ЧУВАШИ
ЧУВАШИ, представители тюркской группы алтайской языковой
семьи, одна из основных этнических групп Ульяновской обл. По
данным переписи населении 1989, составляют 8,3 процента
населения. Для сравнения: в 1897 — 10,3% населения Симбирской
губ. Наиболее компактно проживают в Цильнинском р-не — 58,8%
населения, а также в Павловском, Новомалыклинском, Мелекесском,
Барышском. Название народа — «чуваш», «чаваш» производят от
булгарского племени сувар, суваз. Начало чувашскому этносу
положили тюркоязычные племена булгар и сувазов, а также
финно-угорские племена марийцев. Булгары и сувазы,
переселившись после разгрома Волжской Булгарии
монголо-татарами на правобережье Волги, смешивались с племенами
«горных» марийцев и сформировали этническую группу
чувашей-вирьялов (верховых), живущих ныне в сев.-зап. р-нах
Чувашии. В то же время, тюркоязычное племя сувазов, осев в
центральных и южных р-нах современной Чувашии, образовало
группу анатри (низовые). Анатри сохранили больше черт
традиционной культуры и антропологический тип своих тюркоязычных
предков и по культурным особенностям имеют значительное сходство
с татарами. В культуре же вирьялов проявились черты
финно-угорских предков — «горных» марийцев. На терр. Ульян. обл.
проживают преимущественно чуваши-анатри.
Ч. — народ давней земледельческой культуры, в 19 — нач. 20 вв.
земледелие у них было трехпольным, сеяли рожь, пшеницу, овес,
полбу, просо (пшено), горох, чечевицу. Из технических культур —
коноплю. Рожь и овес были основным товаром на рынках Среднего
Поволжья. Из овощей возделывали репу, свеклу, чеснок, лук,
огурцы, капусту; с сер. 19 в. — картофель.
Традиционными занятиями Ч. были также хмелеводство,
пчеловодство, охота. Хмель крестьяне продавали на базарах или
торговцам на местах. В 1860-х цена его колебалась от 4 до 15 руб.
за пуд. При хорошем урожае крестьянское хозяйство получало до 6
пудов хмеля. Чуваши разводили лошадей, коров, овец, коз,
домашнюю птицу. Занимались и кустарными промыслами.
Основными типами чувашских поселений были и остаются села,
деревни по долинам рек, вдоль трактов и балок у выхода грунтовых
вод. По планировке селения подразделяются на кучевые, круговые, с
кон. 19 в. — линейные уличные. В названиях селений отражены
природные особенности местности, история заселения терр. Многие
селения имеют поименные названия.
Традиционное жилище (изба) являлось в основном 2-раздельным
(изба—сени) и 3-раздельным (изба—сени—клеть с подклетом,
воспринята от русского населения). Внутренняя планировка избы
преимущественно была среднерусской, но печь некоторые чуваши
использовали иначе, чем русские: ее топили для тепла и выпечки
хлеба, а пищу готовили в котле, вмазанном в печь или в
подвешенном над огнем, на шестке. Из хозяйственных построек
помимо конюшен, хлевов, сараев Ч. сооружали еще «лас» — летнюю
кухню. Зажиточные крестьяне свои дома украшали резьбой и
росписью.
Мужской традиционный чувашский костюм 19 в. состоял из
туникообразной холщовой рубахи и штанов. Праздничные рубахи
украшались вышивкой (являлась знаком родовой принадлежности,
предохраняла от злых духов). Верхняя одежда была из домотканого
сукна (кафтан, армяк), из овчины (тулуп, шуба); головные уборы —
барашковая шапка, войлочная шляпа. В комплекс женского костюма
входили: холщовая рубаха (украшалась вышивкой, кумачовыми
нашивками) или платье из кейряди с воланами (кон. 19 в.), а также
нагрудник (носили под разрезом рубахи), передник или фартук.
Верхняя одежда чувашек по своему покрою и материалу напоминала
мужскую. Старинным девичьим головным убором была «тухья» —
полусферическая шапочка из грубого холста, обшитая монетами,
бисером; замужней женщины — «сурпан» (типа полотенца), «хушпа»
(в виде усеченного конуса на твердой основе, украшенного
монетами, бисером. Украшения из монет, бисера чувашки носили
также на груди, шее, спине, в ушах, надевали через плечо и
перевязь (которая была также и у татар) — полосу из красной ткани,
обшитую крупными металлическими монетами. Основным видом обуви
чувашских крестьян были лапти.
