ДОЛГОРУКОВ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

ДОЛГОРУКОВ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ
(14 мая 1767 г. - 11 августа 1834 г., Санкт-Петербург)
 


 
  Симбирский гражданский губернатор, действительный статский советник князь, [1]
  Из потомственных дворян. Происходил из древнего княжеского рода, восходящего к великому князю Рюрику. Отец – князь Алексей Алексеевич Долгоруков (1716 – 1792 гг.). Имел родного брата, капитана 1-го ранга князя Григория Алексеевича Долгорукова, у которого в 1802 г. приобрёл имение в с. Воскресенское, Сарбаево тож, на границе Ардатовского и Алатырского уездов Симбирской губернии.
  Родился 14 мая 1767 г.
  Князь А.А. Долгоруков получил домашнее образование. В январе 1776 г. ребёнком был записан в артиллерию, откуда был переведен в гвардию и в 1791 г. получил офицерский чин прапорщика. В 1795 г. был перевёден в армейский полк премьер-майором; в 1798 г. получил чин подполковника и пожалован орденом Св.Анны 3-й  ст. и командором ордена Св.Иоанна Иерусалимского.
  1 октября 1799 г. князь А.А. Долгоруков произведён в полковники. 6 июля 1803 г. он оставил военную службу с переименованием в чин действительного статского советника. В 1805 г., в чине генерал-майора, был причислен к герольдии, затем назначен прокурором капитула ордена Св. Иоанна Иерусалимского.
  14 мая 1808 г. Высочайшим указом генерал-майор князь А.А. Долгорукий был назначен Симбирским губернатором, с переименованием его в действительные статские советники. “Князь Долгоруков, при назначении в губернаторы, был переименован в гражданский чин, но штатских не любил, был вспыльчив до такой степени, что, как рассказывали, на одном пожаре бил палкою частного пристава…; но потом стали говорить о нем “как о наилучшем, умном и добром начальнике”, горевшем желанием истребить зло”.
  Уже вскоре по вступлении в должность, Симбирский губернатор обещал “впредь … внимательнее рассматривать” направляемые ему на утверждение судебные решения. В период Русско-шведской войны 1808-1809 гг. в Финляндии князь А.А. Долгоруков осуществил выгодную для казны  закупку хлеба (около 58 тыс. кулей),  водным путем доставленного в г. Рыбинск и Санкт-Петербург.
  В 1809 г. в Симбирске при деятельном содействии губернатора открылась Комиссариатская комиссия, стимулировавшая “с … пользой для казны” развитие суконной промышленности на территории губернии. 3 августа 1809 г. был утвержден образец симбирского губернского статского мундира: “кафтан суконный темно-зеленый, камзол и исподница белые, подкладка под мундиром зеленая, воротник и обшлага суконные голубые, выпуск (опушка) черный, карманы косые, пуговицы белые”. В симбирском губернском мундире князь А.А. Долгоруков запечатлён на известном портрете В.Л. Боровиковского (?).
  12 декабря 1809 г., в день рождения императора Александра I, в присутствии князя А.А. Долгорукова, состоялось торжественное открытие Симбирской мужской 4-классной гимназии. В конце 1810 г. в Симбирской губернии была учреждена Комиссия для продажи казенных имуществ.
  В 1810 г. князь А.А. Долгоруков был награждён орденом Св. Анны 1-й ст.
  В начале 1811 г. по инициативе губернатора “для решения старых дел и взыскания недоимок” создавались временные суды в уездных судах “из прежних присудствующих”, т.е. из выборных дворян, чей срок службы по выбору уже истек. 17 сентября 1811 г. Высочайшим рескриптом князю А.А. Долгорукову была изъявлена благодарность.
  В период Отечественной войны 1812 года князь А.А. Долгоруков принял самое деятельное участие в мероприятиях по комплектованию и снабжению действующей армии. Губернатор активно вмешивался в формирование симбирского дворянского ополчения. Так, в управляющий Усольской вотчиной графа В.Г. Орлова доносил: “Сын ко мне пишет из Симбирска от 17 октября, что губернатор принятых в Ставрополе предводителями воинов много браковал, в том числе несколько и от нас отданных…”.
  Когда в Симбирскую губернию начали прибывать партии военнопленных наполеоновской армии, то губернатор,“по тогдашнему ожесточению всех сословий против французов, имел, как и другие, политический фанатизм и ни мало не входил в бедственное положение пленников”. “… Желал бы, чтобы всякий остался при тех чувствованиях, что к бессильному уже неприятелю должно иметь одно только сострадание и не вредить ему; но отнюдь не водить компании, а тем паче еще иметь короткое обращение. Ибо сии вещи различны; и каждый истинный сын отечества увидит, что первое из них похвально, а последняя предосудительна и марает честь Россиянина”,- отвечал князь А.А. Долгоруков  ходатайствовавшему за военнопленных самарскому городничему И.А. Второву.
  В 1813  г. губернатор произвел закупку лошадей для кавалерии и артиллерии по умеренным ценам, несмотря на всеобщий недостаток и дороговизну лошадей. Губернатор напрямую и жёстко обращался к помещикам при решении возникавших проблем.
  “Я не могу верить, чтобы вы, Милостивый государь мой, не хотели участвовать в таковых великих и достохвальных подвигах соотечественников ваших, особенно тогда еще, как Милосердный Государь наш взывает о сем с надеждою к сословию дворянскому, испытанному в верности к престолу Его; Но однако ж с сожалением вижу, что Вы, Милостивый Государь мой, едва коснулась Вас самая малая комиссия – от оной уже отзываетесь…, что Вы в закупке артиллерийских лошадей приступить не можете… Я не нахожу, чтобы заводчик, дворянин российской уволен был от комиссии, исполнения коей требуют от него обязанность к Государю, Отечеству и собственное благосостояние...”, - писал он в мае 1813 г. к проживавшему в Курмышском уезде после разорения Наполеоном Москвы полковнику И.А. Пашкову.
