СУДОХОДСТВО
СУДОХОДСТВО, как вид деятельности человека возникло с древних
времен. В тот период в пределах Симбирска судоходными были реки
Волга и Сура. Длина водных путей в пределах губ. составляла 904
версты (в обе стороны). Навигация начиналась с ледоходом,
заканчивалась с ледоставом и колебалась от 189 до 256 дней в году.
При движении судов вниз по рекам использовалась, в первую
очередь, естественная сила течения; вверх суда, на протяжении
долгого времени, перемещались мускульной силой
рабочих—бурлаков: 7 человек на 2000 пудов груза. Для движения
бурлаков вдоль берегов существовал бичевник — береговая полоса
шириной в 10 сажень, свободная от построек и насаждений. С нач.
19 в. для передвижения больших грузов стали использоваться
конные машины на лошадиной тяге (коноводки), позже — паровые
вороты — кабестаны. В 1820 из Нижнего Новгорода до Астрахани
совершило первый рейс паровое судно. С 1846 пароходное движение
по реке стало регулярным (см. ПАРОХОДСТВА НА ВОЛГЕ).
Пароходное общество «По Волге 1843 года» обустроило затон в с.
Криуши Симб. у. для зимовки и ремонта судов и строительства барж.
К кон. 19 в. на Волге насчитывалось около 1700 паровых судов,
принадлежавших большому количеству пароходных компаний и
частных владельцев. В больших городах каждая крупная компания
имела особую пристань—дебаркадер. В Симб. губ. собственными
пароходами владели: сенгилеевский купец Ф.М. Баукин – владелец
легкопассажирского пароходного общества «Дружба» с 4
пассажирскими пароходами; сенгилеевская купчиха В.Н. Климова —
1 буксирным пароходом. В последней четв. 19 в. на Суре ходил
пассажирский пароход «Неожиданный», принадлежавший
Алатырскому товариществу паровых и водяных мельниц. В нач. 20 в.
крупнейшими пристанями в губ. являлись: Симбирск — 8
грузопассажирских пристаней, грузооборот за 1911 — 5005432 пуда
(в основном хлеб), общий товарооборот за
год — 20 млн. руб.; Сызрань — 6 грузопассажирских пристаней,
годовой грузооборот 9—10 млн. пудов (в основном хлеб); Сенгилей
— 6 грузопассажирских пристаней, за 1911 грузооборот хлеба –
737394 пуда на сумму 830794 руб., остальных товаров (веревки,
кули, рыба, яблоки) — на 32428 руб. В пределах Симб. у. находилось
7 пристаней, с которых в 1911 отправлено 1886500 пудов грузов
(хлеб, яблоки, дрова) и принято 90000 пудов шерсти. Значение Суры,
как судоходного пути, считавшегося в 1-й пол. 19 в. не менее
важной, чем Волга, к кон. 19 в. неуклонно снижалось, что было
вызвано развитием ж.-д. транспорта, а также обмелением самой
реки, все менее пригодной для движения паровых судов.
В пределах Симб. губ. в 19 — нач. 20 вв. на р. Волге пристани
носили названия по месту их расположения: Симбирск, Сенгилей,
Шиловская, Новодевичье, Сызрань, Жигулевск, Повальная,
Поливинская, Ундоровская, Тархановская.
На р. Суре крупные перевозки осуществлялись на пристанях:
Большие Березники, Башкандинская, Сосновская, Чаглинская,
Кузнеевская, Котяковская, Промзинская, Алатырская,
Барышско-Слободская, Порецковская, Мурзинская, Пильнинская,
Курмышская. Отсюда велась преимущественно вывозная торговля, в
основном это были хлебные перевозки.
В 19 в. Волга была судоходной от
г. Ржева, а в нач. 20 в. регулярное движение по реке
осуществлялось от Твери до впадения в Каспийское море. В сер. 19
в. на долю хлебных грузов приходилось 63% всего вывоза из Симб.
губ. Из всех пристаней главными являлись Сызранская (41%
губернского вывоза), Симбирская (21%), Сенгилеевская (15%).
Помимо зерна отсюда везли муку, гречку, льняное семя, пшено. В
среднем в 1857—1861 вывоз хлеба по Волге из Симб. губ. составлял
4,4 млн. пудов. Движение купеческих хлебных караванов по Волге
совершалось в четыре рейса. Первый — отправляли зерно сразу по
открытии навигации. Второй — продолжался с нач. мая до нач. июня
и считался самым благоприятным. Третий — с нач. июня до нач. сент.
был наименее оживленным. Четвертый имел значение только на
низовых пристанях. К нач. 20 в. сложилась иерархия симбирских
пристаней. С наибольшим оборотом выделялись — Ундоровская,
Часовенская, Симбирская, Сенгилеевская, Новодевичья. Отсюда
вывозились все виды хлебных продуктов.
В февр. 1918 речной флот был национализирован. Однако
последствия Гражданской войны и разруха в народном хозяйстве
привели к тому, что волжское судоходство оказалось подорванным, и
в течение всех довоенных пятилеток не удалось восстановить
дореволюционные объемы грузооборота. См. также ст. РЕЧНОЙ ПОРТ.
