ЛАТЫШИ

ЛАТЫШИ, небольшая этническая общность, находящаяся в
численно превосходящем иноэтническом окружении. По
языковой принадлежности относятся к летто-литовской (балтийской)
группе индоевропейской языковой семьи. В Ульяновском Поволжье
латыши расселились в 1870—1910, первоначально на землях
Карсунского уезда (из Ауцкого уезда Курляндской губ.). В 1880
основная их часть переселилась на земли Сенгилеевского уезда.
   Первый латышский хутор из 60 домов появился в 1875 у с. Кивать
Сенгилеевского уезда. Латыши выкорчевали отведенный лесной
массив, построили землянки, распахали целину; за землю платили
удельному ведомству. Возделывали рожь, овес, картофель;
занимались огородничеством, животноводством. Хутор получил
название Чекалино-Латышский (с 1920 — поселок Балтия, с 1945 —
с. Красная Балтия). В 1909—1910 из Курляндской губ. переселились
еще несколько латышских семей на земли Николаевской вол.
Сызранского уезда.  На 1989 в обл. насчитывалось более 350 Л.
Основная часть сел.  насел. живет в с. Красная Балтия
Кузоватовского р-на. Длительное проживание латышей среди других
народов обусловило большие изменения в их материальной культуре,
быте. Застройка усадьбы, жилище, внутренняя планировка дома в
значительной степени заимствованы у русских, преобладает 2-х или
3-каменная постройка, состоящая из жилого дома и сеней или дома и
сеней с коридором («крылец»), верандой и кладовой (в прошлом
комора). Жилая часть дома подразделяется на две половины:
заднюю с русской печью и переднюю.  Размещение печи в жилище —
по среднерусскому варианту. Этническое своеобразие жилища
прослеживается лишь в оформлении внутреннего интерьера:
используется текстиль, разнообразные плетения, керамика.  Из
хозяйственных построек на многих усадьбах имеются погреб, подвал
для хранения овощей, сараи-стойла для домашнего скота, баня. У
отдельных владельцев автомобилей, мотоциклов — гаражи. Поселок
озелененный, в палисадниках домов разбиты цветники, на окраинах
— огромные деревья — ровесники поселку по возрасту; в центре —
озеро, из которого берут воду для хозяйственных нужд.  Почти
утрачены национальные черты в одежде. Народный костюм одевают
лишь во время выступлений участники художественной
самодеятельности (старинный женский костюм состоял из длинной
полотняной рубахи, полосатой или клетчатой юбки, иногда с лифом,
узорного тканого пояса и наплечного покрывала; головным убором
девушек был венец из материи, замужних женщин — чепец; мужскую
старинную одежду составляли короткая рубаха, белые, темные или
полосатые шерстяные штаны, длинный кафтан, кушак, шляпа с полями
или картуз, кожаная обувь). Наиболее устойчиво старинные традиции
в одежде сохраняются в изготовлении вязаных изделий. Латышские
мужчины, женщины и дети и ныне носят разнообразные вязаные
вещи с национальным орнаментом (свитера, кофточки, шапочки,
носки, варежки и др.).
   Довольно устойчивой остается традиционная кухня, некоторые
предметы домашнего обихода. В современной латышской кухне
по-прежнему продолжают играть основную роль зерновые, молочные,
мясные продукты, а также овощи, картофель, рыба. Возможность
расширить ассортимент блюд за счет покупных продуктов значительно
разнообразила будничные и праздничные кушанья. Но многие
традиционные блюда готовятся и сегодня. Это прежде всего
картофельная похлебка с клецками, рыба, путра — каша с молоком
или с жиром, капости — вареная капуста, варево из свежих и
квашеных овощей, салат-«рассол» из вареного картофеля, селедки,
вареной свинины, крутых яиц со сметаной и горчицей. В праздничные
дни традиционно готовят тушеную капусту со свининой, блюда из
тертого картофеля, творожный сыр, пирожки со шпиком или с мясом и
др.  Латыши берегут свой язык, письменность, обычаи, обряды,
народные песни. Ежегодно 7 июля проводится праздник «День Лиго»
(Ивана Купалы) — летнего солнцестояния. Съезжаются на него
жители многих окрестных сел. Проводится этот праздник с
сохранением ряда народных традиций: украшают жилище венками и
ветками березы. Главным действующим лицом праздника является
Янис (Иван). Вместе с Янисом (Янисами) жители Красной Балтии и
гости отправляются в лес, рощу, к воде, где собирают полезные
травы янисов (ромашку, клевер, папоротник и другие). Из собранных
трав и цветов плетут венки, обмениваются ими. Венки вешают на
домашний скот. Сбор трав, цветов, обмен венками сопровождается
песнями «лиго», которые, как считалось прежде, способны были дать
благополучие дому, здоровье в семье.  Припев «лиго», по
представлениям латышей, играл магическую роль. В «День Лиго»
«разрешено объявлять в песнях недостатки любого жителя, и он не
имеет права обижаться, а должен отвечать с умом и песней...»
Заканчивается праздник «День Лиго» после захода солнца танцами и
песнями молодежи.
   С сохранением ряда традиций проводится и один из самых
значительных семейных праздников — свадьба. Она включает
сватовство, свадебное торжество с
бракосочетанием в ЗАГСе. Начинается праздник в доме невесты с
выкупа «почетных ворот», встречей молодых хлебом-солью,
«посвящением молодой в замужнюю женщину». Эти увеселительные
игровые моменты сопровождаются шутками, танцами, песнями.
Продолжается свадебное торжество (на 2-й и 3-й дни) в доме мужа.
Проводятся сегодня в Красной Балтии, как и в других селах и
районах области, общегражданские, земледельческие праздники:
первой борозды, уборки урожая и другие. Основной мотив этих
праздников — чествование тружеников села.
   Фольклорная группа ДК села Красная Балтия — неоднократный
участник обл. смотров художественной самодеятельности, своими
успешными выступлениями она известна далеко за пределами своего
села.  Сегодня (1970—1990-е гг.) в силу миграционных и этнических
процессов (естественной ассимиляции) происходит сокращение
численности Л.