Акинфов Владимир Николаевич

Акинфов Владимир Николаевич (14 апреля 1841 г. - 22 мая 1914 г., Москва)     Симбирский губернатор, действительный статский советник, тайный советник. [1]
Из потомственных дворян Владимирской губернии. Род восходит к XV веку. По официальным данным, последний в роду Акинфовых.
Родился 14 апреля 1841 г. Отец, Николай Владимирович Акинфов (1791 – 1857), камергер Высочайшего двора, устроитель Московской больницы, участник 48 сражений в период Заграничных походов русской армии против Наполеона в 1813 – 1815 гг. Мать, Екатерина Авраамовна, урожденная Хвощинская (1820 – 1888 гг.).
Учился в Императорском Александровском лицее. Не окончив полного курса наук, В.Н. Акинфов “вышел из университетских классов Лицея и вступил в службу во Владимирское Дворянское Депутатское Собрание в число канцелярских служителей” 24 апреля 1859 г. Был произведён в коллежские регистраторы со старшинством 24 апреля 1860 г.
С 24 июня 1862 г. попечитель Акинфовских палат  Московской городской больницы. С 1863 г. служил почетным смотрителем Шуйского, с 1865 г. – Владимирского уездных училищ. 28 октября 1866 г. пожалован в звание камер-юнкера Высочайшего Двора. В декабре того же года избран Покровским уездным предводителем дворянства и попечителем Владимирской губернской классической гимназии. Неоднократно переизбирался уездным предводителем и почетным мировым судьей по Покровскому уезду. В 1870 г. удостоился звания почетного гражданина г. Киржача Владимирской губернии.
10 октября 1875 г. В.Н. Акинфов был единогласно избран председателем Покровской уездной земской управы. С 1879 г. по 1882 г. состоял гласным Покровской городской думы. В мае 1883 г., как депутат Владимирского дворянства, присутствовал при коронации императора Александра III. 30 августа 1884 г. произведён в чин действительного статского советника.
Приказом по МВД 4 октября 1890 г. В.Н. Акинфов был назначен Владимирским вице-губернатором, при Владимирском губернаторе шталмейстере И.М. Судиенко.  [2]. В 1891 – 1893 гг. неоднократно исполнял обязанности  Владимирского губернатора.
Высочайшим указом от 30 января 1893 г. В.Н. Акинфов был назначен Симбирским губернатором. До 21 февраля 1893 г. продолжал исполнять должность Владимирского губернатора. Согласно уведомлению Департамента общих  дел  МВД от 31 марта 1893 г., В.Н. Акинфов задерживался “на некоторое время в С.Петербурге по делам службы”.
30 августа 1893 г. “по всеподданнейшему докладу г. Министра Внутренних Дел об отлично-усердной службе” награжден орденом Св. Анны 2-й ст. 6 декабря 1895 г. был произведён в чин тайного советника.
4 и 5 июля 1894 г. В.Н. Акинфов принимал в Симбирске Кронштадтского протоиерея о. Иоанна Сергиева, ныне прославленного в лике святых РПЦ, который совершил молебствие в губернаторском доме.
По лапидарному отзыву П.Л. Мартынова, в Симбирске В.Н. Акинфов “оставил по себе добрую память”. Время его губернаторства стало периодом общего экономическим и культурного подъёма и Симбирской губернии, причём напрямую связывалось в сознании местного общества с личностью губернатора.
“…После двадцатипятилетнего ходатайства о соединении Симбирска железною дорогою с другими русскими городами, в конце 1895 года , получено было известие, что правительство разрешило… постройку линии… с ветвью на Симбирск…” Проект данного строительства был Высочайше утвержден 12 мая 1896 г.
