Грузинский маршрут

Грузинский маршрут 09.09.2014

Дневник экспедиции

В этом году направляемся в Грузию, регион Верхней Сванетии, наша цель – восхождение на гору Тетнульд, 4 869 м.
1. Александр Сушко (Владикавказ / Россия) - руководитель группы
2. Виктория Жаркова (Киев / Украина)
3. Дмитрий Молчанов (Москва / Россия)
4. Георгий Соколов (Бишопс Стортфорд / Великобритания)
5. Максим Востров (Ульяновск / Россия)
6. Наталья Малахаева (Ульяновск / Россия)
7. Михаил Малахаев (Ульяновск / Россия)

6 - 8 сентября 2014
Выезжаем из Ульяновска на поезде в 23:50. Нас трое: я, Наталья и Максим. В Минеральных Водах делаем пересадку, прибываем во Владикавказ 8-го сентября в 18:30. Встречаемся у нашего инструктора, тренера и идейного вдохновителя Саши, по традиции кушаем осетинский пирог. Здесь же нас ожидает еще один член нашей команды – Дима.

9 сентября
Выезжаем в 06:20, нам предстоит проехать на микроавтобусе около 800 км до столицы Верхней Сванетии - посёлка городского типа Местии.
Пограничный пост работает с 07:00, в порядке живой очереди проходим российский и грузинский погранпосты. Часа через 2 пути у нас поломка автомобиля, по счастливой случайности сломались в населенном пункте. После 2-х часового ремонта – продолжаем движение. Первое, что удивляет в Грузии – качество дорог, удобство дорожных развязок. Второе – большое количество заброшенных зданий, заводов вдоль дорог.
В Кутаиси подбираем еще одного участника команды – Вику. Опять ломаемся, еще 1,5 часа ожидания. Около 20:00 подъезжаем к Зугдиди, остается еще 132 км. К 23:00 уже по темноте прибываем в Местию, высота около 1500 м. Здесь нас ждет Гоша и настоящий грузинский ужин из хачапури, салата и вина.

10 сентября
Завтракаем, осматриваемся. В 12 выходим на акклиматизацию.

Рис.1 (Местиа - центр Северной Сванетии)

Набираем 2220 м. К 18-ти возвращаемся, ужинаем. Товарищ Саши, альпинист и по-совместительству начальник местного аэропорта Афи угощает нас домашним вином. Надо сказать, почти у каждого хозяина в Грузии есть бутылочка домашнего вина для дорогих гостей.
Вечером распределяем общее снаряжение и продукты, готовим личное снаряжение. Упаковываем рюкзаки, в 01:00 идем ко сну.

11 сентября
Ночью и утром шел дождь. В ожидании подходящей погоды, решили сходить в этнографический музей, после зашли в кафе, заказали харчо, хинкали, вино. Часам к 14-ти дождь прекратился, в 15:20 выдвинулись в направлении гор. Едем на 2-х микроавтобусах. Поднялись до 2870 м., выгрузились, спустились к ручью, разложили палатки. С учётом доброго обеда в Местии, на ужин ограничились чаем с бутербродами. Вечером послушали Billy’s band, Eric Clapton, Машину времени. В 21:30 расходимся. Начался дождь.

12 сентября
На завтрак – каша, в походе с Сашей это стандарт. Собираем палатки. Траверсируем склон, выходим к курумнику (каменные россыпи на склонах или на плоских поверхностях гор). Часа 3 идем по морене. Подходим к «воротам», поднимаемся на перевал «гнездо амарантов».

Рис.2 (лагерь «гнездо амарантов», высота 3200 м.)

Амаранты – маленькие птички, обитающие исключительно на африканском континенте, почему так назван лагерь для нас осталось загадкой.
Время около 4-х часов дня. Высота 3200 м. Следующий лагерь по описаниям будет на 3700 м., до темноты можем не успеть. Остаемся здесь на ночевку. В «гнезде» нет воды, Дима с Максимом спускаются вниз к ближайшему ручью. Минут 45 у них занимает принести воду. Мы с Натальей готовим ужин, в суп добавляем домашние заготовки: сушеные помидоры, болгарский перец, свеклу.
Ужинаем при свете звезд. Вдалеке видны огни Местии. Спать расходимся в 21:00.

13 сентября
Мы с Натальей сегодня дежурные, просыпаемся в 06:00, включаем газовую горелку, ставим кашу, чай. В 06:30 будим 2 другие палатки. После завтрака в 08:30 выходим.

Рис.3 (подъем по скалам)

Продолжаем дорогу по камням. В 13:30 мы выходим на высоту 3700. Здесь одна палатка, в палатке никого нет, около палатки лежат треккинговые палки. По нашим данным на маршруте должны быть двое австрийцев. Погода хорошая, видимо они на восхождении. Осмотрев маршрут, Саша решает лагерь разбивать здесь, с рюкзаками выше не пойдём. Завтра рано утром при хорошей погоде отсюда выход им на восхождение.

