ИКОНЫ

ИКОНЫ, почитаемые в Симб. губернии. В Симб. губ. было более
пятидесяти почитаемых верующими Русской Православной церкви
икон. Среди них были как явленные, чудотворные, так и просто
местночтимые иконы (от которых не зафиксировано или не известно
чудотворений). Наиболее почитались не только в Симб. губ., но и
часто за ее пределами из приведенного списка 7 первых икон.
Остальные И. были менее известны. Почитание местночтимых И. часто
ограничивалось только несколькими окрестными селами.
Местночтимых И. было, вероятно, несколько больше, чем указано в
приведенном списке, т. к. здесь названы лишь те иконы, сведения о
которых удалось обнаружить в литературных источниках.
Местонахождение большинства из указанных икон в настоящее время
неизвестно.
Казанская икона Божией Матери, находилась в Жадовской
Казанско-Богородицкой пустыни Карсунского у. (в наст. время — пос.
Самородки Барышского
р-на). Празднование 21(8) июля. Была одной из самых чтимых в губ.
Явилась в нач. 90-х годов 17 в. крестьянину с. Жадовки или, по
другим данным, с. Румянцева Тихону, долгое время страдавшему
болезнью ног и не имевшему возможности ходить. В 1714 на р.
Самородке, на месте явления иконы, основан монастырь —
Жадовская Казанско-Богородицкая пустынь, куда и была перенесена
икона. Размер иконы — 27х24,5 см, вся она обложена серебряным
листом 84 пробы, на иконе золотая риза 72 пробы, украшенная
драгоценными камнями. Вновь икона обретена в 1997, находится в
храме Жадовского мужского монастыря.
Икона Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского, находилась в
Казанской церкви с. Промзино Алатырского у. (в наст. время — р. п.
Сурское). Празднование 22(09) мая. Предание связывает явление
иконы с защитой с. Промзина-Городища от набега кубанских татар в
16 в. В 1552 к селу Промзину-Городищу, являвшемуся тогда
сторожевым пунктом на пограничной линии, проходившей от Алатыря
до Темникова, подошли отряды кубанских татар и приготовились к
переправе через р. Суру для нападения. Небольшой гарнизон
Городища не мог противостоять кубанцам. Но внезапно нападавшие
остановились. Через некоторое время, видя, что враги прекратили
наступление, один из сторожевых воинов, знавший язык нападавших,
переправился через Суру в стан кубанцев. «Чего стоите вы здесь вот
уже несколько времени? — спросил он их. — Если вам нужен от нас
выкуп, то скажите, и мы с покорностью предоставим вам все, что в
состоянии. Или, быть может, вы желаете истребить наш край огнем и
мечом? Что же мешает вам сделать это?» Враги отвечали: «Разве не
видишь ты, какой ужас перед нами? Вокруг нас непроницаемая тьма,
среди которой вон там, на горе, в необыкновенном сиянии стоит
какой-то величественный старец с изображением вашего храма в
одной руке и с мечом в другой. Рядом с ним на белом коне, со
смертоносным копьем еще какой-то грозный юноша, готовый ринуться
на нас тотчас, как только мы осмелимся сделать хоть шаг вперед. Как
можно идти дальше, когда перед нами и вода, и тьма, и такое грозное
явление? Мы желали бы возвратиться скорее домой, но сзади нас
такой дремучий лес, которым мы как будто и не шли сюда. Верно, за
землю вашу вступился сам Бог ваш и грозит нам своим мечом».
Взглянув на Белую гору, воин узнал в старце св. Николая
Чудотворца, а в юноше Св. Георгия Победоносца. Кубанцы бежали, а
воин возвратился в Промзино. Собравшись вместе, промзинцы
поспешили на Белую гору, а во главе их на коне поехал воин,
говоривший с кубанцами. На вершине горы конь вдруг споткнулся и
пал передними ногами на колени. Всадник сошел с коня и с
удивлением увидел, что он стоит на коленях перед иконой св.
