БУРЛАКИ

БУРЛАКИ, наемные рабочие в 16-19 вв., передвигавшие речные суда
с помощью бечевы и весел. В период расцвета бурлачества их на
Волге насчитывалось до 300 тыс. Современники называли труд Б.
"египетским", сравнивая его по тяжести со стр-вом фараоновых
пирамид. Расчет потребности в Б. был примерно 3,5 чел. на тысячу
пудов груза. Устройство бурлацкой артели было следующим: водолив
(нач. над Б.) - представитель хозяина, хранивший документы и
деньги, лоцман ("деда") - управлявший судном, десятник -
представитель Б. Из рядовых выделялся "шишка", самый сильный Б.,
шедший впереди лямки. В хвосте шли двое косных, которые должны
были сбрасывать лямку с деревьев и вообще устранять преграды на
пути. Самый молодой был кашеваром. Коренными назывались Б.,
взятые на весь путь; по мере болезни, бегства и т. д. к ним
присоединялись добавочные Б. Дорогу по Волге называли путиной.
Дальняя путина - от Н. Новгорода до Астрахани длилась 70-75 дней.
Путина делилась на перемены (примерно 25 верст), но они не
соответствовали дневным переходам. По преданию это были
остановки Екатерины II во время ее путешествия для смены людей.
Заработок лоцмана за путину был 30-120 руб., водолива - 50-60 руб.,
рядового Б. - 28-40 руб. Бурлацкие артели составляли, в основном,
отходники из оброчных крест. поволжских губ., в т. ч. и Симб. С
появлением во второй пол. 19 в. судов на паровой тяге Б. как
профессия, исчезли.