Рис.4 (на уровне облаков, 3700 м.)

Несколько в стороне от лагеря ловим мобильную связь, Саша связывается со спасателями и пограничниками, сообщает наши координаты, я звоню домой.
Готовим ужин, подгоняем страховочные системы, кошки, проверяем страховку ледоруба, рюкзака.
В 17:30 с ледника к нам выходит двойка австрийцев. Идут налегке, в легкой одежде. Мы их встречаем горячим чаем, бабаевским шоколадом. Они вышли сегодня в 07:00, в 14:00 были на вершине. Ребята не простые, мы этой поймем завтра, когда выйдем на маршрут.
Вечером готовим чай в термосы, слушаем песни Высоцкого. Музыкальное «кафе» сегодня закрывается рано, отбой в 21:00.

14 - 15 сентября
Просыпаемся в 02:30. Планируем выйти в 04:00. Накануне вечером не нашли воду, утром топим снег, это отнимает дополнительное время. Задержались на час.
В 05:00 выходим на ледник в кошках. Идем 2-мя связками. В первой: Саша, Дима, Вика, Гоша, во второй: я, Максим, замыкающая Наташа. По совету австрийцев поднимаемся между ледопадом и скалами. Навешиваем 2 веревки, поднимаемся по перилам. Подъем к, так называемым, молдавским ночевкам, отнимает 3 часа.

Рис.5 (восхождение на г. Тетнульд, на заднем фоне г. Ушба и Эльбрус)

К 11 часам подходим к высоте 4200, пьем чай, еда не лезет в горло. Подходим к седловине, далее неприятный ледово-каменный подъем. Идем на носках, клюв ледоруба вбиваем в лед. Напрягает ощущение неуверенности шага, интуитивно стремлюсь найти опору в камнях. Скоро понимаю, что камни лежат, но не держатся, слетают вниз по склону при малейшей нагрузке. Страховка натянута как струна, морально готовы к срыву. К сожалению, нет уверенности, что смогу осуществить задержание в случае срыва одного из членов нашей связки.
Выходим к скалам, время 13:15. Вторая связка отстает от первой, отставание происходит на технически сложных участках. Мы находимся в режиме ожидания, когда первая связка проходит сложный участок. Пока мы «ковыряемся» на той же «10-ти метровке», лидирующая группа уходит в отрыв. В результате мы постоянно отстающие и догоняющие. Как уйти от этой закономерности не знаю. Видимо, во второй связке должны идти наиболее крепкие и физически выносливые участники команды, готовые работать в рваном темпе.
Наташа, чтобы не сдерживать скорость связки и всей группы, решает остаться подождать нас на скалах. Я с Максимом продолжаю движение. Чуть позже я пойму, что это было неправильное решение.

Рис.6 (скалы на высоте 4250 м.)

После скал выходим на снежный гребень. Здесь я поменял свое представление о подъеме по гребню – технически сложный и страшно интересный маршрут. На крутом участке Саша вкручивает ледобур для дополнительной страховки.

Рис.7 (идем по гребню)

Видимость снижается, мнимая вершина оказывается очередной неровностью горного хребта, дорога вверх состоит из череды таких псевдовершин. Каждую минуту жду, что Саша развернет группу, но мы не останавливаемся. С середины снежного пути мы с Максимом встегиваемся в первую связку, идем одной группой.
Время 16:00, мне стало ясно, что до лагеря мы сегодня не дойдем. Осталась одна задача – дойти до Натальи. Крайние метры очень напряженные.

Рис.8 (мы на вершине г. Тетнульд)

В 17:40 мы на вершине. Здесь у нас есть буквально 2 минуты, делаем фото, пьем горячий чай. Стартуем вниз.

Рис.9 (спуск)

