СПУСКИ К ВОЛГЕ И СВИЯГЕ
СПУСКИ К ВОЛГЕ И СВИЯГЕ, в кон. 19 в. в Симбирске имелось 7
спусков, соединяющих город с Волгой. Самым благоустроенным из
них являлся Петропавловский, который начинался с юж. конца ул. Б.
Саратовской (ныне Гончарова) и тянулся на 3 версты до пароходных
пристаней. Большая часть спуска была отлогой и только в двух
местах встречалась небольшая крутизна, так что он не представлял
особой трудности для перевозки тяжестей. Мысль о постройке спуска
и указания по его расположению даны были императором Николаем I
во время посещения Симбирска в 1836, но к устройству спуска
приступили только в 1851. Работы продолжались 2 года и обошлись в
14155 руб. серебром. Спуск получил название от церкви святых
Петра и Павла, мимо которой его проложили. Ныне он называется
спуск Степана Разина, но по-прежнему является основной дорогой,
ведущей из центра города к волжскому мосту и в речной порт.
Тихвинский спуск (ныне ул. Ст. Халтурина) был устроен в 1866 на
месте крутого оврага для сокращения пути пассажирам и товарным
подводам, поднимающимся от пристаней Волги в среднюю часть
города. Был устроен тремя зигзагами, позволившими удлинить его и
сделать более удобным для движения. Духовский спуск (он же
Владимирский, ныне не существует) предназначался только для
пешеходов, он начинался на Венце и узкой тропинкой шёл по склону
горы к нижней части Петропавловского спуска. Устроен был в первой
четв. 19 в. Название получил по архиерейскому дому, который
располагался вблизи начала спуска. Никольский спуск (ныне
напротив ул. Коммунистической), один из самых древних, начинался
на Венце и спускался к пристаням, значительно сокращая к ним
дорогу. Название получил по Никольской улице, возле которой он
начинался. Завьяловский спуск (ныне спуск Пролетарский)
предназначался для проезда телег и экипажей, существовал с нач.
18 в. Начинался между Старым и Новым Венцами, соединял
Завьяловскую площадь с Нижней частью Петропавловского спуска и
пристанями. Смоленский спуск (ныне спуск Рылеева) начинался от
Смоленской улицы и шёл мимо Смоленской церкви к перевозной
пристани. Обустраивался длительное время во 2-й пол. 19 в.
Второстепенное значение имели Мингалевский спуск (ныне спуск
Минаева), который начинался в районе Александровского сада
(ныне район ул. III Интернационала) и шёл к Волге мимо сада
Мингалёвых. Богоявленский спуск служил продолжением Московской
улицы (ныне ул. Ленина) и шёл к р. Свияге.
спусков, соединяющих город с Волгой. Самым благоустроенным из
них являлся Петропавловский, который начинался с юж. конца ул. Б.
Саратовской (ныне Гончарова) и тянулся на 3 версты до пароходных
пристаней. Большая часть спуска была отлогой и только в двух
местах встречалась небольшая крутизна, так что он не представлял
особой трудности для перевозки тяжестей. Мысль о постройке спуска
и указания по его расположению даны были императором Николаем I
во время посещения Симбирска в 1836, но к устройству спуска
приступили только в 1851. Работы продолжались 2 года и обошлись в
14155 руб. серебром. Спуск получил название от церкви святых
Петра и Павла, мимо которой его проложили. Ныне он называется
спуск Степана Разина, но по-прежнему является основной дорогой,
ведущей из центра города к волжскому мосту и в речной порт.
Тихвинский спуск (ныне ул. Ст. Халтурина) был устроен в 1866 на
месте крутого оврага для сокращения пути пассажирам и товарным
подводам, поднимающимся от пристаней Волги в среднюю часть
города. Был устроен тремя зигзагами, позволившими удлинить его и
сделать более удобным для движения. Духовский спуск (он же
Владимирский, ныне не существует) предназначался только для
пешеходов, он начинался на Венце и узкой тропинкой шёл по склону
горы к нижней части Петропавловского спуска. Устроен был в первой
четв. 19 в. Название получил по архиерейскому дому, который
располагался вблизи начала спуска. Никольский спуск (ныне
напротив ул. Коммунистической), один из самых древних, начинался
на Венце и спускался к пристаням, значительно сокращая к ним
дорогу. Название получил по Никольской улице, возле которой он
начинался. Завьяловский спуск (ныне спуск Пролетарский)
предназначался для проезда телег и экипажей, существовал с нач.
18 в. Начинался между Старым и Новым Венцами, соединял
Завьяловскую площадь с Нижней частью Петропавловского спуска и
пристанями. Смоленский спуск (ныне спуск Рылеева) начинался от
Смоленской улицы и шёл мимо Смоленской церкви к перевозной
пристани. Обустраивался длительное время во 2-й пол. 19 в.
Второстепенное значение имели Мингалевский спуск (ныне спуск
Минаева), который начинался в районе Александровского сада
(ныне район ул. III Интернационала) и шёл к Волге мимо сада
Мингалёвых. Богоявленский спуск служил продолжением Московской
улицы (ныне ул. Ленина) и шёл к р. Свияге.