РУССКИЕ
РУССКИЕ, представители славянской группы индоевропейской
языковой семьи, самая многочисленная группа населения Ульян.
обл., составляющая, по данным переписи 1989, 72,8 процента всех
жителей. Для сравнения: по состоянию на 1897 в Симб. губ.
проживало 67,4 процента великороссов. Проживают Р. по всей
территории области, но наиболее компактно — в Ульяновском,
Тереньгульском, Майнском, Карсунском, Сурском, Новоспасском,
Радищевском районах, в городах Ульяновске и Димитровграде.
Первые появления их на территории современной Ульян. обл.
относятся к 10—12 вв. Не теряли Р. связей с этим краем и в период
господства золотоордынских ханов. С присоединением Казанского
(1552) и Астраханского (1556) ханств к Русскому государству
московское правительство начало активное заселение Среднего
Поволжья, в том числе и Симбирского. Заселение Симбирской полосы
Поволжья происходило не одновременно, причем переселенцы
прибывали из различных регионов Русского государства,
преимущественно с верховьев Волги и центральных районов.
Первоначально продвижение осуществлялось московским
правительством по Волге, Суре и проявлялось в строительстве
укрепленных пунктов, оборонительных черт (Арзамасско-Алатырской,
от Волги на городище Промзино, Карсунско-Симбирской, Закамской,
Сызранско-Пензенской и др.). Массовое заселение края происходило
«ступенчато», путем перемещения населения из смежных, только что
освоенных районов. Ранее всего (в 1-й пол. 17 в. и в 18 в.) в
заселении принимали участие «служилые люди» московского
правительства, монастыри, крестьяне и др. В формировании русского
населения принимали участие также переселенцы с юго-запада
России — белорусы, украинцы, местные народы Поволжья. На
культуру здешнего русского населения наложила свой отпечаток
географическая среда данного региона. Все это обусловило
своеобразие этнического состава русского населения края,
особенности его культуры и быта.
Основным занятием Р. ульяновского Поволжья в 17—19 вв. было
земледелие. Сеяли озимую рожь, из яровых — овес, гречиху, полбу,
просо, ячмень, пшеницу, горох. Из технических культур — лен и
коноплю. Техника земледелия была низкой. Для обработки земли
использовались двузубые сохи, деревянные бороны, «железные
сошки» (предшественницы плуга). Зерновые культуры убирали
серпами, косами и грабельками. Снопы сжатого хлеба укладывали для
первой сушки в поле: рожь в крестцы (в 30—40 снопов), стоянки
(10—15 снопов); яровые — в бабки, пятки; горох, чечевицу — в
копешки (100—150 снопов). С полей снопы зерновых культур увозили
на гумна, где складывали в копны и клади, затем сушили в овинах,
шишах; обмолот вели в основном цепами. Веяли зерно в
крестьянских хозяйствах на ветру лопатой, мололи на ветряных и
водяных мельницах. Хранили зерно в сусеках одноэтажных срубных
амбаров.
Издавна Р. занимались и огородничеством. Во 2-й пол. 19 в. в
некоторых приречных селениях оно приобрело товарное направление.
С сер. 19 в. стали расширяться посевы картофеля, чему
способствовало возникновение в 40-е годы 19 в. картофелепаточных
заведений. Садоводство в Симбирском крае было развито
повсеместно, в некоторых селах — Кременки, Криуши, Мостовая,
Шиловка — оно получило товарный характер. Садоводством
занимались в основном помещики, купцы, зажиточные крестьяне и
горожане. Второй основной отраслью сельского хозяйства являлось
животноводство. В крестьянских хозяйствах разводили лошадей,
крупный рогатый скот, свиней, овец, коз, птицу. Одним из давних
занятий населения края были пчеловодство и рыболовство. Наиболее
древними типами русских селений Симбирского Поволжья были
слободы, села, деревни, сельца. В слободах жили «служилые люди»,
ремесленники (Конная, Подгорная, Карлинская, Арская и др.).
