"Хождение за три моря". На яхте от Орхание до Синопа

"Хождение за три моря". На яхте от Орхание до Синопа 07.09.2016

"Хождение за три моря". На яхте от Орхание до Синопа

Часть 1. Эгейское море. Марти-Марина — Мармарис — Чесме — о.Бозджаада
Часть 2. Пролив Чанакалле, Мраморное море, Стамбул, пролив Босфор, марина Тарабья.
Часть 3. Черное море, шторм
Часть 4. Синоп

Часть 1. Эгейское море

Экспедиционная яхта называлась «Джанан», что в переводе с турецкого означает «Любимая женщина».

Небольшая яхточка размером 9,5 метров, 2 каюты, была построена на одной из французских яхтенных верфей в 80-ые годы (подумать только) прошлого века. Яхта уже года два никуда не выходила дальше соседнего причала. Но у яхты были новые паруса, был дизель, который немножко чихал и дымил при заводке, но потом работал басовито и уверенно. Поэтому экипаж яхты, которому предстояло совершить на этой яхте путешествие через три моря и два пролива, в успехе предстоящего мероприятия нисколько не сомневался.

Яхта "Джанин"

Экипаж состоял из пяти человек. Капитан был суров и немногословен, загорелый до черноты, просоленный и продутый всеми мыслимыми и немыслимыми ветрами, много курил и пил много кофе. Старпом был мастером на все руки. Его любимой фразой была: «То, что одни человеческие руки сделали, другими руками всегда может быть сломано». И при этом мог отремонтировать практически любой механизм или узел на яхте. Штурман не расставался со своим планшетом, на котором прокладывал маршрут и изучал сводки погоды. И даже когда ложился спать, постоянно засовывал планшет под подушку. Радист вел всяческие переговоры, как по рации при подходе к очередной марине, так и на берегу с самыми разными людьми, начиная от дежурного заправщика на топливной станции или начальника порта и заканчивая официантом ресторана, продавцом в сувенирной лавке или в яхтенном магазине. При этом Радист не задумываясь мог использовать в одной фразе английские и турецкие слова, а если их не хватало, то добавлял русские. И его всегда понимали! А Рулевой был царь и бог на камбузе! Он готовил еду на весь экипаж и на стоянках у стенки, и в море, и на якорных стоянках, и во время шторма. При этом говорил, что завтра он готовит последний день и больше к плите не подойдет ни разу, но то самое завтра почему-то никак не наступало. А экипажу нравилось, как готовил Рулевой. После каждого приема пищи Рулевой получал добрые отзывы от всех остальных. И даже когда Рулевой в готовый куриный суп насыпал гречневой крупы и сварил все это, экипаж решил, что так надо и честно пытался это съесть.

Экипаж

ЭкипажЭкипаж

Экипаж

Экипаж

Экипаж

Да, там еще был Командор, который не являлся членом экипажа. Он принимал самое активное участие в подготовке этого перехода и оформлении необходимых документов, чтобы яхта могла без проблем пройти вдоль берегов Турции и в дальнейшем уйти в Россию.

Каждое утро на яхте начиналось с короткого совещания, где решалось, кому ехать в Мармарис для оформления документов, кому закупать провизию, кому заниматься ревизией яхты и ремонтом. За ужином подводили итоги за день, а на следующее утро все повторялось.

И вот наконец, по прошествии почти недели, все работы завершены, документы оформлены, провизия закуплена, топливо и пресная вода заправлены. Можно стартовать! Первый переход яхты из Марти-Марины до Мармариса решили совершить ночью, чтобы днем в Мармарисе завершить необходимые таможенные формальности. Свершилось, мы выходим в море после долгого вынужденного стояния у причала. От Марти-Марины до Мармариса расстояние по шоссе около 25 км, а морем — 80 морских миль, при скорости яхты в 6 узлов идти нужно будет с вечера и до утра, огибая большой полуостров и несколько небольших островов.

Первый переход не запомнился ничем особенным. Ветра практически не было, дизель тарахтел, звезды светили, ночные маяки приветливо подмигивали со скалистых оконечностей земли, время от времени где-нибудь в отдалении пробегали рыбацкие лодочки. Рассвет нас застал на входе в бухту Мармариса.