28 декабря 1898 г. открылось пассажирское и товарное  движение на линиях Московско-Казанской железной дороги от ст. Рузаевки до г. Сызрани, с веткой от ст. Инза к Симбирску. О начале движения поездов В.Н. Акинфов лично уведомил Симбирскую губернскую земскую управу. 1 ноября 1900 г. открылось товарное сообщение от ст. Часовня-пристань в Заволжских слободах Симбирска до посада Мелекесс Ставропольского уезда Самарской губернии.
В.Н. Акинфов объективно оценивал важность железнодорожного сообщения и для перспектив культурного развития города и губернии. «…Г. Симбирск с проведением железнодорожной линии в последнее время значительно оживился, привлекая сюда крупных и мелких торговых деятелей, а вместе с тем и число постоянных жителей здесь увеличилось, достигая ныне до 45000 обоего пола душ. Между тем, за отсутствием в Симбирске ежедневного периодического издания, как местные жители, так и приезжающие по торговым и другим надобностям лица вынуждены пользоваться исключительно столичными газетами, которые приходят в Симбирск не ранее, как на третий день, почему издание местной газеты признавалось бы желательным», - писал 19 мая 1901 г. В.Н. Акинфов в Главное управление по делам печати, поддерживая проект издания газеты «Поволжье» П.Л. Юдиным, состоящем по Оренбургскому казачьему войску хорунжим  [3]. В тесной связи с долгожданным пуском в эксплуатацию железной дороги находилось главное культурное событие рубежа XIX – XX вв., празднование в октябре 1898 г. 250-летнего юбилея основания города Симбирска. Это особо подчеркивалось в стихотворении “Симбирск” П.А. Александрова:
Чует житель, что время застоя прошло: Есть у нас уж дорога железная. Особые заслуги В.Н. Акинфова были отмечены поднесением ему городским головой П.С. Балакирщиковым именного золотого жетона, учрежденного городской юбилейной комиссией в память 250-летия Симбирска. Сам губернатор вручил аналогичный жетон председателю Симбирской губернской ученой архивной комиссии, губернскому предводителю дворянства В.Н. Поливанову.
“Мысль открытия в Симбирске ученой архивной комиссии давно занимала ревнителей местной старины… Только в 1894 году, при сочувственном отношении г. симбирского губернатора, В.Н. Акинфова, оказавшего, этому делу свое авторитетное и просвещенное содействие…,  явилась возможность ходатайствовать об ее открытии и… небезуспешно”. Губернская ученая архивная комиссия была открыта 30 июля 1895 г. речью В.Н. Акинфова, ставшего ее почетным попечителем.
“С детства любя родную старину, я был особенно счастлив найти в Симбирске столько лиц, сочувствующих учреждению… Комиссии и тем самым давших мне возможность пополнить существенный пробел в ряду местных губернских учреждений”, – говорил губернатор в 1902 г. Благодаря его усилиям было выделено помещение под архив Комиссии в нижнем этаже здания губернских присутственных мест.
В 1897 г. В.Н. Акинфов явился инициатором проведения подписки для пожертвований на надгробный памятник поэту-сатирику Д.Д. Минаеву, торжественно открытый в присутствии Симбирского губернатора 21 июня 1899 г. Исследователь симбирской старины, диакон Н. Руновский писал об этом: «Так как за осуществление мысли взялся тогдашний Симбирский губернатор Акинфов, то безо всяких тормозов было получено и разрешение министра внутренних дел, и скоро собрали на памятник нужную сумму».  [4] На средства Акинфова В.Н. в 1900 г. в Симбирске была издана книга Л. фон-Панснера “Табличное обозрение русских монет”, переведённая с немецкого языка преподавателем Симбирской мужской гимназии Я.М. Штейнгауэром.
