СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД СОВРЕМЕННЫЙ

СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД СОВРЕМЕННЫЙ, традиционная свадьба у всех
народов Симбирского края в 17 — нач. 20 вв. представляла сложное
переплетение правовых, социально-экономических, религиозных,
магических, нравственных, игровых действий и обрядов. Она
состояла из трех основных периодов: предсвадебного, собственно
свадебного и послесвадебного. В их проведении имелись свои
национальные особенности, но и некоторые черты сходства
(сватовство, кладка, калым (у татар); девичья баня, девичник в доме
невесты, одаривание невестой родственников жениха, выкуп постели
невесты, прощание невесты с родительским домом (у русских,
мордвы) и другое. (Подробнее см. ст. СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ
СТАРИННЫЕ).
    За советский период коренным образом изменились основы
семейного быта, изменилась и свадебная обрядность, хотя некоторые
традиционные ее черты продолжают еще бытовать и сегодня.
Свадебный обряд 1960—1970-х включал у всех народов сватовство,
помолвку, регистрацию брака, свадебное торжество. Во время
сватовства и помолвки решались вопросы о дне свадьбы,
организации свадебного вечера, будущего устройства молодых.
Редкими стали свадьбы с переговорами о приданом невесты,
соблюдением таких элементов, как рукобитье, запой, девичник (в
1920—1930-е  доля таких свадеб составляла 33—35%, в 1970-е
снизилась до 20% и менее). Из предсвадебного цикла совершенно
выпали плачи, обрядовые хождения подруг невесты к жениху (у
русских). Свадьба 1970-х не включала ни причитаний, ни магических
действий, ни обрядов, связанных с венчанием (у русских), ни
скрепления муллой брачного договора и никах (у татар), хотя в
отдельных случаях подобный обряд имел место. Регистрация брака
проводилась в сельсовете или ЗАГСе, после чего молодые садились в
машину, подъезжали к памятникам В.И.  Ленину или землякам,
погибшим в годы Великой Отечественной войны, где возлагали
цветы. На свадебное торжество прибывал автопоезд гостей. В ряде
сел бытовали такие обряды, как выкуп места рядом с невестой,
приданого и постели невесты, загораживание пути свадебному
поезду. (В 1920—1930-е доля свадеб с указанными обрядами
составляла более 80%). На свадьбах 1970—1990-х, так же, как и
прежде, назначались свадебные чины: дружка, полдружка, сваха и
др., нередко выполнялись и такие послесвадебные обряды, как битье
посуды, поиски «ярки», т.е. молодой, хождение молодой за водой.
В крае в значительной мере сохраняется традиция вступления в брак
в относительно раннем возрасте, что  объясняется значительной и
продолжительной финансовой помощью родителей молодым семьям.
Молодые часто ставят родителей в известность о уже принятом ими
решении пожениться, а в некоторых случаях сообщают им об этом
уже после того, как подали в ЗАГС заявление. Разрешение на брак
ни парень,  ни девушка у родителей обычно не спрашивают. Конечно,
родители могут участвовать в обсуждении вопроса о замужестве и
женитьбе, о возможном женихе и невесте, но с совещательным
голосом. Характерно, что независимость молодежи в вопросах брака
не подкрепляется ее реальным экономическим положением в семье:
часто  молодежь экономически зависит от родителей много лет после
свадьбы.
    Поскольку роль родителей в решении вопроса о заключении брака
невелика, то и сватовства в традиционном понимании почти не
осталось. Родители жениха и невесты встречаются после того, как их
дети сообщили о своем решении пожениться. По традиции родители
жениха приходят в дом к родителям невесты познакомиться, если не
были знакомы, обсудить все вопросы по устройству свадьбы и жизни
молодой семьи. Обговаривается дата бракосочетания, место свадьбы,
расходы на свадьбу с обеих сторон, количество гостей, место
поселения молодых (переезд молодой жены в дом мужа не является
правилом). Эту встречу сговором не называют, но по своей цели,
задачам, вопросам она фактически является таким обрядом.  Через
какое-то время с ответным визитом в дом жениха приходят невеста,
её родители, другие самые близкие родственники, устраивается
застолье, в прошлом в Среднем Поволжье называемое «запой». Это
название продолжает бытовать и сейчас.
