РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО, один из двунадесятых праздников Русской
православной церкви, государственный праздник России. Отмечается
ежегодно 7 янв. (25 дек.). Отмечать Р.Х. на Руси начали после
введения христианства в 10 в. Дата празднования определяется
юлианским календарем, но, с учетом его отличия от ныне
действующего григорианского, Р.Х. наступает в России уже после
Нового года (7 янв.). К празднику готовятся: наряжают, а с 1918
оставляют после Новогоднего праздника наряженную елку, одевают
нарядную одежду, накрывают стол. Повсюду царит атмосфера
взволнованности, торжественности и некоторой таинственности.
Накануне Р.Х. в домах верующих все убрано, пахнет хвоей и
пирогами, отблескивают огоньки лампадок. В ночь с 6 на 7 янв.
наступает рождественский сочельник. В этот вечер не едят до первой
звезды. А когда подходит время, нарядно одетые люди садятся за
стол. Торжественный ужин большим разнообразием блюд не
отличается. Необходимым кушаньем по заведенному издавна обычаю
должна быть кутья, приготовленная из пшена и ячменя. В прошлом
обязательной принадлежностью рождественского стола считались
также фигурки из пшеничного теста, изображавшие коров, быков,
овец, пастухов. Подавались и другие блюда, но главное начиналось
потом. После относительно серьезного застолья к полуночи ближе
вступает в свои права долгожданное веселье. Начинаются святки, их
еще называют святыми, или страшными вечерами. Продолжаются они
две недели после Рождества. В былые годы праздновались они всем
православным людом, независимо от возраста. Но особое веселье
царило среди молодежи. В каждом селении звенели песни,
устраивались игры, обходы домов, посиделки. Колядовщиков ждали в
каждой семье, готовили для них подарки и угощение, встречали
ласково и приветливо, что было доброй приметой на весь новый год.
А колядовщики, в свою очередь, старались во всю, чтобы было
посмешнее да позаковыристее. Ряженные надевали на себя маски
медведей, быков, придумывали другие наряды. Шли от избы к избе с
песнями, частушками, шутками. Не обходилось без баловства,
демонстрации молодецкой удали и веселья. Все славили Рождество,
радовались, веселились.
На молодежных вечеринках и посиделках были очень популярны
игры. Вот некоторые из них.
— Посреди избы сидит старик (ряженый), молодая его жена,
приплясывая, поет жалобу на дряхлость мужа, все присутствующие ей
подтягивают. Каждый куплет посвящен разным видам полевых работ,
куда жена посылает своего старого мужа, но тот постоянно отвечает
словами «моченьки нет». Наконец жена поет последний куплет, в
котором зовет его «бражки испить». Старик проворно вскакивает,
бодро отвечает: «Пойдем, матушка, пойдем», — бежит стариковской
рысью. Заключает игру веселый хохот участников.
— Играли в «молчанку», когда по команде «раз, два, три» все
парни и девушки должны хранить молчание. Тот, кто не выдерживал,
подвергался шуточному наказанию: съесть пригоршню угля,
поцеловать какую-нибудь старуху, позволить облить себя водой и др.
Иногда в избу врывалась ватага «нечисти» — наряженных в
невообразимые одежды парней, которые с шумом и грохотом
начинали пугать девушек. Когда проходил первый испуг, девушки,
конечно же, знавшие о возможности появления подобных гостей,
начинали весело обороняться и выгонять «нечистую силу».
— На святки непременно устраивали гадания. Особенно
распространены были те, что связаны с замужеством. Для этого
девушки бросали за ворота свою туфельку или башмачок. Если носок
будет смотреть в сторону от дома — выйдет в этом году замуж, если
повернется к дому — то пока не бывать свадьбе. Это самый простой
способ узнать свою судьбу. В ходу были действа и более мудреные и
сложные, и не только о будущей свадьбе. Загадывали на здоровье и
удачу, на семейный достаток и благополучие.
После революции (1917), в связи с развернувшейся
антирелигиозной борьбой, празднование Р.Х., как и других
религиозных праздников, стало утрачивать размах и публичный
характер, оставшись преимущественно в стенах сохранившихся
храмов и в семьях верующих людей. Лишь в 1990-х Р.Х. вновь
приобрело статус государственного праздника (7 января объявлено
нерабочим днем). В Ульяновске и других населенных пунктах области
в этот день и накануне проводятся праздничные богослужения,
устраиваются рождественские вечера в Домах и Дворцах культуры,
клубах. Дети колядуют. Верующие и большинство неверующих людей
отмечают Рождество в семейном кругу за празднично накрытым
столом.
Верующие католики и протестанты отмечают Р.Х. по григорианскому
календарю 25 декабря.