времен. В тот период в пределах Симбирска судоходными были реки
Волга и Сура. Длина водных путей в пределах губ. составляла 904
версты (в обе стороны). Навигация начиналась с ледоходом,
заканчивалась с ледоставом и колебалась от 189 до 256 дней в году.
При движении судов вниз по рекам использовалась, в первую
очередь, естественная сила течения; вверх суда, на протяжении
долгого времени, перемещались мускульной силой
рабочих—бурлаков: 7 человек на 2000 пудов груза. Для движения
бурлаков вдоль берегов существовал бичевник — береговая полоса
шириной в 10 сажень, свободная от построек и насаждений. С нач.
19 в. для передвижения больших грузов стали использоваться
конные машины на лошадиной тяге (коноводки), позже — паровые
вороты — кабестаны. В 1820 из Нижнего Новгорода до Астрахани
совершило первый рейс паровое судно. С 1846 пароходное движение
по реке стало регулярным (см. ПАРОХОДСТВА НА ВОЛГЕ).
Пароходное общество «По Волге 1843 года» обустроило затон в с.
Криуши Симб. у. для зимовки и ремонта судов и строительства барж.
К кон. 19 в. на Волге насчитывалось около 1700 паровых судов,
принадлежавших большому количеству пароходных компаний и
частных владельцев. В больших городах каждая крупная компания
имела особую пристань—дебаркадер. В Симб. губ. собственными
пароходами владели: сенгилеевский купец Ф.М. Баукин – владелец
легкопассажирского пароходного общества «Дружба» с 4
пассажирскими пароходами; сенгилеевская купчиха В.Н. Климова —
1 буксирным пароходом. В последней четв. 19 в. на Суре ходил
пассажирский пароход «Неожиданный», принадлежавший
Алатырскому товариществу паровых и водяных мельниц. В нач. 20 в.
крупнейшими пристанями в губ. являлись: Симбирск — 8
грузопассажирских пристаней, грузооборот за 1911 — 5005432 пуда
(в основном хлеб), общий товарооборот за
год — 20 млн. руб.; Сызрань — 6 грузопассажирских пристаней,
годовой грузооборот 9—10 млн. пудов (в основном хлеб); Сенгилей
— 6 грузопассажирских пристаней, за 1911 грузооборот хлеба –
737394 пуда на сумму 830794 руб., остальных товаров (веревки,
кули, рыба, яблоки) — на 32428 руб. В пределах Симб. у. находилось
7 пристаней, с которых в 1911 отправлено 1886500 пудов грузов
(хлеб, яблоки, дрова) и принято 90000 пудов шерсти. Значение Суры,
как судоходного пути, считавшегося в 1-й пол. 19 в. не менее
важной, чем Волга, к кон. 19 в. неуклонно снижалось, что было
вызвано развитием ж.-д. транспорта, а также обмелением самой
реки, все менее пригодной для движения паровых судов.
В пределах Симб. губ. в 19 — нач. 20 вв. на р. Волге пристани
носили названия по месту их расположения: Симбирск, Сенгилей,
Шиловская, Новодевичье, Сызрань, Жигулевск, Повальная,
Поливинская, Ундоровская, Тархановская.
На р. Суре крупные перевозки осуществлялись на пристанях:
Большие Березники, Башкандинская, Сосновская, Чаглинская,
Кузнеевская, Котяковская, Промзинская, Алатырская,
Барышско-Слободская, Порецковская, Мурзинская, Пильнинская,
Курмышская. Отсюда велась преимущественно вывозная торговля, в
основном это были хлебные перевозки.
В 19 в. Волга была судоходной от
г. Ржева, а в нач. 20 в. регулярное движение по реке
осуществлялось от Твери до впадения в Каспийское море. В сер. 19
в. на долю хлебных грузов приходилось 63% всего вывоза из Симб.
губ. Из всех пристаней главными являлись Сызранская (41%
губернского вывоза), Симбирская (21%), Сенгилеевская (15%).
Помимо зерна отсюда везли муку, гречку, льняное семя, пшено. В
среднем в 1857—1861 вывоз хлеба по Волге из Симб. губ. составлял
4,4 млн. пудов. Движение купеческих хлебных караванов по Волге
совершалось в четыре рейса. Первый — отправляли зерно сразу по
открытии навигации. Второй — продолжался с нач. мая до нач. июня
и считался самым благоприятным. Третий — с нач. июня до нач. сент.
был наименее оживленным. Четвертый имел значение только на
низовых пристанях. К нач. 20 в. сложилась иерархия симбирских
пристаней. С наибольшим оборотом выделялись — Ундоровская,
Часовенская, Симбирская, Сенгилеевская, Новодевичья. Отсюда
вывозились все виды хлебных продуктов.
В февр. 1918 речной флот был национализирован. Однако
последствия Гражданской войны и разруха в народном хозяйстве
привели к тому, что волжское судоходство оказалось подорванным, и
в течение всех довоенных пятилеток не удалось восстановить
дореволюционные объемы грузооборота. См. также ст. РЕЧНОЙ ПОРТ.