Орлов Юрий Александрович

ОРЛОВ ЮРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ


(18931966)
Выдающийся советский зоолог и палеонтолог, академик АН СССР (c 1960; член-корреспондент с 1953). Лауреат Ленинской премии (1967 г. – посмертно).

Ю. А. Орлов родился 12 июня 1893 г. в селе Томышево Сызранского уезда Симбирской губернии.

Основные труды— в области нейрогистологии современных беспозвоночных, сравнительной морфологии и палеоневрологии ископаемых животных.

Главный редактор «Основ палеонтологии» (т. 1—15).

Директор Палеонтологического института АН СССР. В годы Великой Отечественной войны Музей был закрыт, а значительная часть его коллекций отправлена в Алма-Ату. Сразу после возвращения из эвакуации, сотрудники приступили к восстановлению экспозиции. В 1944 г. Музей вновь распахнул свои двери для широкой публики. Тогда же Институт возглавил Ю.А.Орлов. Благодаря проведению успешных полевых работ и раскопок палеонтологические коллекции беспрестанно пополнялись. Для новых интересных находок все сложнее было найти место в экспозиции, а тесное помещение стало практически непригодным для музейной работы. В 1954 г. Музей пришлось закрыть к большому огорчению для его сотрудников и посетителей.


Академик Ю.А.Орлов был убежден, что Музею нужен свой просторный дом, где его уникальные собрания будут представлены в полной мере и станут доступны для изучения широкому кругу образованных людей, в первую очередь, школьникам и студентам. В 1965 г., преодолев череду многолетних хлопот, он добился решения правительства СССР о создании нового Палеонтологического музея и выделения двух миллионов рублей на решение этой задачи.
В 1966 г., после скоропостижной кончины Ю.А.Орлова, Музею было присвоено его имя.

В 1955 году подписал знаменитое антилысенковское «Письмо трёхсот».

Именем Орлова назван палеонтологический музей в Москве.


***

Окончив естественное отделение Ленинградского университета, в 1916 г. Юрий Александрович становится ассистентом Пермского университета. Начало его науч­ной деятельности было посвящено сравнительной морфологии нервной системы жи­вотных. Позднее он занялся изучением эволюционного развития мозга на материале ископаемых млекопитающих. В дальнейшем Ю. А. Орлов целиком перешел к палеон­тологическим исследованиям.

С самого начала организации Палеонтологического института Ю. А. Орлов был ближайшим помощником директора Института академика А. А. Борисяка. С 1945 г. Ю. А. Орлов находился на посту директора этого института и успешно продолжал начатое еще В. О. Ковалевским развитие палеонтологии как биологической дисцип­лины.

В течение 50 лет Ю. А. Орлов сочетал свою исследовательскую деятельность с пе­дагогической работой. Он воспитал несколько поколений советских палеонтологов и геологов.

«Мой отец родился в Симбирске в семье священника 30 октября 1855г. Вскоре после его рождения священник Федор Орлов переехал в село Березовка Сенгилевского уезда, где прожил в дальнейшем всю жизнь, сам пахал и собирал хлеб. Семья была большая. После духовного училища при мужском монастыре в Сызрани отец учился в Симбирской духовной семинарии, шел первым учеником, и ему прочили "блестящее будущее" в виде духовной академии.
Архиерей из отца не получился. Чтение Чернышевского, Добролюбова и других близких по духу революционных демократов повернуло отца в другую сторону. Он оставил семинарию и, сдав дополнительные экзамены на аттестат зрелости по математике и физике, поступил в Петербурге в университет, к великому горю родителей. Жил уроками - ходил с Васильевского острова на Пески.
Осенью 1875г., будучи на втором курсе, отец вступил в народовольческий кружок. Вместе с Левашовым, Гуляевым (позднее ветеринаром), Викторовым (впоследствии крупным врачом-психиатром) и другими работал "молотобойцем" в основанной ими для революционной пропаганды кузнице на Малой Охте, где они подковывали лошадей извозчиков. "Кузнецы", спустя некоторое время, покинули кузницу, когда повадился ковать лошадей местный пристав. Получив задание выпилить ключ для освобождения Кропоткина по сделанному за подкуп слепку, отец приготовил ключ. Однако, как известно, он не понадобился: Кропоткин бежал во время прогулки у тюремной больницы. Кучером на рысаке Варвар был Левашов, с которым отец еще раз встречался, много лет спустя, в Вологде.
По окончании университета в 1880г. отец хотел посвятить себя литературной работе. В это время и позднее он был знаком с писателями Успенским, Шелгуновым, Станюковичем, Михайловским. Однако крайнее безденежье вынудило Александра Федоровича поступить на службу чиновником в удельное ведомство, на то самое место, которое за пятьдесят лет до него занимал в течение года Гоголь. По этому поводу, много лет спустя, отец говорил в шутку: "Гоголь оказался выдающимся писателем, но никуда не годным чиновником, я же - никуда не годным писателем, но прекрасным чиновником". В последние годы до революции отец ведал всеми удельными лесами Вологодской и Архангельской губерний и лесопильными заводами в Архангельске, куда сплавляли этот лес для продажи за границу.