Впоследствии некоторые слободы вошли в состав городов, слились с
ними (Конная, Подгорная), другие превратились в села, деревни. Со
2-й пол. 19 в. начали появляться выселки, хутора и др. В
зависимости от расположения в тех или иных условиях местности
русские сельские поселения можно подразделить на три основных
типа: долинный, водораздельный и притрактовый. Наиболее
распространенным являлся долинный тип. Преобладающей
планировкой селений — линейная уличная. В названиях русских
селений широко представлены славянский и тюркский топонимические
слои.
В состав сельской усадьбы 19 в. входили: жилой дом (изба), двор с
надворными постройками, огород. Усадьба делилась на две части:
двор с надворными постройками и «зады». Надворные постройки были
связаны с избой по-разному, но преобладающей являлась П-образная
(постройка с жилым домом в плане имела форму буквы «П»). Дома
(4-стенники и пятистенники) строили преимущественно из круглого
леса, на юге края встречались саманные и глинобитные. Сруб ставили
на дубовые стойки, столбы. Он состоял из 12—15 бревен-венцов. Пол
настилали на переводины, укрепленные во 2—3-м венце сруба, окна
вырубались в 5—7-х венцах, окаймлялись наличниками, ставнями.
Крышу дома устраивали на стропилах, преобладающей являлась ее
двускатная форма. Крестьянские дома крылись соломой («в щетку»,
«в натруску»), дранкой, тесом. В доме устраивали два выхода: один с
фасадной части дома (оформлялся в виде парадного крыльца), другой
— на двор усадьбы.
В 19 в. жилые постройки русского населения имели 3-камерное
членение (изба—сени—клеть с подклетом), встречалось и 2-камерное
(изба—сени). Преобладающей внутренней планировкой избы была
северно-русская (печь справа или слева у входа с челом к фасаду,
передний угол — по диагонали от печи). В южных районах
встречалась западно-русская постановка печи (печь у входа челом к
двери). Фасад дома, особенно наличники окон, украшали резьбой. К
хозяйственным постройкам усадьбы относились: хлев, конюшня,
сарай, амбар, подвал, погреб, баня, гумно с током и др.
Мужской костюм русского населения составляли нательная
рубаха—косоворотка из посконного полотна, узкие холщовые или
бумажные, большей частью полосатые штаны (порты). Из верхней
мужской одежды широко были распространены стеганые поддевки,
кафтаны, зипуны, армяки, тулупы, шубы, шубняки, чапаны.
В комплекс женской одежды до сер. 19 в. входили: рубаха, косой
распашной сарафан «на мышках» (лямках). В западных р-нах
(Инзенском) возможно бытование поневы (клетчатой шерстяной юбки,
характерной для южновеликороссов). В качестве праздничной
одежды зажиточных крестьян в отдельных селах края употреблялись
душегрейки, епанчи. С сер. 19 в. широкое распространение получил
прямой («московский») сарафан «на мышках», передник (фартук,
запон). Верхняя женская одежда была однотипна с мужской и
отличалась лишь по покрою и отделке. С кон. 19 в. в деревню все
более широко стали проникать городские элементы одежды.
Головные уборы ярко отражали возрастные, социальные и
экономические различия. Старинные женские головные уборы
(кокошник в форме полумесяца со слегка вытянутыми вниз углами и
закругленным верхом, кичка, сорока) к нач. 20 в. вышли из
употребления. Женщины носили: волосник (повойник, сборник),
платки шерстяные и праздничные шелковые шали. Из мужских
головных уборов наиболее употребительными были барашковые
шапки, катанные из шерсти «грешневики», малахаи, картузы и др.
Основной обувью в русской деревне, особенно для беднейшей ее
части, были лапти («русские» — косого плетения, с высокими
бортами, а также чувашские, мордовские, которые плелись на прямую
колодку). Распространены были ступни, поршни, кожаные сапоги «в
гармошку», ботинки с резинками, «писаные» валенки и др. Женский
костюм дополнялся украшениями.
