Фототур «Весна Евразии — Новый шёлковый путь»

Фототур «Весна Евразии — Новый шёлковый путь» 27.07.2016

Фототур «Весна Евразии — Новый шёлковый путь»



ОБ АВТОРЕ И ЭКСПЕДИТОРЕ

Багаутдинов Камиль Мустафович

Просветитель, гуманист, корреспондент-фотограф, удивительный путешественник, просто интересный человек. Тысячам и тысячам его друзей он известен по очень ярким впечатлениям от многочисленных путешествий по России и иным странам. Синайский полуостров, Крым, Белоруссия, Кавказ, Средняя Азия, Поволжье, Центральная Россия, Азербайджан и другие бывшие республики СССР.



НЕМНОГО ИСТОРИИ

Великий шёлковый путь — караванная дорога, связывавшая Восточную Азию со Средиземноморьем в древности и в Средние века.
В первую очередь, использовался для вывоза шёлка из Китая, с чем и связано его название. Дорога Восток – Запад, под названием «Шелковый Путь» имела несколько направлений и ответвлений. Но на грани старой и новой эр основными магистралями стали южная и северная дороги. Северная дорога проходила вдоль южной части Тянь-Шаньского хребта по реке Тарим. Затем поворачивала в Ферганскую долину, среднеазиатское междуречье (казахские степи), далее низовья Волги через Уфу, Оренбург, Болгар (столица Золотой Орды) и в Казань. Северное Причерноморье до греческих колоний. На пути караванов возникали и расцветали торгово-ремесленные поселения, караван-сараи, богатые города.

Для транспортировки товаров использовались главным образом ишаки и верблюды. Количество верблюдов в караванах, которые бороздили пустыню и горные перевалы, составляло до 300.
Путешествие по нему было трудным, опасным и очень длительным. Например, караван шедший из Пекина к Каспию преодолевал путь от 250-и дней до одного года. Но путешествие стоило того. С древних времен дороги Шелкового Пути были не только проводниками торговой стези, но и носителями культуры. С караванами часто шли поэты, ученые, философы, паломники. Эта дорога сближала народы и укрепляла дружественные отношения.

Благодаря им мир познакомился с христианством, буддизмом и исламом, узнал о производстве пороха, шелка и бумаги, смог оценить музыку, танцы и изобразительное искусство разных народов.
После появления морских путей, а также политической нестабильности в Центральной Азии шелковый путь вовсе исчез.

Великого Шелкового Пути больше нет, но памятником людям, проложившим эту уникальную дорогу, связавшую Восток и Запад, являются древние города Узбекистана: Самарканд, Бухара, Гиждуван, Ургенч, Хива, Ташкент, Термез, Фергана, в Таджикистане Гиссар, Душанбе, в Казахстане города Шымкент и Тараз, в Киргизии Таш-Рабат, Бишкек с их архитектурным и историческим наследием, олицетворяющим многовековую великую культуру.

Особую ценность как объекты для посещения в экспедиции представляли:
1. Озеро Чатыр-Куль — «Небесное озеро» в Центральном Тянь-Шане на высоте 3530 метров над уровнем моря, рядом с Торугартским перевалом, ведущим в Китай. Здесь в провинции Северного Тянь-Шаня находится КПП «Торугарт-автодорожный».
2. Самое большое озеро в Киргизии — Иссык-Куль, кототорое входит в число самых крупных горных озер мира. Озеро по праву называют жемчужиной Центральной Азии, которое занимает второе место в мире по прозрачности воды, после озера Байкал. Мягкие зимы котловины и запасы тепла воды, а также солёность озера не дают ему покрываться льдом даже зимой. Озеро лежит между двумя хребтами Северного Тянь-Шаня в Иссык-Кульской котловине, которая также входит в состав географической провинции Северного Тянь-Шаня и находится на высоте 1608 м над уровнем моря.
Приозерная котловина вытянута с запада на восток на 240 км и имеет ширину в меридиане селения Тоссор около 75 км.
3. Сохранившиеся с древних времен Караван-Сараи в старых городах, в долинах и в высокогорьях Памира и Тянь-Шаня.
4. В Афганистане особо значимы города Мазари-Шариф, где с 1536-го года на протяжении полутора столетий строился, расширялся, перестраивался и отделывался существующий и поныне комплекс мечети («Голубая мечеть») и сопровождающих зданий, медресе, караван-сарая, а так же Кундуз (провинция).


Голубая мечеть. Фото Григория Беденко

Великий шёлковый путь сыграл большую роль в развитии экономических и культурных связей народов Передней Азии, Кавказа, Средней Азии и Китая, он, например, служил проводником распространения технологий и инноваций, в том числе в искусстве (танцы, музыка, изобразительное искусство, архитектура). При этом почти все технологии (за исключением, пожалуй, колесницы в древнейшие времена) распространялись из Китая на запад, а не в противоположном направлении.