  Требования Долгорукова А.А. вызвали негативную реакцию влиятельного дворянина. В прошении на имя министра юстиции ИИ. Дмитриева И.А. Пашков жаловался на притеснения: “…Г. Губернатор предписывает мне письмом при разных выговорах и упреках выполнение наряда губернского предводителя с угрозою при отречении моем принятия строгих мер…
  …Зная мстительность его, надменность и притеснения многим дворянам, я опасаюсь неприятностей,… ведая как прошедшею осенью он многим дворянам наделал нестерпимых оскорблений, потому что не имеют голоса и защиты…”.
  Князь А.А. Долгоруков поддерживал тесные отношения с симбирским духовенством. 30 апреля 1814 г. губернатор лично известил настоятеля Симбирского Покровского мужского монастыря архимандрита Порфирия о взятии русской армией французской столицы: “Наконец гордые стены Парижа приклонили выю пред великим Царем России, и народ французский, 20 лет в буйствах своих проливая реки крови человеческой, ожидает ныне с трепетом помилования от избавителя Европы Императора Александра 1-го.
  С каковою общею радостию поспешил поздравить Вас, Милостивый Государь мой, и прошу сделать должное распоряжение о принесении… майя 3-го числа Господу Богу Благодарственнаго молебствия за ниспосланныя нам щедроты Его”. В 1814 г. супруга губернатора  М.И. Долгорукова пожертвовала в церковь Св. Алексия Митрополита Симбирского Спасского девичьего монастыря богато украшенную икону Богоматери “Всех скорбящих Радости” с лампадой. Впоследствии, тайный советник князь А.А. Долгоруков пожертвовал 500 рублей ассигнациями на сооружение в Симбирске Свято-Троицкого Кафедрального собора.
  Высочайшим указом от 17 мая 1815 г. князь А.А. Долгоруков был назначен Московским Гражданским Губернатором”. Тем не менее, уже 20 июля 1815 г., ещё находясь в Симбирске, он подписал аттестат губернского прокурора М.Е. Быкова. Эту задержку с отъездом из Симбирска  возможно связать с болезнью и кончиной жены бывшего губернатора.
  В 1816 г. князь А.А. Долгоруков был произведён в тайные советники. В мае 1817 г. он был назначен сенатором. Став сенатором, в том же 1817 г. князь А.А. Долгоруков добился дорожной привилегии для симбирских дворян. Здесь, в единственной из губерний, было разрешено “не усаживать березами большую Московскую дорогу, в пределах Симбирской губернии, а вкопать, по обеим сторонам этой дороги, сосновые столбы…”. Дорожная повинность потребовала бы отвлечения значительного числа крепостных от работ на барщине, а потому, владея собственными имениями вдоль указанной дороги, князь был лично заинтересован в положительном для симбирян исходе дела. Но сиюминутная выгода от этого решения на десятилетия вперёд предопределила неудовлетворительное состояние дорог в губернии.
  В 1824 г. сенатор князь А.А. Долгоруков командировался для ревизии в Вятскую, а в 1826 г. – в Воронежскую, Пензенскую и Симбирскую губернии для обозрения и изыскания причин побегов помещичьих крестьян; в том же году он ревизовал Курскую губернию.
  В апреле 1827 г. князь А.А. Долгоруков был назначен товарищем министра юстиции, а 18 октября того же года – министром юстиции. Он стал единственным из бывших начальников Симбирской губернии, сумевших достичь министерского поста. По повелению императора Николая I, он деятельно участвовал в систематизации российского законодательства. В 1828 г. началось печатание “Полного собрания законов Российской Империи”. К  деятельности Долгорукова А.А.  на посту министра юстиции относятся положение от 2 июня 1828 по определению прав и обязанностей товарища министра юстиции (право на свое мнение при разногласиях), регламентация работы Правительствующего Сената. С октября 1827 г. князь А.А. Долгоруков состоял членом Государственного совета. 20 сентября 1829 г. был уволен с поста министра юстиции.
  Имел российские ордена до Св. Александра Невского включительно.
  Скончался 11 августа 1834 г. в Санкт-Петербурге. Погребен в церкви Св. Духа Александро-Невской лавры.
  Был женат дважды. Первая супруга – дочь петербургского именитого гражданина Маргарита Ивановна, урожденная Апайщикова (1785 – 1815). В 1811 г.  и 1812 г. на имя княгини М.И. Долгоруковой были приобретены крупные имения в с. Талызине Ардатовского уезда и с. Игнатовке Сенгилеевского уезда. Княгина М.И. Долгорукова скончалась в 1815 г. в Симбирске, погребена на кладбище Симбирского Покровского монастыря. Вторая жена –  Варвара Николаевна, урожденная Текутьева (1796 – 1880), впоследствии статс-дама. Имел от первого брака четырёх, а от второго – троих сыновей: Ростислава (1805-1849 гг.), ротмистра; Юрия (1807-1882 гг.), тайного советника, Воронежского губернатора, сенатора; Сергея (1809-1891 гг.), действительного тайного советника, статс-секретаря, члена Государственного совета; Григория (1811-1853 гг.), подполковника Генерального Штаба; Алексея (1818-1853 гг.); Николая (1819-1887 гг.); Дмитрия (1825/1826 г.р.).
 

 
1.     Горбунов К.Е., Сивопляс И.Э., Шабалкин А.Ю. Симбирские гражданские губернаторы: Материалы к историко-биографическим очеркам. - Ульяновск: ИПКПРО, 2003. - с. 31 – 36.