Основу питания русского крестьянина составляли зерновые
культуры, картофель, овощи. Некоторые блюда повседневной кухни в
русских селах Сурского и Цильнинского р-нов — овсяное толокно,
редька с конопляным маслом, гороховый кисель и гороховые лепешки
— отражали своеобразие русских — выходцев с севера и
северо-востока России. Распространенные же в селах
Николаевского, Радищевского, Новоспасского р-нов борщ и
лапшевник были характерны для русского населения юга России.
Как у всех народов, у Р. выделялась ритуальная и праздничная
пища. Особым традиционным блюдом были яйца и яичница. Их
подавали на свадьбе молодым, в семик девушки ели яичницу в роще
после завивания венков, пахари — после окончания пашни. Яйцо
являлось языческим символом бессмертия и воскресения. Яйцами
поминали покойников на Красную Горку (на Радоницу). На свадьбу
употребляли щи, холодец, пекли сдобный пирог с курицей — курник.
Его большая обрядовая роль была связана с представлением о
курице, как носительнице материнского начала. Русские считали, что
курник повышает плодовитость молодой жены. На крестинах подавали
пшенную кашу. В качестве поминальных блюд обязательными
считались щи, лапша, блины, кутья.
Поволжская географическая среда и соседство с нерусскими
народами наложили отпечаток на материальную культуру Р.
ульяновского Поволжья. Так, русские восприняли некоторые
элементы традиционной культуры местного населения: от татар и
чувашей переняли способ сушки снопов в шишах, местоположение
печи (с отступом от задней стены), вмазанные в печь котлы,
некоторые традиционные блюда (салму, катых и др.); от
финно-угорских народов — хозяйственную постройку — подвал,
некоторые элементы одежды, традиционные блюда. В свою очередь,
славянская культура оказала большое влияние на жизнь нерусских
народов Симбирского края. Русские принесли более передовые
методы ведения хозяйства — систему трехполья, более совершенные
земледельческие орудия (соха русского типа) и приспособления для
сушки снопов — срубный овин. Отдельными видами промыслов
(гончарным, кузнечным, слесарным, плотницким, ткацким,
портняжным, сапожным) занималось почти исключительно русское
население, обеспечивая своими изделиями всю губернию и вывозя их
на продажу за ее пределы. Русские плотники-отходники применяли
свои строительные приемы в нерусских селениях. Местное население
переняло от русских планировку селений и жилища, постройку избы
на подклети, 3-частное деление жилища (изба—сени—клеть), печь
русского типа, некоторые традиции в пище и одежде.
По вероисповеданию русские были православными христианами.
Широко отмечались ими древние праздники: святки, масленица,
семик-Троица. Девушки в сер. 19 в. еще «играли в похороны
Костромы», что было отголоском дохристианского земледельческого
обряда, отмечавшего переход от весны к лету.
Древняя традиция проявила себя и в магических обрядах. Так,
крестьяне проводили обряд «опахивания» села, чтобы предотвратить
болезни, неурожай или падеж скота. Постепенно, к кон. 19 — нач. 20
вв. обряды и праздники начали утрачивать магический смысл, но
элементы языческих культов продолжают сохраняться в них и поныне.
Народное изобразительное искусство у русских представлено
резьбой, росписью, вышивкой, тканьем, плетением кружев.
Характерная черта русского изобразительного искусства —
орнаментальность. Один из древнейших видов орнамента —
геометрический. Наиболее частые мотивы — ромб, розетка, круг. В
этих узорах много общего с орнаментом нерусских народов Среднего
Поволжья. (Подробнее см. ОРНАМЕНТ). Богатым и разнообразным
было устное народное творчество.
Огромные преобразования произошли во всех областях быта и
культуры симбирской-ульяновской деревни в 20 в. Новые
социально-экономические условия жизни привели в возникновению в
культуре общих черт, общих форм для всего населения Ульяновского
Поволжья, включающих черты, характерные для сельского и
городского населения других р-нов страны и, в то же время,
сохраняющие в измененном виде некоторые традиционные
особенности, присущие Р. данной территории.
