ОРНАМЕНТ

ОРНАМЕНТ, ритмическое повторение одинаковых по форме, цвету,
размеру элементов, используемых в украшении одежды, предметов
быта и др. Различным национальностям, народностям, культурам и
даже территориальным образованиям принадлежат свои характерные  
О.
   В русских О. Симб. губ. прослеживаются черты, сходные с О.
среднерусских земель (особенно с Владимирской губ.), хотя имеются
и отличительные особенности. Наиболее распространены в крае
геометрические и растительные узоры, орнаментированные в
композиции. Чаще всего О. украшения использовались в вышивках
на
полотенцах, на которых работа выполнялась, как правило, крестом,
гладью и тамбуром. Среди элементов геометрического орнамента в
русских вышивках симбирских мастериц наиболее часто встречаются
элементы, получившие название «репей» и «перунов цветок».
«Репей» — это ромб с продолженными сторонами. Как правило, его
стороны снабжаются прямыми отростками, похожими на своеобразные
гребенки. Угловые отростки иногла усложняются, приобретая вид
крючков или угловатых завитков, обращенных в разные стороны. По
всей видимости, «репей» является солярным знаком и символизирует
солнце. «Перунов цветок» – это восьмиконечная звезда,
выступающая как символ «обороны от войны». «Перуновы цветки»
вышивались обычно на полотенцах, которые брали с собой воины,
уходя на битву, в надежде, что «перунов цветок» оградит их от
смерти.
   При выборе цвета предпочтение уделялось красному и черному.
Такое контрастное сочетание не случайно: красный цвет — символ
прекрасного, красивого, черный — праздничного, торжественного.
Сочетание их в О. выражало пожелание праздничной красивой
жизни, что особенно характерно для О. на свадебных полотенцах.
Для О. на симбирских полотенцах характерна незавершенность
композиции, как бы ее обрыв, что выражает стремление показать
незавершенность жизни, ее продолженность, что является
пожеланием долгожительства.
   Для симбирского русского О. на вышивках характерна также
ярусность композиционного строя. Количество расписных рядов, их
цвет и техника выполнения различны. Как правило, вышивки с О.
завершаются обрамлением из кружев. Если в северных и
центральных
губерниях России кружева плетутся на коклюшках, то в Симб. губ.
они
вывязываются крючком или пришиваются позднее из готового
(покупного) кружева. Край кружева обычно зубчатый, волнистый,  
что, по мнению ряда искусствоведов, символизирует воду – символ
пожелания чистоты помыслов и надежды на спокойную, размеренную
жизнь.
   Для русского О. характерны геометрический,
цветочно-растительный, зооморфный и эпиграфический элементы,
строгий ритм повторений, замкнутые узоры с симметрией,
крупнолинейные мотивы. Используется, как правило, в украшении
жилища, одежды, монументальной архитектуре и др.
   Татарский О. в основе своей состоит из геометрических или
цветочно-растительных мотивов. В отличие от казанских, симбирские
татары в тканом орнаменте, включающем, как правило,
геометрические мотивы, использовали больше браную, чем
закладную
технику ткачества. На территории края практически не отмечено
использование в татарском О. зооморфных (изображение животных)
и
сюжетных мотивов, он  многоцветен. Для татарского О. характерно
умение вовлечь в работу фон, поверхность украшаемого изделия.
Пространство между орнаментом само звучит как орнамент. Другой
его особенностью является вписывание однотипных фигур друг в
друга. Примером такого приема служат тканые О. на татарских
полотенцах. Цепочки ромбов, вписанных один в другой, или
расходящиеся ромбы — наиболее распространенное украшение
праздничных полотенец. Наряду с ромбовидным орнаментом часто
встречаются мотивы вьющегося стебля, трилистника и вихревой
розетки, они обычно вышиваются золотным или тамбурным швом.
Растительным орнаментом обязательно украшается праздничная
одежда: головные уборы (тюбетейки, калфаки), женские нагрудные
украшения (кукракчи) и обувь (ичиги).
   Головные уборы  часто украшаются нашитым орнаментом.
Старинные женские праздничные головные уборы — калфаки —
украшались орнаментом, выполненным ушковой техникой аппликации.
Цветную ткань крахмалили, затем из нее нарезали треугольнички, их
сшивали вместе, согнув в виде ушка. Из всего этого получались
трилистники, листочки, нашитые на калфак вместе с бисером,
полудрагоценными камнями, блестками, синелью и канителью.
Орнамент, как правило, располагался в виде горизонтальных полос с
чередующимся контрастным фоном. Позднее, в нач. 20 в., калфаки
стали украшать лишь одной полосой орнамента по нижнему краю.
Орнамент выполнялся бисером. Использовался мотив вьющегося
стебля с цветами и листьями. Традиционно орнамент наносился на
нагрудные украшения в виде прямоугольного куска ткани (кукракчи),
прикрепляемый на грудь для украшения платья. Кукракчи обычно
вышивали тамбурным или золотным швом. Вышивка делалась на
бархате или шелке, использовался мотив вьющегося стебля,
вихревой
розетки, вокруг которой симметрично размещались лепестки или
вьющиеся стебли растений. И, наконец, орнаментом украшались
сапожки (ичиги). О. выполнялся в технике аппликации из кожи,
окрашенной в разные цвета и вырезанной в виде лепестка, круга,
розетки и т.д. Швы с изнаночной стороны разбивались молотком, а с
лицевой обводили шелковой строчкой, поэтому их трудно
почувствовать даже на ощупь. Чем из большего числа цветных
кусочков кожи сшиты ичиги, тем искуснее считался сапожник.