При поддержке и деятельном участии В.Н. Акинфова в Симбирске открылся целый ряд благотворительных, культурных и общественных учреждений – городские богадельни и приюты (1895 г., 1899 г.), Карамзинская колония для душевнобольных (1898 г.), ремесленное училище им. М.В. Лебедева (1895 г.), женская гимназия Т.Н. Якубович (1898 г.) и коммерческое училище (1901 г.), библиотека А.А. Знаменской (1893 г.), учреждено духовное правление Симбирского еврейского общества (1902 г.). В 1902 г., после многократных личных ходатайств губернатора, было получено разрешение на расширение здания Симбирской Мариинской женской гимназии.
И.Я. Яковлев вспоминал: “Как-то я в разговоре сообщил губернатору о том, что Чувашская школа  плохо обставлена…” Я могу вам помочь… Дайте мне материалы о школе. А я включу школу в отчет”, - говорит Акинфов… Упомянул Акинфов в отчете и обо мне, о моей деятельности. Государь против этого места сделал отметку о наведении справок в Министерстве народного просвещения… Но из всего этого ничего не вышло… Через год Акинфов вызывает меня к себе и говорит, что опять хочет напомнить в высочайшем отчете о Симбирской чувашской школе… Мы согласились сделать так: губернатор сделает мне запрос о школе  …Акинфов включил справки обо мне и школе во всеподданейший отчет”.
6 декабря 1898 г. В.Н. Акинфов был награжден орденом Св. Владимира 2-й ст. 23 апреля 1900 г. получил Высочайшую благодарность “за услуги по оказанию трудовой помощи населению Симбирской губернии, пострадавшему от неурожая 1898 года”.
14 февраля 1901 г., в Санкт-Петербурге, в собрании Императорского Русского Географического общества В.Н. Акинфов был избран  действительным членом ИРГО.
28 февраля 1901 г. Симбирскому губернатору были адресованы письма от Симбирской городской думы, за 39 подписями, и от Симбирского купеческого общества, за  51 подписью.
“…К глубокому сожалению гласные думы узнали, что Ваше Превосходительство, отъезжая в Петербург по делам службы, решили оставить свой Начальнический пост навсегда…
… Гласные сознают, что без того сочувствия к начинаниям города, без той поддержки в его ходатайствах и без того расположения к населению, которыя Симбирское самоуправление всегда встречало в лице Вашем, они не в силах и не в состоянии исполнить возложенную на них задачу…
Мы знаем, Ваше Превосходительство, что, прослужа 40 лет Царю и Отечеству как лучший гражданин и патриот, Вы имеете все права почить от трудных дел своих и, сохранив остаток сил и здоровья, воспользоваться желанным отдыхом; но в то же время мы убедились, что оставляя нас, Вы унесете наши надежды, наши стремления и искренния желания дать 40-тысячному населению Симбирска те блага, о которых оно давно просит и на которыя оно имеет человеческое право.
…Посягая на драгоценное здоровье и спокойствие Ваше, глубокоуважаемый Владимир Николаевич, мы решили прибегнуть к последней мере, и, обращаясь к доброму и гуманному сердцу Вашему, покорнейше и почтительнейше просить Ваше Превосходительство заставить это сердце еще раз забиться в унисон с нуждами городского населения, расположив Вас оставить за собой пост Симбирского Губернатора, как Государственного деятеля, незаменимаго нашего Начальника и как человека, долгим житейским опытом умудреннаго усматривать нужду там, - где она действительно есть и искреннюю просьбу к Вам там, - где она искренна. Да поможет нам Бог”.
В.Н. Акинфов внял просьбам симбирян, оставшись на посту начальника губернии и на государственной службе. 14 апреля 1902 г. Симбирский губернатор был удостоен ордена Белого Орла. С 30 июня 1902 г. находился в двухмесячном заграничном отпуске.
22 июля 1902 г. Высочайшим указом В.Н. Акинфов был назначен Почетным опекуном Опекунского совета учреждений императрицы Марии по Московскому оного присутствию.