Где-то в 18:30 мы услышали Наталью, до нее еще далеко. Через пол-часа смеркается, включаем фонари. В начале девятого доходим до Натальи, она провела на скалах 7 часов. Через 5 часов после того, как я оставил ее, она пошла искать место, где можно переночевать. Прошла метров 100 по скалам без страховки.
Все вместе мы спустились еще немного, Саша выбрал безопасную площадку для ночевки. Одной веревкой он провесил перила для страховки во время сна и передвижения в туалет. Собственно площадь нашего «пятачка» метров 15. Вторую веревку постелили на камни вместо каремата, как минимум одному из нас она пригодится.
Одеваем все, что можно надеть, ноги в целлофановый пакет и в рюкзак. Рюкзак также можно оставить на спине в качестве дополнительного утеплителя. Натягиваю балаклаву, сверху каска, потом капюшон, укрываемся накидками на рюкзак, пончо, фальгированным одеялом – всем, чем можно укрыться. Вторая задача – разместиться как можно ближе друг к другу, обняться и максимально сократить потери тепла. Все в системах, страхуемся. Всё железо: карабины, жумары, кошки, ледорубы складываем в отдельную кучу на случай грозы.
Ночь прошла на одном дыхании: постоянно ерзали, дрожали и притирались друг к дружке. При этом надо сказать с погодой нам повезло, практически полный штиль, легкий непродолжительный снежок. Дима даже умудрился поспать, чем очень удивил всех окружающих. Я пару раз за ночь кратковременно терял ощущение пространства и времени, скорее всего тоже поспал минут 20-30. Все остальное время был занят попытками разогреть пальцы рук и ног.

Рис.10 (ночевка на кислороде)

Около 7-ми утра встаем, отряхиваемся, приводим себя в порядок, складываем пакеты, пончо и все, что мешает идти, продолжаем спуск. Несмотря на сомнительные условия для отдыха, удивительно, но надо признать тот факт, что идти сегодня утром значительно легче, чем вчера вечером. Голова стала лучше работать. Идем также 2-мя связками. Спускаемся со скал, следует спуск по ледово-каменному склону. Иду вторым в связке, между Натальей и Максимом. Уверенно зарубиться кошками или ледорубом не получается. На сложный участок накладывается общая слабость, здесь очень важно сконцентрироваться на работе рук и ног.

Рис.11 (фото на фоне ледопада)

Выходим на снежник, уже как-то попроще, хотя и он кроет свои сюрпризы, необходимо быть осмотрительным. По маршруту нам предстоит навесить 2 веревки, к 2-м часам дня мы выходим к штурмовому лагерю. Первым делом ставим греть воду, очень хочется горячего чая, горячий суп, еще чая. В палатке очень круто и тепло. Крайние сутки мы не очень много разговаривали друг с другом, весь вечер обмениваемся впечатлениями, делимся ощущениями от восхождения и, как её называет Саша, «ночевки на кислороде». Часов в 8 вечера расходимся «по домам».

16 сентября
Сегодня планируем попасть в Местию. Встаем около 6-ти, собираем палатки, фотографируемся на фоне Тетнульда, выдвигаемся.
Довольно быстро доходим до «гнезда амарантов», где встречаемся с группой из Швейцарии, делимся с ними информацией по особенностям маршрута. Здесь ловит мобильная связь, я использую шанс позвонить домой. После 5-ти минутного отдыха спускаемся к курумнику, часа 2 идем по камням, после чего переходим на землю. Дорога по земле сейчас – прогулка, идется легко, погода прекрасная, вокруг склоны покрытые красивейшими зарослями рододендрона. Период цветения уже прошел, но даже в своем зеленом исполнении он является украшением этих мест. Замечаю, что начинаешь обращаться внимание на вещи, которые в обычной жизни пропускаешь. Обостряются чувства. Насыщенные краски горных растений, шум ручья, пенье птиц вызывает искренний восторг, придает скорости. Рюкзак не замечаешь.
Через 7 с половиной часов пути выходим на дорогу, здесь нас подбирает микроавтобус, едем в гостиницу.
В гостинице у нас 2 часа на душ и отдых, далее по программе праздничный ужин. Нас пришел поздравить с горой Афи, принес домашнее вино. К нашей компании присоединяется хозяин отеля Ливан с вином собственного производства. Вечер мы провели за рассказами о восхождениях, которые были в жизни и тех, о которых мечтаем.

Рис.12 (г. Тетнульд, фото из окна гостиницы в Местии)

17 сентября
Сегодня у нас посещение дома-музея легенды советского альпинизма Михаила Хергиани, который родился и вырос в Местии.

Рис.13 (бюст Михаила Хергиани)

После обеда садимся на микроавтобус, направляемся к побережью. В Грузии всё рядом.

18 - 22 сентября
За 5 оставшихся дней мы постарались максимально познакомиться со страной, побывали в Кобулети, Батуми, Тбилиси.

Рис.14 (в Кобулети (Аджария))

Попробовали и полюбили основные национальные блюда: харчо, чахохбили, чихиртма, хинкали, хачапури в различном исполнении, сациви, острый и др. Собственно попробовали все, что смогли осилить за эти 5 дней. Впервые из похода я вернулся домой на 2 кг. тяжелее, чем уезжал. Грузия оставила у нас самые добрые впечатления о людях, их гостеприимстве и отношении к русским, национальных блюдах, прекрасной природе. Это одно из тех мест, куда хочется вернуться и где без сомнения найдется маршрут для людей, влюбленных в горы.