TRACECA
Попыткой активизации древнего торгового пути, соединяющего Восток и Запад, является программа международного транспортного коридора Европа — Кавказ — Азия «ТРАСЕКА», который порой называется «новым шёлковым путём». Сухопутный маршрут должен был проходить южнее Каспийского моря, через пролив Босфор. Летом 1998 года двенадцать стран Кавказа, Чёрного моря и Средней Азии, достигли соглашения по созданию железнодорожного, морского, воздушного и автомобильного транспортного коридора из Китая и Монголии в Европу. К 2014 году построены несколько участков автомобильных дорог по этому проекту, в основном на территории Китая.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ФОТОТУРА

  1. Напомнить, что границы между нашими странами-старыми друзьями, более чем преодолимы, и мы по-прежнему много ближе друг к другу, чем кажемся.
  2. Доказать, что между народами и нациями не существует границ, вражды и напряженности.
  3. Популяризация автопутешествий, как вида активного отдыха в нашей стране и в Евразии с целью ознакомления с культурой других стран
  4. Пропаганда здорового образа жизни.
  5. Публикации для читателей и для всех заинтересованных лиц уровня социального развития, культуры, архитектуры и изменений в отраслях народного хозяйства в СНГ после распада СССР, и в Афганистане.
  6. Показать в своих фотоработах национальные парки, заповедники, объекты культурного наследия, включенные в список ЮНЕСКО и сохранившиеся в высокогорьях и в долинах Азии Караван-Сараи, и исторически значимые места.
Весь маршрут автопробега и фотосъемок исторических и памятных мест на карте (с заездом в Афганистан):


Маршрут экспедиции

Главные сложности и психологические нагрузки при прохождении маршрута на автомобиле — горные перевалы, которые начинаются на Гиссарском хребте Памира в Таджикистане, где высота Анзобского перевала достигает 3372 м. Он считается одним из сложных перевалов на Памире, где снег лежит до начала июня.

Маршрут преодоления Анзобского перевала Анзобский перевал, северная сторона
(Anzob. Tajikistan. Автор: Parviz.Tj) 
Южная сторона перевала.  
Фото Евгения Сергеева

Горы составляют 90% всей территории Кыргызстана.
Горы пересекают всю страну. В результате чего почти любая поездка по стране включает в себя пересечение горных перевалов. Во время путешествия по Кыргызстану были пересечены следующие перевалы:

Перевал Талдык, Ошская область.
Через перевал проходит дорога — участок Восточного Памирского тракта, соединяющая город Ош с поселком Сары-Таш в Алайской долине, и ведет до самой границы с Таджикистаном и Китаем (автодорога Ош-Кызыл Арт – Хорог).
Алайский хребет относится к горной системе Памира. Дорога через перевал Талдык в Алайскую долину — основной серпантин.

Маршрут преодоления перевала
Фото с сайта sport-tourism.narod.ru
Перевал Талдык. Фото Андрея Кравченко

Перевал в Кыргызстане Кызыл-Арт .
Высота перевала 4280 метров. Через перевал Кызыл Арт и киргизско–таджикскую границу дорога ведет в город Мургаб, на пограничный переход с Китаем Иркештам. Через Иркештам можно сразу попасть в интереснейшую область Китая — Кашгарию.

Маршрут преодоления перевалаПеревал Кызыл-Арт. Фото Владимира Трофимова

Перевал Таш-Рабат. Высота перевала 3968 м.

Маршрут преодоления перевалаПеревал Таш-Рабат. Автор фото: varandej 

Здесь до сегодняшнего дня сохранились Караван-Сараи.



Исходя из опыта многократных автопутешествий, для поездки был выбрал обновленный TOYOTA RAV 4.

Партнерами Фототура "Весна Евразии — Новый шелковый путь». Дорога к возрождению контактов между народами" выступили: Улпресса, ТАТпресса, Общественное движение «Общее дело», Toyota центр Ульяновск, Всемирный фонд дикой природы WWF, Бюро ЮНЕСКО по вопросам образования, науки и культуры.


Автомобиль экспедиции

Байконур, Казахстан, Туркестан

Один из дней провел в городе Шымкент, с выездом в село Сайрам. Шымкент образовался во втором веке до н.э. В эпоху процветания Великого Шелкового Пути город стоял на перекрестке его караванных дорог. Это выгодное положение, с одной стороны, давало городу прекрасные возможности для развития, с другой — делало его заманчивой мишенью для многочисленных завоевателей.
В тринадцатом веке Шымкент был захвачен монголо-татарами и стал частью Золотой Орды. В четырнадцатом, после кровопролитных сражений, город перешел во владения Ак-Орды. В шестнадцатом веке Шымкент вошел в состав Казахского ханства.