Рассвет в бухте Мармариса

Пока «Джанан» пересекала бухту, солнце успело подняться, стало совсем светло, швартовый ассистент встретил нас на своей лодке у входа в Нетсель марину и проводил до места нашей швартовки. Далее сначала все шло как обычно: швартовка, заправка пресной воды, электричество на борт. А вот когда через часа полтора зачем-то попытались завести двигатель, он вяло рыкнул два раза и затих. Аккумулятор оказался разряжен до нуля. Вызвали мастеров — электриков, которые поколдовали вокруг движка, подвигали аккумуляторы и выдали вердикт — не работает генератор. Это серьезно, требуется срочный ремонт. Генератор открутили и куда-то унесли в мастерскую на берегу. А нам после обеда уже нужно выходить дальше! Но электрики не подкачали, через пару часов принесли назад отремонтированный генератор, установили, запустили дизель, проверили зарядку — есть!

И вот мы уже выходим из марины в сторону таможенного причала, где нам должны сделать документы о закрытии турецкой границы. Прохождение всех таможенно-пограничных формальностей заняло не более 20 минут, в основном, благодаря тому, что для совершения этого действа был привлечен яхтенный агент, который за определенную сумму денег и организовал весь этот процесс.

Гулета "Жасмин№

Вид со скалы

Снова пересекаем бухту Мармариса, на этот раз в сторону открытого моря. Вечерний ветерок посвежее, чем утром, и «Джанан» весело бежит под парусами, экипаж наслаждается тишиной, шелестом воды за кормой. Навстречу идут вереницы яхт и гулет, откуда приветственно машут руками отдыхающие и солидно поднимают руку в приветствии капитаны этих судов. Всех их через полчаса ждет берег, прибрежные рестораны и диско-бары, а нас ожидают переход в 180 морских миль до следующей нашей плановой остановки в порту Чесме и новые приключения на этом переходе.

Ночь прошла спокойно, ветерок периодически поддувал, под покровом ночи мы вышли из турецких территориальных вод и прошли большой участок пути по греческой территории, что позволило нам сократить маршрут почти на 10 миль.

По мере продвижения на север мы все чаще и чаще оказывались в зоне действия ветра, который называется мелтеми и дует в это время года с завидным постоянством с севера. Поэтому все чаще нам приходилось идти против ветра. К нашему счастью, ветер этот во время нашего путешествия утихал ближе к полуночи и снова начинал дуть в 10-12 часов следующего дня. Поэтому ночью мы выбирали самый кратчайший путь, а днем приходилось двигаться от одного побережья, где можно было хоть как-то спрятаться от встречного ветра и волны, до другого побережья. Благо, на нашем маршруте острова встречались практически постоянно. Днем мы даже сделали небольшую якорную остановку, спрятавшись от ветра в небольшой бухточке греческого острова…

Попытки спрятаться от встречного ветра привели нас к вечеру того же дня в группу греческих островов, которые отлично укрыли нас и от волны и от ветра, но в результате завели нас в узкий мелководный канал со скалистыми берегами. Сам по себе канал не вызывал каких-то опасений, но шли мы его уже ночью, луны не было, тьма кромешная, береговые огни поселков и отдельных домов больше мешали, чем помогали. Только планшет с навигатором и эхолот-глубиномер приковывали к себе внимание вахтенного рулевого. Особенно скрытое беспокойство стало нарастать, когда глубиномер стал показывать глубину 5,….. 4,….. 3,…… 2,5 метра. Под нами скалистое дно, и ночью сесть на него килем было бы очень неприятно. Но и в этом проливе все обошлось без приключений, — глубина пошла вниз, вот уже 4 метра, вот уже 6…. Миновали пролив. Экипаж потихоньку начал укладываться спать, на палубе только вахтенные. И тут…….

АВРА-А-А-Л!!!!! Команда прозвучала как гром среди ясного неба. Что? Что произошло там, внутри яхты? Развалился кингстон! В корпусе яхты ниже ватерлинии образовалось отверстие, через которую в лодку стала поступать забортная вода. Как всегда, первым на месте аварии оказался Старпом, он и заткнул отверстие рукой, поскольку давление воды было минимальным. Но в любом случае, проблему нужно решать. Стали вспоминать, где лежат чопики, это такие специальные деревянные пробочки конической формы, служащие как раз для ликвидации отверстий в таких экстренных случаях. Чопик нашелся, был забит в отверстие, с помощью специальной конструкции этот чопик зафиксировали, чтобы он не мог выскочить из отверстия… В общем, остаток ночи прошел в некотором напряжении от пережитого, хотя Старпом сделал все крайне надежно и безопасно.
После столь бурной ночи экипаж просыпался утром достаточно долго, зато утро порадовало отличным рассветом и красивым видом берегов.