языковой семьи, самая многочисленная группа населения Ульян.
обл., составляющая, по данным переписи 1989, 72,8 процента всех
жителей. Для сравнения: по состоянию на 1897 в Симб. губ.
проживало 67,4 процента великороссов. Проживают Р. по всей
территории области, но наиболее компактно — в Ульяновском,
Тереньгульском, Майнском, Карсунском, Сурском, Новоспасском,
Радищевском районах, в городах Ульяновске и Димитровграде.
Первые появления их на территории современной Ульян. обл.
относятся к 10—12 вв. Не теряли Р. связей с этим краем и в период
господства золотоордынских ханов. С присоединением Казанского
(1552) и Астраханского (1556) ханств к Русскому государству
московское правительство начало активное заселение Среднего
Поволжья, в том числе и Симбирского. Заселение Симбирской полосы
Поволжья происходило не одновременно, причем переселенцы
прибывали из различных регионов Русского государства,
преимущественно с верховьев Волги и центральных районов.
Первоначально продвижение осуществлялось московским
правительством по Волге, Суре и проявлялось в строительстве
укрепленных пунктов, оборонительных черт (Арзамасско-Алатырской,
от Волги на городище Промзино, Карсунско-Симбирской, Закамской,
Сызранско-Пензенской и др.). Массовое заселение края происходило
«ступенчато», путем перемещения населения из смежных, только что
освоенных районов. Ранее всего (в 1-й пол. 17 в. и в 18 в.) в
заселении принимали участие «служилые люди» московского
правительства, монастыри, крестьяне и др. В формировании русского
населения принимали участие также переселенцы с юго-запада
России — белорусы, украинцы, местные народы Поволжья. На
культуру здешнего русского населения наложила свой отпечаток
географическая среда данного региона. Все это обусловило
своеобразие этнического состава русского населения края,
особенности его культуры и быта.
Основным занятием Р. ульяновского Поволжья в 17—19 вв. было
земледелие. Сеяли озимую рожь, из яровых — овес, гречиху, полбу,
просо, ячмень, пшеницу, горох. Из технических культур — лен и
коноплю. Техника земледелия была низкой. Для обработки земли
использовались двузубые сохи, деревянные бороны, «железные
сошки» (предшественницы плуга). Зерновые культуры убирали
серпами, косами и грабельками. Снопы сжатого хлеба укладывали для
первой сушки в поле: рожь в крестцы (в 30—40 снопов), стоянки
(10—15 снопов); яровые — в бабки, пятки; горох, чечевицу — в
копешки (100—150 снопов). С полей снопы зерновых культур увозили
на гумна, где складывали в копны и клади, затем сушили в овинах,
шишах; обмолот вели в основном цепами. Веяли зерно в
крестьянских хозяйствах на ветру лопатой, мололи на ветряных и
водяных мельницах. Хранили зерно в сусеках одноэтажных срубных
амбаров.
Издавна Р. занимались и огородничеством. Во 2-й пол. 19 в. в
некоторых приречных селениях оно приобрело товарное направление.
С сер. 19 в. стали расширяться посевы картофеля, чему
способствовало возникновение в 40-е годы 19 в. картофелепаточных
заведений. Садоводство в Симбирском крае было развито
повсеместно, в некоторых селах — Кременки, Криуши, Мостовая,
Шиловка — оно получило товарный характер. Садоводством
занимались в основном помещики, купцы, зажиточные крестьяне и
горожане. Второй основной отраслью сельского хозяйства являлось
животноводство. В крестьянских хозяйствах разводили лошадей,
крупный рогатый скот, свиней, овец, коз, птицу. Одним из давних
занятий населения края были пчеловодство и рыболовство. Наиболее
древними типами русских селений Симбирского Поволжья были
слободы, села, деревни, сельца. В слободах жили «служилые люди»,
ремесленники (Конная, Подгорная, Карлинская, Арская и др.).