Старинные сапожки, на первый взгляд, кажутся просто расписными.
Многие из этих техник исполнения О. сохраняются по настоящее
время.
   Чувашский О. состоит из геометрических, растительных и
растительно стилизованных мотивов. С нач. 20 в. он включает под
влиянием русской вышивки сюжетные и зооморфные мотивы. О.
низовых чувашей Симб. губ. подвергся значительному влиянию в
технике тамбурного шва. Особенностью чувашского О. является
чередование геометрического и растительных мотивов,
расположенных рядом, но не смешанно. Другой особенностью
является использование на одном предмете при нанесении О.
различных техник: это аппликации, вышивка и ткачество. Но главной
отличительной особенностью чувашского О. является многоцветность,
все цвета радуги могут быть  использованы при украшении
маленького поясного украшения в виде прямоугольного кусочка
ткани
(сара). Основные элементы чувашского О. — это косой  крест, ромб,
розетка, вьющийся стебель с листьями и цветами. В старину богато
орнаментировались женские и девичьи головные уборы. Бисерным
геометрическим орнаментом украшалась девичья шапочка (тухья).
Женское головное полотенце (сурпан) включало несколько
орнаментов. Выборным ткачеством выполняются разноцветные ромбы,
косые кресты, розетки; тамбурной вышивкой и крестом –
растительные
мотивы (вьющиеся цветочные гирлянды). Нашитая тесьма соединяет
границы орнаментов. Орнамент тесьмы может  быть и зооморфным и
растительным. К концам полотенца пришивается кружевной край,
связанный крючком. Орнамент кружева может быть как растительным,
так и геометрическим.  Чувашская праздничная рубаха (кепе), а в
старину она шилась из белого льняного полотна, украшается
орнаментом в виде аппликаций и вышивки на груди, вдоль швов
сверху вниз, по центру и низу рукава, по подолу над оборкой.
Геометрический орнамент в виде ромбов, треугольников и розеток
выполняется шелковыми, а позднее хлопчатобумажными нитями
разных цветов. В нач. 20 в., когда рубаха стала шиться из пестряди,
орнамент стал украшать фартук (сапун). По его подолу вышивается
цветочная гирлянда разноцветными нитями и пришивается кружевной
край.
   Парные поясные украшения (сара) плотно вышиваются
геометрическим орнаментом в виде ромбов, косых крестов, иногда
геометрический орнамент дополняется вышитой полосой
растительного О. На вышитых к свадьбе платках и полотенцах обычно
используется растительный орнамент. Под влиянием русского
населения в нач. 20 в. стали вышивать петухов, лебедей,
виноградную лозу, розы, но выбор цвета нитей и техники выполнения
вышивки сохраняет национальный колорит орнамента.
   Мордовский О. включает геометрические мотивы, наиболее часто
встречается в нем ромб, крест, косой крест. О. вышивается
шерстяными нитями по льняному или конопляному холсту. Вышивка
полностью закрывает фон, имеет ковровый застил и называется
эрзянской звездочкой. О. проступает незаполненным белым полотном
на фоне ковровой сплошной вышивки. Иногда О. выполняется
контрастным цветом черных нитей по красному фону. Излюбленными
цветами являются густой красный, черный, немного используется
желтый и синий цвета (последний иногда заменяет черный). В О.
часто включают медные блестки, создавая ими центры
орнаментальных композиций или границы орнамента. В традиционном
женском мордовском костюме О. имел и продолжает иметь, как и у
других народов, очень важное значение. Праздничная одежда
отличается от повседневной обилием орнамента. Свадебная рубаха
(панар) вышивалась по горловине, широкой полосой по переду,
вертикальными полосами вдоль швов спускалась по спине, по
плечам,
по центру рукавов, по подолу и по низу рукавов. Вышивкой
украшалась и верхняя распашная одежда (руца). О. располагался на
тех же местах, что и у панара. Вышивка почти полностью закрывала
ткань на женских головных уборах (панчо, сорока). Узор О. виден в
просветах ткани и поверх вышивки блестками, нашитыми
крестообразно по тыльной стороне головного убора. Бисерные и
медные цепочки обрамляют края вышивки. Ярким пятном в костюме
является пояс (пулай), спускающийся в виде прямоугольного куска
ткани сзади ниже талии и по бедрам. Орнамент на нем расположен
горизонтальными полосами, выложен бисером, медными блестками,
симметрично по бокам украшен раковинами каури и медными
пуговицами или монетами. Заканчивается пулай шерстяной бахромой,
иногда расположенной в два ряда, и кистями. Шерстяной плотный
орнамент кисти создавал дополнительную толщину одежды, что было
важно, т. к. мордовская женщина считалась красивой, если была
полной.