2015_aug_ThreeSeas_6

До Чесме оставалось около 20 миль, и все потихоньку уже предвкушали встречу с берегом. И опять его величество случай все устроил по своему….

Сначала раздался противный свист, сразу за этим упали обороты дизеля и появился дымок из вентиляционных решеток моторного отсека. Штурман, несший в это время вахту, быстро заглушил двигатель, после чего очень аккуратно проверили, что за дым в отсеке. Оказалось, дым пошел от ремня генератора. И тут же пропал, как только двигатель был остановлен. Было ясно — дизель в ближайшее время работать не сможет. Дальнейший путь предстоял в лавировку под парусами со встречным ветром, других вариантов не оставалось. Но и этого оказалось мало. Когда мы подошли ко входу в пролив, ветер раздулся до большой силы, пошли барашки, пена срывалась с гребней волн. Идти в пролив против такого ветра и без двигателя было неправильно. Что-то нам подсказывало, что ветер этот так долго дуть с такой силой не сможет. Мы подошли под берег, чтобы хотя бы спрятаться от волн, встали на якорь и решили пообедать. А заодно попытались выяснить, что случилось с двигателем. Более всего опасались, что двигатель могло заклинить. Оказалось, с двигателем все в порядке, а заклинило помпу. Уже лучше, но ремонт возможен только на берегу. Пока разбирались с двигателем, Рулевой сотворил на камбузе очередной шедевр из подручных макарон и чего-то еще.

Тем временем ветер поутих, мы снялись с якоря и пошли в пролив. До Чесме оставалось около 7 миль. Предстоял заход в марину и швартовка под парусами.

Чесме

Город Чесме находится на берегу бухты, марина расположена в самой глубине этой бухты, и мы пошли в марину под парусами, вызывая по рации швартовых ассистентов. Ассистенты наконец отозвались и сказали: Заходите в марину. На наши слова, что у нас не работает двигатель и нам нужна помощь уже на входе в марину, они поначалу вообще не обратили внимания. «Джанан» под управлением Капитана нарезала один за другим круги на воде у входа в марину, уворачиваясь от проходящих мимо яхт и лодок, ассистенты на своей лодке улыбались, глядя на все это и призывно махали рукой, — Идите сюда, здесь место швартовки. Наконец, до них дошло, что нам нужна помощь, поскольку у нас нет возможности маневрирования под двигателем, тут же появилась вторая лодка, ассистенты дружно зацепили нашу яхту с двух сторон и аккуратно отбуксировали к причальному месту. Наконец-то мы на берегу!

Марина в Чесме достаточно большая, почти на 200 мест, принимает яхты до 45 метров длиной и с осадкой до 5 метров.

Марина в Чесме

Марина в Чесме

Вокруг такой марины всегда есть всевозможные яхтенные магазины, мастерские. В общем, мы были уверены, что здесь мы сможем отремонтировать нашу помпу. Правда, специалисты сказали, что для ремонта нужно заказывать запчасть из Стамбула, здесь такую найти невозможно. Поэтому придется ждать, пока эта запчасть приедет. Но выбора у нас не было, помпа нужна рабочая. А мы пока осмотрим город и гавань.

Чесме — типичный турецкий туристический город с одним существенным отличием, — в качестве туристов там сами турки. Днем улицы города и набережные пустынны, жара загоняет всех под кондиционеры. А к вечеру вся набережная и соседние улицы заполняются гуляющими турецкими отдыхающими, рестораны и кафе также полны народа, вдоль набережной раскинулись бульвары, на каждом шагу лотки с едой, магазинчики с сувенирами.

Чесме — старинный город с богатой историей. Именно здесь произошло Чесменское сражение 24-26 июня 1770 года, когда русский флот под командованием графа Алексея Орлова наголову разгромил превосходящий по мощи и количеству кораблей турецкий флот. В хорошо сохранившейся крепости, прикрывающей подходы с моря к Чесме, открыт музей этого сражения, где собраны многочисленные материалы, документы, старинные полотнища и графические работы, изображающие фрагменты этого эпического сражения, открывшего России проход в Средиземное море.

Крепость Чесме

Крепость Чесме

На ремонт помпы ушло два дня, поэтому как только помпу привезли и установили, «Джанан» тут же двинулась дальше. Покидали Чесме уже в сумерках, предварительно зайдя на топливную станцию заправиться дизтопливом. Удивительно, в марине Чесме топливная станция оказалась под брендом ЛУКОЙЛ.