В пище чувашских крестьян главное место занимали продукты
земледелия. Наиболее распространенными блюдами были: салма,
картофельный суп, вареный картофель с молоком. Из ритуальной и
жертвенной пищи: каша у всех земледельческих народов, лепешки,
овсяный или гороховый кисель, приготовленный особым способом с
маслом. Такой кисель употреблялся как жертвоприношение при
молениях злым божествам. Осенью жертвенные лепешки
замешивались на крови битой птицы.
В нач. 20 в. у Ч. преобладали численно небольшие семьи, но
встречались семьи до 30 и более человек. Традиционные семейные
обряды (свадебный, погребальный) у Ч. до кон. 19 в. сохраняли
древний ритуал, что было связано с таким явлением, как двоеверие.
До вхождения в состав Русского государства Ч. Ульяновского
Поволжья были язычниками. В язычестве их существовала система
многобожия с верховным богом Тора. Боги делились на добрых и
злых. Каждому занятию людей покровительствовал свой бог.
Языческий религиозный культ был неразрывно связан с циклом
земледельческих работ, с культом предков. Цикл аграрно-магических
обрядов начинался с зимнего праздника «Сурхури» (овечий дух),
потом наступал праздник почитания солнца «Саварни» (Славянская
масленица), затем — весенний многодневный праздник
жертвоприношений солнцу, богу и умершим предкам — «Манкун»
(который совпал затем с христианской Пасхой). Цикл продолжал
«Акатуй» — праздник весенней пахоты и сохи, перед началом
весеннего сева — «Симек» (праздник цветения природы,
общественные поминки). После сева хлебов низовые чуваши
праздновали «Уяв». В честь нового урожая было принято устраивать
моления — благодарения духу — хранителю овина. Из осенних
праздников отмечали «Авдан-Сыры» (петушиный праздник). Свадьбы
у чувашей праздновались в основном весной перед Троицей или
летом от Петрова до Ильина дня.
Общественные поминки всем предкам совершались на третий день
Пасхи, в «Симек». В нояб.—дек. месяц поминовения и
жертвоприношений совпадал с началом года по чувашскому
лунно-солнечному календарю. Ч. чаще других народов поминали
умерших родственников, так как все неприятности и болезни они
приписывали гневу покойников.
В 18—19 вв. большая часть чувашей была крещена. Языческая
религия в чистом виде перестала существовать. Часть верований
была забыта, часть слилась с православной верой, образовав
двоеверие, характерное для христианства на Руси. Крестились и
венчались в церкви, но языческие древние имена носили рядом с
христианскими: одно имя давал жрец — йомзя, другое — священник.
До 20 в. кое-где сохранилась традиция устанавливать на могилах
деревянные памятники в форме идолов — «юпа», почитание
священных рощ. Элементы древних обрядов сохранились у некоторых
Ч. (например, в с. Новые Алгаши Цильнинского р-на) до сер. 1980-х .
Прикладное искусство у Ч. было представлено резьбой по дереву,
вышивкой, узорным тканьем. Чувашская вышивка отличалась
разнообразием швов, декоративностью, богатством узоров. Развито
было и устное творчество. Популярными являлись лирические,
трудовые, обрядовые песни, широко было распространено хоровое
пение. Старинными музыкальными инструментами были дуда,
волынка, гусли, позднее — скрипка, гармонь.
Большую роль в подъеме и развитии культуры, образования
чувашей сыграла Симбирская чувашская школа, организованная во
2-й пол. 19 в. И.Я. Яковлевым при содействии и поддержке И.Н.
Ульянова.
Традиционная культура чувашского народа претерпела в 20 в.
большие изменения, некоторые ее черты прослеживаются в
индивидуальном жилище, в питании, праздновании семейных и
общественных (весенних, осенних) праздников с выполнением
некоторой обрядности. В области регулярно проводятся фольклорные
концерты, вечера, конкурсы, работают коллективы художественной
самодеятельности, народного художественного творчества. Создана
Чувашская национально- культурная автономия (1997).