    По традиции приданое для невесты мать готовит заранее, в
течение нескольких лет. Но если в кон. 19 — нач. 20 вв. многие вещи
изготовляли дома (ткали, шили, вышивали, вязали), то сейчас почти
все вещи приобретаются готовыми в магазинах. Состав приданого
обычно такой: постель (подушки, одеяла), покрывала, постельное
белье, полотенца, скатерти столовые, салфетки, тюль и портьеры,
кухонная посуда. Такой набор приданого, как правило, обязателен,  
в зависимости от достатка семьи к этому может добавляться бытовая
техника, мебель, ковры, сервизы и столовые приборы. Кроме того,
родители невесты должны полностью обеспечить ее одеждой и
обувью на все сезоны. Состав приданого невесты не объявляется на
сговоре, во всяком случае это не обязательно. Нет понятия о кладке.
Часто родители жениха даже не интересуются приданым невесты, т.к.
считают, что это неделикатно, нетактично.
    Со дня подачи заявления до бракосочетания проходит 1—2 месяца
и более. Это время используется для подготовки к свадьбе и
приглашения гостей. Приглашения оформляются на художественных
открытках со свадебной символикой. Заполняют их обычно жених и
невеста, они же рассылают или передают приглашенным лично.
Приглашают родственников и друзей, соседство не является поводом
для приглашения; из соседей могут быть приглашены только те, с кем
семьи жениха и невесты находятся в близких дружеских отношениях.
Родители жениха и невесты занимаются закупкой продуктов для
свадьбы, мать невесты покупает вещи, дополняющие приданое. Для
невесты покупают или шьют платье, головной убор, фату, украшения
для прически, туфли. Жених в это время приобретает костюм,
галстук, туфли. Костюм невесты, независимо от места проживания (в
городе или селе), представляет собой белое нарядное платье из
шелка, парчи, гипюра, кружева, бархата; белую шляпу или шапочку с
фатой или без фаты. Длина и покрой платья, фаты, модель туфель
зависят от моды. Костюм невесты дополняется украшениями и
тонкими белыми  перчатками. Головной убор надевают на сложную
«вечернюю» прическу. Не все невесты надевают головной убор,
многие предпочитают украсить прическу белыми искусственными
цветами. В этом случае прическа должна быть более нарядной и
пышной, чем под головной убор. Модель платья невеста может
придумать сама, с помощью матери, подруги или
художника-модельера, выбрать по журналу мод. В последнее время
распространилась практика проката свадебных платьев. Традиция
хранить свадебное платье практически  не соблюдается. После
свадьбы женщина платье и головной убор чаще всего продает,
иногда дарит подруге или сестре, туфли оставляет себе. Возможно
дарение платья младшей сестре, что  является развитием старой
традиции. Костюм жениха представляет собой черную, синюю, серую,
коричневую пару или тройку, белую нарядную рубашку и галстук.
Головного убора нет. Покрой костюма так же, как у невесты, зависит
от моды. Обручальные кольца покупает жених. Невеста покупает
жениху рубашку, иногда туфли.
    Торжественная регистрация брака проводится в районных,
городских отделах ЗАГСа, во Дворце бракосочетания, в сельских ДК.
Родственники заранее заказывают автомобили для свадебного
поезда – частные или такси. Конечно, в первую очередь
используются личные автомобили, если они есть в семьях, а также
автомашины родственников и друзей. Количество машин свадебного
поезда зависит от достатка и возможностей семей.
Свадебный пир дома у родителей молодоженов в городе сейчас
проводится редко по причине того, что современные квартиры
малогабаритны и тесны, неудобны для проведения торжества.
Обычно арендуют зал столовой, кафе или ресторана в зависимости от
достатка семей. Сельские свадебные пиры чаще проводятся дома, в
теплое время года гости могут веселиться и танцевать во дворе
сельского дома.