Лукойл

Снова наш путь лежит на север, днем встречный ветер и волна, к ночи все стихает, а впереди уже недалеко пролив Чанакалле, известный так же под именем Дарданеллы. Ко входу в пролив мы подошли к вечеру следующего дня и, чтобы не идти достаточно сложный пролив при встречном ветре и встречном течении ночью, решили остановиться на ночлег на небольшом острове Бозджаада, стоящем почти напротив входа в пролив.

Бозджаада — небольшой островок, имеющий единственную удобную природную бухту для мореплавателей. Неудивительно, что эта бухта также прикрыта мощной старинной крепостью.

Бозджаада

Бозджаада

Но «Джанан» производила исключительно мирное впечатление, поэтому нам беспрепятственно удалось найти место для швартовки и остановки на ночь. Поужинать решили в береговом ресторанчике и были приятно удивлены — чем дальше на север от популярных туристических районов, тем меньше счет, который приносят после ужина для оплаты. Если в Марти-Марине в первый вечер мы поужинали за 500 лир, то здесь нам ужин обошелся в сто с небольшим лир.

Часть 2. Пролив Чанакалле, Мраморное море, Стамбул, пролив Босфор, марина Тарабья

Приветливую бухту острова Бозджаада мы покинули на рассвете с таким расчетом, чтобы с восходом солнца войти в пролив Чанакалле. И вот мы в проливе! Ветер пока не торопится нас огорчать, встречное течение также почти не ощущается, наша яхточка, бормоча дизелем, резво бежит по проливу.

Суда в проливе 2

Суда в проливе 3

Экипаж с интересом наблюдает, как ближе к середине пролива в обе стороны проходят огромные грузовые суда — танкеры, контейнеровозы, сухогрузы и прочие «чемоданы» непонятного назначения. По берегам пролива стоят хорошо сохранившиеся старинные крепости, напоминающие о тех временах, когда владение этим проливом означало владение воротами к Черному и Азовскому морям.

Крепость 1

Крепость 2

Становится сложнее, когда поднимается встречный ветер, который в некоторых узких местах в сочетании с сильным встречным течением почти останавливает «Джанан» на месте. Скорость яхты падает, и приходится искать варианты, как двигаться дальше. Иногда для дальнейшего движения нужно уйти под другой берег пролива, для чего приходится выбирать подходящий момент для безопасного пересечения судохода. Был уже момент, когда скорость яхты упала до 2 узлов, и мы стали подумывать, где бы встать на якорь, переждать ветер и течение. Но обогнули мыс, который образовывал узкое место в канале. За этим мысом лодка прибавила в скорости, а чуть позже мы смогли уйти под берег и спрятаться от встречной крутой волны. Жизнь понемногу налаживалась. Но и Чанакалле закончился. Прошли мы его при свете дня, как и было в наших предварительных планах.

Выход в Мраморное море

Мраморное море

Впереди Мраморное море, надвигающиеся сумерки и дилемма, куда идти дальше — к проливу Босфор или остановиться на ночевку в одной из гаваней Мраморного моря. Штурман крутил навигатор во все стороны, но решение напрашивалось единственное верное: чтобы не терять лишние сутки пути, нужно идти без остановки через Мраморное море кратчайшим путем к проливу Босфор. В этом случае в Босфор мы войдем утром и у нас будет целый световой день на его прохождение. Как ни хотелось экипажу вечером выйти с борта яхты на твердую землю, пришлось вместо этого поужинать на борту, ознакомиться с очередным ночным графиком вахт и всем, кроме вахтенных, идти спать. Ночь в Мраморном море была одной из самых спокойных ночей — волны нет, течения нет, ночной ветер с берега помогал дизелю, и «Джанан» резво бежала рассекая воды Мраморного моря. Характер Мраморного моря тоже изменился по сравнению с Эгейским — цвет воды несколько позеленел, чаще стал встречаться на поверхности моря различный мусор, начиная от травы и различных деревяшек и заканчивая обычным пластиковым мусором.

Около Стамбула 1

Около Стамбула 2

Около Стамбула 3

Утро застало нас на подходах к Стамбулу. Огромный город раскинулся вдоль берега по нашему левому борту. А напротив берега, почти на всем протяжении, стояли огромные суда на внешнем рейде, ожидая кто-то погрузки, кто-то разгрузки, кто-то просто в ожидании получения разрешения на прохождение Босфора. И наша маленькая «Джанан» оказалась среди них, как птичка среди левиафанов.

