КУЛЬТОВОЕ ЗОДЧЕСТВО ПРАВОСЛАВНОЕ

КУЛЬТОВОЕ ЗОДЧЕСТВО (ПРАВОСЛАВНОЕ). На формирование К.З. в
целом по губ. оказали влияние несколько факторов: религиозные и
культурные традиции населения, прибывшего из многих насел.
пунктов страны; ландшафтные особенности местности, включающие
наличие рек, озер, родников и удобные участки для обозрения,
размещение необходимых зданий и сооружений, а также возможности
обслуживания ближайших насел. пунктов; наличие местных
строительных материалов; подъездные дороги и возвышенные места,
незатапливаемые во время паводков; финансовые возможности
прихожан и др. жертвователей. Объемно-
планировочные решения православных храмов традиционно
включали три последовательно расположенные части,
ориентированные по оси зап.-вост.: колокольня-трапезная-храм. При
недостатке средств храм возводился как обязательная часть, к
которой впоследствии достраивались остальные, колокольня иногда
стояла отдельно. Колокольни, как правило, возводили двух-, трех-,
четырех- и пятиярусными, завершенные шатром или купольной
главкой с крестом. Трапезные были двухскатными и размещались
между колокольней и храмом. Храмы возводились одно- и
двухярусными с одной или несколькими главами с крестами.
По состоянию на 1900 в губ. насчитывалось 755 православных
храмов с 67 наименованиями, в т. ч.: 78 храмов во имя Св.
Живоначальной Троицы, включая гл. кафедральный Троицкий собор
в Симбирске; 106 - во имя Святителя и Чудотворца Николая, в том
числе знаменитую часовню на Никольской горе в с. Промзино
(Сурское); 84 - в честь Казанской иконы Божией Матери; 51 - в честь
Покрова Пресвятой Богородицы; 59 - в честь Рождества Христова; 77
- во имя Архистратига Божия Михаила; 21 - в честь Преображения
Господня; 21 - в честь Богоявления Господня; 20 - во имя Святых
великомучеников и бессребреников Космы и Дамиана; 17 - в честь
Успения Божией Матери; 15 - в честь Воскресения Христова; 14 - в
честь Вознесения Господня; 13 - в честь Рождества Пресвятой
Богородицы; 10 - в честь чудотворной иконы Знамения Пресвятой
Богородицы; 10 - в честь нерукотворного образа Христа Спасителя;
10 - во имя Св. благоверного князя Александра Невского; 9 - во имя
Св. великомучеников Апостолов Петра и Павла; 12 - во имя Св .
великомученика Димитрия Солунского; 12 - во имя преподобного
Сергия Радонежского и др. Наибольшее число храмов имеют
наименования во имя Пресвятой Богородицы и в честь
многочисленных ее икон, включая Владимирскую, Казанскую,
Смоленскую,Тихвинскую, Иверскую, "Радости всех Скорбящих",
Неопалимой Купины, Знамения Пресвятой Богородицы, Живоносный
Источник, Донской иконы Божией Матери, Похвала Богородице,
Боголюбской, "Троеручницы", Феодоровской. Общее число храмов во
имя и в честь Богородицы составляло 228 во всей губ. Известные
рус. философы Н. А. Бердяев и В. В. Розанов связывали свое
представление о России и Родине с образом матери, женщины,
невесты, наиболее полно воплощенном в Богородице.
Гл. соборный храм губ. во имя Св. Живоначальной Троицы в
Симбирске, подобно аналогичному храму на Красной площади в
Москве, в Ипатьевском монастыре в Костроме, в Пскове и др., в
условиях защиты и объединения земель с насел. различного нац.
состава, нес в себе одну из главных идей Российского гос-ва -
Единство, сочетающееся с Мудростью и Могуществом, основанных на
творческом преображении личности, об-ва и окружающего мира.
Определенная зависимость между направлениями основных дорог из
Симбирска и именованиями церквей в различных насел. пунктах
просматривается в зап., сев. и юж. направлениях. Вдоль Московского
тракта на зап. у Богоявленского съезда в Симбирске стояла
Богоявленская церковь, аналогичные церкви до сих пор
расположены в с. Арское и с. Прислониха. В сев. направлении ближе
к выезду из Симбирска стояла Воскресенская (Германовская)
церковь, соответственно вдоль сев. тракта на Ундоры располагались
Воскресенские церкви в Лаишевке и Ундорах. В юж. направлении до
1910-х гг. на терр. губ. б-цы размещалась церковь во имя Святого
благоверного князя А. Невского. Аналогичная церковь была при
тюремном замке г. Симбирска и далее на юг. Все церкви разных
направлений служили одновременно своеобразными путевыми
ориентирами независимо от их именований. На случай метели, чтобы
путники не сбились с дороги, специально предусматривался так
называемый "метельный звон" с колоколен церквей, попадавших в
условия непогоды.
В различных храмах кол-во престолов, как и этажность, зависело от
числа прихожан. Больше всего престолов было в Воскресенской
(Германовской) церкви г. Симбирска - пять, а в Александро-Невской
церкви при земской б-це был один престол. Из общего числа храмов
3 построены в 17 в., 139 - в 18 в.,  617 - в 19 в.
В 1900 было восемь монастырей, в т.ч. 4 женских. В Симбирске было
2 монастыря: жен. Спасский (с сер. 17 в.) и муж. Покровский (с нач.
18 в.).