семьи, одна из основных этнических групп Ульяновской обл. По
данным переписи населении 1989, составляют 8,3 процента
населения. Для сравнения: в 1897 — 10,3% населения Симбирской
губ. Наиболее компактно проживают в Цильнинском р-не — 58,8%
населения, а также в Павловском, Новомалыклинском, Мелекесском,
Барышском. Название народа — «чуваш», «чаваш» производят от
булгарского племени сувар, суваз. Начало чувашскому этносу
положили тюркоязычные племена булгар и сувазов, а также
финно-угорские племена марийцев. Булгары и сувазы,
переселившись после разгрома Волжской Булгарии
монголо-татарами на правобережье Волги, смешивались с племенами
«горных» марийцев и сформировали этническую группу
чувашей-вирьялов (верховых), живущих ныне в сев.-зап. р-нах
Чувашии. В то же время, тюркоязычное племя сувазов, осев в
центральных и южных р-нах современной Чувашии, образовало
группу анатри (низовые). Анатри сохранили больше черт
традиционной культуры и антропологический тип своих тюркоязычных
предков и по культурным особенностям имеют значительное сходство
с татарами. В культуре же вирьялов проявились черты
финно-угорских предков — «горных» марийцев. На терр. Ульян. обл.
проживают преимущественно чуваши-анатри.
Ч. — народ давней земледельческой культуры, в 19 — нач. 20 вв.
земледелие у них было трехпольным, сеяли рожь, пшеницу, овес,
полбу, просо (пшено), горох, чечевицу. Из технических культур —
коноплю. Рожь и овес были основным товаром на рынках Среднего
Поволжья. Из овощей возделывали репу, свеклу, чеснок, лук,
огурцы, капусту; с сер. 19 в. — картофель.
Традиционными занятиями Ч. были также хмелеводство,
пчеловодство, охота. Хмель крестьяне продавали на базарах или
торговцам на местах. В 1860-х цена его колебалась от 4 до 15 руб.
за пуд. При хорошем урожае крестьянское хозяйство получало до 6
пудов хмеля. Чуваши разводили лошадей, коров, овец, коз,
домашнюю птицу. Занимались и кустарными промыслами.
Основными типами чувашских поселений были и остаются села,
деревни по долинам рек, вдоль трактов и балок у выхода грунтовых
вод. По планировке селения подразделяются на кучевые, круговые, с
кон. 19 в. — линейные уличные. В названиях селений отражены
природные особенности местности, история заселения терр. Многие
селения имеют поименные названия.
Традиционное жилище (изба) являлось в основном 2-раздельным
(изба—сени) и 3-раздельным (изба—сени—клеть с подклетом,
воспринята от русского населения). Внутренняя планировка избы
преимущественно была среднерусской, но печь некоторые чуваши
использовали иначе, чем русские: ее топили для тепла и выпечки
хлеба, а пищу готовили в котле, вмазанном в печь или в
подвешенном над огнем, на шестке. Из хозяйственных построек
помимо конюшен, хлевов, сараев Ч. сооружали еще «лас» — летнюю
кухню. Зажиточные крестьяне свои дома украшали резьбой и
росписью.
Мужской традиционный чувашский костюм 19 в. состоял из
туникообразной холщовой рубахи и штанов. Праздничные рубахи
украшались вышивкой (являлась знаком родовой принадлежности,
предохраняла от злых духов). Верхняя одежда была из домотканого
сукна (кафтан, армяк), из овчины (тулуп, шуба); головные уборы —
барашковая шапка, войлочная шляпа. В комплекс женского костюма
входили: холщовая рубаха (украшалась вышивкой, кумачовыми
нашивками) или платье из кейряди с воланами (кон. 19 в.), а также
нагрудник (носили под разрезом рубахи), передник или фартук.
Верхняя одежда чувашек по своему покрою и материалу напоминала
мужскую. Старинным девичьим головным убором была «тухья» —
полусферическая шапочка из грубого холста, обшитая монетами,
бисером; замужней женщины — «сурпан» (типа полотенца), «хушпа»
(в виде усеченного конуса на твердой основе, украшенного
монетами, бисером. Украшения из монет, бисера чувашки носили
также на груди, шее, спине, в ушах, надевали через плечо и
перевязь (которая была также и у татар) — полосу из красной ткани,
обшитую крупными металлическими монетами. Основным видом обуви
чувашских крестьян были лапти.