Николая Чудотворца, наполовину сокрытой в земле. Вскоре после
обретения иконы жители поставили на вершине Белой горы (позже
получившей название Никольской) часовню, в которой и хранилась
икона, а несколько позже под горой был основан монастырь —
Никольская Городищенская пустынь, куда и была перенесена из
часовни икона. В 1764 пустынь упразднена, но икона оставалась в
Никольской Пустынской церкви до 1810, когда церковь из-за подмыва
берега р. Сурой была разобрана, а икона перенесена в Казанскую
церковь с. Промзино. В 1932 икона увезена, предположительно, в
Самару. Никольская (Белая) гора и источники на ней до сих
пользуются большим уважением у православных жителей области.
Феодоровская икона Божией Матери, находилась в Сызранском
Спасо-Вознесенском монастыре ( в наст. время — Самарская обл.).
Празднование 27(14) марта. Явилась в 1713 в районе пригорода
Кашпира Сызранского у., в наст. время — Сызранского р-на
Самарской обл. По преданию над источником, находящимся недалеко
от Кашпира, однажды летом пастухи заметили необыкновенное
сияние. Когда они стали подходить к роднику, сияние исчезло. Так
повторялось несколько дней подряд. Наконец, в один день пастухи
увидели уже более яркий свет, который опять мгновенно исчез, как
только они со стадом подошли к роднику. Но на этот раз у родника,
на камне, они нашли образ Богоматери.
Смоленская икона Божией Матери, находилась в Смоленской церкви
Симбирска. Празднование 10 августа (28 июля). Написана в сер. 17
в. Сначала была обычной местной иконой, но вскоре от нее начались
чудотворения, и уже во второй пол. 18 в. она выделяется и
становится особо чтимой по сравнению с другими иконами. Во время
эпидемий или отдельных случаев тяжелых болезней икону носили по
домам и служили перед нею молебны.
Казанская икона Божией Матери, находилась в Алатырском
Свято-Троицком мужском монастыре (в наст. время г. Алатырь — в
Чувашии). Празднование 21(8) июля. По преданию, явилась на
роднике недалеко от бывшей Ключевской пустыни, вблизи с.
Четвертакова Ардатовского у. (в наст. время — Ардатовского р-на
Мордовии). Время явления иконы точно неизвестно, приблизительно
— нач. 18 в. Размер иконы — 29х24,5 см.
Тихвинская икона Божией Матери, находилась в Знаменской церкви
с. Ананьино Сызранского у. (в наст. время — Барышского р-на).
Празднование 9 июля (26 июня). Явилась на источнике недалеко от
села. Время явления точно неизвестно. Впоследствии на месте
явления иконы поставлена деревянная часовня.
Владимирская икона Божией Матери, находилась в Ильинской
(Владимирской) церкви Симбирска, празднование 3 июня (21 мая).
Размер иконы — 31х26,5 см. Находилась в Михайловском приделе, в
местном ряду иконостаса, по левую сторону от царских врат.
Боголюбивая икона Божией Матери, находилась в Боголюбской
церкви с. Ивановка Старомайнского р-на. В наст. время находится в
Богоявленской церкви р. п. Ст. Майны, празднование 1 июля (18
июня). Написана в 1875 во Владимирской губ. В 1892 в с. Ивановка
Ставропольского у. Самарской губ. (в наст. время — Старомайнского
р-на) во имя этой иконы построена каменная церковь, где она и
хранилась до 1972, когда была увезена в Ульян. краеведческий
музей. В 1991 возвращена Ульяновской епархии, а 1 июля 1992
перевезена в церковь р. п. Ст. Майны.
Икона Божией Матери «Неопалимая Купина», находилась в церкви во
имя иконы «Неопалимая Купина» Симбирска, празднование 17(4)
сентября. Написана на Афонской горе в 1911 специально для церкви
в пос. Куликовка. 15 авг. 1911 привезена в Симбирск, где была
торжественно встречена. 19 мая 1912 во имя этой иконы освящена
церковь в пос. Куликовка. В наст. время находится в той же церкви.
Икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», находилась в
Богородице- Скорбященской церкви с. Бол. Нагаткино Симбирского у.
(в наст. время — Цильнинского р-на), празднование 6 ноября (24
октября). Явилась в 4-х верстах от села, вблизи родника,
протекающего по Солдатскому оврагу, названному с того времени
«Святым колодцем». Время явления иконы точно неизвестно.
Ежегодно 21(8) мая к роднику из села совершался крестный ход с
иконой.
Икона св. великомуч. Параскевы Пятницы, находилась в
Михайло-Архангельской церкви с. Тушны Симбирского у. (в наст.
время Сенгилеевского р-на), празднование 10 ноября (28 октября).
Время явления иконы точно неизвестно. По преданию, разбойники, в
прошлом часто нападавшие на с. Тушну, однажды не доезжая села,
повернули назад, не делая нападения. Так повторилось еще
несколько раз. Жители Тушны, заинтересованные таким поведением
разбойников, решили осмотреть место, откуда они поворачивали
назад и в 4-х верстах от села, в небольшом овраге, на ключе, обрели
икону св. великомуч. Параскевы. На роднике, где явилась икона,
была установлена деревянная часовня.
Владимирская икона Божией Матери, находилась в Сергиевской
церкви с. Ясашная Ташла Симбирского у. (в наст. время —
Тереньгульского р-на), празднование 6 июля (23 июня). Явилась в 1
версте от села, ниже по течению р. Ташлы. Время явления иконы
неизвестно. На месте явления иконы была поставлена деревянная
часовня, где и хранилась икона. После революции часовня
разрушена, в нач. 1990-х восстановлена.
Икона Святителя Тихона Амафунтского, находилась в Богоявленской
церкви
с. Киять Буинского у., празднование 29(16) июня. Время явления
иконы неизвестно.
Нерукотворный Образ Спасителя, находился в Троицком
Кафедральном соборе Симбирска, празднование 29(16) августа. По
преданию, икона принесена в город стрельцами. Первоначально
находилась на главных крепостных воротах Симбирска, получивших
от нее название Спасских, затем перенесена в Спасский женский
монастырь. Когда и как образ был перенесен в Троицкий собор,
неизвестно.
Нерукотворный Образ Спасителя, находится в Алатырском
Свято-Троицком монастыре (в наст. время г. Алатырь — в Чувашии),
празднование 29(16) августа. По преданию, первоначально икона
находилась над крепостными воротами, на стене «рубленного
города». В 1754 в городе произошел большой пожар, уничтоживший
южную часть его и стену с башней. После пожара вблизи того места,
где была проезжая башня с иконой, был построен питейный дом.
Через несколько лет жители, раскапывая пожарище на месте башни,
под пеплом нашли в полной сохранности Надвратный Образ Спаса
Нерукотворного. Икона имеет размер 53х31 см; после перенесения в
монастырь украшена серебряной позолоченной ризой.
Иверская икона Божией Матери, находилась в Спасском монастыре
Симбирска, празднование во вторник Светлой седмицы. Икона была
древнего письма, размер ее — 31х29 см. В 1875 на икону сделана
серебряная риза.
Корсунская икона Божией Матери, находилась в
Крестовоздвиженском соборе Карсуна, празднование 22(9) октября.
Икона представляла собой точную копию с Корсунской, или Ефесской
чудотворной иконы Божией Матери, находившейся в Богородицком
соборе г. Торопца Псковской губ. Копию написал в конце 16 в. для
себя инок Корсунского монастыря Киевской губ. Коневского у. С 1998
находится во Всехсвятской церкви г. Ульяновска.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец», находилась в
Никольском Кафедральном соборе Симбирска, празднование 15(02)
февраля. По преданию, прислана в Симбирск Петром I через
некоторое время после посещения им города в 1722.