    Из старинных предсвадебных обрядов в современной свадьбе
сохранились: мальчишник и девичник, обряд продажи рубашки
жениха (хождение подружек к жениху), редко — выкуп места рядом с
невестой. Обряд продажи свадебной рубашки проводится также
редко, но бытует. Состоит он  в следующем: подружки невесты идут к
жениху с рубашкой, жених с друзьями «покупает» ее, делает
застолье для девушек. Обряд носит шуточный характер – сначала
вместо свадебной рубашки жениху дают распашонку или рваную
рубаху, а он взамен передает для невесты хозяйственное мыло или
обмылок, старый веник и такое же старое полотенце. После этого
подружки выкладывают красивую свадебную рубашку, а жених –
ароматное дорогое мыло, новый веник, махровое полотенце. Эти
банные принадлежности – единственное, что осталось от старинного
предсвадебного обряда «девичья баня».
    К дню свадьбы сторона невесты заранее готовит загадки, шутки,
задания жениху, которые используются в обряде продажи невесты.
Обычно это бумажная ромашка, на каждом лепестке которой записан
вопрос («Любимое блюдо невесты?», «Размер ее платья и обуви?»
«Какая это дата?» — день рождения невесты, дата знакомства и т.п.).
Жених приезжает со свадебным поездом. Автомобили украшают
лентами, на капот автомобиля для невесты иногда прикрепляют
куклу-невесту. Тот автомобиль, на котором поедут молодые после
бракосочетания, украшают символом свадьбы, на крышу помещают
скрещенные металлические обручальные кольца, стоящие
вертикально, внутри них закреплены колокольчики.
Выкуп невесты проводят друзья жениха. Роль дружки в современной
свадьбе невелика, он не играет главной роли при выкупе, как это
было раньше, действует наравне с другими поезжанами. Даже само
название «дружка» часто отождествляют со свидетелем при
бракосочетании. Продают невесту подружки  с родственниками.
Принято продавать не только место рядом с невестой, а весь путь от
дверей дома к невесте, двери в подъезде (в селе – ворота или
калитку), лестницу, дверь в квартиру. Выкупают деньгами жениха
(родителей жениха). Весь обряд выкупа проводится в виде игры,
шутки; подружки невесты состязаются в изобретательности и
остроумии с друзьями жениха. У каждой стороны есть свой интерес:
подружки деньги за продажу невесты оставляют себе, а друзья
жениха могут выгадать от тех денег, которые дает жених на выкуп
невесты. Таким образом, друзья освобождают дорогу к столу, за
которым сидит невеста. Подружки часто применяют шутку с
подставной невестой. Суть ее в следующем: друзья, уверенные, что в
данной комнате сидит невеста, платят за вход туда большую сумму. В
комнате оказывается не настоящая невеста,  роль которой исполняет
одна из девушек или даже парень-родственник, одетые в
символический свадебный костюм (обычно фата из накидушки).
Подставная невеста кокетливо улыбается или бросается на шею
жениху, он же, увидев обман, отступает. В первое мгновение жених и
друзья находятся в растерянности, затем ситуация вызывает
всеобщий смех и веселье.
   В современной свадьбе горожан одним из распространенных
обычаев является и такое препятствие для жениха и его друзей: на
дно кувшина или трехлитровой банки с водой кладут ключ от комнаты
невесты. Задача жениха и друзей — достать его. Кто-то выпивает
воду до дна, кто-то роняет банку или разбивает ее. В последнее
время распространился обычай пропускать жениха в дом после того,
как он на пороге споет серенаду для невесты. Часто в качестве
серенады исполняют цыганский романс: «Милая, ты услышь меня».
Когда друзья выкупили дорогу жениху, начинаются задания лично
ему: он должен правильно выбрать из следов накрашенных губ на
листе бумаги отпечаток губ невесты, из контуров рук, ног (стопы) –
ее ладонь и стопу. За каждую ошибку приходится платить деньгами. У
самого стола, где сидит невеста, жениху предлагают яблоко,
утыканное спичками. Задание: вынуть все спички, называя каждый
раз ласковое имя для своей возлюбленной (повторяться нельзя).