Левиафан 1

Левиафан 2

Потом начался собственно пролив Босфор, все левиафаны, стоящие на якорях, остались позади, но зато впереди появилось несметное количество всяких морских трамвайчиков, паромов, прогулочных судов, совершенно хаотично передвигавшихся как вдоль пролива, так и поперек его во всевозможных направлениях. Весь экипаж находился на палубе и все, кроме вахтенного рулевого, а досталась эта вахта Старпому, неотрывно наблюдали за быстро перемещающимися паромами и прогулочными судами, количество которых росло на глазах у изумленного экипажа.

Серфинг 2

Серфинг 3

Серфинг 4

Примерно через час такого ралли количество шныряющих вокруг «Джанан» судов стало понемногу уменьшаться, напряжение, царящее на борту, стало также спадать. Кто-то заметил, что из-за этих скачек время обеда было безвозвратно упущено… В экипаже назревал голодный бунт. Штурман быстренько что-то повычислял на своем планшете и объявил, что до ближайшей марины осталось идти около полутора часов, а там уж все стамбульские портовые рестораны давно нас заждались!

Стамбул 1

Стамбул 2

Стамбул 3

Стамбул 4

Стамбул 5

Стамбул 6

Небольшая марина Тарабья расположена на левом берегу Босфора, в некотором отдалении от центральной части Стамбула. Но при этом вокруг марины кипит вполне столичная жизнь, — по улицам сплошной вереницей идут городские и туристические автобусы, такси, всевозможные грузовички, мотоциклы и прочий транспорт. Вдоль всех прилегающих улиц на первых этажах зданий расположены банки, магазины, ресторанчики, какие-то туристические офисы. Все дружно вспомнили о пропущенном обеде и пошли поужинать в ближайшее кафе. Кафе, которое мы выбрали, предлагало готовую еду. Мы все сначала рассматривали несколько стеклянных витрин, в которых находилось около трех десятков самых разнообразных блюд турецкой кухни. Затем мы подходили к девушке за стойкой и показывали, кто какие блюда желает заказать. Для нас нашли один большой стол, мы расположились, и тут начали приносить нашу еду. Мы были голодные, и каждый заказал примерно по 2-3 разных блюда. После того, как примерно половина всех блюд была доставлена, место на столе закончилось. Потом, когда место на столе снова появилось и принесли еще часть оставшихся блюд, закончилось место в наших желудках! Последние блюда мы доедали медленно и сосредоточенно.

Утром следующего дня экипаж тепло попрощался с Радистом, которому срочно нужно было вернуться домой. Совершенно неожиданно для всех, к Радисту присоединился Рулевой, сославшись на то, что он давно устал от этой самой яхты и вообще, на земле ему лучше, и больше не придется тратить самого себя на камбузе…

Часть 3. Чёрное море, шторм

Экипаж пополнил запас продуктов, воды, всего самого необходимого для трех человек на очередной переход и где-то около 11 часов утра «Джанан», покинув марину, пошла дальше на север к Черному морю. Предстоял почти трехсотмильный переход по Черному морю до порта Синоп без промежуточных остановок. За кормой оставался огромный красивый и шумный Стамбул.

Стамбул в дымке

Остаток Босфора прошли вдоль левого берега. Встречное течение не ощущалось вообще, движение судов было также незначительно. В самом конце пролива мы увидели огромный строящийся вантовый мост, две части которого тянулись с каждого берега навстречу друг другу. Ранее мы уже проходили под двумя подобными мостами через Босфор, этот должен был стать третьим.

Строящийся вантовый мост

День был солнечный и совершенно безветренный, дизель тарахтел, петрович,- так на яхте обычно называется автопилот, тихонько жужжал о чем-то своем, экипаж наслаждался красивыми пейзажами черноморских турецких берегов, игрой семьи дельфинов, которые сопровождали в течение почти часа нашу яхту. Причем, два взрослых дельфина солидно выныривали на поверхность воды и снова уходили в глубины с одним взмахом могучего хвоста, а один дельфиненок, явно такого щенячьего возраста, вел себя совершенно как щенок, — он взлетал в воздух, затем плюхался в воду, поднимая тучи брызг, и все это повторялось многократно.