22 августа Симбирская городская управа, по единогласному  решению гласных Городской думы, представила В.Н. Акинфова к званию почетного гражданина города Симбирска, на что 2 января 1903 г. последовало Высочайшее соизволение. 31 августа 1902 г. В.Н. Акинфов приехал в Симбирск для прощания с подчиненными и населением губернии. Церемонии чествования проходили с 1 по 13 сентября. Бывшему губернатору были  поднесены иконы, фотографии, адреса от обществ и учреждений, с выражением искреннего сожаления по поводу расставания.
“В течении почти целого столетия, … к услугам городского населения для воспитания и просвещения юношества было одно всесословное среднеучебное заведение – классическая гимназия. И вот, благодаря могучему заступничеству Вашему, … Симбирск обогатился новым учебным заведением – Коммерческим училищем, которое даст юношам … знания для честной работы на благо своих сограждан”,- подчеркивалось в адресе от Симбирского коммерческого училища.
“Ваше беспристрастное и благожелательное отношение к нам во время десятилетнего управления Симбирской губернией оставляет в нас неизгладимую память и Ваш высокогуманный образ всегда будет жив в сердцах наших.
…Вы вписали одну из самых светлых страниц в летопись нашей общинной жизни, и эта страница возвестит грядущим нашим поколениям о Ваших высоких душевных качествах”, - писали члены духовного правления Симбирского еврейского общества.
“В Вашей личности удивительно гармонично сочетались величественное достоинство высокопоставленного на общественной лестнице сановника с привлекательною простотою, общительностию, доступностию и скромностию обыкновенного человека-гражданина, друга, соседа, доброго знакомого. Замечательная ровность и уравновешенность характера всегда и всюду одинаково блистали в Ваших добрых отношениях и общении с другими. Эти дорогие качества … редко так согласно, в такой удивительной гармонии, уживаются в одной личности, …особенно в людях высокопоставленных и обремененных множеством забот и весьма ответственных обязанностей, заставляющих их обыкновенно часто выходить из ровного спокойно настроения…”, – характеризовал губернатора в прощальной речи Никандр, епископ Симбирский и Сызранский.
“…В Вас я лишаюсь дорогого товарища, всегда так отзывчиво относившегося к столь близким нам обоим вопросам отечественной старины”, - говорилось в письме В.Н. Поливанова, с сообщением о постановлении Архивной комиссии об установке портрета В.Н. Акинфова в зале музея СГУАК. Симбирское дворянство ходатайствовало об учреждении на пожертвованные дворянами 2200 рублей именной стипендии имени почетного опекуна тайного советника В.Н. Акинфова при Симбирской мужской гимназии. Положение о стипендии было утверждено Министерством народного просвещения 15 февраля 1903 г.
5 октября 1902 г. род Акинфовых был внесен в VI часть дворянской родословной книги Симбирской губернии. В 1903 г. и 1904 г. В.Н. Акинфов приезжал в Симбирск.
В.Н. Акинфов служил почетным опекуном до конца жизни. В “Списке высшим чинам” на 1 марта 1912 г. он указан действительным тайным советником.
Скончался 22 мая 1914 г. в Москве. Погребен на кладбище Московского Донского девичьего монастыря. На гроб был возложен венок от Симбирской городской думы. 28 мая в Симбирске состоялась панихида в память В.Н. Акинфова, в присутствии первых лиц Симбирской губернии.