В пище чувашских крестьян главное место занимали продукты
земледелия. Наиболее распространенными блюдами были: салма,
картофельный суп, вареный картофель с молоком. Из ритуальной и
жертвенной пищи: каша у всех земледельческих народов, лепешки,
овсяный или гороховый кисель, приготовленный особым способом с
маслом. Такой кисель употреблялся как жертвоприношение при
молениях злым божествам. Осенью жертвенные лепешки
замешивались на крови битой птицы.
В нач. 20 в. у Ч. преобладали численно небольшие семьи, но
встречались семьи до 30 и более человек. Традиционные семейные
обряды (свадебный, погребальный) у Ч. до кон. 19 в. сохраняли
древний ритуал, что было связано с таким явлением, как двоеверие.
До вхождения в состав Русского государства Ч. Ульяновского
Поволжья были язычниками. В язычестве их существовала система
многобожия с верховным богом Тора. Боги делились на добрых и
злых. Каждому занятию людей покровительствовал свой бог.
Языческий религиозный культ был неразрывно связан с циклом
земледельческих работ, с культом предков. Цикл аграрно-магических
обрядов начинался с зимнего праздника «Сурхури» (овечий дух),
потом наступал праздник почитания солнца «Саварни» (Славянская
масленица), затем — весенний многодневный праздник
жертвоприношений солнцу, богу и умершим предкам — «Манкун»
(который совпал затем с христианской Пасхой). Цикл продолжал
«Акатуй» — праздник весенней пахоты и сохи, перед началом
весеннего сева — «Симек» (праздник цветения природы,
общественные поминки). После сева хлебов низовые чуваши
праздновали «Уяв». В честь нового урожая было принято устраивать
моления — благодарения духу — хранителю овина. Из осенних
праздников отмечали «Авдан-Сыры» (петушиный праздник). Свадьбы
у чувашей праздновались в основном весной перед Троицей или
летом от Петрова до Ильина дня.
Общественные поминки всем предкам совершались на третий день
Пасхи, в «Симек». В нояб.—дек. месяц поминовения и
жертвоприношений совпадал с началом года по чувашскому
лунно-солнечному календарю. Ч. чаще других народов поминали
умерших родственников, так как все неприятности и болезни они
приписывали гневу покойников.
В 18—19 вв. большая часть чувашей была крещена. Языческая
религия в чистом виде перестала существовать. Часть верований
была забыта, часть слилась с православной верой, образовав
двоеверие, характерное для христианства на Руси. Крестились и
венчались в церкви, но языческие древние имена носили рядом с
христианскими: одно имя давал жрец — йомзя, другое — священник.
До 20 в. кое-где сохранилась традиция устанавливать на могилах
деревянные памятники в форме идолов — «юпа», почитание
священных рощ. Элементы древних обрядов сохранились у некоторых
Ч. (например, в с. Новые Алгаши Цильнинского р-на) до сер. 1980-х .
Прикладное искусство у Ч. было представлено резьбой по дереву,
вышивкой, узорным тканьем. Чувашская вышивка отличалась
разнообразием швов, декоративностью, богатством узоров. Развито
было и устное творчество. Популярными являлись лирические,
трудовые, обрядовые песни, широко было распространено хоровое
пение. Старинными музыкальными инструментами были дуда,
волынка, гусли, позднее — скрипка, гармонь.
Большую роль в подъеме и развитии культуры, образования
чувашей сыграла Симбирская чувашская школа, организованная во
2-й пол. 19 в. И.Я. Яковлевым при содействии и поддержке И.Н.
Ульянова.
Традиционная культура чувашского народа претерпела в 20 в.
большие изменения, некоторые ее черты прослеживаются в
индивидуальном жилище, в питании, праздновании семейных и
общественных (весенних, осенних) праздников с выполнением
некоторой обрядности. В области регулярно проводятся фольклорные
концерты, вечера, конкурсы, работают коллективы художественной
самодеятельности, народного художественного творчества. Создана
Чувашская национально- культурная автономия (1997).