православной церкви, государственный праздник России. Отмечается
ежегодно 7 янв. (25 дек.). Отмечать Р.Х. на Руси начали после
введения христианства в 10 в. Дата празднования определяется
юлианским календарем, но, с учетом его отличия от ныне
действующего григорианского, Р.Х. наступает в России уже после
Нового года (7 янв.). К празднику готовятся: наряжают, а с 1918
оставляют после Новогоднего праздника наряженную елку, одевают
нарядную одежду, накрывают стол. Повсюду царит атмосфера
взволнованности, торжественности и некоторой таинственности.
Накануне Р.Х. в домах верующих все убрано, пахнет хвоей и
пирогами, отблескивают огоньки лампадок. В ночь с 6 на 7 янв.
наступает рождественский сочельник. В этот вечер не едят до первой
звезды. А когда подходит время, нарядно одетые люди садятся за
стол. Торжественный ужин большим разнообразием блюд не
отличается. Необходимым кушаньем по заведенному издавна обычаю
должна быть кутья, приготовленная из пшена и ячменя. В прошлом
обязательной принадлежностью рождественского стола считались
также фигурки из пшеничного теста, изображавшие коров, быков,
овец, пастухов. Подавались и другие блюда, но главное начиналось
потом. После относительно серьезного застолья к полуночи ближе
вступает в свои права долгожданное веселье. Начинаются святки, их
еще называют святыми, или страшными вечерами. Продолжаются они
две недели после Рождества. В былые годы праздновались они всем
православным людом, независимо от возраста. Но особое веселье
царило среди молодежи. В каждом селении звенели песни,
устраивались игры, обходы домов, посиделки. Колядовщиков ждали в
каждой семье, готовили для них подарки и угощение, встречали
ласково и приветливо, что было доброй приметой на весь новый год.
А колядовщики, в свою очередь, старались во всю, чтобы было
посмешнее да позаковыристее. Ряженные надевали на себя маски
медведей, быков, придумывали другие наряды. Шли от избы к избе с
песнями, частушками, шутками. Не обходилось без баловства,
демонстрации молодецкой удали и веселья. Все славили Рождество,
радовались, веселились.
На молодежных вечеринках и посиделках были очень популярны
игры. Вот некоторые из них.
— Посреди избы сидит старик (ряженый), молодая его жена,
приплясывая, поет жалобу на дряхлость мужа, все присутствующие ей
подтягивают. Каждый куплет посвящен разным видам полевых работ,
куда жена посылает своего старого мужа, но тот постоянно отвечает
словами «моченьки нет». Наконец жена поет последний куплет, в
котором зовет его «бражки испить». Старик проворно вскакивает,
бодро отвечает: «Пойдем, матушка, пойдем», — бежит стариковской
рысью. Заключает игру веселый хохот участников.
— Играли в «молчанку», когда по команде «раз, два, три» все
парни и девушки должны хранить молчание. Тот, кто не выдерживал,
подвергался шуточному наказанию: съесть пригоршню угля,
поцеловать какую-нибудь старуху, позволить облить себя водой и др.
Иногда в избу врывалась ватага «нечисти» — наряженных в
невообразимые одежды парней, которые с шумом и грохотом
начинали пугать девушек. Когда проходил первый испуг, девушки,
конечно же, знавшие о возможности появления подобных гостей,
начинали весело обороняться и выгонять «нечистую силу».
— На святки непременно устраивали гадания. Особенно
распространены были те, что связаны с замужеством. Для этого
девушки бросали за ворота свою туфельку или башмачок. Если носок
будет смотреть в сторону от дома — выйдет в этом году замуж, если
повернется к дому — то пока не бывать свадьбе. Это самый простой
способ узнать свою судьбу. В ходу были действа и более мудреные и
сложные, и не только о будущей свадьбе. Загадывали на здоровье и
удачу, на семейный достаток и благополучие.
После революции (1917), в связи с развернувшейся
антирелигиозной борьбой, празднование Р.Х., как и других
религиозных праздников, стало утрачивать размах и публичный
характер, оставшись преимущественно в стенах сохранившихся
храмов и в семьях верующих людей. Лишь в 1990-х Р.Х. вновь
приобрело статус государственного праздника (7 января объявлено
нерабочим днем). В Ульяновске и других населенных пунктах области
в этот день и накануне проводятся праздничные богослужения,
устраиваются рождественские вечера в Домах и Дворцах культуры,
клубах. Дети колядуют. Верующие и большинство неверующих людей
отмечают Рождество в семейном кругу за празднично накрытым
столом.
Верующие католики и протестанты отмечают Р.Х. по григорианскому
календарю 25 декабря.