Был женат на дочери коллежского секретаря Надежде Сергеевне, урожденной Анненковой (17 июля 1840 г. (по другим сведениям, 16 июня 1839 г.) – 25 мая 1891 г.), одной из самых скандальных светских красавиц своего времени. В.И. Федорченко пишет, что “современники отмечали ум и красоту Надежды Сергеевны, которая в свое время кружила головы канцлеру кн. Горчакову А.М., его сыну, а также некоторым великим князьям”. По мнению историка и литературоведа С.А. Экштута, посвятившего Н.С. Акинфовой отдельную книгу, «этой незаурядной женщине посвящал свои стихи Федор Иванович Тютчев, а ее многолетний роман с герцогом Николаем Максимиллиановичем Лейхтенбергским послужил Льву Николаевичу Толстому поводом для создания одного из выразиетльных эпизодов в романе «Война и мир», а затем, по причудливым законам творчества, отразился в замысле и сюжете «Анны Карениной». [5] В 1868 г. Н.С. Акинфова в Баварии вступила в морганатический брак с двоюродным братом императора Александра II, правнуком Наполеона I, Его Императорским Высочеством герцогом Н.М. Лейхтенбергским , князем Романовским. Её развод с В.Н. Акинфовым был официально оформлен 22 ноября 1877 г. 30 января 1879 его бывшая супруга Высочайшим указом удостоена титула графини де-Богарне.
В браке В.Н. Акинфова с Н.С. Акинфовой родились дочери Екатерина (1861 г. р.), в замужестве за маркизом Ф.А. Делли Альбицци, и Мария (1865 г. р.), в замужестве за Б.И. Алябьевым.
В дневнике А.П. Родионова за 1894 г. имеется запись к характеристике нравов недавно назначенного Симбирского губернатора: “…На освящении церкви в Грязнушках был губернатор Акинфов с … табакеркой, которую видели барыни и на которой (к неудовольствию их) великолепно наэмалирована голая женщина. Симбирск уж узнал, что, кроме голой женщины на табакерке, у Акинфова живет в губернаторском доме – француженка и две других женщины где-то на квартире!”
В.Н. Акинфов состоял в гражданском браке с Татьяной Федоровной Тельпуговой, дочерью почтового чиновника из г. Покрова Владимирской губернии. По имеющимся сведениям, после смерти отца, Т.Ф. Тельпугова стала воспитанницей В.Н. Акинфова и была моложе него на “примерно 30 лет”. В Симбирске губернатор снимал для Т.Ф. Тельпуговой дом по Сенной улице, перевёз в Симбирскую губернию брата и сестру своей возлюбленной. После назначения Акинфова В.Н.  в Москву,  Тельпугова Т.Ф. осталась в Симбирске, продолжая поддерживать с ним теплые отношения. Скончалась в преклонном возрасте в Ульяновске, была погребена на центральном городском кладбище. “Татьяна не была “писаной красавицей”, но обладала огромным обаянием, всегда была весела, любила петь и танцевать. Это не мешало ей быть очень начитанной девушкой и высказывать весьма серьезные суждения о положении в стране или в губернии”.
Владел 139 десятинами “благоприобретенной” земли в Шуйском и Владимирском уездах Владимирской губернии. Осенью 1906 г. тайный советник В.Н. Акинфов был внесен в «Список лиц, имеющих участие в предварительном съезде землевладельцев, владеющих землею менее 250 десятин для избрания уполномоченных на съезд крупных землевладельцев, на котором должны избираться выборщики в Губернское избирательное собрание» по выборам в 3-ю Государственную Думу – как владелец 5 десятин при с. Назайкине Сенгилеевского уезда. [6]
 

 
1. Горбунов К.Е., Сивопляс И.Э., Шабалкин А.Ю. Симбирские гражданские губернаторы: Материалы к историко-биографическим очеркам. - Ульяновск: ИПКПРО, 2003. - с. 140 – 148.
2.  Губернии Российской Империи. История и руководители. 1708-1917. – М., 2003. – С.71.
3.  ГАУО, Ф.76, Оп.2, Д.1312, Л.5-7.
4.  На память о Д.Д. Минаеве/ Симбирские Епархиальные Ведомости: Отдел неофициальный.- №14.- 15 июля 1914.- С.633.
5.      Экштут С.А. Надин, или Роман великосветской дамы глазами тайной политической полиции. По неизданным материалам Секретного архива III Отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии. - М.: Согласие, 2001. - с. 226.
6. ГАУО, Ф.307, Оп.1, Д.1, Л.83.