Впоследствии некоторые слободы вошли в состав городов, слились с
ними (Конная, Подгорная), другие превратились в села, деревни. Со
2-й пол. 19 в. начали появляться выселки, хутора и др. В
зависимости от расположения в тех или иных условиях местности
русские сельские поселения можно подразделить на три основных
типа: долинный, водораздельный и притрактовый. Наиболее
распространенным являлся долинный тип. Преобладающей
планировкой селений — линейная уличная. В названиях русских
селений широко представлены славянский и тюркский топонимические
слои.
В состав сельской усадьбы 19 в. входили: жилой дом (изба), двор с
надворными постройками, огород. Усадьба делилась на две части:
двор с надворными постройками и «зады». Надворные постройки были
связаны с избой по-разному, но преобладающей являлась П-образная
(постройка с жилым домом в плане имела форму буквы «П»). Дома
(4-стенники и пятистенники) строили преимущественно из круглого
леса, на юге края встречались саманные и глинобитные. Сруб ставили
на дубовые стойки, столбы. Он состоял из 12—15 бревен-венцов. Пол
настилали на переводины, укрепленные во 2—3-м венце сруба, окна
вырубались в 5—7-х венцах, окаймлялись наличниками, ставнями.
Крышу дома устраивали на стропилах, преобладающей являлась ее
двускатная форма. Крестьянские дома крылись соломой («в щетку»,
«в натруску»), дранкой, тесом. В доме устраивали два выхода: один с
фасадной части дома (оформлялся в виде парадного крыльца), другой
— на двор усадьбы.
В 19 в. жилые постройки русского населения имели 3-камерное
членение (изба—сени—клеть с подклетом), встречалось и 2-камерное
(изба—сени). Преобладающей внутренней планировкой избы была
северно-русская (печь справа или слева у входа с челом к фасаду,
передний угол — по диагонали от печи). В южных районах
встречалась западно-русская постановка печи (печь у входа челом к
двери). Фасад дома, особенно наличники окон, украшали резьбой. К
хозяйственным постройкам усадьбы относились: хлев, конюшня,
сарай, амбар, подвал, погреб, баня, гумно с током и др.
Мужской костюм русского населения составляли нательная
рубаха—косоворотка из посконного полотна, узкие холщовые или
бумажные, большей частью полосатые штаны (порты). Из верхней
мужской одежды широко были распространены стеганые поддевки,
кафтаны, зипуны, армяки, тулупы, шубы, шубняки, чапаны.
В комплекс женской одежды до сер. 19 в. входили: рубаха, косой
распашной сарафан «на мышках» (лямках). В западных р-нах
(Инзенском) возможно бытование поневы (клетчатой шерстяной юбки,
характерной для южновеликороссов). В качестве праздничной
одежды зажиточных крестьян в отдельных селах края употреблялись
душегрейки, епанчи. С сер. 19 в. широкое распространение получил
прямой («московский») сарафан «на мышках», передник (фартук,
запон). Верхняя женская одежда была однотипна с мужской и
отличалась лишь по покрою и отделке. С кон. 19 в. в деревню все
более широко стали проникать городские элементы одежды.
Головные уборы ярко отражали возрастные, социальные и
экономические различия. Старинные женские головные уборы
(кокошник в форме полумесяца со слегка вытянутыми вниз углами и
закругленным верхом, кичка, сорока) к нач. 20 в. вышли из
употребления. Женщины носили: волосник (повойник, сборник),
платки шерстяные и праздничные шелковые шали. Из мужских
головных уборов наиболее употребительными были барашковые
шапки, катанные из шерсти «грешневики», малахаи, картузы и др.
Основной обувью в русской деревне, особенно для беднейшей ее
части, были лапти («русские» — косого плетения, с высокими
бортами, а также чувашские, мордовские, которые плелись на прямую
колодку). Распространены были ступни, поршни, кожаные сапоги «в
гармошку», ботинки с резинками, «писаные» валенки и др. Женский
костюм дополнялся украшениями.