Если спички вынуты еще не все, а ласковых имен жених больше не
может вспомнить, он тоже платит выкуп за яблоко. Отгадав все
загадки, жених передает невесте букет, который она до завершения
процедуры выкупа брать не должна. Подружки или родственники,
сидящие по обе стороны от невесты за столом, освобождают место
для жениха и его поезжан. Родственники невесты подают вино и
легкую закуску (конфеты, фрукты, печенье). После этого родители
невесты благословляют дочь иконой. Жених и невеста, гости,
родственники отправляются на регистрацию брака: жених и невеста в
разных автомашинах. Их родители тоже могут присутствовать на
бракосочетании. Многие молодожены после совершения гражданской
церемонии венчаются в церкви, кто-то — в тот же день, кто-то —
через несколько дней.
   С церемонии бракосочетания родители жениха уезжают пораньше,
чтобы на пороге дома встретить молодых. После бракосочетания
молодые садятся в одну машину, весь свадебный поезд совершает
поездку по городу и направляется к дому родителей жениха.
Автомобили, подъезжая к дому, включают сигнал, сообщая о
прибытии молодоженов. Родители на пороге дома втречают их
хлебом-солью на рушнике. Они произносят теплые слова
поздравления и напутствия. Молодые по очереди откусывают от
каравая, причем каждый старается откусить побольше, т.к.
по-прежнему бытует поверье: кто откусит больше, тот и будет в доме
хозяином. Гости и родственники образуют коридор, через который
молодожены проходят в дом, под ноги им бросают мелкие монеты,
желая им тем самым богатства. Эти деньги обычно собирают дети.
Также осыпают зерном, пшеном, рисом, стелят ковровую дорожку от
автомобиля до двери дома. Некоторое время перед тем, как ехать в
кафе, ресторан или столовую, где будет проходить свадебный пир,
молодожены с гостями находятся в доме родителей мужа.
На церемонии бракосочетания присутствуют не все гости, часть их
приезжает сразу на свадебный пир с подарками. Для проведения
свадьбы семьи стараются пригласить профессионального ведущего из
учреждения культуры, некоторые обходятся своими силами, но в том
и другом случае обычно свадьбу ведет женщина. В зал, где накрыты
столы, молодожены входят под звуки свадебного марша
Мендельсона, аплодисменты гостей. Зал украшают цветами,
плакатами с рисунками и пожеланиями, краткими наказами молодым
супругам.
   Столы обычно ставят буквой П.  Молодые садятся во главе стола,
по обе стороны от них — свидетели, затем со стороны молодой жены
— свекор со свекровью, со стороны молодого мужа — тесть с тещей.
В отличие от традиционной народной свадьбы молодые пьют и едят со
всеми гостями за общим столом, а не за отдельным в другой комнате.
Причем, в еде и питье их тоже не ограничивают (за исключением
спиртного: крепкие напитки употреблять не принято, разрешается
после тостов пригубливать шампанское). За молодых поднимают
тосты, зачитывают наказы мужу и жене, сочиненные в прозе или
стихах. Ведущие время от времени приглашают гостей и молодых
танцевать, проводят шуточные игры, конкурсы с призами. Первый
танец — медленный вальс танцуют молодожены. Подарки молодым
дарят в ходе торжества. В последние годы дарят чаще деньги,
которые складывают на поднос, с которым обходит пирующих кто-то
из организаторов свадьбы. На некоторых свадьбах гости объявляют
свой подарок (называют вещь, сумму денег), но это делается всё
реже и реже. Дарят сервизы, столовые приборы, светильники, часы,
радиотехнику, вазы, отрезы тканей и т.д. Затем те, кто собирали
подарки, считают деньги и объявляют: сколько и чего подарено.
После этого от молодоженов говорится слово благодарности.
Ведущий спрашивает их, как они будут называть своих новых
родителей, после чего молодые называют свекровь и тещу мамой,
свекора и тестя – папой. От молодой делаются подарки свекрови и
свекру. В некоторых случаях молодой муж делает подарки теще и
тестю.