Там, во время ежегодных продолжительных походов по лесам бассейна Северной Двины с ее притоками, среди весьма первобытной в то время обстановки у него возникла и окрепла мысль о том, что на севере и поселения, и население называются по рекам. В 1906г. А.Ф.Орлов начал писать об этом, и в следующем году в г.Вельске, где жил отец, была напечатана книга "Происхождение названий русских и некоторых западноевропейских рек, городов и местностей". Основная мысль книги - по рекам шло расселение, около них охота, они - пути сообщения. Реки обожествлялись, по ним давались названия. Это проверено было отцом на огромном картографическом материале для России, Западной Европы, Малой Азии и Индии.
В свое время работа в народовольческих кружках отвлекла отца от научной дороги, которой он был достоин по своей одаренности, и к науке он пришел много, много позднее.
Моя мать, Вера Павловна Орлова, урожденная Тумаркина - одна из первых наших женщин-врачей - происходила из купеческой семьи из Бессарабии. Очень красивая, способная; окончив гимназию с золотой медалью, она пожелала учиться медицине. Это было начало не только медицинского, но вообще женского высшего образования в России.



Уехав вопреки воле родителей, которые от нее "отреклись", она поступила на женские врачебные курсы при Николаевском военном госпитале на Суворовском проспекте (кажется, госпиталь там и по сию пору). Директор курсов Бородин - профессор Военной медико-хирургической академии, химик и композитор, автор оперы "Князь Игорь". Мать жила очень бедно в свои студенческие годы. Это было время, когда медицине часто учились из побуждения - помогать народу.
Одно время после окончания курсов мать была врачом Петербургской консерватории. Отец и мать очень любили музыку. Дома сохранились фотографии с автографами Антона Рубинштейна, Глеба Успенского, Михайловского.
В 1891г. во время голода на Волге она организовала, по рассказам отца, одиннадцать столовых для голодающего населения.
Смерть матери в возрасте 37 лет потрясла отца. С большим трудом ради моего брата четырех лет и меня (около шести) он переехал в 1999г. в Вельск, маленький уездный городок в лесной глуши, в полутораста верстах от железной дороги. Город Вельск был центром лесов удельного ведомства на севере, и там находилось управление округа. Леса и угодья этого округа были разбиты на 25 "имений", во главе которых стояли управляющие с высшим лесным или вообще естественным образованием. Некоторые, например П.Н.Серебряников, имели научные работы по лесоустройству, прикладной энтомологии и т.п.»


Закончил Петербургский университет как зоолог, гистолог. Со студенческих лет (1916г.) до 1924г. преподавал в Пермском университете: эмбриологию - на сельскохозяйственном и анатомию - на медицинском факультетах. В годы, проведенные им в Перми, произошли две революции, дважды через Пермь проходил фронт гражданской войны, эвакуация университета в Томск, реэвакуация в Пермь в труднейших условиях эпидемий и голода. «Подчас такие обыденные дела, как снабжение лаборатории спиртом, превращались в предприятия, связанные с риском для жизни», - вспоминает П.Г.Светлов, один из его близких друзей. В Перми под руководством своего учителя и друга (потом - академика) А.А.Заварзина он получил серьезное медицинское образование, стал признанным специалистом в области эмбриологии и гистологии. В 1924 – 1935гг. работал в Военно-Медицинской академии и Бехтеревском институте мозга в Ленинграде.


С миром древних ящеров Юрий Александрович соприкоснулся еще в детстве, когда его отец - управляющий лесами северных губерний - брал его с собой в путешествия по северным рекам. На Северной Двине он увидел раскопки В.П. Амалицким парейазавров. По настоящему увлекся палеонтологией в 1925г. и с этого времени ряд лет работал в Геологическом комитете, затем - в Палеозоологическом институте АН, преподавал палеонтологию в Горном институте и Ленинградском университете, и наконец, с 1939 г. - в МГУ. В 1945г. возглавил Палеонтологический институт АН. Вскоре после Великой Отечественной войны им были предприняты раскопки ископаемых позвоночных в Монголии (1946-1949) и северном Китае (1959-1969).Материалы этих экспедиций выставлены в новом Палеонтологическом музее им.Ю.А.Орлова, созданию которого Юрий Александрович отдал много душевных сил.



Юрий Александрович обладал великим даром любви к реальному человеку. Этот дар был привит ему с детства, он укрепился бедствиями народа, свидетелем которых он был. Этим даром определялась и его любовь к педагогической деятельности и студенчеству. "Жалость и тоска расставания с учениками",- сказал он однажды.



Библиография


1. Орлов Ю. А. В мире древних животных. — М.: Наука, 1989. — 163 с. — 9600 экз.

2. Воспоминания Ю. А. Орлова

3. Ю. А. Орлов (некролог) // Вестник АН СССР, 1966, № 11, стр. 93