Маяк

Первая ночь в Черном море прошла также без особых событий. Ветер был слабый, но время от времени из распадков гористых берегов начинал поддувать свежий ночной бриз. Тогда быстро разворачивали стаксель, движок гасили и яхта продолжала двигаться в совершенной ночной тишине. Бриз появлялся, пропадал и снова появлялся в полном соответствии с прохождением очередного берегового распадка . Так прошла вся ночь. Утреннее солнце следующего дня высветило абсолютно безоблачное небо, и сразу после завтрака экипаж остановился для первого купания в водах Черного моря. Вода была ярко синяя, прозрачная, слабосоленая и на удивление теплая.

2015_aug_ThreeSeas_3_05

2015_aug_ThreeSeas_3_06

Вдоль нашего маршрута время от времени встречались небольшие населенные пункты с такими же небольшими рыбацкими гаванями по берегам. Нашей яхте в эти гавани из-за сравнительно большой осадки заходить было весьма нежелательно, поэтому мы шли мимо, даже не делая попыток захода. Кроме того, если бы в рыбацкой гавани могли находиться парусные яхты, то они бы там обязательно оказались. Однако мы не увидели ни одной мачты в этих гаванях.

2015_aug_ThreeSeas_3_07

Рыбацкая гавань

Утро третьего дня принесло достаточно свежий острый ветер со стороны моря — бейдевинд. Идти стало сложнее, яхту начало кренить, появилось волнение. К обеду ветер усилился и зашел прямо в нос яхте. Поднялась крутая волна высотой не меньше метра. Анемометр на яхте не работал с самого начала, поэтому силу ветра мы определяли на глаз по высоте волны и количеству барашков. И барашков этих вокруг нас стало очень много. Для обычных тяжелых крейсерских яхт эта погода не представляла особой сложности, но нашу маленькую «Джанан» волны и ветер швыряли как щепку. Чтобы хоть как-то продвигаться вперед пришлось в помощь парусам запустить дизель на самые полные обороты, но даже в этих условиях мы продвигались вперед только лавировкой. Наши надежды на то, что мы засветло сможем дойти до марины в Синопе, таяли с каждым часом. Мы были готовы зайти в любую бухту, где можно было бы встать на якорную стоянку и переночевать там, но и это было невозможно — в этой части турецкого побережья не было таких защищенных бухт. Уже в сумерках мы увидели впереди огни Синопа, до которого оставалось около 10 миль, но при встречной волне и ветре даже эти 10 миль мы должны были идти почти три часа.
Только к 22 часам мы добрались наконец до береговой линии Синопа, но все, на что мы могли рассчитывать, это якорная стоянка вблизи города, поскольку для того, чтобы зайти в рыбацкую гавань Синопа, нужно было пройти еще около 12 миль, и после этого уже глубокой ночью зайти в незнакомую гавань, где нас особо никто не ждал, где среди ночи могло просто не оказаться свободного места. Как оно впоследствии и оказалось…
Дно под нами было песчаное, якорь лег и держал яхту очень надежно, береговая линия Синопа также надежно закрыла нас и от волн и от ветра. Яхта была укомплектована спасательным плотом, а вот тузика на ней не было, поэтому высадиться на берег с якорной стоянки мы не могли.

Синоп ночью

Изрядно уставшие за день, мы быстро приготовили горячий сытный ужин, посетовали на отсутствие в нашем ужине некоторых позиций, очень важных для соблюдения морских традиций, также быстро поужинали, зажгли якорный огонь и легли спать. С берега доносились шум машин, молодежь весело галдела на ночном пляже совсем недалеко от нас, и это все было совсем в другом мире, пока нам недоступном.

Да, это была первая якорная ночевка на всем переходе, и Штурман, как всегда, засунул планшет под подушку и среди ночи несколько раз просыпался, чтобы убедиться, что якорь держит хорошо и яхта стоит на месте.

2015_aug_ThreeSeas_3_10

2015_aug_ThreeSeas_3_11

2015_aug_ThreeSeas_3_12

Утро, как обычно после трудного перехода, порадовало солнцем и прекрасной погодой, и мы, выпив по чашечке хорошего кофе, подняли якорь и пошли огибать мыс, чтобы прийти в рыбацкую гавань Синопа. Встречавшиеся нам по пути рыбаки со своих лодок приветственно махали руками, солнце пригревало все сильнее и сильнее, а гавань становилась все ближе. Скоро мы сойдем на берег, закончится наш самый продолжительный переход!

