АКАТУЙ

АКАТУЙ, народный чувашский праздник весны и земледелия. В
старом чувашском быту А. начинался перед выходом на весенние
полевые работы и завершался после окончания сева яровых.
В последних числах апреля, перед выходом на пашню,
начинали готовиться к торжествам по случаю полевых работ:
заранее варили пиво, готовили съестные припасы, красили
яйца. Праздник продолжался неделю. Приготовившийся к
празднику в определенный день созывал родственников и
соседей. К их приходу в избе накрывали богатый стол. Во
главу стола ставили алтар (братину) с пивом, в середину
стола, на специальном вышитом полотенце,-блюдо с караваем
хлеба и кругом сыра. Как только собирались все
приглашенные, хозяин назначал одного знающего ритуал
старца руководителем, и тот приступал к исполнению своих
обязанностей. Каждому из присутствующих подносили кружку
пива, раздавали по кусочку съестного. Руководитель запевал
старинную песню "Алран кайми аки-сухи" ("Сев и пашня -
вековечное дело наше"), и все подхватывали этот гимн
земледельческому труду. После завершения песни под
руководством старца все совершали моление, обращаясь в
сторону приоткрытых дверей. В старом чувашском быту все
дома в деревне строились дверями на восток. Эта традиция
удерживалась чувашами вплоть до 20 в.
Для завершения ритуальной части праздника А. каждая
родственная группа выходила в озимое поле. С собой брали
каравай хлеба, круг сыра, яйца, пшеничные или ячменные
колобки, пироги, пиво. Все припасы несли чинно,
торжественно. Шли со специальной песней, предназначенной
для этого случая.
В поле все устраивались в конце загона, обращаясь лицом на
восток. Старший родич, обращаясь к духам земли (сер йыше),
читал молитву и "угощал" их кусочками принесенных съестных
припасов и пивом.
После завершения молитвы молодежь начинала гадания на
яйцах и палках. Ребята бросали в поле яйца и смотрели - у
кого яйцо разбилось, а у кого нет. Верили, что целое яйцо
предвещает богатый урожай яровых хлебов. Таким же образом
гадали и на палках.
После гаданий в поле начинались песни, пляски, веселье.
Возвращались с поля только к вечеру. Проведение этих
обрядов было обязательным для каждого. Все верили в силу
обряда, думали, что таким образом можно повлиять на
будущий урожай.
Вся деревня, проведя ритуальную часть праздника А.,
выходила на весеннюю пахоту. По окончании весенних
земледельческих работ проводилась торжественная часть
праздника А. В этнографической литературе термин "акатуй"
часто объясняется как "свадьба плуга", но гораздо
правильнее будет перевести "акатуй" как "праздник
земледелия".
К самому торжественному заключительному циклу А. начинали
готовиться заранее. По улицам верхом на лошадях гарцевали
юноши. Они собирали призы для награждения победителей на
соревнованиях. Молодежь разъезжала по деревне с длинным
шестом, к которому молодушки привязывали свои лучшие
вышитые полотенца и тканые пояса. Другие несли плетеные
сумки - пестери для сбора яиц.
Молодые люди для участия в скачках подготавливали
лошадей, щедро кормили их овсом. Накануне праздника
молодежь выезжала на конях и устраивала пробные
соревнования "для разогрева ног коней". Для проведения
соревнований составлялось своеобразное жюри из почтенных
и влиятельных стариков, которое признавалось не только
жителями данной деревни, но и всей округи.
В день А. деревня принимала праздничный вид, на улицах
царило веселое оживление. Соревнования происходили на
лугу за деревней. Обычно выбирали место рядом с рекой и
лесом. Еще до полудня население деревни начинало стекаться
на традиционное место проведения конных скачек. Впереди
шли выборные старики. Вместе с ними верхом на коне ехал
один из парней, который нес длинный шест с привязанным к
верхнему концу полотенцем - своеобразной эмблемой
праздника.
На опушке леса на почетном месте усаживались старики -
члены комиссии, около них вкапывали в землю длинный шест
с полотенцем на верхнем конце - акатуй ялаве (флаг А.).
Когда народа собиралось достаточно, начинались состязания:
бег, скачки, прыжки, борьба, стрельба из лука по цели и т. д.
Как правило, состязания начинали мальчики. Сначала
соревновались в беге на полверсты. Победители получали до
десятка яиц. Детей сменяли взрослые, они бегали на
дистанцию от одной до двух верст. Самым популярным видом
соревнований на А. являлась борьба на поясах. В качестве
пояса использовалось полотенце. Каждый борец держал
полотенце в руках, охватывая им талию противника. Борьбу
также начинали мальчики, постепенно очередь доходила до
взрослых. Оставшийся непобежденным борец получал титул
богатыря (паттар). Его обычно награждали бараном.
Одним из центральных моментов праздника были конные
скачки на три, пять, иногда и до восьми верст. Праздник А.
украшали разнообразные шуточные соревнования типа "бега в
мешке", "бега на трех ногах", "разбивания горшка",
"молодушки с коромыслом" и т. п. Силу и ловкость показывали
в таких играх, как бой с мешками на бревне, поднятие гирь,
различного рода перетягивания и т. д. После состязаний
молодежь разбивалась на несколько возрастных групп, и
каждая из них затевала свои игры. Парни и девушки
устраивали пляски, пели песни. Веселье продолжалось до
позднего вечера. В состязаниях по борьбе участвовали
богатыри нескольких деревень, и таким образом выявляли
чемпиона всей округи. Такой паттар пользовался всеобщим
уважением. У кочевых в прошлом народов соревнования в
силе, ловкости и меткости имели очень древние истоки. Их
смысл не столько спортивный, сколько практический,
общественный. На общеродовых состязаниях, проводимых
ранней весной, выявлялись самые сильные, ловкие и меткие
мужчины. На период сезонных летних перекочевок эти
богатыри становились во главе всего рода. От их силы,
сообразительности, смелости, ловкости и меткости зависело
благополучие всего кочевого сообщества. Богатыри (паттар,
улап) становились предводителями родов (улпут). Не случайно
в чувашском языке слово улап - "богатырь, герой, исполин" и
улпут - "барин", "князь", "сановное лицо" одного корня. Это
говорит о том, что у далеких предков чувашей спортивные
состязания во время праздников весенне-летнего цикла имели
чрезвычайно большое значение. Они служили самым
демократическим и эффективным способом выбора
предводителей родов и племен. Современный А. стал
праздником самодеятельных талантов и спортивных
состязаний. Это и выступления чувашских самодеятельных
коллективов, народных умельцев и спортивные состязания,
выбор сильнейшего в поднятии тяжестей, борьба на поясах и
т. д. Заканчивается праздник всеобщим весельем. Местом его
проведения в Ульяновске с 1990 является парк культуры и
отдыха "Винновская роща". А. празднуется практически во
всех селах и раб. пос. области, где компактно проживают
чуваши.