   На современной свадьбе звучит популярная танцевальная музыка,
которая воспроизводится в записи через аудиоаппаратуру. Часто
приглашают и баяниста, потому что люди старшего поколения, а
нередко и молодежь, любят народные песни, танцы, частушки. Баян
редко используется сейчас в семейных праздниках, поэтому на
свадьбах гости с удовольствием поют и танцуют под его
аккомпанемент.
   По традиции молодые покидают торжество раньше, чем разойдутся
гости. Они уезжают в тот дом, где проводят первую брачную ночь.
Постель стелит мать невесты или близкая родственница. Родители
стараются на первую брачную ночь предоставить молодым отдельный
дом или квартиру (свою или родственников, друзей). Иногда в городе
для молодых родители снимают гостиничный номер.
На второй день устраивают застолье для самых близких. Оно может
быть дома или опять в столовой, кафе, ресторане, в зависимости от
финансовых возможностей. Молодые во второй день появляются в
других нарядах, тоже специально приготовленных для свадьбы, но
это не обрядовые костюмы.
   Традиционные обряды второго дня (поиски ярки, ряженые,
испытания молодой, «срамные» частушки) в городе играют редко,
чаще — в селе. В этот день на свадьбах бытует битье посуды — от
хрустальных бокалов до глиняного горшка — на счастье. Молодая
должна подмести осколки. По тому, как она подметет (в уголок или к
порогу), судят: будет она «выносить сор из избы» или нет. Но в
старину смысл этого обычая состоял в другом: целую (посуду)
разбивали — значит, невеста «честная». Иногда молодому мужу на
второй день предлагают яичницу или блины и следят, как он начнет
есть. Если молодой ест с середины, то молодуха «честная», если с
краю — нет. Во второй день бытует обычай испытывать молодуху:
бросают на пол деньги — подмести, подвешивают деньги на потолок,
на люстру, молодая должна «паутину» собрать. «Срамные» частушки,
как правило, не одобряются и не поддерживаются большинством
гостей, чаще всего лишь одна-две «разбитные» женщины решаются
на их исполнение.
   На современной свадьбе на стол ставятся разнообразные закуски,
напитки, фрукты, сладости, подают горячее второе (мясное блюдо с
гарниром). Обязательных (обрядовых) кушаний нет, за исключение
каравая, которым встречают молодых, и большого, украшенного
свадебной символикой торта. Завершают трапезу десертом, чаем,
кофе. На второй день для узкого круга близких и друзей  готовят
первое горячее блюдо, т.к. застолье приходится на обеденное время,
— лапшу, уху. Современная свадьба фиксируется на фотопленку. В
начале 1980-х была мода на слайды, позже стала распространяться
видеозапись. Из фотоснимков составляют альбом «Наша свадьба».
Меняется  и мир человеческой души. Со временем заметно слабее
становятся родственные связи, особенно с более отдаленной родней.
Молодежь большую часть времени проводит в кругу друзей,
сверстников, и поэтому такое важное событие в своей жизни, как
свадьба, стремится провести прежде всего вместе с ними. Растет
уровень культуры людей, достаточно сильно влияние традиций,
идущих к нам из стран Запада. Как результат — все отчетливее
просматривается тяга молодежи придавать своим свадьбам более
европейский характер. С сер. 20 в. укоренилась традиция отмечать
годовщины свадеб.
Ситцевая свадьба празднуется после года семейной жизни.
Деревянная свадьба отмечается через пять лет.
Розовая — или день роз — через 10 лет.
Стеклянная свадьба — через 15 лет.
Фарфоровая свадьба — через 20 лет семейной жизни.
Серебряная свадьба — через 25 лет, рядом с золотым кольцом
надевается серебряное.
Жемчужная свадьба — через 30 лет совместной жизни.
Полотняная свадьба — через 35 лет.
Рубиновая свадьба отмечается через 40 лет, в этот день хорошо
подарить своей жене кольцо с рубином.
Золотая свадьба — через целых 50 лет. Золотые кольца заменяют
новыми, потому что руки, которые их носили, изменились за полвека,
а золото стерлось.
Железная свадьба празднуется через 65 лет. Означает, что уже
ничто не сможет нарушить этот союз.
Благодатная свадьба отмечается через 75 лет совместной жизни
супругов.