2015_aug_ThreeSeas_3_13

2015_aug_ThreeSeas_3_14

2015_aug_ThreeSeas_3_15

И вот уже вход в гавань. Сначала мы миновали ряды огромных рыболовных траулеров, стоявших у причалов в несколько рядов. И только пройдя всю гавань до самого конца и сделав два круга внутри, мы убедились — свободных мест там нет, даже для нашей маленькой яхточки. И никто нас тут не ждет.

2015_aug_ThreeSeas_3_16

На берегу в тени деревьев стояли несколько столиков, за которыми сидели турки и пили свой любимый турецкий чай. Один из них встал и начал что-то кричать и подавать нам знаки руками. Увы, турецкий язык нам был непонятен, а наш Радист, умевший находить общий язык везде и всегда, уже был далеко. Повернули в ту сторону, куда показывал рукой тот турок с берега и тут увидели — с борта одного из огромных траулеров нам призывно машет рукой какой-то человек и что-то говорит. Подошли поближе, человек на вполне понятном русском языке говорит нам, что можно пришвартоваться к этому траулеру и даже остаться стоять около него на два дня без проблем. На наш вопрос, где можно взять электричество и пресную воду, он также показал на траулер, — сейчас все вам дадут и подключат.

2015_aug_ThreeSeas_3_17

Да, рыбацкий причал несколько отличался от марин в Эгейском море, там были аккуратные пирсы, по которым можно было без малейшего опасения ходить босиком, а здесь огромными горами лежали рыбацкие сети, какие-то ящики, бочки, канистры, обрывки канатов, потеки машинного масла и прочий мусор большого причала, где шла напряженная работа по подготовке этих траулеров к выходу на лов рыбы. Но мы стояли на берегу, рядом был город, кафешки, магазины, холодное пиво!

Часть 4. Синоп

Первым делом было решено пополнить запасы топлива и заправить газовые баллоны, а также заняться ревизией злополучной помпы. Нужно было понять, можно ли с этой помпой идти через Черное море в Россию или помпе нужен очередной ремонт. Капитан и Старпом остались на борту заниматься помпой, а Штурман надел самую чистую из своих маек и пошел в город, прихватив под мышку пустой газовый баллон.

2015_aug_ThreeSeas_4_01

С газом вопрос решился очень быстро — на берегу Штурман показывал пустой газовый баллон, недостающие слова изображал руками и буквально через несколько минут кто-то из местных официантов прибрежных ресторанчиков проводил Штурмана на соседнюю с набережной улицу, где располагался небольшой магазинчик газ-сервисной компании. Обмен баллонами, небольшая доплата, и можно идти назад с полным баллоном. По заправке топливом снова пришлось прибегнуть к помощи местного населения. На этот раз помог владелец очень уютного ресторана, располагавшегося прямо на входе на причалы рыбацкой гавани. Звали его Ниязи Кальон. Узнав, что русской яхте на причале нужно дизтопливо, он позвонил куда-то по телефону, и буквально через 15-20 минут на причал приехал грузовик-бензовоз, который и заправил «Джанан» дизтопливом.

Тем временем выяснилось, что помпа требует очередного ремонта. На соседнем траулере, к которому была пришвартована «Джанан», работала бригада турецких ремонтников, готовила траулер к большому выходу в море на осенний лов рыбы. Обратились к бригадиру ремонтной бригады с вопросом, как можно отремонтировать помпу. Бригадир покрутил помпу в руках, что-то долго говорил по турецки. Чаще всего повторялось одно какое-то слово «атольеси», потом бригадир сел в машину и вместе с помпой куда-то уехал. В конце дня он вернулся, повторил загадочное слово «атольеси» и вернул отремонтированную помпу Капитану. На вопрос Капитана, заданный на вполне русском языке, сколько мы должны заплатить за ремонт помпы, бригадир снова что-то заговорил на турецком, под конец фразы произнес слова «аркадаш» и «тамам», похлопал Капитана по плечу и ушел к себе на траулер.

2015_aug_ThreeSeas_4_06

2015_aug_ThreeSeas_4_02

Поскольку все самые неотложные вопросы по яхте были решены, экипаж позволил себе окунуться в местную турецкую экзотику. В качестве объекта погружения была выбрана турецкая баня — хамам. В этом хамаме услуга банного человека уже входила в стоимость. Описывать процедуру принятия турецкой бани мы здесь не будем — это многократно описывалось начиная с классической литературы и заканчивая современными туристическими путеводителями. Скажу только, что после завершения всего того издевательства над телом с выкручиванием рук, ног, головы, которое проводил здоровенный турецкий банщик, сидеть в прохладной комнате отдыха завернувшись в огромное махровое полотенце с горячим «чай буюк бардак» в руке, это невероятное блаженство!