Основу питания русского крестьянина составляли зерновые
культуры, картофель, овощи. Некоторые блюда повседневной кухни в
русских селах Сурского и Цильнинского р-нов — овсяное толокно,
редька с конопляным маслом, гороховый кисель и гороховые лепешки
— отражали своеобразие русских — выходцев с севера и
северо-востока России. Распространенные же в селах
Николаевского, Радищевского, Новоспасского р-нов борщ и
лапшевник были характерны для русского населения юга России.
Как у всех народов, у Р. выделялась ритуальная и праздничная
пища. Особым традиционным блюдом были яйца и яичница. Их
подавали на свадьбе молодым, в семик девушки ели яичницу в роще
после завивания венков, пахари — после окончания пашни. Яйцо
являлось языческим символом бессмертия и воскресения. Яйцами
поминали покойников на Красную Горку (на Радоницу). На свадьбу
употребляли щи, холодец, пекли сдобный пирог с курицей — курник.
Его большая обрядовая роль была связана с представлением о
курице, как носительнице материнского начала. Русские считали, что
курник повышает плодовитость молодой жены. На крестинах подавали
пшенную кашу. В качестве поминальных блюд обязательными
считались щи, лапша, блины, кутья.
Поволжская географическая среда и соседство с нерусскими
народами наложили отпечаток на материальную культуру Р.
ульяновского Поволжья. Так, русские восприняли некоторые
элементы традиционной культуры местного населения: от татар и
чувашей переняли способ сушки снопов в шишах, местоположение
печи (с отступом от задней стены), вмазанные в печь котлы,
некоторые традиционные блюда (салму, катых и др.); от
финно-угорских народов — хозяйственную постройку — подвал,
некоторые элементы одежды, традиционные блюда. В свою очередь,
славянская культура оказала большое влияние на жизнь нерусских
народов Симбирского края. Русские принесли более передовые
методы ведения хозяйства — систему трехполья, более совершенные
земледельческие орудия (соха русского типа) и приспособления для
сушки снопов — срубный овин. Отдельными видами промыслов
(гончарным, кузнечным, слесарным, плотницким, ткацким,
портняжным, сапожным) занималось почти исключительно русское
население, обеспечивая своими изделиями всю губернию и вывозя их
на продажу за ее пределы. Русские плотники-отходники применяли
свои строительные приемы в нерусских селениях. Местное население
переняло от русских планировку селений и жилища, постройку избы
на подклети, 3-частное деление жилища (изба—сени—клеть), печь
русского типа, некоторые традиции в пище и одежде.
По вероисповеданию русские были православными христианами.
Широко отмечались ими древние праздники: святки, масленица,
семик-Троица. Девушки в сер. 19 в. еще «играли в похороны
Костромы», что было отголоском дохристианского земледельческого
обряда, отмечавшего переход от весны к лету.
Древняя традиция проявила себя и в магических обрядах. Так,
крестьяне проводили обряд «опахивания» села, чтобы предотвратить
болезни, неурожай или падеж скота. Постепенно, к кон. 19 — нач. 20
вв. обряды и праздники начали утрачивать магический смысл, но
элементы языческих культов продолжают сохраняться в них и поныне.
Народное изобразительное искусство у русских представлено
резьбой, росписью, вышивкой, тканьем, плетением кружев.
Характерная черта русского изобразительного искусства —
орнаментальность. Один из древнейших видов орнамента —
геометрический. Наиболее частые мотивы — ромб, розетка, круг. В
этих узорах много общего с орнаментом нерусских народов Среднего
Поволжья. (Подробнее см. ОРНАМЕНТ). Богатым и разнообразным
было устное народное творчество.
Огромные преобразования произошли во всех областях быта и
культуры симбирской-ульяновской деревни в 20 в. Новые
социально-экономические условия жизни привели в возникновению в
культуре общих черт, общих форм для всего населения Ульяновского
Поволжья, включающих черты, характерные для сельского и
городского населения других р-нов страны и, в то же время,
сохраняющие в измененном виде некоторые традиционные
особенности, присущие Р. данной территории.