Байконур. 12 апреля 2016 года.





Ташкент - город хлебный

В то время, когда ходили по этому маршруту караваны, городские улицы имели ширину для проезда одной арбы. 


 
Гордость советских архитекторов, гостиница «Узбекистан».



Старый Ташкентский базар находится на том самом месте, где торговали купцы проходящих через Ташкент караванов.
«Ташкент — город хлебный».





На базаре специально отведены уличные торговые ряды для приготовления и продажи готовых национальных блюд, которые пользуются повышенным спросом.



На данном этапе возникли серьёзные затруднения для дальнейшего движения по намеченному маршруту:
1. Оказалось, что в Узбекистане под негласным запретом дизельные двигатели и по всей стране нет дизтоплива. Все автомашины оборудованы под газ или имеют бензиновый двигатель.
2. Посольство Исламской Республики Афганистан в Ташкенте не выдает визу для въезда на автомобиле в свою страну, требуют предоставления справки-ходатайства в свой адрес от Посольства Российской Федерации об их согласии. Из-за этого пришлось отказаться от планов съемки «Голубой мечети» в Мазари-Шариф.

Самарканд , Бухара

По маршруту: Бухара, Хива, Ургенч, Термез, далее через Таджикистан на Анзобский перевал Памира и в Киргизию.




"Шёлковый путь"

В Самарканде павлины ходят по газонам, выходят на тротуары и выпрашивают еду.





Бухара — самый почитаемый город туристами всех стран мира. Это край Ислама, оплот Религии, святая Бухара. Город основан в 500-ом году до н.э.
Завоевывался Александром Македонским, Чингизханом и разрушался. Перестроена Бухара Тимуром. Она являлась интеллектуально-культурным центром Шёлкового пути.
Город включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.


Въездные ворота в Бухару


Центральные ворота Караван-Сарая Маликрабат. XI век


Бухара. Пересечение веков


По маршруту караванов

Позади очень интересные, исторически значимые и святые места, включенные в список ЮНЕСКО. Много встреч с представителями турагенств и административными работниками, как в Казахстане, в Узбекистане, так же в Таджикистане. 

Завершен маршрут по Таджикистану, преодолен Анзобский перевал Гиссарского хребта на Памире. Позади Турсун-Заде, Душанбе.



Коротко об уровне жизни в Узбекистане, о средней зарплате, о пенсиях и ценах:

Курс рубля (чёрная конвертация) 1 рубль = 930 сум

Цены указываю в сумах:
— Лаваш — 420 гр. — 1000 сумов
— Молоко — 1 литр — 1500 сумов
— Соль 1 кг — 1000 сумов
— Сахар-песок — 1 кг — 4000 сумов
— Вода питьевая 1,5 литра — 2000 сумов
— Самса — 150 гр. — 2000 сумов
— Лагман — 6000-8000 сумов
— Рис 1 кг — от 3,5 до 7 тыс. сумов
— Маршрутка, автобус — 500-700 сумов
— Электроэнергия — 1 квт. — 140 сумов
— Водоснабение (ЖКХ) — 70 000 сумов за человека в год
— Говядина вырезка 1 кг — 20 000 сумов
— Баранина 1 кг — 18 000 сумов
— Яйцо куриное 1 штука: домашнее — 500 сумов, фабричное — 350 сумов
— Плов — от 4 до 8 тыс сумов
— Шашлык — от 13 до 18 тыс сумов
— Люля-Кебаб 8 000 сумов
— Водка 0,5- от 5 000 сумов
— Виктория 1 кг — 8 000 сумов
— Свежий картофель 1 кг — 1000 сумов
— Хорошая гостиница (одноместный номер) — 80 000 сумов с завтраком
— Обед из трех блюд на одного человека в российских рублях в среднем не более 150
— Средняя зарплата 5-7 тыс сумов
— Пенсия не более $80