Хамам хамамом, но главный вопрос оставался не решенным — когда и куда двигаться дальше. По времени выхода очень сильно беспокоил сильный шторм, который ожидался по прогнозу на российском черноморском побережье. И шторм этот никак не хотел затихать. И были очень большие опасения, что в такой шторм портовые власти могут объявить порт Новороссийска закрытым. И это бы означало, что яхте пришлось бы встать на внешнем рейде Новороссийска на бочку и ждать «у моря погоды», прекращения шторма и разрешения войти в порт.

Вот уже три дня, как «Джанан» стоит в Синопе, а шторму у российских берегов ни конца, ни края не видно. На четвертый день на совете экипаж принял решение оставить яхту в Синопе до следующей весны и возвращаться домой. Но перед возвращением домой нужно было подготовить яхту к почти полугодовой стоянке: снять паруса, тенты, тщательно проверить кингстоны и прочие уплотнения в корпусе лодки ниже ватерлинии. Наконец, нужно было найти место в этом порту, где яхта могла бы спокойно простоять до весны никому не мешая при этом. Поход к начальнику порта проблему не разрешил, начальник внимательно выслушал наши вопросы, попросил подождать немного и занялся своими текущими делами. Когда минут через двадцать мы решили напомнить о нашем вопросе, он сказал без всяких предисловий, что поставить нашу яхту мы можем в порту в любом свободном месте, и совершенно бесплатно, единственное условие, чтобы она никому не мешала. Все оказалось очень просто, за исключением того, что мест в этом рыбацком порту не было. А подойти туда, где были эти места, нам не позволяла осадка.

2015_aug_ThreeSeas_4_03

И снова нас выручил наш новый знакомый Ниязи Кальон. Видя нашу трудную ситуацию он предложил поставить «Джанан» рядом с его плавучим рестораном — гулетой и сказал, что присмотрит за ней до следующей весны.

2015_aug_ThreeSeas_4_04

Подготовив яхту к зимовке в Синопе, оставшееся до отлета время экипаж проводил в прогулках по историческим местам, сувенирным и антикварным лавкам. Синоп оказался вполне туристическим городом со своими туристическими достопримечательностями, однодневными экскурсиями как по земле, так и по морю. Удивительно, что при всей близости Синопа к берегам России он привлекает внимание к себе только турецких туристов. И это несмотря на прекрасную погоду, сказочно теплую и чистую воду. Цены на прилавках и в кафе тоже не переставали удивлять. На второй день пребывания в Синопе мы нашли недалеко от порта небольшое семейное кафе с хорошим обедом по типу нашего бизнес-ланча. Обед был горячий, вкусный и с мясом. Вместо пива предлагали большой стакан холодного айрана. Все это стоило 33 турецкие лиры на троих! Примерно 190 рублей. Более того, когда мы зашли туда на следующий день, хозяин сказал, что нам уже полагается скидка и взял с нас только 30 лир.

Турецко-русский словарь

Атольеси — цех, мастерская
Аркадаш — друг
Тамам — хорошо, ладно, договорились
Чай — чай
Буюк — большой
Бардак — стакан

2015_aug_ThreeSeas_4_07

2015_aug_ThreeSeas_4_08

2015_aug_ThreeSeas_4_09

2015_aug_ThreeSeas_4_10

Первые крепостные стены были построены в Синопе в 8 веке до н.э. В течение многих веков город переходил из рук в руки. Персия, Понтийское государство, Афины, Римская империя — все в разное время владели этой территорией. В начале XIII века Синоп захватили турки-сельджуки. И почти сразу же они начали восстанавливать и укреплять крепостные стены и отстраивать мощные крепостные сооружения.

2015_aug_ThreeSeas_4_11

В дальнейшем крепость несколько раз перестраивалась и дополнительно укреплялась. Большая часть крепости хорошо сохранилась и до настоящего времени.

2015_aug_ThreeSeas_4_14

Аэропорт Синопа расположен в 10 минутах езды от города. Ниязи наотрез отказался позволить нам уехать на такси и сам отвез нас в аэропорт на своей машине.


Материалы предоставлены с сайта sunny-breeze.ru