Смоленская икона Божией Матери, находилась в Никольском
Кафедральном соборе Симбирска, празднование 10 августа (28
июля). По преданию, как и предыдущая, прислана в Симбирск Петром
I. Икона древнего письма, была в серебряной позолоченной ризе.
Икона Божией Матери «Избавление от болезней», находилась в
Троицкой церкви с. Жданово Курмышского у. (в наст. время —
Пильнинского р-на Нижегородской обл.).
Икона Божией Матери, находилась в Валериановской церкви с.
Комаровка Сызранского у. (в наст. время — Новоспасского р-на).
Тихвинская икона Божией Матери,
находилась в Тихвинской церкви с. Акшуат Карсунского у. ( в наст.
время — Барышского р-на), празднование 9 июля (26 июня).
Икона Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского, находилась в
Троицкой церкви с. Грязнуха Симбирского у. (в наст. время — с.
Луговое Ульяновского р-на), празднование 22(9) мая. Являлась
копией с чудотворной иконы Св. Николая в Новгороде. Написана в
1719.
Тихвинская икона Божией Матери, находилась в Тихвинской церкви
Симбирска, празднование 9 июля (26 июня).
Смоленская икона Божией Матери, находилась в Сергиевской церкви
с. Ясашная Ташла Симбирского у. (в наст. время — Тереньгульского
р-на), празднование 10 авг. (28 июля).
Икона св. Иоанна Предтечи, находилась в Богоявленской церкви
Симбирска, празднование 11 сент. (29 авг.). Написана икона в 1663,
размер — 91х78 см.
Икона Божией Матери «Нечаянная Радость», находилась в
Михайло-Архангельской церкви с. Сельдь Симбирского у. (в наст.
время с. вошло в черту г. Ульяновска), празднование 14(01) мая.
Икона Божией Матери «Знамение», находилась в Сергиевской церкви
с. Ясашная Ташла Симбирского у. (в наст. время — Тереньгульского
р-на), празднование 10 дек. (27 нояб.).
Икона усекновения Главы св. Иоанна Предтечи, находилась в
Благовещенской церкви бывшего Кашпирского монастыря (в наст.
время — Сызранского р-на Самарской обл.), празднование 11 сент.
(29 августа).
Икона св. великомуч. Георгия Победоносца, находилась в Казанской
церкви
с. Палатова Карсунского у. (в наст. время — Инзенского р-на),
празднование
6 мая (23 апр.).
Казанская икона Божией Матери, находилась в Троицкой церкви с.
Порецкого Алатырского у. (в наст. время — Порецкого р-на
Чувашии), празднование 21 (08) июля.
Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», находилась в
Богородице-Скорбященской церкви с. Миренок Алатырского у. (в
наст. время — Алатырского р-на Чувашии), празднование 6 нояб. (24
октября).
Казанская Икона Божией Матери, находилась в Вознесенском соборе
Симбирска, празднование (21) 8 июля.
Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», находилась в
Никольской церкви с. Напольного Алатырского у. (в наст. время —
Порецкого р-на Чувашии). Празднование 6 ноября (24 октября).
Образ Спасителя, находился в Троицкой церкви с. Большие
Березники Карсунского у. (в наст. время — Большеберезниковского
р-на Мордовии).
Икона св. великомуч. Параскевы Пятницы, находилась в Троицкой
церкви
с. Анненково Карсунского у. (в наст. время — Майнского р-на),
празднование 10 ноября (28 октября).
Владимирская икона Божией Матери, находилась во Владимирской
церкви с. Старое Никулино Симбирского у. (в наст. время —
Цильнинского р-на), празднование 6 июля (23 июня).
Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», находилась в
Христо-Рождественской церкви с. Мурзиц Курмышского у. (в наст.
время — Сеченовского
р-на Нижегородской обл.), празднование 15(02) июля.
Владимирская икона Божией Матери, находилась в Донской церкви с.
Вальдиватское Карсунского у. (в наст. время — Карсунского р-на),
празднование 3 июня (21 мая).
Тихвинская икона Божией Матери, находилась в Казанской церкви с.
