сохранялись
очень длительное время. Общественные обряды почти все
совершались по определенному календарному циклу земледельческих
работ: Нардуган в Новый год, Сабантуй (праздник плуга) — торжество
в честь сева яровых — весной перед пахотой. Т. праздновали джиен,
который соответствовал по времени русскому Семику и был
молодежным праздником. Осенью, в нояб. татарские женщины
проводили праздник «щипания гусей» и обряд жертвоприношения
гуся — чтобы гуси водились.
   Письменность у Т. появилась еще в 10—12 вв. вместе с исламом на
основе арабского алфавита. По мере его распространения возникали  
школы (например, мектебе — начальные при мечетях). Элементарная
грамотность у Т. поэтому была заметно выше, чем у соседних с ними
нерусских народов. Однако вплоть до 2-й пол. 19 в. светской
литературы у них не было, грамотные читали книги на
религиозно-нравственные темы. (Очерки общей этнографии. Под ред.
С.П. Толстого. — М., 1968, с. 407).
   Народное творчество симбирских  Т. было весьма разнообразным.  
Это и декоративное искусство (обработка дерева, художественная
вышивка, узорное ткачество и др.), и устное поэтическое творчество,
самый распространенный жанр среди которого — песни. Широко были
развиты также инструментальная музыка и танцевальное искусство.  
Традиционная культура татарского населения не оставалась
неизменной, она развивалась, как и у других народов, приобретая
черты своего времени.
   К кон. 20 в. традиционные черты прослеживаются в
индивидуальном жилище (встречаются «покоеобразная» застройка,
постановка печи, некоторые элементы интерьера — напр., ситцевый
полог над кроватью, и др.), в питании сельского жителя,
предпочтении в брачности своей национальности, в свадебной,
похоронной обрядности и в другом. Т. чтут историю своего народа,
сохраняют язык, стремятся к возрождению песенного, танцевального
народного искусства. В области имеются общественные татарские
музеи, которые проводят большую работу среди населения ( в р.п.
Старая Кулатка, сёлах: Елховое Озеро Цильнинского р-на,
Старотимошкино Барышского р-на, Татарский Калмаюр
Чердаклинского р-на, Старый Мостяк Старокулаткинского
р-на и др.).