Особенности пребывания в Узбекистане

1. Прибывающие в страну россияне приравнены к иностранным гражданам и обязаны иметь загранпаспорт и по закону должны проходить ежедневную регистрацию. Этим обычно занимаются в гостиницах. Цены в гостиницах для россиян (иностранцев) выше на 30%, чем для своих граждан.
2. Желающим путешествовать на своем автомобиле по Узбекистану стоит обратить особое внимание на очень низкое качество бензина и дизтоплива, на отсутствие АЗС на сотни километров пути по территории страны. (Дизтопливо по качеству, если даже удается купить с рук или заправиться на АЗС, больше напоминает печное топливо).
Поэтому при въезде в Узбекистан надо иметь запасные канистры, которые следует заливать в Казахстане.
3. Местные водители правила дорожного движения соблюдают редко. Пересечение двойной сплошной полосы, двойной обгон с звуковым сигналом, вместо включения сигнала поворота — указывать пальцем в открытое окно, обычное явление.
Плотность транспортных средств на улицах и количество пешеходов, велосипедистов, детей, ослов с арбами, людей с тачками и повозками превышает все мыслимые пределы. Пешеходные переходы существуют лишь формально, т.к. никто из водителей не пропускает пешеходов, люди, дети могут внезапно появиться перед автомашиной.
Поэтому, если решитесь приехать в Узбекистан на своем транспорте — будьте предельно внимательны.
4. Народ — трудолюбивый, дружелюбный, гостеприимный, но видимо отсутствие рабочих мест и круглогодичный поток туристов, научили их приспособиться заработать на обмане и доверчивости гостей. Обманывают все: таксисты, сторожа на автостоянке, в гостинницах с ценами, на АЗС, в кафе и ресторанах, на уличной торговле, на автомойке… Удивительно, но факт. Здесь вы редко встретите понимающего русский язык человека, возможно вовсе не встретите ни одного россиянина и вам не попадется по дороге ни одна российская автомашина.
5. Таможня — это особая «песня». На пересечении границы из Узбекистана в Таджикистан через КПП Денеу очередей нет. Граждане соседнего Таджикистана просто не посещают Узбекистан, как и Узбекские граждане — Таджикистан. Все знают о проблемах и длительном прохождении досмотра и оформления документов.
Я пересекал этот таможенный пост один. Не было грузовых и легковых автомашин в обоих направлениях. Чтобы проехать коридор и отстойник, пройти таможенный досмотр, оформление документов и декларации, сверка их с декларацией въезда, проверка всех фотокамер на отснятый материал, проверка каждого файла в ноутбуке, каждого шнура, кабелей, телефона, зарядников, навигатора на пройденный маршрут, разборка карманного фонарика на содержимое заняло шесть часов 45 минут времени.
У меня ранее отснятые фотоматериалы были перекачаны в накопитель, который крутили-вертели в руках таможенники и не поняли, что это такое. Повезло. Но из фотокамер вчистую удалили серию отснятого перед выездом материала из жизни, быта и работы деревенских жителей узбекского села.
Особое внимание фармпрепаратам. Если при себе имеете лекарства от головной боли или ещё какие, при себе необходимо иметь рецепт или амбулаторную карту, где вам они прописаны. Обычный аспирин, без этих бумажек, может создать большие проблемы.
Кроме всего вышеуказанного, проверяются все чеки из гостиниц с подтверждением о месте вашего ежесуточного нахождения в период пребывания в Узбекистане.

Проколесив Узбекистан по Шелковому пути и не только, пришел к мнению, что это самая отсталая и нищая страна из бывших республик СССР. Единственное, чем может гордиться Узбекистан, это Самарканд, Бухара, Хива, Навои, Термез, которые были отстроены еще в IX-XV веках и сохранили свою историческую привлекательность. Ну и конечно дороги, которые строят корейцы.
Красив Ташкент, но и Москва, как столица, не хуже.

Небольшая серия фото из маршрута в Джаркурган по пути следования в Термез. В СССР эти рядом расположенные населенные пункты считались самой жаркой точкой страны. Здесь проходила дорога Шёлкового пути, отсюда уходили караваны с товаром из Китая через Бухару в Афганистан.

Карши — один из крупных областных центров Узбекистана и административный центр Кашкадарьинского вилоята (области). Город расположен на западной окраине Памиро-Алая, в самом центре Каршинского оазиса, на берегу реки Кашкадарья.
История Карши насчитывает более 2700 лет, хотя по данным археологов первые поселения здесь были еще в 6 веке д.н.э..



Каждый, кто приехал в Карши, обязательно заинтересуется одной из построек древности — кирпично-каменным мостом, соединяющим берега реки Кашкадарья. Данная постройка была возведена во времена правления Шейбанидов, в середине XVI века. При ширине 8 метров и 5-ти метровой высоте протяженность моста составляет почти 120 метров. Сейчас это пешеходный мост.





Параллельно со старым мостом построен новый мост для транспортного сообщения



Дорога на сурхандарьинский перевал





Не удивляйтесь, это автозаправка. Хочешь моторное масло, хочешь бензин, хочешь — дизтопливо. «Наколдуют» любой марки, какая потребуется автомобилисту.





Начинается Джаркурган — посёлок городского типа, центр Джаркурганского района Сурхандарьинской области Узбекистана. Расположен на правобережье Сурхандарьи (приток Амударьи)



Продуктовый киоск. И заправка.






Авторские материалы и фото с сайта http://ulpressa.ru