Большой Кувай Алатырского у. (в наст. время — Сурского р-на),
празднование 9 июля (26 июня).
Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», находилась в
Казанской церкви с. Белое Озеро Сенгилеевского у. (в наст. время —
Майнского р-на), празднование 6 нояб. (24 окт.).
Икона Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского, находилась в
Николаевской церкви с. Большая Борла Сенгилеевского у. (в наст.
время — Тереньгульского р-на), празднование 22(09) мая.
Икона св. князей Бориса и Глеба, находилась в
Богородице-Рождественском соборе Алатыря (в наст. время — в
Чувашии), празднование 6 авг. (24 июля).
Икона св. бесср. Космы и Дамиана, находилась в Космодамианской
церкви
с. Кузькино Сенгилеевского у. (в наст. время — Шигонского р-на
Самарской обл.), празднование 14(01) июля.
Икона св. великомуч. Параскевы Пятницы, находилась в Троицкой
церкви
с. Кременки Симбирского у. (в наст. время с. вошло в черту г.
Новоульяновска), празднование 10 нояб. (28 октября).
Икона Божией Матери «Скоропослушница», находилась в
Вознесенском соборе Симбирска, празднование 22 (09) ноября.
Смоленская икона Божией Матери, находилась в Покровском
(Благовещенском) мужском монастыре Симбирска, празднование 10
авг. (28 июля).
Смоленская икона Божией Матери, находилась в Покровской церкви
с. Копышевка Симбирского у. (в наст. время — Майнского р-на),
празднование 10 августа (28 июля).
Смоленская икона Божией Матери, находилась в Казанской церкви с.
Тагай Симбирского у. (в наст. время — Майнского р-на),
празднование 10 авг. (28 июля).
Нерукотворенный Образ Спасителя, находился в Спасском женском
монастыре Симбирска, празднование 29 (16) авг.
Казанская икона Божией Матери, находилась в Казанской церкви с.
Промзино Алатырского у. (в наст. время — р. п. Сурское),
празднование 21 (08) июля.
Владимирская икона Божией Матери, находилась в
Михайло-Архангельской церкви с. Шигоны Сенгилеевского у. ( в наст.
время — Шигонского р-на Самарской обл.), празднование 3 июня (21
мая).
Казанская икона Божией Матери, находилась в Воскресенской церкви
с. Сарбаево Ардатовского у. (в наст. время — Сеченовского р-на
Нижегородской обл.), празднование 21 (08) июля.
Иверская икона Божией Матери, находилась в Иоанно-Дамаскинской
церкви
с. Подкуровка Симбирского у. (в наст. время — Тереньгульского
р-на), празднование — вторник Светлой седмицы.
Икона Божией Матери «Живоносный Источник», находилась в
Преображенской церкви с. Загоскино Сенгилеевского у. (в наст.
время — Майнского р-на), празднование 17(04) апреля.
Грузинская икона Божией Матери, находилась в
Михаило-Архангельской церкви с. Юрловка Карсунского у. (в наст.
время  — Базарносызганского р-на), празднование 4 сент. (22 авг.).
Боголюбская икона Божией Матери, находилась в Никольской церкви
с. Загарино Сызранского у. (в наст. время — Барышского р-на),
празднование 1 июля (18 июня).
Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», находилась в
Богородице-Рождественской церкви с. Одоевщина Ардатовского у. (в
наст. время — Ардатовского р-на Мордовии), празднование 6 нояб.
(24 октября).
Тихвинская икона Божией Матери, находилась в Никольской церкви
с. Туруново Буинского у. (в наст. время — Батыревского р-на
Чувашии), празднование 9 июля (26 июня).
Икона Божией Матери, называемая местными жителями Тихвинской
(хотя изображение на ней и не соответствовало принятому для
Тихвинской), находилась в Димитриевской церкви с. Можаров Майдан
Курмышского у. (в наст. время — Пильнинского р-на Нижегородской
обл.), празднование 9 июля (26 июня).